Автор: Кондратьева Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: сценарий конкурса - педагогический проект
Тема: театрализованный теоретический конкурс "Музыкальный турнир"
Раздел: дополнительное образование
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТУРНИР
В ЧЕСТЬ ЕГО ВЫСОЧЕСТВА
ГОСПОДИНА Р И Т М А.
Театрализованный
теоретический конкурс для уч-ся 3-
4классов дмш и дши.
Сценарий (очный формат)
АВТОР ПРОЕКТА: КОНДРАТЬЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, преподаватель
ДШИ №1 г. Мурманска
ПОЭТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА: СОРОКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
МУРМАНСК 2021 г.
Пояснительная записка.
Формат театрализованного конкурса выбран как альтернатива
академическим,
«сухим»
олимпиадам
и конкурсам
по
предметам
теоретического цикла: сольфеджио и музыкальная литература. Такое
мероприятие требует от организаторов огромного творческого энтузиазма,
выдумки, длительной подготовки и артистизма.
Автор проекта ставит перед собой следующие задачи:
- пробудить интерес уч-ся к сольфеджио и муз.литературе. К
предметам, которые кажутся самыми скучными и излишне теоретизироваными
в процессе обучения в музыкальной школе;
- развить навыки коллективной работы и умения сформировать
атмосферу сотрудничества и взаимопомощи;
- дать возможность учащимся проявить в себе актёрские качества и
посмотреть на обучающий процесс с творческой стороны.
Ни один такой конкурс не оставляет детей равнодушными, они всегда
уходят вдохновлёнными, окрылёнными и готовы прийти поучаствовать ещё
раз!
Для проведения конкурса «Музыкальный турнир» кроме команд-участниц
требуются:
- ведущий (преподаватель)
- исполнитель роли г-на РИТМА (преподаватель или уч-ся
старших классов)
- уч-ся хореографического отделения или просто танцовщицы,
исполнители
роли
подружек
г-на РИТМА,
средства
музыкальной
выразительности: темп, динамика, штрихи, метр, мелодия, лад.
- концертмейстер
- жюри конкурса
Тем, кто желает использовать данный сценарий в своей работе, желаем
успеха!
- 1 –
Предварительный этап: команды школ-участников (по 4 человека) занимают
места за столами в соответствии с цветом своего ордена.
Ордена участники получают в результате жеребьёвки перед турниром.
Рыцарские ордена предложены следующие:
- рыцари ордена синей триоли;
- рыцари ордена чёрно-белого пунктира;
- рыцари ордена зелёной синкопы;
- рыцари ордена сиреневой паузы.
Ход музыкального турнира:
Ведущий: - Привет вам люди,
Мы все здесь оказались не случайно!
Сегодня Рыцарский турнир объявлен,
Хозяином которого стал Р И Т М!
Достойнейшие будут состязаться,
И в честном поединке всех рассудит
Сам Р ИТ М – всесильный, непреклонный
И Повелитель времени теченья!
Встречайте же хозяина турнира!
Выход г-на Ритма под музыку. (сначала выходят подруги: средства муз.
выразительности – темп, динамика, штрихи, мелодия, метр, лад. Они исполняют
танец под музыку «Менуэта» Л. Боккерини; затем важно выходит г-н РИТМ под
музыку М. Равеля «Болеро»)
РИТМ приветствует всех участников и занимает место на троне.
- 2 -
РИТМ: - Приветствую служителей искусства!
Приветствую поклонников и судей!
Соперников с почётом принимаю
И объявляю всем открытие турнира!
Пусть боги нам свидетелями станут,
Пусть схватку честно рассудить помогут.
В конце турнира главную награду
Я лично победителю вручаю!
Ведущий: - Позвольте, Господин и Повелитель,
Представить вам судейскую команду.
Достойнейшие эти имена
Известны всем от мала до велика!
( представление членов жюри)_ __ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
Ведущий: - Здесь и сейчас мы клятву произносим
Во имя преданности вечной и любви к искусству!
Прими же, Повелитель, нашу клятву!
Верны ей будем в трудных испытаньях!
Клянёмся, клянёмся, клянёмся! (произносят все участники)
Ритм: - Я вас услышал!
Готов назначить я вам испытанье,
Которое предшествует турниру!
Ведущий объясняет суть вступительного испытания: каждая команда в
полном составе занимает место около своего пюпитра (или мольберта) с
листом ватмана. Каждый представитель команды выполняет работу
индивидуально, делают это по очереди. Звучит ритмический рисунок в
объёме 2-х тактов (р.2/4). Участник должен записать фломастером на
ватмане прозвучавший ритм. Озвучивается один раз! Тембры звучащего
ритма меняются, например: барабан, треугольник, трещотка или кастаньеты,
детская игрушка-пищалка.
За каждый верный ответ команда получает ноту-восьмушку (карточка-
картинка)
- 3-
После 4-х заданий команды складывают заработанные восьмые и
называют длительность, которая получилась в сумме.
Задание оценивается в 4 балла.
Ритм: Ну, что ж! Достойные соперники!
Пожалуй, допускаю всех к участию в турнире!
Ведущий: Поединок первый!
Ритм: - Вы знаете, что нитка без иголки
Не может жить, как белый день без ночи?
И что мелодию, пропетую без ритма,
Узнать не сможет даже композитор?
Так помогите же ей восстановиться
И прозвучать достойно и понятно!
Ведущий: объясняет суть задания. Каждый участник получает листок с
записанной мелодией, в которой в некоторых тактах отсутствует ритм.
Необходимо восстановить весь ритмический рисунок после 3х-кратного
проигрывания. (см. нотное приложение)
Ведущий: - поединок второй.
Ритм: - Хочу вам рассказать особый случай:
Мелодия- любимая подруга –
Гуляя в парке осенью дождливой,
Промокла сильно, - чуть не простудилась!
И вот, домой вернувшись, обомлела –
Ведь часть её, вторую половину,
Дождь беспощадный просто смыл бесследно!...
О, рыцари! Кто ей окажет помощь?!
Кто восстановит целостность подруги?
Ведущий: На листе полностью записано первое предложение мелодии, а
второго нет! Его необходимо собрать из предложенных ритмических
тактов. Команда исполняет получившуюся мелодию: 1-е предложение
поют, а 2-е стучат по столу карандашом. (см. нотное приложение)
-4-
Задание оценивается в 5 баллов max.
Ведущий: Поединок третий.
Ритм: - Хочу сказать о важной роли пауз,
Которые мне так необходимы.
Без них порою, право, я теряюсь
И призываю всех им подчиниться!
Подружка-средство выразительности: (1) - Умейте паузу держать,
Как все великие артисты!
Умейте думать, слушать, ждать,-
И пауза вам покорится!
Подружка - средство (2): - Она подчёркивает ритм,
В ней смысл таится первозданный,
В ней вдох, в ней крик,
Мечта парит,
Биенье сердца, взгляд желанный…
Подружка - средство (3): - В ней время молится за нас,
Ритмично вьётся и струится…
Без точных пауз ни романс,
Ни менуэт не состоится!
Ведущий: объясняет задание. Каждая команда получает записанный на
листе ритмический рисунок с паузами в объёме 8-ми тактов. Участники
должны исполнить его в качестве ритмического аккомпанемента к
звучащей музыке. Использовать для исполнения ритма можно карандаш
или любой удобный ударный инструмент. Исполняется командой. (см.
нотное приложение)
Задание оценивается в 5 баллов max.
Ведущий: Поединок четвёртый.
Ритм: - Знакомы ли с моим вы братом МЕТРОМ?
По правде – мы двойняшки при рожденьи!
-5-
И друг без друга мы не существуем!
Но отличить нас всё же очень просто…
Продемонстрируйте и это нам уменье!
Ведущий: Объясняет задание. Определить размер прозвучавшего
музыкального отрывка в записи. 3-4 отрывка. За каждый верный ответ
– 1 балл + 1 балл за определение жанра. Ответ командиры поднимают на
карточках одновременно по сигналу.
Звучит: 1 ----- ------ ------ ------ ------
2 ---- ---- ---- ---- ---
3 ---- ---- ---- ---- ----
4 ---- ----- ------ ----- =-- ------ ---
(Прозвучат: колыбельная 2/4; мазурка 3/4; марш 4/4; тарантелла 6/8)
Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Ведущий: поединок пятый.
Ритм: - Но одиночества, однако, не страшусь я:
Самодостаточен бываю в полной мере-
И даже без мелодии порою
Я покоряю публику мгновенно!
Послушайте и назовите пьесу!
Ведущий: объясняет задание участникам. Прозвучит ритмическая пьеса (с
участием только ударных инструментов) ------------------------------------
Участники должны дать название пьесе. Оценивается поэтичность и
литературная фантазия в выборе названия. Дополнительный балл –за
каждый угаданный инструмент.
Ритм: - И, наконец, домашнее задание!
Изнемогаю я от нетерпенья:
Кто лучше в музыке раскроет образ,
Используя богатства ритма?
Ведущий:
Приглашает участников турнира к
показу творческого
домашнего задания. Команды выступают по очереди, установленной
заранее в процессе жеребьёвки. Ограничение по времени - 2-3мин, на
выступление одной команды.
-6-
Задание оценивается в 5 баллов max.
1___________________________
2____________________________
3______________________________
4______________________________
Ритм: - Да, я бываю гордым, непреклонным
И подчиняю всех своим законам!
Я дядя очень даже строгих правил!
Но я люблю свих подруг и братьев!
Без них мир музыки
Не стал бы так прекрасен!
Смотрите - вот они кружатся в танце!
Снимаю шляпу перед их величьем!
Девочки, играющие роль средств музыкальной выразительности,
исполняют заключительный танец и покидают зал. Во время танца
жюри готовит результаты турнира.
Ведущий: Внимание! Займите ваши кресла!
К черте заветной наш турнир подходит!
Команды, попрошу внимания.
Сейчас выносит суд своё решение!
Судьи - жюри: ----объявляют победителей турнира.
Ритм: - Всё справедливо - победил сильнейший!
Победу знания мы празднуем и чувства!
Хочу я лично наградить команды
И в памяти навечно их оставить!
То, как достойно здесь они сражались,
Как доказали мне своё признание,
И школы честь своей не посрамили!
-7-
Сначала приз получит победитель!
Ритм вручает приз победителю под музыку «Церемониального марша»
Ж.Б.Люлли.
Ведущий: - Поклон вам, судьи, гости дорогие!
Спасибо за горячее участье!
Возможно, будут встречи и другие.
Мы ждём вас! И почтём за счастье
Принять вас снова в нашем светлом доме.
Вооружайтесь знаньем, будьте наготове!
Под музыку «Болеро» М. Равеля г-н РИТМ покидает зал.
Нотные приложения к поединкам.
Поединок первый:
Поединок второй:
второе предложение надо составить из
предложенных тактов:
Поединок третий: у каждой команды свой вариант мелодии с паузами)
Примерная сложность:
Это ритм исполняется под музыку марша.