Автор: Сухорукова Светлана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ № 12
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тренинг с педагогами"
Раздел: дополнительное образование
1
Цикл занятий с педагогами
Упражнения
позволят
педагогу
уметь
оценивать
свое
психоэмоциональное состояние,
корректировать его, выработать навыки психологического само воздействия с целью снижения
эмоционального и физического напряжения
Цикл практических занятий рассчитан на 10 час. (10 занятий). Оптимальное число участников -
10-12 человек. Продолжительность занятий -1 час.
Условия проведения: помещение оборудованное в соответствии с основным требованием -
располагать к отдыху, расслаблению.
Режим проведения - один раз в неделю, в течение двух месяцев.
Цель:
1.
Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные
состояния.
2.
Ознакомление с техниками самоуправления и само регуляции эмоциональных состояний с
целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения,
поддержания
оптимального
уровня
психических
состояний
в
условиях
профессиональной
деятельности.
3.
Формирование
потребности
в
самоуправлении
и
саморегуляции
своих
эмоциональных состояний.
Материал. Кисти, краски, баночки с водой; альбомные листы (по два на каждого педагога); бумага для
записей; бланки тестов, заданий; свеча; коврики; музыка в аудиозаписи (по выбору психолога), которая
сопровождает все занятия.
(Участники располагаются по кругу).
1 занятие
Часть 1. Вводная
Цель. Настроить на занятие.
Расположение участников. Педа
гоги по одному садятся за столы, расположенные по всему залу.
1.Упражнение «Настроение»
Педагогам предлагается изобразить своѐ настроение. Возьмите краски , кисти, чистый лист бумаги.
Расслабьтесь и нарисуйте абстрактный сюжет: линии, пятна, фигуры, точки. Полностью погрузитесь в свои
переживания. Выберите цвет по своему желанию. По окончании рисования в столбик напишите несколько
слов отражающих ваше настроение (семь).
2
Часть 2.
1. Упражнение «Руки».
Цель: Снятие мышечного напряжение (педагоги садятся кругом).
Инструкция. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки. Представьте себе, что энергия
усталости «вытекает» из вас в землю. Вот она струится от головы к плечам, перетекает к предплечьям и
достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз. Вы физически
ощущаете теплый поток, скользящий по вашим рукам. Посидите так минуты полторы-две, а затем слегка
потрясите
кистями
рук,
окончательно
избавляясь
от
усталости.
Легко,
пружинисто
встаньте,
улыбнитесь, походите по залу.
2. Упражнение «Достижение состояния покоя». (4мин) (музыка)
Цель: Снижение эмоционального напряжения
Инструкция. Сядьте в удобную для
вас позу и
сосредоточьтесь на рассматривании горящей
свечи
(картины, репродукции) в течение некоторого времени. Постарайтесь достичь ощущения полного покоя,
когда нет ни мыслей, ни чувств - только созерцание.
3. Упражнение «Поплавок в океане».
Цель: Снижение эмоционального напряжения
Инструкция. Закройте глаза послушайте как шумит океан, вообразите, что вы маленький поплавок в ог-
ромном океане. У вас нет цели, ни компаса, ни карты, ни руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас
океанские волны и ветер. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете и
оказываетесь на поверхности, продолжая своѐ путешествие под лучами яркого солнца. Ощутить эти
погружения и выныривания, движение волны, тепло солнца, капли дождя, волны огромного океана.
Медленно открываем глаза.
Какие возникали ощущения, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?
Часть3. Заключительная
1.
Упражнение «Разговор со своим телом.
Инструкция. Дышите спокойно, полностью сосредоточьтесь на дыхании. Воздух входит в вас и
выходит -«с-с-с». Вы дышите в том темпе, который для вас удобен. Продолжая дышать медленно-медленно,
начните мысленный обзор своего тела. Пусть ваш внутренний взор поднимется по телу от кончиков
пальцев ног по ступням, голеням, позвоночнику, мысленно охватите свою голову и спуститесь вниз по
шее, животу. Продолжая дышать в удобном для вас темпе и издавая на выдохе звук «с-с-с», ощутите себя
целиком, назовите себя по имени, скажите себе: «Это Я».
2.
Упражнение «Настроение».
3
Инструкция. Нарисуйте свое эмоциональное состояние в конце занятия (повторить всѐ из 1 части).
Обсуждение занятия.
Занятие 2.
Коммуникативная игра
Упражнение "Снежный ком".
Для
разминки
и
углубления
знакомства
участникам
предлагается
проделать
следующее
упражнение. Каждый должен вспомнить качество личности, присущее ему, которое начинается с
первой буквы его тренингового имени, соответствующее его "образу". Затем все по очереди
представляются. Например: "Я - Сергей, смелый"... и т.п.
После того как все представились, задание усложняется. Первый участник вновь представляется,
следующий за ним должен повторить имя и качество первого, а затем представиться сам. Третий
повторяет имя и качество первого, потом второго, и также представляется. И так по кругу, как
"снежный ком". В результате последний участник повторяет имена и качества всех, начиная с
первого. Задание безусловно сложное, поэтому члены группы могут помогать друг другу.
Цель: активизировать группу, способствовать раскрепощению и сближению ее членов, развивать
способность внимательно слушать друг друга.
Материал. Кисти, краски, баночки с водой; альбомные листы (по два на каждого педагога); глина;
досочки под глину; салфетки (полотенца); бланки тестов, заданий; бумага для записей; зеркала; кассеты
с музыкальным сопровождением.
Часть I. Вводная
1.
Упражнение «Воспоминания детства».
Цель. Настроить на занятие.
Инструкция. Возьмите краски, кисточки и чистый лист бумаги. Расслабьтесь, левой рукой нарисуйте
приятные воспоминания из своего детства.
Часть 2.
1. Упражнение «Самомассаж».
Цель. Снять мышечное напряжение.
Инструкция. Посмотрите и запомните эти точки (ведущий показывает расположение точек и способ их
массажа): межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями; задняя часть шеи:
мягко сожмите ее несколько раз одной рукой; челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются
коренные зубы; плечи: помассируйте верхнюю часть плеч пятью пальцами; ступни ног: потрите ступни со
4
всех сторон.
2.Упражнение «Работа с глиной» (музыка)
Цель. Снизить эмоциональное напряжение.
Расположение участников. Педагоги расходятся по залу и по одному садятся на стулья (за столами, без
столов) или на корточки и т.п.
Сегодня мы будем выполнять необычное упражнение. Мы поработаем с глиной. Почему именно с ней?
По мнению психологов, работа с глиной помогает анализировать свои ощущения, чувства, помогает
выходу негативных эмоций, т.е. эмоции и чувства мы передаем глине за счет выполнения определенных
действий.
Инструкция. Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными к глине. Но если вдруг откроете
глаза, не
тревожьтесь, просто закройте их
снова. Разминайте глину
пальцами, ладонью,
тыльной
поверхностью кистей. Посидите минуту, положив руки на кусок глины. Сделайте два глубоких вдоха.
Ощу
тите кусок глины таким, какой он есть; «подружитесь» с ним. Ощупайте его. Он гладкий? Теплый?
Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Возьмите кусок глины и подержите его. Он легкий? Тяжелый?
Отщипните
кусочек
двумя
руками.
Делайте
это
сначала
медленно,
а
потом
быстрее.
Отщипните
большие и маленькие кусочки. Сожмите глину. Теперь разгладьте ее. Разгладив, ощупайте места, которые
вы разгладили. Слепите шар. Проткните его. Если глина расплющивается, опять слепите шар и проткните
его. Теперь попробуйте сделать это другой рукой. Ударяйте по глине. Шлепайте по ней, ощупывайте
гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Работа с глиной
подошла к концу. Можно открыть глаза.
Затем ведущий предлагает каждому письменно ответить на вопросы.
•
Что больше всего понравилось делать с глиной? (Ощущать кусок глины в руках, отщипывать, сминать,
протыкать ее, пошлепывать по ней, поглаживать.)
•
О чем вы думали, когда работали с глиной?
Листки не подписываются. Ведущий зачитывает ответы с тем, чтобы каждый сравнил свои ощущения при
работе с глиной с ощущениями коллег.
3. Упражнение «Самохвальство.
Цель. Развивать умение вступать в контакт с самим собой; занимать позицию независимого наблюдателя
по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.
Инструкция.
Составьте
список
хороших
дел,
которые
вы
сегодня
совершили
(то,
что
не удалось
осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты.
Например.
•
Вовремя встал.
•
Приготовил завтрак для всей семьи и отдельно второй завтрак детям в школу.
•
Вовремя пришел на работу.
•
Выполнил...
5
•
Завершил работу над...
•Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.
•Вымыл посуду и т.д.
Проанализируйте: трудно или легко
вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.
После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в
течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы
совершаете».
Часть 3. Заключительная
1. Упражнение «Корона»
Участникам на голову надевают короны с надписями мѐн (чемодан, петрушка, лошадь и
т.д.). Один из участников прямо сидящий должен невербальным способом изобразить что
написано на короне игрока сидящего перед ним.
2. Упражнение. «Настроение»
Цель. Усилить позитивное эмоциональное состояние и создать условия для его поддержания
вне занятий.
Изобразить своѐ эмоциональной состояние, описать его словами.
Обсуждение занятия.
Занятие 3.
Часть I. Вводная
1. Упражнение "Приветствие”.
Любое общение начинается с приветствия. Участникам предлагается разойтись, разбиться по
парам
и
попробовать
различными
способами
поприветствовать
друг
друга.
Это
могут
быть
рукопожатия, объятия, поцелуи, восторженные восклицания, тихие многозначительные взгляды и
др. Каждому необходимо попробовать разные формы приветствий со всеми участниками группы и
определить наиболее эффективные и приемлемые для него.
После того как все закончили, участники садятся в круг и вместе с ведущим обсуждают, делятся
впечатлениями, переживания ми, чувствами, которые они испытали в ходе упражнения.
Психологический комментарий: Обмен приветствиями
- это обмен человеческим теплом,
выражение в той или иной форме, что люди рады существованию друг друга, рады этой встрече.
Конечно
так
происходит,
если
они искренни
в
выражении
своих
чувств,
подлинны
в
своем
поведении.
Материал. Кисти, краски, баночки с водой; альбомные листы (по два на каждого педагога); мячи,
6
гимнастические палки; бумага для записей; бланки тестов, заданий; коврики; кассеты с музыкальным
сопровождением.
2. Упражнение «Счастливые воспоминания».
Цель. Настроить на занятие.
Инструкция. Возьмите краски, кисточки и
чистый лист
бумаги. Расслабьтесь, левой рукой
нарисуйте свое состояние в тот момент, когда мир казался вам прекрасным, вы испытывали чувство
влюбленности и летали на крыльях.
Часть 2.
1. Упражнение "Скалолаз".
Цель: Создание эмоционального настроя, (раскрепощает участников).
Инструкция. Для разминки участникам предлагается встать в одну линию и изобразить ―
отвесную скалу‖ с еѐ рельефом. У края ―скалы‖ пропасть (край очерчивается мелом на полу). Затем
каждый по очереди преодолевает созданные препятствия, пройдя вдоль ―скалы‖ и стараясь не
упасть. (Пояснить, что проходя вдоль ―скалы‖ можно цепляться за еѐ ―выступы‖, пользоваться
подручными средствами).
2. Упражнение "Ищу друга".
Цель:
Развивать
творческое
мышление,
способствовать
проявлению
индивидуальности,
(определить самооценку и уровень притязаний участников группы), повышать самооценку .
Участникам даѐтся задание: ―Вам предоставляется возможность составить текст объявления в
газету с подзаголовком "Ищу друга (подругу)". В нѐм необходимо в краткой и оригинальной форме
написать то, чем вы могли бы заинтересовать другого человека, обратить внимание его на себя,
подчеркнув свою индивидуальность, и каким хотели бы видеть друга.‖
После, каждый зачитывает своѐ объявление, проводится обсуждение, делаются выводы. Можно
провести конкурс на оригинальность.
Рекомендации ведущему: Подчеркнуть, что объявление должно быть оригинальным, кратким и в
то же время достаточно информативным и искренним.
3. Упражнение «Голова».
Цель. Снизить эмоциональное напряжение.
Инструкция. Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь
почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас на-
дет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть.
Мысленно снимите головной убор двумя руками и выразительно, эмоционально бросьте его на пол.
7
Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем резко опустите руки вниз, как бы избавляясь от
головной боли.
4. Упражнение «Идеальный пейзаж». (музыка)
Цель. Снять мышечное напряжение.
Ведущий. Каждый человек в мечтах хотел бы оказаться в каком-нибудь месте, где он раньше никогда не
был.
Инструкция. Закройте глаза. Представьте мысленно прохладу тихого озера, или сень деревьев, или
аллею, уходящую вдаль... Совершите путешествие в пространство «Идеального пейзажа».
Медленно открываем глаза, дышим ровно. Сейчас поделимся впечатлениями.
(кто, что представил: где он был и т.д.).
Часть 3. Заключительная
1. Упражнение «Совместное дыхание».
Участники разбиваются на пары. Встать напротив друг друга. Положить руки на живот и
установить визуальный контакт с человеком стоящим напротив.
2. Упражнение «Настроение».
Инструкция. Левой рукой нарисуйте свое эмоциональное состояние в конце занятия, опишите его
словами.
Обсуждение занятия.
Занятие 4.
Часть 1.
Коммуникативная игра: “Передай дальше”.
Участники
группы
встают
в
круг.
Кто-то
один
издаѐт
какой-либо
звук,
например,
вздох
облегчения или радостный крик, и все по очереди этот звук повторяют. Таким образом получается
протяжный звук, что звучит очень забавно..
Цель: повышает эмоциональный тонус группы, формирует навыки взаимодействия.
1.
Упражнение «Мечта»
Участникам предлагается изобразить свою мечту используя мелки.
Часть 2.
1. Упражнение "Ищу друга".
Участникам даѐтся задание: ―Вам предоставляется возможность составить текст объявления в
8
газету с подзаголовком "Ищу друга (подругу)". В нѐм необходимо в краткой и оригинальной форме
написать то, чем вы могли бы заинтересовать другого человека, обратить внимание его на себя,
подчеркнув свою индивидуальность, и каким хотели бы видеть друга.‖
После, каждый зачитывает своѐ объявление, проводится обсуждение, делаются выводы. Можно
провести конкурс на оригинальность.
Рекомендации ведущему: Подчеркнуть, что объявление должно быть оригинальным, кратким и в
то же время достаточно информативным и искренним.
Психологический
комментарий:
Задания
такого
рода
развивают
творческое
мышление,
способствуют проявлению индивидуальности, а также позволяют определить самооценку и уровень
притязаний участников группы.
2.Упражнение «Свеча» (муз.)
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Участники глядя на пламя свечи отправляют в него все свои неприятности. Необходимо достичь
полного умиротворения.
Часть 3.
1.
Упражнение «Отгадай»
Цель
- отгадать человека, которого задумала группа. Все садятся в круг, выбирают ведущего. Он
выходит
из
комнаты,
а
оставшиеся
выбирают
одного
из
них.
Каждый
составляет
его
характеристику, используя сравнения с погодными явлениями, цветами, деревьями, предметами
одежды
по
согласованию
с
группой.
Приглашается
ведущий,
и
каждый
участник
дает
продуманную им характеристику, в том числе и тот, на кого она составляется. Например,
первый начинает: «Эта женщина похожа на солнечный летний день. Только иногда чувствуется
движение легкого ветерка. Тихо колышется листва на деревьях, но пока все спокойно...». И так по
кругу. После того как все выскажутся, ведущий указывает на того, на кого, по его мнению,
составлена характеристика, подтверждая свой выбор: «Я решил, что это Н. Многие подчеркивали,
что за внешней сдержанностью и спокойствием скрывается бурная внутренняя жизнь...».
Если решение принято правильно, игру можно повторить с другим ведущим. Упражнение
может повторяться не более трех-четырех раз. Если же ведущий ошибся, ему можно предложить
еще подумать и принять другое решение. Если он не находит ответа, все называют загаданного
человека. Полезно обсудить, почему ведущий не смог принять правильного решения. Группа дала
неточную характеристику? У ведущего свое мнение о задуманном человеке, не совпадающее с
представлениями других? Ведущий был недостаточно внимательным.
Не
всегда
оценка
группы
бывает
правильной.
Ведущий
может
более
глубоко
понимать
загаданного
человека.
Обсуждение
итогов
упражнения
проходит
интересно:
тот,
кого
9
оценивают, получает возможность увидеть себя в групповом «зеркале», а ведущий и участники
приобретают опыт в понимании людей.
2.Упражнение «Настроение»
Отобразить с помощью худ.средств своѐ эмоциональное состояние.
Обсуждение занятия.
Занятие 5.
Часть1.
1.Упражнение “Песня про зайцев”.
Группа
делится
на
подгруппы по
4
-
5
человек.
Даѐтся
задание: ―Вспомните пожалуйста
известную песню про зайцев из кинофильма ―Бриллиантовая рука‖. А теперь каждая подгруппа
исполнит эту песню так, как бы еѐ исполнил, например, хор бронетанковой дивизии, хор горцев
Кавказа, хор монастыря, хор психиатрической больницы и т.п. (ведущий раздаѐт задания) Время на
репетицию 15 минут, передвижение свободное, можно использовать все подручные реквизиты.
После того как все подготовятся, проводится ―концерт‖ с выступлением хоров.
Психологический комментарий: Упражнение способствует проявлению творчества и артистизма,
стимулирует группу, вносит оживление, эмоционально раскрепощает и сближает еѐ участников.
1.Упражнение «Дерево счастья»
Изобразить счастье в понимание каждого.
Материал: губ помада, мелки, карандаши, гуашь.
Часть2.
1.Упражнение «Встреча» (снятие эмоционального напряжения).
Инструкция.
Представьте,
что
вы
дома. Сидите там, где
вам особенно уютно
и
хорошо.
Внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточенны и внимательны к себе. А
теперь мысленно встаете и идете по направлению к двери. Открываете ее и медленно спускаетесь
по
ступенькам.
Выходите
из
затемненного
подъезда
на
улицу
—
в
светлое
пространство
солнечного летнего дня. Навстречу вам идет девочка. Она подходит все ближе и ближе. При-
глядитесь: эта девочка - вы сами, какой вы были, когда ходили в детский сад. Посмотрите, как она
одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рас-
смотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать ответ. После
этого
повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь к себе домой. После выполнения упражнения веду-
щий предлагает всем открыть глаза, потянуться, встать. Педагоги садятся на стулья, расположенные
полукругом перед ведущим. Обсуждение проводится на основе следующих вопросов.
•
Опишите себя в детстве и тот образ, который сейчас возник в вашем воображении.
10
•
Какой вопрос вы задали, и какой ответ получили?
•
Опишите ваши переживания и впечатления
2. Упражнение «Подарки».
Информация для ведущего.
Уп
ражнение способствует консолидации группы и
формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой
материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более
12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая, можно
раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего
ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и
укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом
ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и
отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя
читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-то участнику. И т.д.
Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать
шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках
двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.
Часть3.
1.Упражнение «Уровень счастья».
Инструкция.
Составьте
список
того,
за
что
вы
благодарны судьбе в
настоящий момент.
Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое
здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир.
После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов нашел 10 обстоятельств,
за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного. Ведущий обобщает: «Хотелось
бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: "Он наполовину
полон, и я благодарен за это". Другой сказал: "Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым".
Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому что они имеют.
Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем
"обманутые" люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты».
2.Упражнение « Планета счастья». (коллаж, коллективная работа).
Материал: бумага, клеѐ, вырезки из журналов, открытки. вата, и др.
Обсуждение занятия.
11
Занятие 6.
Часть 1.
1.Упражнение «Приветствие» .
Цель: Настроить на взаимодействие.
При помощи прикосновения объяснить человеку своѐ отношение к нему.
2.Упражнение «Это я»
С помощью геометрических фигур изобразить себя, используя при этом как одну фигуру, так и несколько
фигур одновременно.
Часть 2.
1. Упражнение с использованием техники визуализации.
Инструкция. Закройте глаза. Представьте, что все свои неприятности вы упаковали в мешок и
положили в вагон. Поезд поехал и увез все ваши несчастья. Представьте, что ваше
эмоциональное напряжение - это туго натянутый шар. Огромный шар. Он буквально распирает
вас изнутри. Проткните шар иголкой - он лопнет. С ним вместе «лопнут» и ваше напряжение,
ваше отчаяние.
2. Упражнение на расслабление.
Инструкция. Расслабьте глаза. Позвольте им стать настолько тяжелыми и расслабленными, как
будто они не в состоянии раскрыться. Обратите внимание на это ощущение. Позвольте ему
распространиться по вашему телу. Ощутите тяжесть и расслабленность всех частей тела. Направьте
внимание на свое сознание. Отпустите его на свободу, разрешите колыхаться, подобно поплавку на
водной глади. А теперь вспомните такой момент в вашей жизни, когда вы чувствовали спокойствие
и комфорт. В конце ведущий говорит: «Образ уходит, и мы возвращаемся в свое привычное состояние».
3. Упражнение "Сообщение".
Участникам предлагается встать в круг. Задача, передать по кругу "секретное сообщение", как
можно быстрее и по возможности без искажения. Первый участник получает сообщение, которое
шѐпотом
передаѐт
второму.
Второй
передаѐт
третьему,
третий
четвѐртому
и
т.д..
Последний
участник
должен
записать
то,
что
услышит.
Затем
содержания
посланного
и
полученного
сообщений сравниваются и делаются соответствующие выводы. Примерный текст сообщения:
"Наш
друг
принадлежит потомственной
династии лордов
Великой Британии.
Пятого июля
вылетает вечерним рейсом до Москвы. Затем поездом Москва - Владивосток. Встречайте в Омске
девятого, вагон 21, купе 6. Зовут - Ричард".
Рекомендации ведущему: Пояснить, что в кругу не должно быть подсказок, и сообщение должно
передаваться шѐпотом..
12
Рекомендации ведущему: При обсуждении обратить внимание на влияние эмоционального
настроя, личного отношения для передачи информации и стремления быть понятым.
Психологический
комментарий:
Упражнение
доказывает
значение
средств
невербальной
коммуникации, развивает наблюдательность и способность понимать людей без слов.
Часть 3.
1. Упражнение «Избавление от самокритики».
Перед выполнением упражнения ведущий говорит: «Есть люди, которые постоянно анализируют
свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффективности (А почему я не сделал вот так? Я
должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?). Эти и подобные им самоукоряющие
вопросы
порождают чувство
вины, что
приводит к
еще большему
"самобичеванию". Человек
оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики". Спастись
от этого необходимо и возможно».
Инструкция. Воспользуйтесь следующим приемом. Возьмите чистый лист бумаги и
составьте
перечень наиболее ценных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги.
Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В некоторых сферах я
очень способен (например, умею выращивать на даче хороший урожай). Я стараюсь быть добрым. Я
культурно развит. Затем положите этот листок в записную книжку и, когда вас начнет мучить
самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.
2.Упражнение «Настроение».
Изобразить своѐ эмоциональное состояние используя сангину, уголь.
Обсуждение занятия.
Занятие 7.
Часть 1.
1.Упражнение «Мои подарки»
Цель: настроить участников на занятие.
Участники по очереди выходя в круг что- то дарят либо всем, либо кому-то одному (словесно).
Например: выходит в круг разводит руками в стороны, для того чтобы показать, что это для всех – я
дарю вам счастье, или Наташе уверенность, Свете терпенье и т.д.)
Коммуникативная игра: “Передай дальше”.
13
Участники
группы
встают
в
круг.
Кто-то
один
издаѐт
какой-либо
звук,
например,
вздох
облегчения или радостный крик, и все по очереди этот звук повторяют. Таким образом получается
протяжный звук, что звучит очень забавно..
Цель: повышает эмоциональный тонус группы, формирует навыки взаимодействия.
2.Упражнение «Мечта».
(Изобразить при помощи выразительных средств).
Часть 2.
1.Упражнение «Успокой своѐ тело»
Цель: Снятие мышечного напряжения.
Инструкция. Изо всех сил напрягите мышцы. Сожмите кисти рук, напрягите руки, ноги, мышцы
живота, стисните зубы, напрягите лицо, напрягите все мышцы. Затем разомкните зубы и рас-
слабьте все мышцы, насколько это получится. Когда вы проделаете это, обратите внимание на
различие в ощущениях. Сделайте так три раза. Теперь, начиная со ступней и продвигаясь к голове,
концентрируйтесь на каждой части тела,
ощущая тепло и расслабленность. Представьте, что
пальцы ног, ступни, ноги, бедра теплые и расслабленные.
Информация для ведущего. Текст внушения читается для каждой части тела. После того как
педагоги
расслабят
мышцы
головы, ведущий продолжает: «Сейчас вы
абсолютно спокойны
и
расслаблены и готовы к тому, что произойдет»
2. Упражнение «Групповое рисование.
Информация для ведущего.
Каж
дый берет лист бумаги и цветные карандаши и начинает
рисовать то, что хочет. По сигналу ведущего все передают начатые рисунки соседям слева и
получают рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает уже начатый рисунок, будто
он его собственный, внося в него какие угодно изменения. По следующему сигналу рисунки снова
передают налево, получают справа и продолжают дорисовывать. Так продолжается, пока к каждому
не вернется рисунок, который он начал. Всем предлагается осознать чувства, которые возникают,
когда они видят, какие изменения претерпел начатый ими рисунок. Каждый волен оставить или
изменить дорисованное другими. Затем все обсуждают свои впечатления и реакции. Альтернативный
вариант совместного рисования: все по очереди вносят свой вклад в общую композицию, тем самым
выражая свое настроение и сообщая о нем группе. Такую работу можно завершить так: каждого
участника
оставить
наедине
с
общим
проектом,
чтобы
он
своим
рисунком
выразил
личное
отношение к полученному в группе опыту. После этого вся группа обсуждает то, что получилось.
3. Упражнение Окно»
Участникам предлагается разделиться по парам и встать друг против друга. Даѐтся задание:
14
"Представьте, что вас с партнѐром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что попытки кричать
бесполезны, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то очень важное. Не
договариваясь с партнѐром о содержании разговора, попробуйте передать через стекло всѐ, что вам
нужно, и получить ответ". После передачи сообщений партнѐры обмениваются информацией о том,
что сообщалось и что было понято. Затем они меняются ролями.
После все садятся в круг, делятся впечатлениями и обсуждают результаты упражнения
Психологический комментарий: Упражнение показывает, как часто информация при передаче
неумышленно искажается, так как каждый человек слышит и воспринимает еѐ по своему.
Часть 3.
1. Упражнение «Почувствуйте счастье».
Инструкция. Закройте глаза, сосредоточьтесь на себе, успокойте свое дыхание, расслабьтесь и
вспомните те моменты своей жизни, когда вы были совершенны, когда вы любили и вас любили,
когда вы ощущали гармонию с миром и собой. Ощутите все, что вы видели тогда перед собой,
цвета, звуки... Какое чувство переживало ваше тело? Погрузитесь в это состояние и позвольте себе
находиться в нем ровно столько, сколько вам захочется. Прикоснитесь к мизинцу правой руки -
поставьте «якорь», закрепите это чувство, запомните все краски, звуки, движения. Откройте глаза.
2.Упражнение «Настроение».
Изобразить своѐ настроение (рисование пальцами, ладонями).
Обсуждение занятия.
Занятие 8.
Часть 1.
1.Упражнение «Свеча»
Цель — снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу.
Сейчас
мы
будем
здороваться друг
с
другом,
передавая
по
кругу
свечку.
Сначала
давайте
посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете
передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко
тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и
скажите, например: "Миша, я рад тебя видеть!".
15
2.Упражнение «Доброе утро». (коллективная работа).
Участники, рисуют какой – либо элемент рисунка и передают друг другу по кругу
Часть 2.
1.Упражнение «Приятно слышать»
Для разминки участникам группы предлагается встать в круг и подумать, что бы такое приятное
каждый из них хотел бы сейчас услышать. Далее первый участник шепотом говорит свое желание
второму, только в форме обращения или предложения от себя. Например: "Я приглашаю провести
вечер вместе"...или "Ты самая красивая девушка"... и т.п.
Второй участник передает слово в слово обращение первого и высказывает в той же форме свое
желание. Третий участник передает по очереди обращение первого и второго, после высказывается
сам. И так - по кругу. В результате каждый услышит то, что желает сам слышать в данный момент.
Рекомендации
ведущему:
Необходимо
четко
разъяснить
задание
и
возможно
также
поучаствовать в игре.
Психологический
комментарий:
Действительно
приятно
слышать
то,
что
желаешь.
Упражнение активизирует группу, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.
2. Упражнение «Типичная поза».
Инструкция. Встаньте и примите характерную для вас позу. Вы имеете обыкновение опираться на
одну ногу, а вторую ставить на каблук? Значит, вы непосредственны в общении и любите ком-
пании, но категоричны и иногда стараетесь навязать свою волю и взгляды другим. Возможно, это
лишь ширма, маскирующая робость и неуверенность в себе? Любите стоять, скрестив ноги, опираясь
всем телом на одну, а вторую ставя на носок? Это говорит о неуверенности в сложных жизненных
ситуациях. Для вас характерна осторожность, граничащая с подозрительностью, что затрудняет кон-
такты с людьми, осложняет отношения в семье и на работе. Ставите ноги так, что носки обуви
касаются один другого? Это говорит об инфантильности или чрезмерной простоте. Ставите ноги
по-военному - пятки вместе, носки врозь? Эта поза деловой женщины, реалистки, на которую
можно положиться. Вы решительны, в нужный момент смело даете отпор, за словом в карман не
лезете. Однако порой вы слишком нетерпеливы, и это усложняет жизнь. «Спортивная стойка» - ноги
на уровне плеч (может быть, одна чуть впереди, другая сзади) - говорит не о характере, а о том, что
женщина устала, что ею владеет безразличие.
Часть 3.
1.Упражнение «Ловец блага».
16
Цель. Развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому
себе и своей ситуации, формировать позитивное принятие себя.
Ведущий. Что бы с вами ни происходило, во всем старайтесь находить положительные стороны.
Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всем научиться видеть хорошее.
Инструкция. Назовите положительные стороны дождя. Он прибивает пыль - воздух становится
чище. Поливает все живое - растительный мир предстает во всей своей красе. Дождь смывает грязь с
улиц, наполняет водой канавки в саду - теперь ее надолго хватит для полива. Благодаря дождю вы
можете наконец заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится
и т.д. Дождь благотворно влияет на качество подземных вод - значит, не нужно искать мастера, чтобы
углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюет рыба. И еще - кое-кто перестанет придираться
к тому, что вы моете машину водой из водопровода.
Педагоги по очереди устно дают варианты ответов. Затем им предлагают следующие ситуации.
1.
Вы опоздали на автобус или трамвай?
2.
У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск
.
3.
Вы потеряли работу?
4.
Вам предстоит развод?
5.
У вас украли сумку?
6.
Вам предстоит работать в две смены?
7.
У вас порвались сапоги?
Педагоги письменно отвечают на вопросы. Затем ведущий подводит итог: кому удалось найти
пять позитивных сторон каждой ситуации; кому - больше пяти; кому - три; кто не нашел ни одной
положительной стороны.
Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями.
2.Упражнение «Телеграмма»
―Представьте себе, наш тренинг закончился... Всѐ это время вы были вместе, многое узнали в
группе друг о друге и о себе, а теперь расходитесь, и возможно уже никогда не встретитесь. У вас
есть возможность послать друг другу ―телеграмму‖, краткое послание, в котором вы можете сказать
несколько слов на прощание, то, что вам хочется сказать тому или иному человеку.‖
Каждый участник получает от ведущего небольшие листки бумаги (―бланки телеграмм‖) в
количестве равном числу членов группы. ―Телеграммы‖ раскладываются по ―почтовым ящикам‖
(подписанным конвертам). Ведущий исполняет роль ―почтальона‖.
После того, как все ―телеграммы‖ будут разосланы, каждый берѐт свой ―почтовый ящик‖, и
группа расходится.
Рекомендации ведущему: Заранее позаботиться о ―бланках телеграмм‖ и ―почтовых ящиках‖.
Свои ―почтовые ящики‖ каждый может открыть только за пределами помещения, где собиралась
17
группа.
Психологический комментарий: Это упражнение очень важная процедура окончания группы,
оно оставляет приятные чувства и воспоминания о тренинге, времени, поведѐнном вместе.
3.Упражнение «Настроение».
Обсуждение занятия.
Занятие 9.
Часть 1.
1.Упражнение «Ветерок»
Цель — создание атмосферы единства.
Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите ваше имя так, как это сделал
бы ветер... Молодцы!
2.Упражнение «Пиктограмма»
Участникам необходимо отразить своѐ настроение в пиктограмме.
Часть 2.
1.Упражнение «Только один шаг»
Цель: – помочь участникам глубже осознать свою жизнь как цепь выборов. Обычно когда мы
отказываемся
от
выбора
сами,
то
передаем
свое
право
выбора
другим.
Жизнь
измеряется
человеческими шагами по ней – каждый шаг имеет те или иные последствия, иногда хорошие,
иногда не удовлетворяющие нас; каждый наш шаг влияет на шаги окружающих нас людей, а на нас
оказывают влияние шаги других людей. Такова символика наших ежедневных поступков. Данным
упражнением мы и стремимся продемонстрировать это.
Упражнение выполняется в просторной комнате. Участников просят разойтись по комнате и встать,
где и как им хочется.
"Эта игра имеет определенные правила. Каждый раз я буду просить вас сделать шаг. Вы можете
шагнуть в любом направлении, шаг может быть большим или маленьким, вправо или влево, вперед
или назад, но только один шаг. После каждого шага оглянитесь, где находитесь, как чувствуете себя
на новом месте. Посмотрите, где находитесь по отношению к другим участникам и где находится
каждый участник по отношению к вам. В этой игре вы шагаете по миру медленно и обдуманно.
Каждый шаг позволяет вблизи увидеть ваше моментное существование.
Другое
правило:
с
каждым
шагом
вы
имеете
возможность
прикоснуться
к
кому-либо,
находящемуся рядом. Вы можете коснуться пальцев, плеча или обнять человека – как вам нравится.
18
Это не обязательно, но возможно. Можете ни к кому не прикасаться или не реагировать, когда
прикасаются к вам.
Основное правило таково: во время упражнения нельзя разговаривать.
Итак, один шаг в любом направлении. Каждый раз, как делаете шаг, оглядывайтесь, обращайте
внимание на то, где находитесь по отношению к другим, фиксируйте свои чувства. С каждым
шагом вы имеете возможность прикоснуться к кому-либо или отреагировать на прикосновение. Все
делается молча.
Начинаем. Делаете первый шаг. Что вы чувствуете, сделав его? Это
шаг в неизвестность.
Оглядитесь. Кто находится ближе всех к вам?
Сделайте второй шаг. Делая каждый шаг, вы выбираете, и каждый выбор имеет последствия. Не
забывайте об этом.
Сделайте третий шаг. У каждого есть свой стиль хождения по жизни. Окиньте взглядом свои три
шага. Можете ли вы по ним сказать что-нибудь о себе?
Сделайте следующий шаг. Другого пути нет – мы должны делать то, что хотим, должны сделать
выбор. Каждый шаг – это выбор – ваш выбор.
Снова сделайте шаг. У вас есть возможность выбрать направление – вперед или назад, направо
или налево. Вы можете прикоснуться к кому-либо, кто находится рядом, или не делать этого.
Сделайте еще один шаг. Посмотрите, где находитесь по отношению к другим.
Прежде чем сделать еще один шаг, обратите внимание на то, что происходит внутри вас. Как
работает ваша воля? Что вы выбираете?
Итак, еще один шаг. Только один шаг. И еще один шаг.
Каждый из нас по-разному пытается избегать разных вещей. Замечаете ли вы, как стараетесь
избегать препятствий? Подумайте об этом... Сделайте еще один шаг. То ли вы делаете, чего вам
хочется? Или делаете то, что по-вашему обязаны делать? Еще один шаг.
И еще один шаг. Некоторые из вас движутся к центру комнаты, а некоторые находятся по углам.
Подумайте об этом. Лично для вас это что-нибудь значит?
Сделайте другой шаг. И еще один. Каждый из нас по-своему уязвим. Отражают ли это ваши шаги?
Еще один шаг. До конца у вас осталось еще пять шагов. Только пять. Что хотели бы совершить на
последних пяти шагах?
19
Итак, сделайте первый из пяти последних шагов. Кто-то сказал, что мы имеем только самих себя и
друг друга. Может, это не так уж много, но это все, что у нас есть. Верите ли вы этому?
Сделайте второй из пяти последних шагов. Осталось лишь три шага. Подумайте об этом.
Сделайте еще один шаг. Когда осталось только два шага, подумали ли вы обо всех предыдущих
шагах? Можете ли порадоваться им?
Сделайте предпоследний шаг. Остается только один. Сожалеете о каком-либо шаге? Сожалеете ли о
несделанном шаге? Когда остался лишь один шаг, можете ли простить себя за те шаги – сделанные
или несделанные, – о которых сожалеете?
Итак, сделайте последний шаг. Ощутите этот момент. Где вы оказались по отношению к другим?
Где находятся остальные по отношению к вам? Где вы находитесь относительно своих начальных
желаний? Все".
Обсуждение пройденного за время упражнения пути и возникших чувств, следует увязывать с
шагами по реальной жизни и выбором в ней.
2.Упражнение «Солнечный зайчик» (музыка)
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его
ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы
не
спугнуть.
Погладь
голову,
шею,
руки,
ноги...
Он
забрался
на
животик,
погладь
его
там.
Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Часть 3.
1.Упражнение «Капелька».(муз.)
Участники располагаются по всему залу и занимают удобную для них позу. Закрывают глаза.
Ведущий под музыку проговаривает: Вы маленькая капелька, одна из тех, которые падают на
землю во время дождя из тучи. Вам очень весело, потому что вас много, соединяясь друг с другом,
вы превращаетесь в ручеѐк который бежит по тропинке, камушкам под яркими лучами солнца.
2.Упражнение «Настроение».
Изобразить своѐ эмоциональное состояние (описать его словами).
Обсуждение занятия.
Занятие 10.
20
Часть 1.
1.Упражнение «Мои подарки»
Цель: настроить участников на занятие.
Участники по очереди выходя в круг что- то дарят либо всем, либо кому-то одному (словесно).
Например: выходит в круг разводит руками в стороны, для того чтобы показать, что это для всех – я
дарю вам счастье, или Наташе уверенность, Свете терпенье и т.д.)
2.Упражнение «Мой характер»
Изобразить на бумаге свои черты характера
Часть 2.
1.Упражнение «Зеркальное отображение»
Участников
просят
принести
на
встречу
зеркало
(карманное
зеркальце).
Они
5-7
минут
рассматривают себя в зеркале. "Что вы вспоминаете из детства, отрочества, теперешней жизни,
когда смотрите в зеркало?" На что больше всего обращаете внимание? Что больше всего волнует?
Насколько кажетесь себе приемлемым? Что хотели бы сказать зеркальному отображению?"
При обсуждении ответов на эти вопросы внимание участников обращается на ощущение хода
времени и его воздействие на человека, на самосознание, на возможность более близкого контакта
со своей внутренней реальностью.
2.Упражнение «Бабье лето».
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Вы осенний листок, ветер пытается сорвать вас с ветки, капли дождя падают прямо на вас, вы
изо всех сил пытаетесь удержаться на ветке. Но вот выглянуло долгожданное солнце, всѐ засияло
вокруг , наступило Бабье лето.
Часть 3.
1.Упражнение « «Одно целое»
Участники встают плотно в круг держа друг друга за пояс, и медленно начинают подстраивать
своѐ дыхание под дыхание своего соседа (все должны начать дышать одновременно).
2.Упражнение « Моѐ настроение».
Обсуждение занятия.
21
22
23