Автор: Латт Елизавета Владимировна
Должность: клинический психолог
Учебное заведение: Программа "Круг доверия. Расширияем границы. Комплексная реабилитация семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: д. Новополье, Ломоносовский р-н, Ленинградская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективность использования тренинговых методик, направленных на улучшение эмоционального состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дополнительное образование
Круг доверия. Расширяем границы.
Комплексная реабилитация семей, воспитывающих детей с
ограниченными возможностями здоровья
Эффективность использования тренинговых методик, направленных на
улучшение эмоционального состояния родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья
Латт Елизавета Владимировна, клинический психолог
Цель: структуризация и гармонизация негативных переживаний и
эмоций
у
родителей,
воспитывающих
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья за счёт формирования нового ресурса в рамках
комплексной реабилитации семей.
Задачи:
1.
Проработка эмоциональных переживаний при помощи методов
групповой психотерапии.
2.
Формирование
навыков
саморефлексии
и
самостоятельной
проработки переживаний.
3.
Анализ механизмов возникновения и закрепления негативных
переживаний.
4.
Увеличение ресурса семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В современном мире и в России в частности в последние 20 лет все
больше внимания уделяется вопросам реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья.
В прошлом программы реабилитации чаще имели медицинскую
направленность, то есть были ориентированы в большей степени на
общесоматическое здоровье пациента. Представляли они собой комплекс
лечебно-профилактических
упражнений,
а
также
медикаментозную
поддержку физического состояния.
Вместе с тем в последние годы все чаще акцентируется внимание на
важности программ, включающих более комплексный подход в процессе
реабилитации не только самих детей с ограниченными возможностями
здоровья, но и их родителей.
Само понятие «реабилитация» дословно переводится с латинского
языка как «восстановление», что в достаточной степени ёмко отражает суть
этого понятия и позволяет оценить важность проработки всех аспектов
здоровья ребёнка-инвалида, то есть не только соматического, но и
психологического здоровья ребёнка и окружающих его взрослых.
Программа
«Круг
доверия.
Расширяем
границы.
Комплексная
реабилитация
семей,
воспитывающих
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья»,
реализованная
на
базе
семейного
реабилитационного центра «СеРДЦе», включает в себя иппотерапию,
занятия с логопедом, лечебно-физкультурные мероприятия, мастер-классы
для детей и психологическую поддержку детей и их родителей.
В рамках нашей программы реабилитации детей с ограниченными
возможностями
здоровья
удалось
организовать
не
только
лечебно-
медицинские
мероприятия,
но
и
педагогические,
психологические
и
профессиональные тренинги и занятия.
В
данной
статье
акцентируется
внимание
на
важности
психологической поддержки семьи, воспитывающей детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также в целом на особенностях психологической
помощи семьям, воспитывающим ребёнка-инвалида.
Семья является первичным звеном социализации ребёнка. Само по
себе рождение ребёнка в семье ведёт к соответствующим изменениям во
внутрисемейных отношениях. А появление в семье «особого» ребёнка
является настоящим испытанием для всех членов семьи.
Далеко не всем семьям удаётся легко принять информацию о
рождении
ребёнка
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
что
определенно затрудняет процесс развития,
обучения и реабилитации
ребёнка.
Именно
поэтому
очень
важно
для
таких
семей
реализовать
возможность получать не только медицинскую, социальную, юридическую,
но
и
психологическую
поддержку.
Направленность
психологической
помощи
семьям,
воспитывающим
«особых»
детей,
заключается
в
формировании навыков преодоления негативных переживаний, а также
стабилизации психического состояния в целом.
Как известно, на выражение, переработку и переживание эмоций
человек
тратит
свой
так
называемый
«психологический
ресурс»,
соответственно умение обращаться к своему эмоциональному состоянию
ведёт к сокращению расхода «ресурса». А семьям, воспитывающим ребёнка
с ограниченными возможностями здоровья, особенно важно сохранять так
сильно востребованный «ресурс».
Реализуемая
программа
психологической
поддержки
семей,
воспитывающих
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
направлена
на
формирование
навыков
саморефлексии,
выражения
и
переработки переживаний.
На примере практических упражнений и наглядного представления
осознаваемых и неосознанных переживаний участники программы имеют
возможность в безопасной атмосфере отработать необходимые навыки
управления своим эмоциональным состоянием.
Реализация программы осуществлялась в течение календарного года.
За указанный период было сформировано 4 группы участников.
Тренинги проходили в форме групповых занятий. За рассматриваемый
временной период наш тренинг прошли 23 участника, среди которых
большая часть - мамы «особых» детей.
Взаимодействие с участниками осуществлялось как в очном формате,
так и с использованием дистанционных коммуникационных технологий. При
этом особенно важно отметить тот факт, что формат очного участия
позволяет повысить эффективность психологической поддержки за счет
увеличения уровня групповой динамики.
В процессе занятий были использованы такие методики как:
1.
«Маски»
В процессе занятия участники изготавливают себе маски, условно
символизирующие их роли в бытовой жизни, например: «мама», «дочь»,
«жена», «бухгалтер». Затем участникам необходимо представить свои
образы группе. В конце занятия происходит обсуждение показанных
презентаций.
Это упражнение направлено на формирование осознанного отношения
к процессу самопознания собственного «Я» через маски, осознание
многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими и самим
собой, принятие различных сторон своего «Я».
2.
«Прошлое, настоящее, будущее»
Данное упражнение имеет множество способов проведения, в данном
случае участникам было предложено письменно изложить свои эмоции,
ассоциирующиеся с их прошлым, настоящим и будущим на бумажных
«лепестках», а в дальнейшем разместить их на трёх цветках, соответственно
указанным временным периодам.
Целью этого упражнения является обращение к своему актуальному
эмоциональному
состоянию,
анализ
механизмов
возникновения
переживаний.
3.
«Мои страхи»
В процессе выполнения этого задания особенно важна групповая
работа. Каждый участник составляет список своих страхов и представляет
группе. При помощи совместной работы группы анализируются механизмы
возникновения, закрепления и проработки страхов.
Выполнение данного упражнения направлено на снятие негативных
переживаний, а также на проработку страхов.
4.
«Эмоции на теле»
Участникам предлагается изобразить при помощи различных цветов и
обозначений эмоции, которые они обычно испытывают на схематичном
рисунке человеческого тела. Упражнение завершается групповым анализом
связи эмоций и физиологических ощущений.
Упражнение
помогает
анализировать
механизмы
возникновения
эмоций, а также снимать телесные зажимы, вызванные эмоциональными
переживаниями.
Выводы:
Тренинги,
проходившие
в
форме
групповой
психотерапии,
способствовали формированию у участников навыков самостоятельной
проработки переживаний, саморефлексии, переработки эмоций, а также
увеличению «ресурса» семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями
здоровья.
Родители
«особых
детей»
прошли
курс
психологической
реабилитации,
получили
навык
анализа
основных
механизмов
возникновения
и
закрепления
негативных
переживаний,
связанных с воспитанием «особых» детей.