Автор: Лукьянчук Оксана Романовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ВЫдринская ДШИ"
Населённый пункт: село Выдрино Кабанский район Республика Бурятия
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Инновационное обучение на уроках музыкальной литературы
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Выдринская детская школа искусств» Муниципального образования
«Кабанский район» Республики Бурятия
Инновационное в обучении на уроках музыкальной литературы в
ДШИ, ДМШ.
Методические рекомендации
Составила преподаватель первой категории Лукьянчук О.Р.
Выдрино 2019г.
1
Вступление.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014г. № 1726-
р, направлена на перевод системы дополнительного образования детей как
одно из важнейших направлений образовательной политики. Современная
школа с каждым годом вынуждена усложнять свою систему так, как
приходиться действовать в современном динамично изменяющемся мире,
который предъявляет все более возрастающие позиции. Система
дополнительного образования должна опережающе реагировать на
изменения в социокультурной среде, адаптироваться к ним. Для
музыкальных школ и школ искусств это означает усиление внимание в
проблемам начального музыкального образования, которое выполняет
важные образовательные функции: развитие музыкальных способностей и
формирование художественной культуры обучающихся.
В формировании эстетической культуры учебный предмет «Музыкальная
литература» занимает особое место. Благодаря ему у обучающихся
формируются исторические, стилистические, индивидуально-творческие
представления о музыке.
На современном этапе развития дополнительного образования к выпускнику
ДШИ, ДМШ предъявляются серьезные требования. Он должен уметь
самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, уметь
работать с различной информацией, анализировать, делать выводы, быть
коммуникабельным. Выпускник должен уметь излагать свои мысли о
творчестве композитора, определять на слух фрагменты изученного
музыкального материала, выражать его понимание и свое отношение к нему.
Таким образом, выпускник должен иметь сформированные основы
эстетических взглядов, художественного вкуса и действительно
интересоваться музыкальным искусством.
Современное образование создает множество проблем, главным из которых
являются огромные информационные потоки, поглощаемые обучающимися в
образовательных и бытовых условиях, повышенная учебная нагрузка – как
правило, учащиеся школ искусства активно принимают участие во
внеклассной деятельности общеобразовательной школы, посещают
различные кружки и т.д. Возникает сложность восприятие все возрастающего
объема необходимой информации и ограниченными способностями человека
к освоению этой информации. Традиционные методы образования,
основанные на передаче знаний от преподавателя к ученику теряют свое
первоначальное значение, потому что исчезла их эксклюзивность из-за
развитых технологий.
2
В настоящее время ученики часто задаются вопросом «Надо ли мне
запоминать данные знания, если в любой момент я могу использовать
интернет?» Чтобы заинтересовать обучающихся, активизировать их
внимание и заинтересованность, преподаватель должен постоянно быть в
поиске новых форм и методов работы. В современном уроке преподаватель
не просто ретранслятор, он режиссер каждого урока, чтобы обучающиеся
проявляли творческую активность, взаимодействовали друг с другом и
самостоятельно получали знания. Главная задача в современном
образовании: воспитание умения учиться как потребности в развитии и
самосовершенствовании.
Именно в дополнительном образовании дети могут проявить себя творчески,
они учатся мечтать, планировать, проектировать, изменяют свою жизнь и
окружающий мир. Именно в дополнительном образовании обучающиеся
сами выбирают программы, преподавателя, в соответствии со своими
интересами и способностями.
Данные рекомендации помогут преподавателям разнообразить свои уроки,
сделать их интересными и эффективными, а ученикам помогут быстрее
запомнить и усвоить предложенный материал.
В любом образовании разработка новых методик, форм и технологий
обусловлена накоплением педагогического опыта. Традиционная система
музыкальной подготовки обучающихся, которая основана на равенстве
способностей всех учащихся, а соответственно возможности применения
единых приемов, нуждается в обновлении. Современные методические
подходы позволяют учитывать разные степени одаренности детей, таким
образом создаются различные по уровню сложности образовательные
программы, индивидуальные траектории.
Инновационные формы уроков.
Традиционный урок музыкальной литературы был выстроен на основе
историко-монографического подхода. Основные формы «урок-лекция»,
«урок-беседа». Основные методы обучения – объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный и поисковый. Во второй половине XX
века появились педагогические концепции А.Артоболевской, М.Белянчик,
В.Виноградова, И.Назарова и др. Были разработаны новые на том этапе
подходы при проведении урока: методика активизации процесса обучения
(И.Филиппова), вопросы письменного анализа произведения (Н.Виденеева),
методика пластического моделирования (Т.Рыбкина), представление о
музыке через художественные впечатления (Л.Фрейверт).
Традиционное обучение в разных странах мира имеет схожие черты. Это
урок, в ходе которого преподаватель сообщает, передает знания, формируя
умения и навыки. Такое обучение носит репродуктивный характер. Работа
преподавателя нацелена на передачу готового материала.
3
Инновационный процесс – это целенаправленный процесс по созданию,
освоению, использованию и распространению современных методик.
Инновационный или нестандартный урок имеет нетрадиционную,
вариативную структуру и ориентирован на повышение интереса учащихся к
обучению через новые формы организации учебной деятельности.
В современной педагогике формы инновационных уроков можно разделить
условно на группы:
1.
Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, кроссворд, викторина,
олимпиада.
2.
Занятия, основанные на исследовании, анализе первоисточников,
комментарии, интервью, репортаже, рецензии.
3.
Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного
материала: урок мудрости, откровения.
4.
Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс-
конференция, бенефис, дискуссия, панорама, телепередача, диалог,
устный журнал.
5.
Урок-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.
6.
Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и
организаций: суд, ученый совет, редакционный совет и т.д.
Многолетний опыт не следует исключать из работы, инновации важны
только тогда, когда традиционные способы не дают положительного
результата.
Современный урок это не просто открытие нового, важно понимать, что
новое это не просто новая информация, это открытие внутреннего нового
каждого ученика. На уроке учащийся не просто изучает материал, а
развивает свои способности.
Учеба должна быть средством, а не целью. Одним из важных особенностей
урока – создание образовательной продукции. Если учащийся научился
создавать данную продукцию (выводы, планы, стихи, схемы и др.), значит,
он сможет в будущем быть полезен людям, обществу.
Современный урок не может строится только на подаче материала
преподавателем. Сегодня важно понимать, что диалог, полилог, совместные
проекты –это то, что нужно современному ученику и не только в период
обучения, но и в дальнейшей его профессии. Поэтому очень важно, включая
в урок разные формы работы, насыщая его информацией, не следует
забывать об уровне детского восприятия и следует способствовать развитию
познавательной активности обучающегося.
Групповая форма урока позволяет включать учащихся в атмосферу
сотрудничества, сотворчества. Результаты такого урока, как правило, выше,
чем индивидуального, потому что члены группы помогают друг другу,
4
отвечают за всю группу целиком, соответственно за каждого участника в
отдельности.
При групповой деятельности следует четко распределить работу между
всеми участниками группы, взаимной проверке результатов работы каждого,
оперативной поддержке преподавателя.
Групповая форма работы может применяться при графической форме
организации информации, работы с текстами, на уроках конкурсах и
олимпиадах.
Графические формы организации информации.
Кластер (англ.cluster –гроздь, скопление). При использовании данной формы
организации информации выделяются основные смысловые единицы,
которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизации
полученных знаний.
Кластер может оформляться в виде грозди, ступеней, елочки, солнца с
лучами или планеты со спутниками. В центре располагается основная мысль,
понятие, по бокам основные понятия. Учащиеся отмечают свои мысли, идеи,
образы, факты, ассоциации по данной теме. Кластер можно оформлять на
доске, на отдельном листе, в тетради каждого учащегося. При работе с
кластером желательно использовать разноцветные фломастеры, ручки,
карандаши. При такой работе не следует опасаться написать лишнее, по ходу
все ненужное, неточное отсеется.
При создании кластера по теме Опера, отправные точки - герои
произведения. Далее последуют их музыкальные характеристики с учетом их
сюжетных взаимосвязей.
Если кластер создается на вокальную или инструментальную миниатюру,
отправной точкой будет название данного произведения, а последующие
гроздья-ступени основные средства выразительности: форма, лад, интонация,
характер, ритмический рисунок и др. После повторного прослушивания
схема дополняется новыми фактами: сопровождение мелодии, образы из
жизни, кульминация произведения, смена характера.
Итог урока – анализ всей полученной картины, с обсуждением верных или
неверных определений, суждений и обобщение данной информации.
Метод кластера позволяет учащимся высказать свое собственное мнение,
учит учащихся системному мышлению, развивает творческую обработку
информации.
Фишбоун дословно переводится с английского как «рыбная кость» или
«скелет рыбы». Данный метод направлен на развитие критического
мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Эти схемы были
придуманы профессором Каору Исикава (Ишикава), поэтому их называют
5
диаграммы Исикава. Данный метод устанавливает причинно-следственные
взаимосвязи между объектом анализа и влияющими на него факторами.
Схемы Фишбоун даю возможность организовать работу в парах или группах,
провести взаимосвязи между причинами и следствиями, распределить
факторы по степени их значимости. В зависимости от желания
преподавателя, схема может быть вертикальной или горизонтальной, можно
использовать различный цвет для разных блоков схемы. Связующим звеном
выступает хребет рыбы.
Голова – проблема, вопрос, тема, то, что подлежит анализу.
Верхние косточки фиксируют основные понятия, причины, которые
привели к проблеме.
Нижние косточки – суть понятий, факты, подтверждающие наличие
сформулированных причин.
Хвост – вывод, обобщение, ответ на поставленный вопрос.
Эффективнее применять данный метод во время урока обобщения и
систематизации знаний. Иногда возникает проблема в том, что причин
обсуждаемой проблемы больше, чем фактов, подтверждающих ее наличие.
Это не так страшно.
Пример использования метода Фишбоун при прослушивании Арии
И.Сусанина.
Голова - характеристика главного героя.
Верхние косточки – разделы арии.
Нижние косточки – настроение, интонации, лад, ритм, темп, какие средства
музыкальной выразительности использованы автором.
Хвост – вывод.
Благодаря использованию данного метода, учащиеся приобретают
метапредметные компетенции, такие как критическое мышление,
взаимодействие в группах, толкование услышанного и формирование
собственного мнения, осознанное чтение м слушание музыки.
Метод фреймового структурирования учебного материала.
Слово «фрейм» (frame) в переводе с английского означает «рама», «каркас».
Его автором является американский ученый Марвин Минский. Основой
метода является метод получения информации через зрительные ассоциации,
предполагающий использование в обучении сжатой информации в виде схем,
рисунков, графиков.
Обычно данный метод применяют в общеобразовательных школах на уроках
математики, физики, иностранного языка. Пример фреймового подхода на
уроках музыкальной литературы разработал преподаватель Тюменского
педагогического колледжа А.В.Демченко-Анохина.
На этапе изложения нового материала используются:
6
Опора на готовую фреймовую систему (с заполненными слотами) и
обращение к ней в процессе изложения материала преподавателем для
уточнения;
Заполнение учащимися пустой фреймовой схемы (слотов) из рассказа
преподавателя, что способствует активизации восприятия и внимания
учащихся.
На этапе закрепления применяются:
Для первичного закрепления – ответы с помощью фреймовой схемы;
Выбор из нескольких фреймовых схем соответствующей поставленной
задачи;
Прослушивание музыкального произведения с определением жанра и
заполнение слотов фреймовой схемы. Это актуализирует знания,
формирует слуховой опыт и избирательность мышления, активизирует
внимание.
На этапе контроля :
Учащиеся обмениваются вопросами по фреймовой схеме, что
позволяет определить уровень знаний как задающего вопросы, так и
отвечающего.
Заполнять чистые слоты фреймовой схемы согласно понятию,
указанному в центральном слоте.
Данный метод особенно актуален при изучении биографии композитора:
1 слот – Фамилия, имя, отчество композитора.
2 слот – этапы, периоды деятельности композитора.
3 слот – содержание определенного этапа деятельности композитора.
4 слот – характеристика музыкального языка композитора.
5 слот – изучение оценок творчества композитора критиками, историками.
Или при изучении различных жанров, музыкальных форм. Ценность работы
с фреймом состоит в том, что учащийся видит не только, что говорить, но и
то, как говорить.
Игровые формы. Игра – удивительный феномен жизни человека. Именно в
игре удовлетворяются бессознательные влечения и потребности. Являясь
развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в творчество, в модель
человеческих отношений. Задача преподавателя – придать игре
целенаправленность.
По целям игровые формы можно классифицировать на три типа:
Сюжетные игры.
Ролевые игры.
Игры-соревнования («Угадай мелодию», «Музыкальная мозаика»,
«Музыка и даты», «Умники и умницы» и др.)
Конкурс презентаций («Бетховен и Девятая симфония», «Моцарт и
Реквием», «Э.Григ и «Пер Гюнт»» и др.)
7
Создание рефлексивных текстов.
Рефлексия (позднелат.reflexio – обращение назад) – обращение внимания
человека на самого себя, на продукты собственной активности, их
переосмысление.
Синквейн (франц. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная
форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Данная форма используется в дидактических целях, как эффективный метод
развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Синквейн – метод развития критического мышления. Он может быть
использовал на разных этапах урока.
Правила написания синквейна:
1 строка – Кто? Что? (название произведения, фамилия композитора)
2 строка - Какой? (два слова, описывающие тему, выражающие главную
мысль)
3 строка – Что делает? (три слова, характеризующие действия, относящиеся к
теме).
4 строка – Что автора думает о теме? (афоризм в виде пословицы, крылатого
выражения, цитаты в четырех словах)
5 строка – Кто? Что? (синоним или ассоциация, повторяющая суть темы,
одно слово)
Четкое соблюдение правил необязательно.
Для уроков музыкальной литературы синквейны – превосходный способ
контроля. Детям очень нравятся эти стихотворения – они небольшие по
объему, их интересно составлять и не сложно. При использовании данного
метода, преподавателю легко проверить глубину знаний и способность
ученика грамотно и лаконично выражать свои мысли.
Даймонд (англ. – бриллиант, алмаз) стихотворная форма, которая состоит из
7 строк. Для данной формы характерно понимание встречи и столкновения
двух противоположных понятий, героев.
Алгоритм написания даймонда:
1 строка и последняя – два существительных, выражающие два
противоположных понятия.
2 строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки
первого существительного.
3 строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
4 строка – центральная – состоит из 4 слов. Два из них характеризуют первое
существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк.
В заключении, следует отметить, что в современном процессе обучения
должны использоваться как традиционные, так и инновационные методы
8
работы. Музыка – это всегда творчество, открытие и рождение нового. На
уроках музыкальной литературы, знакомясь с шедеврами мирового
искусства, возможно создание благоприятной обстановки для всестороннего
развития учащегося, раскрытие потенциала его творческих способностей.
9