Напоминание

«Техника изготовления головы театральной куклы из солёного теста"»


Авторы: Питенина Анна Валентиновна, Красилова Ирина Валерьевна
Должность: Педагог дополнительного образования, директор
Учебное заведение: МАОУ ДО ЦТиР №1 Советского района
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Методические рекомендации к занятию студии «Тестопластика» (программа «Истоки»)
Тема: «Техника изготовления головы театральной куклы из солёного теста"»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагог дополнительного образования

Питенина Анна Валентиновна,

и

директор

Красилова Ирина Валерьевна

МАОУ ДО «Центр творчества и развития № 1»

г. Красноярск

Рекомендации к занятию студии «Тестопластика»

(программа «Истоки»)

Раздел № 14 «Маски и куклы»

Занятие № 2 «Техника изготовления головы театральной куклы»

Цель

занятия:

помочь

детям

познать

и

понять

пластические

возможности

солёного

теста

на

примере

изготовления

головы

театральной куклы.

Задачи:

развить творческую активность и художественный вкус;

развить коммуникативные навыки;

развить моторику рук;

привить терпение и усидчивость;

открыть детям прекрасный мир народного творчества;

обучить технике изготовления головы театральной куклы;

сформировать практические трудовые навыки.

Тип занятия:

сообщение новых знаний

Вид занятия:

практическая работа

Методы обучения:

наглядный, словесный, метод практико-ориентированной деятельности.

Ход занятия

1.

Организационный момент

2.

Объяснение нового материала

3.

Подведение итогов занятия

Согласно

существующим

рекомендациям

автора

пособия

«Кукольный

театр

детям»

Богомоловой

Ю.П.,

изготавливать

театральные куклы можно из папье-маше, используя при этом заранее

изготовленные формы из гипса. Прежде чем выполнить головы для

театральной

куклы

с

детьми,

я

попробовала

изготовить

их

самостоятельно. В итоге выявила, что этот процесс очень трудоёмкий,

неэкономичный и требующий больших временных затрат. А готовые

формы ограничивают возможность создания новых придуманных

образов и не позволяют учащимся в полном объёме воплощать

творческие

идеи.

Вначале

пробовала

изготавливать

головы

для

театральных кукол только из соленого теста. Они получались тяжёлыми

и непрактичными. Лабораторно-практическим путем выявила, что

необходимо изготавливать основу для будущей модели головы и для

этого целесообразно использовать монтажную пену TYTAN O2. После

высыхания её нужно облеплять соленым тестом, что позволяет

облегчить голову и отобразить с помощью мимики различные

характеры будущих образов, не требуя при этом существенных

ограничений в творческих замыслах. Кроме того, это позволяет внести

изменения в образ на конечном этапе изготовления головы. Основу для

голов изготавливаю самостоятельно за 2 дня до занятия, перед занятием

хорошо проветриваю помещение.

Использую только пену нового

поколения TYTAN O2. Состав пены таков, что весь объем вещества

вступает в реакцию без попадания в воздух. Проникновение MDI в

окружающую среду не отмечается и после завершения процесса.

Отсутствие паров MDI при работе с пеной класса O2 было официально

подтверждено сертификатом шведского исследовательского института

SP

Technical

Research

Institute

of

Sweden,

одной из

немногих

организаций,

имеющих

полномочия

на

исследование

влияния

различных химических веществ на здоровье человека.

Размер театральной куклы в среднем с ладонь человека, головка

куклы – размером с апельсин. Сначала приступаю к изготовлению

основы для головы. В мастерской имеется специальная подставка,

которая понадобится для изготовления основы (см. приложение №1 рис

№1).

Подставка изготовлена из доски шириной 20 см, высотой 2 - 3 см,

длиной 75, 5 см. На поверхности с помощью дрели делаются отверстия

диаметром 1,5 см, и в них на клей для дерева крепятся 5 деревянных

стержней высотой 4см. На листе бумаги выполняю пять перфораций

диаметром 1,5см на том же расстоянии, как расположены деревянные

стержни. Поверх доски размещаю лист бумаги, при этом деревянные

стержни необходимо продевать через перфорации (рис №2). На

деревянный стержень надеваю бумажную трубочку и верхний край

трубочки перекручиваю, закрыв тем самым отверстие, через которое

может попасть пена. (рис. № 3) То же самое проделываю на каждом

деревянном стержне. После этого баллон с монтажной пеной тщательно

взбалтываю (около 15 сек.), привинчиваю пластиковую направляющую

трубку к клапану, направляю на стержень и нажимаю на клапан, баллон

при этом удерживаю дном вверх (рис. № 3). Следует учитывать, что

вышедшая из баллона пена при затвердевании увеличивается в объёме

примерно в 1,5 – 2,5 раза. Таким же образом запениваю остальные

стержни. После затвердевания пены получившуюся основу снимаю с

подставки, убираю излишки бумаги. В отверстии для шеи бумажную

трубочку не убираю. Далее острым ножом осторожно придаю нужную

форму (овала) основе для головы (рис. № 4).

На втором этапе изготовления головы театральной куклы детьми

выполняется эскиз образа в нескольких ракурсах (в фас, профиль,

полупрофиль), что позволяет более зримо представить образ. Интересно

отметить, что кукольный образ формируется не только из черт лица, а в

большей степени из деталей (формы глаз, подбородка, щек, губ, цвета

лица, прически, одежды), точнее передавая таким образом характер.

На третьем этапе происходит материальное воплощение образа.

Для этого основу головы равномерно по периметру дети облепляют

соленым тестом толщиной не более 5мм., оставляя отверстие для шеи.

Согласно

эскизу

вылепляют

определенной

формы

глаза,

брови,

подбородок,

щеки,

губы,

уши,

при

необходимости

выполняют

морщинки. Детали предварительно с помощью кисточки смачивают

водой и соединяют. Сушат голову при комнатной температуре 24 часа.

На четвёртом этапе дети расписывают лицо, прорисовывают

глаза, ресницы, брови, губы, наклеивают волосы, бороду, головной

убор (рис. № 5)

Приложение № 1

20см

1.5см 15 см.

10см

75.5см

Рис. № 1

Рис. № 4

Рис. № 5

Рис. № 2

Рис. № 3

Рис. № 5

Рис. № 6



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники