Напоминание

Технология лепки из солёного теста для детей 10-12 лет


Автор: Мухлынин Роман Николаевич
Должность: преподаватель декоративно-прикладного отделения
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Ордынского района Новосибирской области "Ордынская детская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Ордынское Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технология лепки из солёного теста для детей 10-12 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Ордынского района Новосибирской области

«Ордынская детская школа искусств»

Методическая разработка

«Технология лепки из солёного теста для детей 10-12лет»

Автор-составитель:

Мухлынин Роман Николаевич,

преподаватель первой

квалификационной категории

отделения декоративно-

прикладного искусства

р.п. Ордынское

2022г

Содержание:

1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

2. Аннотация…………………………………………………………………..3

3. Основные подходы к объяснению материала, учитывая особенности

развития детей………………………………………………………………...3

4. Цель и задачи……………………………………………………………...5

5. Знания и умения…………………………………………………………...5

6. Технология и формы организации деятельности………………………...6

7. Пример содержания некоторых занятий…………………………………9

8. Методические рекомендации…………………………………………….11

9. Материалы и инструменты……………………………………………….12

10. Литература………………………………………………………………..15

2

1.

Пояснительная записка

Эта

методическая

разработка

предлагается

вниманию

преподавателей

дополнительного образования, которые помогают детям 10-12 лет разумно,

разнообразно и интересно проводить свободное время в учреждениях

дополнительного

образования

в

направлении

декоративно-прикладного

искусства. Чтобы обучение доставляло детям радость, от преподавателя

постоянно требуются новые идеи, а также умение побуждать в детях

любознательность, направлять их энергию и давать возможность каждому

показать, на что он способен.

Для того, чтобы сам преподаватель был современным, он должен быть не

только интересен, но и широко информирован о разнообразных формах

проведения занятий с детьми разного возраста. Кроме того, наставник

должен

иметь

навыки

по

работе

с

современными

средствами

мультимедийных и сетевых технологий, которые повышают эффективность и

качество образовательного процесса.

Уровень

развития

мелкой

моторики

один

из

показателей

интеллектуального уровня ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий

уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него

достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Все дети любят мастерить. Преподавателям, родителям следует всячески

поддерживать и развивать потребность детей в творчестве и в приобретении

практических

навыков.

Всё

это

служит

развитию

разнообразных

способностей и эстетическому воспитанию.

В методической разработке можно использовать технологические карты по

лепке изделий из солёного теста, в которых дать подробное описание

соответствующего

рабочего

процесса.

В

каждой

карте

описать

последовательность

выполнения

отдельных

операций,

что

сделает

рекомендации наглядными.

Во время занятий по лепке преподавателем используется репродуктивный

метод совместной работы детей с преподавателем и приём – показ

преподавателем и повторение детьми поэтапного изготовления деталей

изделия. Технологическая карта, выведенная на экране или на учебном

плакате, поможет сделать этот приём более эффективным и позволит

выполнить работу ребёнком самостоятельно, если он работает быстрее всех

или, наоборот, слегка отстает.

Искусно выполненные детские поделки могут быть использованы как

подарок кому-либо или украшением домашнего интерьера.

Все указанные в пособии изделия разработаны автором самостоятельно,

некоторые на основе имеющейся литературы, и апробированы автором во

время многолетней работы с детьми.

3

2.

Аннотация

Лепка из солёного теста последний десяток лет стала очень модным

занятием, имея глубокие корни, начиная от древних инков. На Руси, ещё в те

времена, когда Новый год отмечали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли,

было принято дарить фигурки из солёного теста, украшать их росписью.

Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме, символ

богатства и благополучия в семье. И хлеб и соль будут всегда на столе.

Фигурки называли просто – «хлебосол». Даже по версии «Божественной

комедии» в кукольном театре С. Образцова, у Бога есть особое тесто, из

которого он вылепил первых людей – Адама и Еву.

Не смотря на то, что лепка из солёного теста очень древнее занятие, но и

сейчас не устают удивлять творенья рук человеческих! Изделия современных

мастеров, прошедшие огромный путь эволюции, использующие сейчас новые

методы и технологии лепки и росписи, зачастую просто великолепны и

удивительны. Солёное тесто очень пластично и эластично, изделия из него

долговечны, а работа с ним доставляет истинную радость и удовольствие,

будоражит фантазию, успокаивает нервную систему, развивает мелкую

моторику пальцев рук.

Используя материалы данной методической разработки можно с пользой и

интересом провести занятия в детских, и не только, объединениях системы

дополнительного образования.

3.

Основные подходы к объяснению материала, учитывая

особенности развития детей

1.

Программный подход (в результате освоения программы ребёнок

должен обладать определённым набором знаний и умений).

2.

Объективно - ориентировочный подход (учитывая возрастные и

психологические

особенности

детей,

обучение

проводится

дифференцированно).

3.

Творческий подход (формирование творческих способностей детей,

использование ИКТ, образцов изделий, технологических карт, наглядных

пособий, музыкального оформления).

4.

Комплексный подход (развитие личностных качеств ребёнка, таких

как:

развитие

фантазии

и

воображения,

трудолюбия,

коллективизма,

доброжелательности, аккуратности и помощи товарищу в работе).

5.

Альтернатива выбора (ребёнок имеет возможность сам принять

решение в выборе своей предстоящей работы на заданную тему).

4

4.

Цель и задачи

Цель создания методического пособия состоит в том, чтобы помочь

преподавателю

дополнительного

образования

освоить

замечательное

направление в искусстве - лепку из солёного теста.

Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук,

аккуратность в работе. Учёными давно доказано, что развитие руки

находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, а так же

развитием его интеллекта.

Цель раздела по лепке: знакомство детей с технологиями изготовления

изделий из солёного теста (стилизованные фигурки, панно, подвесы).

Задачи:

1.

Познакомить детей с видами различных изделий из солёного теста и с

историей развития этого искусства.

2.

Научить правильному замешиванию солёного теста и технологии

изготовления различных изделий.

3.

Развивать воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук.

4.

Способствовать воспитанию интереса к декоративно – прикладному

творчеству.

Использование

данной

методической

разработки

с

технологическими

картами, позволяет овладеть необходимыми знаниями и навыками в

выполнении различных изделий за короткий срок обучения, развить

индивидуальные творческие способности.

Система занятий раздела «Лепка из солёного теста» позволяет научиться

анализировать и применять в творчестве этот удивительный материал,

оценить

его

значение

в

историческом

прошлом

и

современной

действительности.

5.

Знания и умения

По

окончанию

учебного

процесса

обучающийся

должен

обладать

определённым набором знаний и умений:

Знать:

Уметь:

правила

безопасной

работы с инструментами и

материалами;

рецепты

солёного

теста;

основы композиции;

понятия:

панно,

объём,

объёмная

композиция, центр тяжести;

технологию

поэтапного

выполнения

правильно пользоваться различными

инструментами по назначению;

при вырезании по шаблону делать

ровный край;

экономно использовать материалы;

на основе полученных знаний лепить

различные изделия из солёного теста;

правильно сушить изделия;

правильно

выполнять

размещение

композиции;

правильно покрывать работы лаком;

5

изделий из солёного теста;

технологию

соединения

деталей

из

различных материалов друг

с другом;

приёмы

восстановления

испорченных работ;

приёмы

оформления

панно и творческих работ;

базовые

формы

по

лепке;

понятия:

зеркальное

отображение, симметрия и

асимметрия.

к любой работе подходить творчески.

6.

Технология и формы организации деятельности

п\п

Наименовани

е темы

Форма

занятия

Приёмы

и

методы

огранизации

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

Форма

подведения

итогов

1

Лепка из

солёного

теста.

Базовые

формы.

Стилизова

нные

фигурки

(игрушки).

Занятие

открытий

Репродукт

ивный

метод

совместно

й работы с

педагогом.

Приём–

показ

педагогом

повторение

детьми.

Литература

«Солёное

тесто»

Образцы

изделий.

Презентация

по теме.

Таблицы:

-Базовые

формы

- Технологи

ческие

таблицы.

Раскладные

папки:

-Рецепт

солёного теста,

-Инструменты

и материалы,

-Обжиг

и

сушка,

-Как

спасти

работу,

Ноутбук,

мультимед

ийный

проектор,

экран

Коррекция

по

возможнос

ти.

Оценка

работ

педагогом.

6

О композиции.

2

Лепка

панно из

солёного

теста.

Занятие

постанов

ки

проблем

и их

решения

Репродукт

ивный

метод

совместно

й работы с

педагогом.

Показ

педагогом

повторение

детьми.

Творческие

дополнени

я.

Образц

ы изделий.

Таблица

«Базовые

формы»

Техноло

гическая

таблица

Ноутбук,

мультимед

ийный

проектор,

экран

3

Лепка

подвесов

из

солёного

теста.

Творческая

работа.

Занятие

постанов

ки

проблем

и

их

решения.

Метод

лабораторн

ый.

Приём

свободы

выбора

Образцы

изделий.

Таблица

«Базовые

формы»

Технологическ

ая таблица

Ноутбук,

мультимед

ийный

проектор,

экран

Наглядно - дидактические материалы:

Для лучшего и прочного усвоения обучающимися учебного материала

важную роль играет использование дидактического материала и наглядных

пособий.

Использование образцов изделий, наглядных пособий позволяет включить

зрительное восприятие ребёнка, способствует более прочному усвоению

материала, развитию творческого воображения.

Таблицы и схемы:

1.

Таблицы, наглядные пособия, изготовленные преподавателем.

2.

Раскладные папки, изделия из солёного теста.

Книги:

1.

Солёное тесто. Большая книга поделок/ М.: Изд. Эксмо, 2004.

2.

Чаянова Г.Н. Солёное тесто. – М.: Дрофа-плюс, 2005.

3. Методические пособия:

Ирина Хананова. Солёное тесто -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА-104с.:ил.-(Золотая

библиотека увлечений)

Материалы и оборудование:

Для создания различных изделий во время занятий, в соответствии с

программой необходимы различные материалы:

1.

Соль «Экстра»

2.

Мука

3.

Ноутбук или компьютер

7

4.

Плакаты с изображением последовательности изготовления изделий

5.

Образец, вылепленный преподавателем

6.

Иллюстрации.

Инструменты и приспособления:

Для работы, приносящей удовольствие от самого процесса, необходимы не

только материалы, но и специальные инструменты и приспособления:

1.

Клеёнка на столы

2.

Подставка для различных бросовых материалов (зубочистка, трубочки,

колпачки от фломастеров и пр.)

3.

Карандаш

4.

Стеки для скульптурных работ, пластмассовый нож, каталка, стакан

для оттиска круглых форм, ножницы и пр.

5.

Баночки для клея ПВА, разведенного водой

Для преподавателя:

1.

контейнеры для папок и шаблонов,

2.

органайзер для канцелярских принадлежностей,

3.

большая миска для замеса теста, горячая вода

4.

шкаф, открытый с полками для сушки изделий из солёного теста.

Ожидаемые результаты.

По окончании занятия обучающиеся должен познать радость творчества,

научиться, фантазируя, придать свой внешний вид, свой дизайн тому или

иному изделию. Если на первых занятиях ребёнок может копировать

предложенные ему для изготовления образцы, то к третьему занятию по

лепке он должен выполнить творческую работу, уметь видоизменять изделия

в соответствии с собственным вкусом и предназначением поделки.

При работе с солёным тестом обучающиеся должен знать, каким образом

правильно

замесить

тесто,

соотношения

его

компонентов,

какими

инструментами можно пользоваться в работе. После усвоения базовых форм

изделий из солёного теста ребёнок может легко сам смоделировать то или

иное изделие. Знание сроков и оптимальный вариант сушки не даст

испортиться работе.

В результате освоения программы ребёнок должен обладать определёнными

знаниями и умениями по лепке.

Критерии оценок

Выбирая творческую деятельность, ребенок стремится к саморазвитию и

самореализации своих интересов. Для выявления уровня результативности

программы и творческой деятельности каждого обучающегося используется

следующая методика.

На организационном этапе:

Для выявления мотивации прихода детей в ДШИ и выяснения уровня знаний

и умений детей на начало занятий служит входное анкетирование детей, по

8

которым преподаватель отслеживает мотивацию, степень подготовленности

ребят, пришедших на занятия творческого объединения, и дает первичное

представление преподавателя о ребенке.

На обучающем этапе:

В процессе обучения отслеживается индивидуальный творческий рост

обучающихся, некоторым предлагается участие в областных и всероссийских

конкурсах.

По окончанию каждого раздела программы проводятся мини-выставки в виде

демонстрации лучших детских работ, анализ неудач и способах их

устранения.

На заключительном этапе:

Проводится итоговое анкетирование, из которого выясняется какая из тем

наиболее востребована, степень удовлетворенности детей от занятий.

Итоговое анкетирование также выявляет уровень знаний, умений и навыков

обучающихся в творческом объединении.

Проводится анализ работы. Лучшие работы выставляются на отчетной

выставке, хранятся в художественном фонде ОДПИ или фотографируются и

помещаются в альбом «Лучших детских работ».

Мотивация и оправданные ожидания ребёнка являются оценкой степени

удовлетворённости его от занятий, которая, в свою очередь, является

одним из самых главных критериев оценки результативности творческой

деятельности объединения.

Удовлетворение от деятельности занятий лепкой из солёного теста видно и

из работы на последействие, т.е. из переписки в социальных сетях, в которых

дети рассказывают о том, как оценили друзья и родители изделия,

выполненные ими на занятиях.

7.

Пример содержания некоторых занятий.

Занятие № 1 - 1 час

Тема: Введение.

Теория: Ознакомление детей с солёным тестом, как с художественным

материалом,

рецептом

его

приготовления,

свойствами.

Объяснение

отличительных особенностей теста и пластилина. Сравнение пластилина и

солёного теста между собой, техники и приёмов лепки.

Практика: Знакомство со свойствами теста: мягкое, пластичное, теплое;

экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности как основного

свойства теста. Показ способа замешивания теста и его окрашивания. Дети

скатывают шарики, мнут руками, скручивают и растягивают тесто.

Занятие № 2 - 4 час

Тема: Лепка из целого куска теста (калачей, овощей, фруктов, гусей).

Теория: Наглядная демонстрация приемов и техники работы с тестом.

Беседа о различных формах овощей и фруктов, работа с иллюстрациями,

9

лепка форм (вытягивание из целого куска теста), умение передавать форму

овощей и фруктов, формировать умение лепить мелкие детали, закреплять

различные приемы лепки (скатывание, сглаживание).

Практика: Закрепление умения лепить: раскатывание куска теста, учитывая

в работе свойства теста (не держать долго в руках, тесто становится мягким и

из него трудно лепить), использование в работе разных подручных

материалов для оттиска на тесте (трубочки, карандаш, и пр.). Развитие

чувства формы. Необходимо раскатать тесто в руках на шарики разной

величины и сформировать из них изделия различной формы, применяя

знакомые приёмы. Закрепить приёмы лепки округлых форм, оттягивания,

сплющивания. Составить динамичную композицию, чередуя большие и

малые формы (птицы плавают с утятами, машут крыльями, прячут под крыло

голову и пр.)

Занятие № 3 - 5 час

Тема:

Лепка

из

отдельных

кусочков

теста

с

последующим

их

соединением в единую форму (снеговик, грибы, цветы, гусеница, бусы).

Теория:

Использование наглядных пособий и раздаточного материала.

Беседа об отличительных особенностях разных грибов. Беседа о лесной

природе. Акцентирование мышления, памяти (воспоминание о лесе).

Практика: Разделить тесто на равные части, раскатать ножки грибов

(колбаски), отработать приёмы лепки круглых форм (шляпки грибов), приём

сплющивания и соединения ножки гриба и шляпки, (иметь чувство меры),

накатать маленькие шарики, соединить их разбавленным клеем с водой ,и

посадить ее на шляпку гриба. В течение занятия дети учатся создавать из

теста простейшие формы – шар, колбаску, а так же видоизменять эти формы

(сплющивание, вытягивание), преобразовывая их в выразительный образ

цветов, грибов и пр.

Занятие № 4 - 8час.

Тема: Раскатывание теста (блин), с последующей нарезкой его на

плоскости, полоски и лепки из них различных форм (солнце, домик,

«кулёк» с конфетами, деревья).

Теория:

Продолжать знакомить с новым материалом – тестом, его

свойствами. Использование плоских, круглых формы теста, выдавленных из

раскатанного пласта стаканом, трубочкой. Использование школьной доски

для показа последовательности работы с тестом. Наглядная демонстрация

приемов работы с тестом.

Практика: Раскатываем комок теста скалкой до получения плоского листа

0,5см. Стаканом выдавливаем круглую форму. Закатываем плоский лист

теста в трубочку. Делим тесто на равные части и катаем шарики-конфеты,

прищипываем уголки и украшаем подручными материалами (вдавливание-

оттиск и пр.) по желанию. Складываем в полученный кулёк конфеты.

10

8.

Методические рекомендации:

Специальный набор форм, методов и приемов обучения, воспитательных

средств определяется совокупностью психолого-педагогических установок,

используемых в работе с детьми. В реализации учебно-воспитательных

задач, а так же в повышении результативности процесса обучения решающее

значение играет умелое использование и оптимальное сочетание этих

составляющих обучения.

Каждое занятие определяется темой программы и состоит из теоретической и

практической части. Теоретическая часть состоит из объяснения нового

материала, сопровождающаяся показом соответствующих теме схем и

таблиц,

а

так

же

образцов

изделий,

выполненных

преподавателям.

Объяснение целесообразно сопровождать демонстрацией образцов и в сборе

и в деталях для более полного представления ребёнка об операциях по

изготовлению.

В целях повышения интереса к предмету на занятиях, а так же отслеживания

уровня усвоения материала используются дидактические игры. Наличие

популярных

изданий

вызывает

интерес

ребёнка

и

расширяет

его

представление о творчестве в предлагаемом направлении, заставляет

заниматься самообразованием. У преподавателя нет цели добиваться точного

выполнения образца детьми, а принимая его во внимание – вызвать интерес к

творчеству, изменяя и усовершенствуя изделия в соответствии с правилами

композиции и цветового решения.

Практическая часть включает в себя преобразующее начало элементарного

творчества. Полученные сведения, а также навыки, умения и фантазия

ребёнка способны сотворить великолепные изделия, которые удивляют и

восхищают, дают ощущение самореализации, уверенности в себе.

Подготовка-организация выставки по окончании занятия так же является

важным

моментом

в

учебном

процессе.

Принцип

взаимовыручки

и

взаимопомощи во время подготовки к выставке способствует развитию

межличностных отношений детей. Непосредственно проведение выставки,

отзывы о ней даёт ребёнку ощущение уверенности в себе, гордость за

изготовленные работы.

Рецепт солёного теста.

Рецепт солёного теста очень прост и не требует больших затрат:

100г соли,

3 стакана муки,

2 стакана горячей воды.

Соль

используется

любая,

но

чем

тоньше

помол,

тем

лучше.

Предпочтительна соль «Экстра». Если есть только крупная соль её можно

смолоть в кофемолке. Мука должна быть высшего или первого сорта. Серая

мука хуже вымешивается, и тесто получается липкое. Горячая вода, которая

11

быстро растворяет соль и заваривает тесто, тесто получается эластичным,

долго хранится, равномерно высыхает.

Насыпав соль в миску, налить воды из чайника, тщательно размяв комочки,

добавить муку, перемешать. Если во время приготовления тесто крошится,

добавлять понемногу воду, вымешивать ложкой, затем руками тщательно,

пока тесто не станет эластичным. Горячая вода, при вымешивании ложкой,

быстро остывает. Такое тесто не прилипает к рукам. От качества теста

зависит – будет ли изделие держать форму.

Теплое тесто поместить в целлофановый мешочек, чтобы оно не высыхало на

воздухе и не трескалось.

Существуют и другие рецепты солёного теста. В тесто можно добавить

немного клея ПВА – изделие будет более прочным. Можно добавить

столовую ложку растительного масла или сухой крахмал из расчёта: 1,5

стакана муки +0,5 стакана крахмала – тесто будет более эластичным.

Клейстер готовится так: залить 0,5 стакана крахмала небольшим количеством

холодной воды и тщательно перемешать до консистенции сметаны. В

полученный раствор тонкой струйкой влейте крутой кипяток, непрерывно

помешивая раствор, чтобы не было комков. Клейстер должен получиться

прозрачным и студенистым.

Можно в тесте использовать ржаную муку, которая придаёт изделиям тёплый

коричневый оттенок деревенского хлеба. Его необязательно раскрашивать.

2 стакана пшеничной муки,

1 стакан ржаной муки,

2 стакана соли,

1,5 стакана воды.

9.

Материалы и инструменты

Для полноценных занятий с детьми в первую очередь необходимо

просторное

помещение,

отвечающее

санитарно

гигиеническим

требованиям, оборудование: столы, стулья, пригодные для лепки.

Для лепки и сушки на столе, необходимы прямоугольные кусочки

коробочного картона. Коробочный картон используется потому, что внутри

приклеен гофрированный слой - своеобразная вентиляция, который даёт

возможность изделию хорошо просохнуть.

Для того чтобы тесто при работе не высохло раньше времени – его

необходимо положить в целлофановый пакет без доступа воздуха, слегка

перекрутив край.

Инструменты, необходимые для работы очень разнообразны, главными из

которых являются наши ладони и пальцы. Так же необходимы в работе стеки

разнообразных форм, самой универсальной является стека для работы с

пластилином.

Кроме того, для лепки пригодятся баночка с водой, пустые стержни от

шариковых и гелиевых ручек, сами цилиндрики от ручек с различными по

12

диаметру отверстиями для оттисков, скалочка, расчёска, маникюрные

изогнутые ножницы, фактурные пуговицы, их можно для удобства приклеить

к пробкам, чесночница, формочки для печенья и т. д.

Можно для различных работ использовать веточки, семена растений и

фруктов, пряности. Так если в яблочко воткнуть гвоздику, а землянику из

цветного теста обвалять в манной крупе, они получатся более натуральными.

Для лучшего и прочного усвоения детьми учебного материала важную роль

играет использование дидактического материала и наглядных пособий.

Использование

наглядных

пособий

позволяет

включить

зрительное

восприятие ребёнка, способствует более прочному усвоению материала,

развитию воображения и творческих способностей.

Для наглядности необходимы технологические карты, наглядные пособия,

показывающие последовательность лепки, а так же образцы фигурок,

объёмных композиций, панно, кулонов и подвесов и т.п.

Окрашивание теста.

Чтобы солёное тесто получилось цветным, как пластилин в коробочке,

необходимо его окрасить пищевыми красителями, цветными чернилами или

гуашевыми красками. Пищевые красители можно добавлять в готовое

вымешанное тесто, поделённое на кусочки, каплями. Для этого из кусочка

теста слепить шарик, сделать в нём углубление, капнуть туда краску. После

чего тесто тщательно разминают до тех пор, пока оно не будет равномерно

окрашено.

На 100 г теста:

2 капли голубой, 5 капель красной, 2 капли жёлтой, 2 капли зелёной, для

получения лиловой - 3 капли красной и 1 голубой, для коричневого цвета

развести 1 чайную ложку какао или кофе в небольшом количестве воды.

Если тесто однотонное, то можно добавить краску при замешивании.

При получении разноцветного теста в воду добавляется немного гуаши.

Например:3 цвета, три замеса. Тесто, замешанное на горячей воде, быстро

сохнет, не трескается. Цветное тесто не требует раскрашивания изделий, не

окрашивает руки при работе. При желании, смешивая между собой шарики

из цветного теста, можно получать разные оттенки цвета.

Сушка изделий.

Сушка – очень важный этап в изготовлении изделий из солёного теста. Если

соблюдать несложные правила обжига или сушки, изделия долгие годы

будут радовать глаз, если же не просушенное тесто покрыть лаком, то со

временем оно сморщится.

Самый простой и доступный способ сушки – на воздухе, лучше на батарее

отопления. Единственный минус – сушка занимает много времени: на

миллиметр изделия 1 день сушки (на горячей батарее быстрее). Сушка в

комнате занимает приблизительно 7 - 10 дней, на горячей батарее – 3 дня,

опять - таки в зависимости от толщины изделия и температуры.

Для обжига подойдёт любая домашняя духовка. Главное – поддерживать

невысокую температуру 100 – 150 градусов. Обжиг занимает от 1 до 2 часов.

13

Для определения полностью ли высохло изделие нужно постучать по

изделию указательным пальцем, если звук звонкий, то изделие сухое.

Исправление дефектов на изделиях.

Для приготовления клейкой массы необходимо добавить в небольшое

количество клея ПВА и немного муки, перемешать. Получится липкая паста,

которой можно промазать трещины, слегка смоченные водой. Этой же

массой можно склеить отбитые части изделий или клеем «Момент

бесцветный».

Когда изделие подсохнет, при необходимости можно его покрыть лаком.

14

Литература:

1.

Антипова М.А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения.

Красивые вещи своими руками. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис»; -

М.; Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007. – 192 с., ил.

2.

Гаврина С. Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.

Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / популярное

пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития»1997 -

192с.

3.

Кискальт И.Солёное тесто.- М.: «АСТ-ПРЕСС», 2002.- 143с., ил.

4.

ЛитвиненкоВ.М. Учимся рисовать. - СПб. : Издательский дом

«Кристалл».-2001.-160с.,ил.

5.

Синеглазова М.О. Удивительное солёное тесто. – М.; Издательский

дом МСП, 2007. -128 с., ил.

6.

Солёное тесто. Большая книга поделок. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. –

224с., ил.

7.

Хананова И.Н. Солёное тесто. – М.; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. – 104

с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

8.

Чаянова Г.Н. Солёное тесто. – М.: Дрофа – Плюс, 2005.-144с. (для

начинающих), ил.

15



В раздел образования