Напоминание

Содержание методологической культуры учителя музыки


Автор: Смирнова Вера Иннокентьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Качугская детская музыкальная школа
Населённый пункт: р. п. Качуг
Наименование материала: доклад
Тема: Содержание методологической культуры учителя музыки
Раздел: дополнительное образование





Назад





Доклад

преподавателя МБУ ДО Качугская ДМШ

Смирновой Веры Иннокентьевны

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

МУЗЫКИ

«… только любовь и привычка к подлинному искусству

может стать надежным иммунитетом против

пошлости, против дурного вкуса».

Д. Кабалевский
За последнюю четверть века отношение к методологии в нашем образовании принципиально изменилось. Интерес к методологии проявляют не только ученые разных областей, но и практики.
1. Понятие методологической культуры
Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Такие знания необходимы каждому педагогу. Ему необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики, и уметь использовать эти знания в своей деятельности по преодолению проблем и в практическом применении при появлении различных педагогических проблем.
2. Сущность методологической культуры педагога – музыканта
Главная задача педагога - музыканта состоит в том, чтобы заниматься преподавательской деятельностью. И в то же время трудно представить творчески работающего преподавателя музыки, который не анализирует результаты своей деятельности и деятельности учеников. Это профессиональная реакция, возникающая практически после каждого занятия. Опытный преподаватель расскажет о каждом своем учащемся много важного и интересного: какие музыкальные интересы и способности у 1
ученика, как он продвигается в своем музыкальном развитии, как проявляет себя в разных видах музыкальной деятельности, чем радует педагога в процессе формирования умений и навыков, а чем огорчает, в какой сфере тот или иной воспитанник проявляет себя творчески, а в какой – нет. Так же каждый педагог знает сильные и слабые стороны своей профессиональной подготовки, личных качеств и стремится к самосовершенствованию. Все это очень важный второй, «внутренний», план, та параллельная работа, которая осуществляется как бы «сама собой» одновременно с процессом преподавания музыки. И от того, насколько грамотно, профессионально, систематично она выполняется, зависит успех музыкального обучения и воспитания. Некоторые педагоги – музыканты обладают даром осуществлять подобного рода работу без предварительного обучения. Но сами в основном не отдают себе отчета, что это и является исследовательской деятельностью. А ведь эта деятельность связана с анализом, с рефлексией, с применением принципов и методов, которые уже не назовешь методами обучения и воспитания. Потому что это методы другого рода –
методы исследования

музыкально-педагогического процесса.
Для формирования и становления методологической культуры учителя музыки сложность исследовательской работы выше, просто практической деятельности. Благодаря исследовательской работе появляется цепочка и зависимость, когда новые педагогические разработки предполагают новый уровень методологической культуры учителя, более высокий. В свою очередь, возможность исследователя сформировать новые методы и подходы в музыкально-педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры. Наиболее общим знанием, которое получает учитель музыки, является педагогический принцип. Для выработки нового принципа нужно определить следующие компоненты. 1.
Цель,
поставленную обществом перед обучением. 2.
Определенные условия,
в которых происходит педагогическое действие. 2
3.
Возрастные особенности учащихся.
4.
Методы

обучения,
т . е. способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций. 5.
Предмет,
являющийся объектом изучения. 6.
Логику и содержание науки,
представляющей данный объект и предмет. Практика показывает: педагоги – музыканты, вольно, а больше невольно успешно занимающиеся такого рода работой, обычно достигают замечательных результатов в своей основной, преподавательской, деятельности. Это говорит о том, что происходит постоянный процесс профессионального самосовершенствования. Чаще всего педагог – музыкант делает это на уровне интуиции, спонтанно, решая задачи первого «уровня» исследовательской деятельности. Гораздо реже, когда преподаватель музыки выделяет ту или иную проблему, долгое время размышляет о ней, изучает все то, что накоплено в науке и практике по этому вопросу и в результате подготавливает статью, пособие, книгу, где излагает свое видение избранной музыкально – педагогической проблемы. Так случается и в педагогике профессионального музыкального образования (вспомним труды выдающихся музыкантов – педагогов К. Н. Игумнова, Г. М. Когана, Я. И. Мильштейна, Г. Г. Нейгауза и многих других), и в педагогике общего музыкального образования (Ю. Б. Алиева, Б. С. Рачину, Н. В. Суслову, которые имея большой опыт работы учителями музыки в общеобразовательной школе, разрабатывают важнейшие проблемы музыкального воспитания и обучения). К основным методам исследовательской работы относятся также изучение, теоретический анализ и обобщение литературы по избранной проблеме и построение на этой основе всякого рода теоретических и методических концепций. Для того рода исследований и научной работы необходимым условием является повышение профессионального мастерства педагога – музыканта и в то же время составной частью его преподавательской деятельности. Такую работу необходимо проводить и молодым, начинающим преподавателям музыки. 3
В своем профессиональном совершенствовании каждому педагогу – музыканту необходимо учиться: 1. исследовать самого себя; 2. анализировать (рефлексировать) свою профессиональную деятельность; 3. осмысливать эффективность применяемых методов преподавания; 4. анализировать результаты конструирования содержания музыкального образования; 5. сформулировать для себя исходные установки и принципы исследования. Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя музыки является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.
3. Уровни и ступени методологической культуры педагога
Определение уровней методологии влияет и на определение уровней методологической культуры, которые соответствуют ей. Выделяются такие уровни методологической культуры: 1) педагогический; 2) общенаучный; 3) философский. Только овладев указанными уровнями культуры, учитель музыки может совершенствовать свою профессиональную и исследовательскую деятельность, что является необходимой целью и стремлением любого профессионала в педагогике.
Педагогический уровень методологической культуры
На этом уровне для учителя музыки важными являются следующие знания. 1. В области истории музыкального образования и современных музыкально- педагогических теорий. 2. Основных законов и признаков, используемых в к ач е с т в е основополагающих установок в педагогике (например, принципы 4
доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития и т. д.). 3. Навыков в применении различных методов ведения урока (словесные, наглядные, проблемные, поисковые и т. д.). 4. Навыков практической работы учителя в музыкально-педагогической и воспитательной деятельности. Достигнув определенного уровня методологической культуры, учитель музыки имеет способность и возможность сформировать передовой опыт своей практической работы, сформулировать проблему исследования и проверить ее с помощью наблюдения, эксперимента, анализа, синтеза, моделирования и т. д. Область психологических знаний, составляющих методологическую основу педагогики музыкального образования, необычайно широка. Музыканту-педагогу необходимо знать психологические законы не только педагогического искусства, но и прежде всего музыкального.
Общенаучный уровень методологической культуры
Данный уровень методологической культуры учителя музыки представляет собой применение в педагогике: 1) общенаучных принципов, используемых в музыкальной педагогики, а именно: редукционизма, эволюционизма, рационализма; 2) приемов идеализации, универсализации; 3) различных подходов – системного, вероятностного, структурно- функционального и т. д. На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка ее в музыкально-педагогической практике.
Философский уровень методологической культуры
Данный уровень методологической культуры учителя музыки предполагает наличие знания педагогических теорий, которые базируются на противоположных методологических законах, обусловленных различными мировоззренческими направлениями. На этом уровне выявляются навыки исторического и логического приемов изучения, абстрактного и конкретного принципов, метафизического, диалектического и системного исследования явлений педагогической науки в мире музыке. Учитель музыки должен знать исторически сложившиеся направления и стили музыки. Поскольку стиль 5
является лишь одной составляющих сложного мира музыки, поскольку он связан с жанром и формой, языком и музыкальным материалом. Поэтому свободное ориентирование в направлениях и стилях всей музыкальной культуры - одно из условий обеспечения историко-культурной ориентации учителя в мире музыки. Методологические установки философского уровня определяют методологию низших уровней: общенаучного и педагогического. Таким образом, можно сказать, что высшим уровнем методологической культуры педагога является - философский. При выделении данных уровней методологической культуры отсутствуют критерии оценки, и нет представления о последовательности уровней методологической культуры. Но в то же время подобное деление дает возможность учителю музыки развивать способности и стремиться к самосовершенствованию в своей практической деятельности. Чтобы определить содержание методологической культуры, необходимо выявить её признаки и критерии уровней, определить последовательность ценностей данной культуры, постепенно достигая которые преподаватель сможет совершенствовать свою методологическую культуру. В данном случае методологическая культура является механизмом саморазвития педагога. Методологическая культура педагога – музыканта – это проявление способности мыслить, самостоятельно сравнивать, сопоставлять различные точки зрения, выявлять собственную позицию, научно обосновывать и профессионально отстаивать её.
Отсутствие знаний, умений и навыков, безрезультатность действий

вследствие неверных методологических установок говорит об отсутствие

методологической культуры педагога
. Методология педагогики музыкального образования направлена на становление профессионально ориентированной методологической культуры специалиста. 6
Музыкальное образование неразрывно связано с музыкальным творчеством. Нельзя преподавать одинаково народную музыку фольклорной традиции и каноническую музыку. В воспитании, в приобщении к музыкальной культуре учитель музыки сам должен быть учителем «со вкусом», как бы ни странно это звучало, учителем, обладающим общечеловеческой, музыкальной, психологической, коммуникативной культурой. Самым важным признаком методологической культуры учителя остается умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования своей работы. Учителю важно представит, как связана наука и практика, какое место занимает педагог в системе этой связи, какое место могут найти методы исследования в его практической работы. И заканчивая свой доклад словами Д. Кабалевского - не только великого композитора, музыканта, а самое главное великого педагога, исследователя, ученого и психолога в мире музыкального искусства. Будучи сам ярко одаренной личностью, он не представляет себе учителя, лишенного творческой активности, целеустремленности. «Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду – и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом – творцом и специалистом – ремесленником». 7


В раздел образования