Напоминание

"Использование педагогических технологий и методика разучивания вращений в народном танце"


Автор: Куликова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование педагогических технологий и методика разучивания вращений в народном танце"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс»

Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Использование педагогических технологий и

методика разучивания вращений

в народном танце»

Автор:

Куликова Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦИ «Эдельвейс»

Санкт-Петербург

2021г.

МАСТЕР-КЛАСС

на тему: «Использование педагогических технологий и методика

разучивания вращений в народном танце»

Предметом нашего разговора и практического занятия будет «Вращение»

Враще

́

ние — по биомеханике это круговое движение объекта.

В плоскости объект вращается вокруг центра (или точки) вращения.

В трёхмерном пространстве объект вращается вокруг линии, называемой осью вращения.

Оба эти понятия необходимы танцору.

Разучивание вращений необходимо начинать после того как обучающиеся ориентируются

в пространстве, изучили элементарные повороты, знают где «право» и «лево».

Подготовительные упражнения:

1. Постановка работы головы.

Изучение туров и поворотов в народно-сценическом танце необходимо начинать с освое-

ния техники поворота головы. Очень важно научить обучающихся «держать точку».

2. Постановка корпуса и рук.

Формирование оси вращения: упражнения на укрепление мышц мышечного корсета,

упражнения на смещение «центра тяжести»

3. Виды

preparation

.

Подготовка к вращению зависит от вида вращения, изучение любого вида вращения начи-

нается с разучивания preparation

.

- Виды preparation для вращений на месте

простой preparation руками (для несложных вращений)

Preparation к обертас

Preparation с tombe

Рreparation для вращения с поджатыми

Рreparation со II невыворотной позиции

Вращения на месте очень разнообразны, и постоянно возникают новые варианты, и, как

следствие этого, новые виды подходов к ним.

Виды preparation для вращений по диагонали и по кругу

«Учебный» preparation для подхода к вращениям по диагонали и по кругу

«затактовый», чтобы он помогал с самого начала набрать быстрый темп вращения

Виды вращений

Вращения в народном танце бывают следующих видов:

- на месте;

- по диагонали;

- по кругу.

Считается, что вращения на месте проще, чем вращения с продвижением по диагонали, а

самые сложные – это вращения по кругу. В зависимости от техники работы ног делятся на

en dehors и en dedans.

Вращения на месте:

1. Пируэты.

а) пируэт en dehors из 3-ей позиции на присогнутом колене.

б) пируэт en dedans со 2-ой невыворотной позиции на присогнутом колене.

в) пируэт en dedans с замаха на воздух на присогнутом или на вытянутом колене.

г) пируэт – tir-bouchon.

д) пируэты en dehors и en dedans по 6-ой позиции на присогнутом или на вытянутом

колене.

2

Комбинироваться пируэты могут между собой, а также сочетаться с другими видами

вращений.

2. Вращение на припадании

3. Бег в повороте на месте.

4. Вращение «носок-каблук».

5. Вращения со скачком на опорной ноге.

6. Обертас.(Обертас с fouette, Обертас в прыжке)

7. Вращение с поджатыми ногами.

8. Дробные вращения

Вращения по диагонали.

1. Tours chainés.

2. «Блинчики» («Блинчики» с поджатыми ногами, «Блинчики» с вытянутыми ногами,

«Блинчики» с поджатыми ногами и двойной дробью)

3. Бегунок.

4. Вращение «носок-каблук».

5. Вращение с «моталочкой» и «ковырялочкой».

6. Комбинированные вращения.

7. Дробные вращения

Вращения по кругу.

1. «Блинчики», бегунок.

2. Вращение tours piqué

3. Дробные вращения («Трилистник» в повороте)

4 Комбинированные вращения (Бегунец с pas assemble)

Остановка после вращения.

Окончание вращения, его заключение также крайне важно, как и начало, preparations.

Умение правильно останавливаться после круток говорит о профессионализме исполните-

ля

После вращений на месте окончание или, как ещё говорят «закрутка» может быть

выполнена как на месте, так и с продвижением вперёд.

1.

«закрутка» на месте, с выходом через четвертую позицию.

2.

«закрутка» на месте с соскоком по 3-ей позиции

Эта остановка удобна для вращений, выполняемых в быстром темпе, когда в момент «за-

крутки» очень сложно погасить скорость вращения.

3. «закрутка» с продвижением вперёд.

Обе руки закрываются на талию, и делается 2-3 поворота tours chainés вперёд к авансцене.

И далее сама «закрутка» заканчивается выходом через 4-ю позицию или соскоком по 3-ей

позиции.

4. «закрутка» с продвижением для вращений по диагонали или по кругу.

После выполнения того или иного вращения с продвижением в заданном направле-

нии, обе руки резко закрывают на талию и делают 2-3 поворота tours chainés, продолжая

движение в прежнем направлении и не меняя «точку». За последним оборотом гасится

скорость вращения и происходит остановка через 4-ю позицию на правую ногу в точку 2

класса (для вращений по диагонали), при этом голова поворачивается к левому плечу, а

взгляд переводится на зрителя; либо происходит соскок по 3-ей позиции лицом к зрителям

(для любых вращений), в этом случае, уже в момент соскока взгляд меняет точку и пере-

водится en face на зрителя.

Вот кратко, что я хотела бы сказать о методике и видах вращений, чтобы напомнить и

структурировать свои и Ваши знания по теме.

По опыту работы и общения с коллегами я сделала вывод, что термин «техноло-

гия» часто путают с методикой, при этом он гораздо шире и включает в себя методику. По

определению Лихачёва, «педагогическая технология – это совокупность педагогиче-

ских установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов,

3

приёмов обучения, воспитательных средств. Это организационно-методический

инструментарий педагогического процесса».

Вращение – сложный трюковой элемент, и я поделюсь с вами наиболее эффектив-

ными технологиями, которые я применяю для изучения этого элемента. Сразу скажу, что

эти технологии можно применять и к разучиванию других элементов народного танца.

Чтобы педагогическая технология работала, необходимо чётко сформулировать цель заня-

тия. Цель моего мастер - класса – поделиться с вами опытом работы и эффективными тех-

нологиями для разучивания вращений в народном танце, а также разучивание этюда на

основе движений и вращений казачьего танца.

Условно я изучаю вращения в три этапа и на всех этих этапах я применяю иг-

ровую, здоровьесберегающую и технологию развивающего обучения.

На первоначальном этапе (с младшими школьниками или с теми, кто не занимался

народными танцами) я использую наглядные пособия и игры по принципу: «Учиться

надо весело, чтобы хорошо учиться».

На втором и третьем этапе, в работе со средними и старшими группами, которые уже вла-

деют определенными навыками народного танца, я применяю чередование технологии

развивающего обучения и здоровьесберегающей технологии и создаю атмосферу так на-

зываемой «мастерской». Это исходит из специфики нашей деятельности. Мы не только

информируем и развиваем мозг человека, но и формируем стойкие навыки гармоничного

движения в пространстве. А это требует многократных повторений, трудолюбия, терпе-

ния. Поэтому давайте перейдём к практике и посмотрим, как это работает.

Первый этап

Дорогие коллеги, прошу вас представить, что вы дети 8 – 9 лет, которые один или два года

занимались основами хореографии и первый год занимаетесь народно-характерным тан-

цем. На этом этапе моя задача – через игру дать вам базовые знания о вращениях. Предла-

гаю вам поиграть!

Игра №1 – «Хореографические часы» - эстафета. (проучивание точек зала)

Обратите внимание на цветные цифры, которые разложены по залу. Как вы думаете, что

они означают? На что это похоже? – правильный ответ «часы».

Да, но это непростые часы, а хореографические. В них всего 8 цифр. Каждая цифра – это

точка, которую мы будем называть и фиксировать. (расставляет участников на номера)

Правила игры: Я – ведущий, иду из точки 1 в точку 2, выполняю поклон и меняюсь места-

ми с человеком, который стоит в точке 2. Человек из точки 2 становится ведущим и про-

должает движение по направлению танца.

Игра №2 «Хореографические часы» - стрелка.

Построить учащихся в две линии в центре зала лицом в точку 1.

Я буду изображать стрелку и двигаться от одной точки зала к другой, а вы будете следить

за моим движением и поворачиваться в ту точку, где стрелка делает остановку.

Игра №3 – «Фотограф» (научить держать точку)

Первая линия поворачивается лицом ко второй линии. Делимся на пары. Первая линия бу-

дет изображать зрительный зал и позировать фотографам. Вторая линия – вы фотографы –

повторяйте движение за мной (потом поменялись).

4

Игра №4 – «Самокат»

Я показываю движение, имитирующее катание на самокате. Теперь выполняем поворот в

правую сторону, исполняя это движение ногами.

Мы далеко уехали с вами на самокате, устали и теперь нужно отдохнуть.

Игра №5 – «Кукла» (релаксация)

На счёт «три» мы превращаемся в кукол. (тряпичная кукла, деревянная кукла, фарфоровая

кукла – импровизационные движения под музыку, направленные на постепенное расслаб-

ление всех мышц)

Можете применять любые упражнения, целью которых является восстановление дыхания

и вестибулярного аппарата.

Второй этап

На втором этапе в средней группе основные задачи – это дальнейшее развитие враще-

ния. Мы можем усложнить это движение за счёт: 1 – ускорение темпа, 2 – усложнения

движения ног, 3 – развитие вращения по рисунку (например, вращение по диагонали)

Игра №6 – «Правша-левша» (хореокорекция)

На счёт «три» быстро и не задумываясь, складываем руки (показывает). Определяем прав-

шей-левшей по пальцу, оказавшемуся сверху. Пробуем выполнять знакомое вращение

«самокат» кто правша – вправо, кто левша – влево. После меняемся.

Игра №7 – «Ключ и замок» (разучивание подготовки к вращению и вращение по ше-

стой позиции на 360 градусов):

1 – замок закрыт на пол оборота. (вращение спиной-лицом в т.1).

2 – замок закрыт на один оборот. (подготовка + одно вращение)

3 – замок закрыт на два оборота

4 – замок закрыт на три оборота

Игра №8 – «Танец глазами». (здоровьесберегающая технология, биоадекватное пре-

подавание, чтобы снять умственную и физическую усталость)

На счёт «три» - принять статичную позу. Гимнастика для глаз.

Игра №9 – «Соло с оркестром»

Выстраиваемся в диагональ из точки 2 в точку 6. Вы все – это оркестр. Один человек, ко-

торый будет повторять движение за мной – солист. Остальные аккомпанируют хлопками,

помогая исполнять движение.

-«циркуль»

- Tours chainés

- «блинчики»

Игра № 10 «Часы»

Исполнители делятся на две группы «цифры» и «стрелки». Цифры показывают степень

поворота стрелкам, затем меняются мествми.

- припадания и вращения на припаданиях

Игра № 11 «Перепляс» соревнование

Исполнители делятся на две группы, по очереди исполняют дробное выстукивание снача-

ла без поворота потом с вращением, кто лучше.

- Дробные вращения

5

Третий этап

На третьем этапе в работе со старшими основные цели – это довести вращение до за-

конченной формы, т.е. усложнить его до уровня трюка и изучить вращение по кругу. При

разучивании необходимо определить конкретные 4 точки в классе и учащиеся поначалу

ориентируются по ним. Чаще всего это 3, 5, 7 и 1 точки класса, представляющие собой

своеобразный ромб. Нужно следить за тем, чтобы при вращении со сменой точки, учащи-

еся не продвигались по прямым, а всё – таки двигались по дугам, по кругу. Затем каждая

исполнительница самостоятельно координирует работу головы и «разбивает» круг на

большее количество опорных точек. Игра «Хореографические часы» очень хорошо помо-

гает при изучении вращения по кругу.

В качестве примера работы со сложными вращениями хочу предложить Вам разу-

чить три вида вращений казачьего танца (на месте, с продвижением по диагонали и вра-

щение по кругу). Затем разучим один ход и несколько движений казачьего танца, объеди-

ним в единую композицию. И станцуем небольшой этюд на основе движений казачьего

танца.

Благодарю за совместную работу и предлагаю закончить нашу встречу поклоном.

(под музыку выполняют поклон).

6



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники