Автор: Куликова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование педагогических технологий и методика разучивания вращений в народном танце"
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Использование педагогических технологий и
методика разучивания вращений
в народном танце»
Автор:
Куликова Елена Владимировна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»
Санкт-Петербург
2021г.
МАСТЕР-КЛАСС
на тему: «Использование педагогических технологий и методика
разучивания вращений в народном танце»
Предметом нашего разговора и практического занятия будет «Вращение»
Враще
́
ние — по биомеханике это круговое движение объекта.
В плоскости объект вращается вокруг центра (или точки) вращения.
В трёхмерном пространстве объект вращается вокруг линии, называемой осью вращения.
Оба эти понятия необходимы танцору.
Разучивание вращений необходимо начинать после того как обучающиеся ориентируются
в пространстве, изучили элементарные повороты, знают где «право» и «лево».
Подготовительные упражнения:
1. Постановка работы головы.
Изучение туров и поворотов в народно-сценическом танце необходимо начинать с освое-
ния техники поворота головы. Очень важно научить обучающихся «держать точку».
2. Постановка корпуса и рук.
Формирование оси вращения: упражнения на укрепление мышц мышечного корсета,
упражнения на смещение «центра тяжести»
3. Виды
preparation
.
Подготовка к вращению зависит от вида вращения, изучение любого вида вращения начи-
нается с разучивания preparation
.
- Виды preparation для вращений на месте
простой preparation руками (для несложных вращений)
Preparation к обертас
Preparation с tombe
Рreparation для вращения с поджатыми
Рreparation со II невыворотной позиции
Вращения на месте очень разнообразны, и постоянно возникают новые варианты, и, как
следствие этого, новые виды подходов к ним.
Виды preparation для вращений по диагонали и по кругу
«Учебный» preparation для подхода к вращениям по диагонали и по кругу
«затактовый», чтобы он помогал с самого начала набрать быстрый темп вращения
Виды вращений
Вращения в народном танце бывают следующих видов:
- на месте;
- по диагонали;
- по кругу.
Считается, что вращения на месте проще, чем вращения с продвижением по диагонали, а
самые сложные – это вращения по кругу. В зависимости от техники работы ног делятся на
en dehors и en dedans.
Вращения на месте:
1. Пируэты.
а) пируэт en dehors из 3-ей позиции на присогнутом колене.
б) пируэт en dedans со 2-ой невыворотной позиции на присогнутом колене.
в) пируэт en dedans с замаха на воздух на присогнутом или на вытянутом колене.
г) пируэт – tir-bouchon.
д) пируэты en dehors и en dedans по 6-ой позиции на присогнутом или на вытянутом
колене.
2
Комбинироваться пируэты могут между собой, а также сочетаться с другими видами
вращений.
2. Вращение на припадании
3. Бег в повороте на месте.
4. Вращение «носок-каблук».
5. Вращения со скачком на опорной ноге.
6. Обертас.(Обертас с fouette, Обертас в прыжке)
7. Вращение с поджатыми ногами.
8. Дробные вращения
Вращения по диагонали.
1. Tours chainés.
2. «Блинчики» («Блинчики» с поджатыми ногами, «Блинчики» с вытянутыми ногами,
«Блинчики» с поджатыми ногами и двойной дробью)
3. Бегунок.
4. Вращение «носок-каблук».
5. Вращение с «моталочкой» и «ковырялочкой».
6. Комбинированные вращения.
7. Дробные вращения
Вращения по кругу.
1. «Блинчики», бегунок.
2. Вращение tours piqué
3. Дробные вращения («Трилистник» в повороте)
4 Комбинированные вращения (Бегунец с pas assemble)
Остановка после вращения.
Окончание вращения, его заключение также крайне важно, как и начало, preparations.
Умение правильно останавливаться после круток говорит о профессионализме исполните-
ля
После вращений на месте окончание или, как ещё говорят «закрутка» может быть
выполнена как на месте, так и с продвижением вперёд.
1.
«закрутка» на месте, с выходом через четвертую позицию.
2.
«закрутка» на месте с соскоком по 3-ей позиции
Эта остановка удобна для вращений, выполняемых в быстром темпе, когда в момент «за-
крутки» очень сложно погасить скорость вращения.
3. «закрутка» с продвижением вперёд.
Обе руки закрываются на талию, и делается 2-3 поворота tours chainés вперёд к авансцене.
И далее сама «закрутка» заканчивается выходом через 4-ю позицию или соскоком по 3-ей
позиции.
4. «закрутка» с продвижением для вращений по диагонали или по кругу.
После выполнения того или иного вращения с продвижением в заданном направле-
нии, обе руки резко закрывают на талию и делают 2-3 поворота tours chainés, продолжая
движение в прежнем направлении и не меняя «точку». За последним оборотом гасится
скорость вращения и происходит остановка через 4-ю позицию на правую ногу в точку 2
класса (для вращений по диагонали), при этом голова поворачивается к левому плечу, а
взгляд переводится на зрителя; либо происходит соскок по 3-ей позиции лицом к зрителям
(для любых вращений), в этом случае, уже в момент соскока взгляд меняет точку и пере-
водится en face на зрителя.
Вот кратко, что я хотела бы сказать о методике и видах вращений, чтобы напомнить и
структурировать свои и Ваши знания по теме.
По опыту работы и общения с коллегами я сделала вывод, что термин «техноло-
гия» часто путают с методикой, при этом он гораздо шире и включает в себя методику. По
определению Лихачёва, «педагогическая технология – это совокупность педагогиче-
ских установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов,
3
приёмов обучения, воспитательных средств. Это организационно-методический
инструментарий педагогического процесса».
Вращение – сложный трюковой элемент, и я поделюсь с вами наиболее эффектив-
ными технологиями, которые я применяю для изучения этого элемента. Сразу скажу, что
эти технологии можно применять и к разучиванию других элементов народного танца.
Чтобы педагогическая технология работала, необходимо чётко сформулировать цель заня-
тия. Цель моего мастер - класса – поделиться с вами опытом работы и эффективными тех-
нологиями для разучивания вращений в народном танце, а также разучивание этюда на
основе движений и вращений казачьего танца.
Условно я изучаю вращения в три этапа и на всех этих этапах я применяю иг-
ровую, здоровьесберегающую и технологию развивающего обучения.
На первоначальном этапе (с младшими школьниками или с теми, кто не занимался
народными танцами) я использую наглядные пособия и игры по принципу: «Учиться
надо весело, чтобы хорошо учиться».
На втором и третьем этапе, в работе со средними и старшими группами, которые уже вла-
деют определенными навыками народного танца, я применяю чередование технологии
развивающего обучения и здоровьесберегающей технологии и создаю атмосферу так на-
зываемой «мастерской». Это исходит из специфики нашей деятельности. Мы не только
информируем и развиваем мозг человека, но и формируем стойкие навыки гармоничного
движения в пространстве. А это требует многократных повторений, трудолюбия, терпе-
ния. Поэтому давайте перейдём к практике и посмотрим, как это работает.
Первый этап
Дорогие коллеги, прошу вас представить, что вы дети 8 – 9 лет, которые один или два года
занимались основами хореографии и первый год занимаетесь народно-характерным тан-
цем. На этом этапе моя задача – через игру дать вам базовые знания о вращениях. Предла-
гаю вам поиграть!
Игра №1 – «Хореографические часы» - эстафета. (проучивание точек зала)
Обратите внимание на цветные цифры, которые разложены по залу. Как вы думаете, что
они означают? На что это похоже? – правильный ответ «часы».
Да, но это непростые часы, а хореографические. В них всего 8 цифр. Каждая цифра – это
точка, которую мы будем называть и фиксировать. (расставляет участников на номера)
Правила игры: Я – ведущий, иду из точки 1 в точку 2, выполняю поклон и меняюсь места-
ми с человеком, который стоит в точке 2. Человек из точки 2 становится ведущим и про-
должает движение по направлению танца.
Игра №2 «Хореографические часы» - стрелка.
Построить учащихся в две линии в центре зала лицом в точку 1.
Я буду изображать стрелку и двигаться от одной точки зала к другой, а вы будете следить
за моим движением и поворачиваться в ту точку, где стрелка делает остановку.
Игра №3 – «Фотограф» (научить держать точку)
Первая линия поворачивается лицом ко второй линии. Делимся на пары. Первая линия бу-
дет изображать зрительный зал и позировать фотографам. Вторая линия – вы фотографы –
повторяйте движение за мной (потом поменялись).
4
Игра №4 – «Самокат»
Я показываю движение, имитирующее катание на самокате. Теперь выполняем поворот в
правую сторону, исполняя это движение ногами.
Мы далеко уехали с вами на самокате, устали и теперь нужно отдохнуть.
Игра №5 – «Кукла» (релаксация)
На счёт «три» мы превращаемся в кукол. (тряпичная кукла, деревянная кукла, фарфоровая
кукла – импровизационные движения под музыку, направленные на постепенное расслаб-
ление всех мышц)
Можете применять любые упражнения, целью которых является восстановление дыхания
и вестибулярного аппарата.
Второй этап
На втором этапе в средней группе основные задачи – это дальнейшее развитие враще-
ния. Мы можем усложнить это движение за счёт: 1 – ускорение темпа, 2 – усложнения
движения ног, 3 – развитие вращения по рисунку (например, вращение по диагонали)
Игра №6 – «Правша-левша» (хореокорекция)
На счёт «три» быстро и не задумываясь, складываем руки (показывает). Определяем прав-
шей-левшей по пальцу, оказавшемуся сверху. Пробуем выполнять знакомое вращение
«самокат» кто правша – вправо, кто левша – влево. После меняемся.
Игра №7 – «Ключ и замок» (разучивание подготовки к вращению и вращение по ше-
стой позиции на 360 градусов):
1 – замок закрыт на пол оборота. (вращение спиной-лицом в т.1).
2 – замок закрыт на один оборот. (подготовка + одно вращение)
3 – замок закрыт на два оборота
4 – замок закрыт на три оборота
Игра №8 – «Танец глазами». (здоровьесберегающая технология, биоадекватное пре-
подавание, чтобы снять умственную и физическую усталость)
На счёт «три» - принять статичную позу. Гимнастика для глаз.
Игра №9 – «Соло с оркестром»
Выстраиваемся в диагональ из точки 2 в точку 6. Вы все – это оркестр. Один человек, ко-
торый будет повторять движение за мной – солист. Остальные аккомпанируют хлопками,
помогая исполнять движение.
-«циркуль»
- Tours chainés
- «блинчики»
Игра № 10 «Часы»
Исполнители делятся на две группы «цифры» и «стрелки». Цифры показывают степень
поворота стрелкам, затем меняются мествми.
- припадания и вращения на припаданиях
Игра № 11 «Перепляс» соревнование
Исполнители делятся на две группы, по очереди исполняют дробное выстукивание снача-
ла без поворота потом с вращением, кто лучше.
- Дробные вращения
5
Третий этап
На третьем этапе в работе со старшими основные цели – это довести вращение до за-
конченной формы, т.е. усложнить его до уровня трюка и изучить вращение по кругу. При
разучивании необходимо определить конкретные 4 точки в классе и учащиеся поначалу
ориентируются по ним. Чаще всего это 3, 5, 7 и 1 точки класса, представляющие собой
своеобразный ромб. Нужно следить за тем, чтобы при вращении со сменой точки, учащи-
еся не продвигались по прямым, а всё – таки двигались по дугам, по кругу. Затем каждая
исполнительница самостоятельно координирует работу головы и «разбивает» круг на
большее количество опорных точек. Игра «Хореографические часы» очень хорошо помо-
гает при изучении вращения по кругу.
В качестве примера работы со сложными вращениями хочу предложить Вам разу-
чить три вида вращений казачьего танца (на месте, с продвижением по диагонали и вра-
щение по кругу). Затем разучим один ход и несколько движений казачьего танца, объеди-
ним в единую композицию. И станцуем небольшой этюд на основе движений казачьего
танца.
Благодарю за совместную работу и предлагаю закончить нашу встречу поклоном.
(под музыку выполняют поклон).
6