Напоминание

"Эффективность использования тренинговых методик, направленных на улучшение эмоционального состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Латт Елизавета Владимировна
Должность: клинический психолог
Учебное заведение: Программа "Круг доверия. Расширияем границы. Комплексная реабилитация семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: д. Новополье, Ломоносовский р-н, Ленинградская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективность использования тренинговых методик, направленных на улучшение эмоционального состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Круг доверия. Расширяем границы.

Комплексная реабилитация семей, воспитывающих детей с

ограниченными возможностями здоровья

Эффективность использования тренинговых методик, направленных на

улучшение эмоционального состояния родителей детей с

ограниченными возможностями здоровья

Латт Елизавета Владимировна, клинический психолог

Цель: структуризация и гармонизация негативных переживаний и

эмоций

у

родителей,

воспитывающих

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья за счёт формирования нового ресурса в рамках

комплексной реабилитации семей.

Задачи:

1.

Проработка эмоциональных переживаний при помощи методов

групповой психотерапии.

2.

Формирование

навыков

саморефлексии

и

самостоятельной

проработки переживаний.

3.

Анализ механизмов возникновения и закрепления негативных

переживаний.

4.

Увеличение ресурса семей, воспитывающих детей-инвалидов.

В современном мире и в России в частности в последние 20 лет все

больше внимания уделяется вопросам реабилитации детей с ограниченными

возможностями здоровья.

В прошлом программы реабилитации чаще имели медицинскую

направленность, то есть были ориентированы в большей степени на

общесоматическое здоровье пациента. Представляли они собой комплекс

лечебно-профилактических

упражнений,

а

также

медикаментозную

поддержку физического состояния.

Вместе с тем в последние годы все чаще акцентируется внимание на

важности программ, включающих более комплексный подход в процессе

реабилитации не только самих детей с ограниченными возможностями

здоровья, но и их родителей.

Само понятие «реабилитация» дословно переводится с латинского

языка как «восстановление», что в достаточной степени ёмко отражает суть

этого понятия и позволяет оценить важность проработки всех аспектов

здоровья ребёнка-инвалида, то есть не только соматического, но и

психологического здоровья ребёнка и окружающих его взрослых.

Программа

«Круг

доверия.

Расширяем

границы.

Комплексная

реабилитация

семей,

воспитывающих

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья»,

реализованная

на

базе

семейного

реабилитационного центра «СеРДЦе», включает в себя иппотерапию,

занятия с логопедом, лечебно-физкультурные мероприятия, мастер-классы

для детей и психологическую поддержку детей и их родителей.

В рамках нашей программы реабилитации детей с ограниченными

возможностями

здоровья

удалось

организовать

не

только

лечебно-

медицинские

мероприятия,

но

и

педагогические,

психологические

и

профессиональные тренинги и занятия.

В

данной

статье

акцентируется

внимание

на

важности

психологической поддержки семьи, воспитывающей детей с ограниченными

возможностями здоровья, а также в целом на особенностях психологической

помощи семьям, воспитывающим ребёнка-инвалида.

Семья является первичным звеном социализации ребёнка. Само по

себе рождение ребёнка в семье ведёт к соответствующим изменениям во

внутрисемейных отношениях. А появление в семье «особого» ребёнка

является настоящим испытанием для всех членов семьи.

Далеко не всем семьям удаётся легко принять информацию о

рождении

ребёнка

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

что

определенно затрудняет процесс развития,

обучения и реабилитации

ребёнка.

Именно

поэтому

очень

важно

для

таких

семей

реализовать

возможность получать не только медицинскую, социальную, юридическую,

но

и

психологическую

поддержку.

Направленность

психологической

помощи

семьям,

воспитывающим

«особых»

детей,

заключается

в

формировании навыков преодоления негативных переживаний, а также

стабилизации психического состояния в целом.

Как известно, на выражение, переработку и переживание эмоций

человек

тратит

свой

так

называемый

«психологический

ресурс»,

соответственно умение обращаться к своему эмоциональному состоянию

ведёт к сокращению расхода «ресурса». А семьям, воспитывающим ребёнка

с ограниченными возможностями здоровья, особенно важно сохранять так

сильно востребованный «ресурс».

Реализуемая

программа

психологической

поддержки

семей,

воспитывающих

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

направлена

на

формирование

навыков

саморефлексии,

выражения

и

переработки переживаний.

На примере практических упражнений и наглядного представления

осознаваемых и неосознанных переживаний участники программы имеют

возможность в безопасной атмосфере отработать необходимые навыки

управления своим эмоциональным состоянием.

Реализация программы осуществлялась в течение календарного года.

За указанный период было сформировано 4 группы участников.

Тренинги проходили в форме групповых занятий. За рассматриваемый

временной период наш тренинг прошли 23 участника, среди которых

большая часть - мамы «особых» детей.

Взаимодействие с участниками осуществлялось как в очном формате,

так и с использованием дистанционных коммуникационных технологий. При

этом особенно важно отметить тот факт, что формат очного участия

позволяет повысить эффективность психологической поддержки за счет

увеличения уровня групповой динамики.

В процессе занятий были использованы такие методики как:

1.

«Маски»

В процессе занятия участники изготавливают себе маски, условно

символизирующие их роли в бытовой жизни, например: «мама», «дочь»,

«жена», «бухгалтер». Затем участникам необходимо представить свои

образы группе. В конце занятия происходит обсуждение показанных

презентаций.

Это упражнение направлено на формирование осознанного отношения

к процессу самопознания собственного «Я» через маски, осознание

многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими и самим

собой, принятие различных сторон своего «Я».

2.

«Прошлое, настоящее, будущее»

Данное упражнение имеет множество способов проведения, в данном

случае участникам было предложено письменно изложить свои эмоции,

ассоциирующиеся с их прошлым, настоящим и будущим на бумажных

«лепестках», а в дальнейшем разместить их на трёх цветках, соответственно

указанным временным периодам.

Целью этого упражнения является обращение к своему актуальному

эмоциональному

состоянию,

анализ

механизмов

возникновения

переживаний.

3.

«Мои страхи»

В процессе выполнения этого задания особенно важна групповая

работа. Каждый участник составляет список своих страхов и представляет

группе. При помощи совместной работы группы анализируются механизмы

возникновения, закрепления и проработки страхов.

Выполнение данного упражнения направлено на снятие негативных

переживаний, а также на проработку страхов.

4.

«Эмоции на теле»

Участникам предлагается изобразить при помощи различных цветов и

обозначений эмоции, которые они обычно испытывают на схематичном

рисунке человеческого тела. Упражнение завершается групповым анализом

связи эмоций и физиологических ощущений.

Упражнение

помогает

анализировать

механизмы

возникновения

эмоций, а также снимать телесные зажимы, вызванные эмоциональными

переживаниями.

Выводы:

Тренинги,

проходившие

в

форме

групповой

психотерапии,

способствовали формированию у участников навыков самостоятельной

проработки переживаний, саморефлексии, переработки эмоций, а также

увеличению «ресурса» семей, воспитывающих детей с ограниченными

возможностями

здоровья.

Родители

«особых

детей»

прошли

курс

психологической

реабилитации,

получили

навык

анализа

основных

механизмов

возникновения

и

закрепления

негативных

переживаний,

связанных с воспитанием «особых» детей.



В раздел образования