Напоминание

театрализованный теоретический конкурс "Музыкальный турнир"


Автор: Кондратьева Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: сценарий конкурса - педагогический проект
Тема: театрализованный теоретический конкурс "Музыкальный турнир"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТУРНИР

В ЧЕСТЬ ЕГО ВЫСОЧЕСТВА

ГОСПОДИНА Р И Т М А.

Театрализованный

теоретический конкурс для уч-ся 3-

4классов дмш и дши.

Сценарий (очный формат)

АВТОР ПРОЕКТА: КОНДРАТЬЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА, преподаватель

ДШИ №1 г. Мурманска

ПОЭТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА: СОРОКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

МУРМАНСК 2021 г.

Пояснительная записка.

Формат театрализованного конкурса выбран как альтернатива

академическим,

«сухим»

олимпиадам

и конкурсам

по

предметам

теоретического цикла: сольфеджио и музыкальная литература. Такое

мероприятие требует от организаторов огромного творческого энтузиазма,

выдумки, длительной подготовки и артистизма.

Автор проекта ставит перед собой следующие задачи:

- пробудить интерес уч-ся к сольфеджио и муз.литературе. К

предметам, которые кажутся самыми скучными и излишне теоретизироваными

в процессе обучения в музыкальной школе;

- развить навыки коллективной работы и умения сформировать

атмосферу сотрудничества и взаимопомощи;

- дать возможность учащимся проявить в себе актёрские качества и

посмотреть на обучающий процесс с творческой стороны.

Ни один такой конкурс не оставляет детей равнодушными, они всегда

уходят вдохновлёнными, окрылёнными и готовы прийти поучаствовать ещё

раз!

Для проведения конкурса «Музыкальный турнир» кроме команд-участниц

требуются:

- ведущий (преподаватель)

- исполнитель роли г-на РИТМА (преподаватель или уч-ся

старших классов)

- уч-ся хореографического отделения или просто танцовщицы,

исполнители

роли

подружек

г-на РИТМА,

средства

музыкальной

выразительности: темп, динамика, штрихи, метр, мелодия, лад.

- концертмейстер

- жюри конкурса

Тем, кто желает использовать данный сценарий в своей работе, желаем

успеха!

- 1 –

Предварительный этап: команды школ-участников (по 4 человека) занимают

места за столами в соответствии с цветом своего ордена.

Ордена участники получают в результате жеребьёвки перед турниром.

Рыцарские ордена предложены следующие:

- рыцари ордена синей триоли;

- рыцари ордена чёрно-белого пунктира;

- рыцари ордена зелёной синкопы;

- рыцари ордена сиреневой паузы.

Ход музыкального турнира:

Ведущий: - Привет вам люди,

Мы все здесь оказались не случайно!

Сегодня Рыцарский турнир объявлен,

Хозяином которого стал Р И Т М!

Достойнейшие будут состязаться,

И в честном поединке всех рассудит

Сам Р ИТ М – всесильный, непреклонный

И Повелитель времени теченья!

Встречайте же хозяина турнира!

Выход г-на Ритма под музыку. (сначала выходят подруги: средства муз.

выразительности – темп, динамика, штрихи, мелодия, метр, лад. Они исполняют

танец под музыку «Менуэта» Л. Боккерини; затем важно выходит г-н РИТМ под

музыку М. Равеля «Болеро»)

РИТМ приветствует всех участников и занимает место на троне.

- 2 -

РИТМ: - Приветствую служителей искусства!

Приветствую поклонников и судей!

Соперников с почётом принимаю

И объявляю всем открытие турнира!

Пусть боги нам свидетелями станут,

Пусть схватку честно рассудить помогут.

В конце турнира главную награду

Я лично победителю вручаю!

Ведущий: - Позвольте, Господин и Повелитель,

Представить вам судейскую команду.

Достойнейшие эти имена

Известны всем от мала до велика!

( представление членов жюри)_ __ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

Ведущий: - Здесь и сейчас мы клятву произносим

Во имя преданности вечной и любви к искусству!

Прими же, Повелитель, нашу клятву!

Верны ей будем в трудных испытаньях!

Клянёмся, клянёмся, клянёмся! (произносят все участники)

Ритм: - Я вас услышал!

Готов назначить я вам испытанье,

Которое предшествует турниру!

Ведущий объясняет суть вступительного испытания: каждая команда в

полном составе занимает место около своего пюпитра (или мольберта) с

листом ватмана. Каждый представитель команды выполняет работу

индивидуально, делают это по очереди. Звучит ритмический рисунок в

объёме 2-х тактов (р.2/4). Участник должен записать фломастером на

ватмане прозвучавший ритм. Озвучивается один раз! Тембры звучащего

ритма меняются, например: барабан, треугольник, трещотка или кастаньеты,

детская игрушка-пищалка.

За каждый верный ответ команда получает ноту-восьмушку (карточка-

картинка)

- 3-

После 4-х заданий команды складывают заработанные восьмые и

называют длительность, которая получилась в сумме.

Задание оценивается в 4 балла.

Ритм: Ну, что ж! Достойные соперники!

Пожалуй, допускаю всех к участию в турнире!

Ведущий: Поединок первый!

Ритм: - Вы знаете, что нитка без иголки

Не может жить, как белый день без ночи?

И что мелодию, пропетую без ритма,

Узнать не сможет даже композитор?

Так помогите же ей восстановиться

И прозвучать достойно и понятно!

Ведущий: объясняет суть задания. Каждый участник получает листок с

записанной мелодией, в которой в некоторых тактах отсутствует ритм.

Необходимо восстановить весь ритмический рисунок после 3х-кратного

проигрывания. (см. нотное приложение)

Ведущий: - поединок второй.

Ритм: - Хочу вам рассказать особый случай:

Мелодия- любимая подруга –

Гуляя в парке осенью дождливой,

Промокла сильно, - чуть не простудилась!

И вот, домой вернувшись, обомлела –

Ведь часть её, вторую половину,

Дождь беспощадный просто смыл бесследно!...

О, рыцари! Кто ей окажет помощь?!

Кто восстановит целостность подруги?

Ведущий: На листе полностью записано первое предложение мелодии, а

второго нет! Его необходимо собрать из предложенных ритмических

тактов. Команда исполняет получившуюся мелодию: 1-е предложение

поют, а 2-е стучат по столу карандашом. (см. нотное приложение)

-4-

Задание оценивается в 5 баллов max.

Ведущий: Поединок третий.

Ритм: - Хочу сказать о важной роли пауз,

Которые мне так необходимы.

Без них порою, право, я теряюсь

И призываю всех им подчиниться!

Подружка-средство выразительности: (1) - Умейте паузу держать,

Как все великие артисты!

Умейте думать, слушать, ждать,-

И пауза вам покорится!

Подружка - средство (2): - Она подчёркивает ритм,

В ней смысл таится первозданный,

В ней вдох, в ней крик,

Мечта парит,

Биенье сердца, взгляд желанный…

Подружка - средство (3): - В ней время молится за нас,

Ритмично вьётся и струится…

Без точных пауз ни романс,

Ни менуэт не состоится!

Ведущий: объясняет задание. Каждая команда получает записанный на

листе ритмический рисунок с паузами в объёме 8-ми тактов. Участники

должны исполнить его в качестве ритмического аккомпанемента к

звучащей музыке. Использовать для исполнения ритма можно карандаш

или любой удобный ударный инструмент. Исполняется командой. (см.

нотное приложение)

Задание оценивается в 5 баллов max.

Ведущий: Поединок четвёртый.

Ритм: - Знакомы ли с моим вы братом МЕТРОМ?

По правде – мы двойняшки при рожденьи!

-5-

И друг без друга мы не существуем!

Но отличить нас всё же очень просто…

Продемонстрируйте и это нам уменье!

Ведущий: Объясняет задание. Определить размер прозвучавшего

музыкального отрывка в записи. 3-4 отрывка. За каждый верный ответ

– 1 балл + 1 балл за определение жанра. Ответ командиры поднимают на

карточках одновременно по сигналу.

Звучит: 1 ----- ------ ------ ------ ------

2 ---- ---- ---- ---- ---

3 ---- ---- ---- ---- ----

4 ---- ----- ------ ----- =-- ------ ---

(Прозвучат: колыбельная 2/4; мазурка 3/4; марш 4/4; тарантелла 6/8)

Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.

Ведущий: поединок пятый.

Ритм: - Но одиночества, однако, не страшусь я:

Самодостаточен бываю в полной мере-

И даже без мелодии порою

Я покоряю публику мгновенно!

Послушайте и назовите пьесу!

Ведущий: объясняет задание участникам. Прозвучит ритмическая пьеса (с

участием только ударных инструментов) ------------------------------------

Участники должны дать название пьесе. Оценивается поэтичность и

литературная фантазия в выборе названия. Дополнительный балл –за

каждый угаданный инструмент.

Ритм: - И, наконец, домашнее задание!

Изнемогаю я от нетерпенья:

Кто лучше в музыке раскроет образ,

Используя богатства ритма?

Ведущий:

Приглашает участников турнира к

показу творческого

домашнего задания. Команды выступают по очереди, установленной

заранее в процессе жеребьёвки. Ограничение по времени - 2-3мин, на

выступление одной команды.

-6-

Задание оценивается в 5 баллов max.

1___________________________

2____________________________

3______________________________

4______________________________

Ритм: - Да, я бываю гордым, непреклонным

И подчиняю всех своим законам!

Я дядя очень даже строгих правил!

Но я люблю свих подруг и братьев!

Без них мир музыки

Не стал бы так прекрасен!

Смотрите - вот они кружатся в танце!

Снимаю шляпу перед их величьем!

Девочки, играющие роль средств музыкальной выразительности,

исполняют заключительный танец и покидают зал. Во время танца

жюри готовит результаты турнира.

Ведущий: Внимание! Займите ваши кресла!

К черте заветной наш турнир подходит!

Команды, попрошу внимания.

Сейчас выносит суд своё решение!

Судьи - жюри: ----объявляют победителей турнира.

Ритм: - Всё справедливо - победил сильнейший!

Победу знания мы празднуем и чувства!

Хочу я лично наградить команды

И в памяти навечно их оставить!

То, как достойно здесь они сражались,

Как доказали мне своё признание,

И школы честь своей не посрамили!

-7-

Сначала приз получит победитель!

Ритм вручает приз победителю под музыку «Церемониального марша»

Ж.Б.Люлли.

Ведущий: - Поклон вам, судьи, гости дорогие!

Спасибо за горячее участье!

Возможно, будут встречи и другие.

Мы ждём вас! И почтём за счастье

Принять вас снова в нашем светлом доме.

Вооружайтесь знаньем, будьте наготове!

Под музыку «Болеро» М. Равеля г-н РИТМ покидает зал.

Нотные приложения к поединкам.

Поединок первый:

Поединок второй:

второе предложение надо составить из

предложенных тактов:

Поединок третий: у каждой команды свой вариант мелодии с паузами)

Примерная сложность:

Это ритм исполняется под музыку марша.



В раздел образования