Напоминание

С.Есенин "Лебёдушка"


Автор: Березина Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5 г. Щигры Курской области"
Населённый пункт: город Щигры, Курская область
Наименование материала: конспект урока литературного чтения (УМК "Школа России", 4 класс)
Тема: С.Есенин "Лебёдушка"
Раздел: начальное образование





Назад




Березина Ольга Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области»

Тема урока: С.А. Есенин «Лебёдушка» (УМК «Школа России»)

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание

литературных образов стихотворения «Лебедушка» С. А. Есенина.

Задачи: обучающие - продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта

С. Есенина; работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть

художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному

творчеству; развивающие - развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение,

развивать эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитательные - воспитывать

любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.

УУД:

личностные

-

развитие

доброжелательности,

отзывчивости,

понимания

и

сопереживания; предметные

- формирование умения планировать, контролировать и

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; овладение навыками

смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения

речевого высказывания и составление текстов в устной форме;

познавательные

-

формировать

умение

оценивать

прочитанное

с

целью

подготовки

к

анализу

стихотворения, к выразительному чтению; коммуникативные - формировать умение

выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные

средства в соответствии с конкретной коммуникативно- речевой ситуацией, строить

монологическое доказательное высказывание; регулятивные - формировать способность

принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Оборудование урока:

-

мультимедийная

презентации

краткой

биографии

С.А.

Есенина,

видеоряд

к

стихотворению «Лебёдушка», музыкальный фрагмент песни на стихи С. Есенина

«Отговорила роща золотая», портрет поэта, иллюстрации к произведениям поэта.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Ребята, начинает наш урок.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

2.Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством удивительного поэта.

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

-Почему с этих строк я начинаю наш урок? Кому они посвящены? Правильно,

поэтуСергею Есенину!

3. Рассказ о Есенине.

(Презентация «Биография С.Есенина»)

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года.

Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Родители Есенина - Александр Никитич и Татьяна Федоровнабыли

крестьяне.Отец

Сергея Есенина в детстве обладал чудесным голосом и мальчиком пел в церкви.У Татьяны

Фёдоровны тоже был замечательный голос, она знала очень много частушек. Сама мать

Есенина была безграмотна, но старалась, чтобы дети были образованными.

Когда мальчику исполнилось 2 года, его отдали на воспитание в зажиточную семью деда

по матери. Целые дни проводил Сергей на природе, любил поля, луга своего родного села,

цветы, животных.

Бабушка была человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. В зимние вечера любил

слушать будущий поэт бабушкины сказки, народные песни.Слушая сказки, Сережа

начинал фантазировать. «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она

рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их

переделывал на свой лад», так рассказывал Есенин в своей автобиографии.

Дед знал духовные стихи, по субботам и воскресеньям пересказывал внуку Библию и

священную историю. Под впечатлением услышанного мальчик начинал фантазировать и

слагать стихотворные строки.

Рядом с домом Есениных расположена одноэтажная деревянная земская начальная школа,

которую Сергей Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом «за весьма хорошие

успехи и отличное поведение». На выпускных экзаменах по всем предметам он получил

отличные оценки.

Через 5 лет, отучившись в Земском училище, Сергей Есенин поступает Спас-

Клепиковскую школу, из которой выходит, получив диплом учителя «школы и грамоты».

Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему

исполнилось 17 лет. Писать стихи Сережа начал еще в ранней юности, во время обучения

в церковно-учительской школе. Впервые стихи поэта были опубликованы уже после его

переезда в Москву, когда поэту было 19 лет, в журнале для детей «Мирок», а в 21 год

вышла первая книга его стихов.

- Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его

деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих

переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая

росинка, каждый стебелек.

-К сегодняшнему уроку я просила вас вспомнить известные вам строки

стихотворений С.Есенина. Давайте же ненадолго окунемся в мир поэзии!

(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи «Белая берёза», «Черёмуха»

Прослушивают отрывок из стихотворения «С добрым утром!», фрагмент песни

«Отговорила роща золотая»).

-Ребята, мы собрали с вами чудный календарь природы из Есенинских строк.

-Ребята, сколько света, добра и радости в стихах Есенина! Но очень часто бывает,

что доброе, чистое, нежное вынуждено бороться со злом, жестокостью. Вечная

тема добра и зла волновала многих людей. Не оставила она равнодушным и С.

Есенина, человека чуткого, легко ранимого.

4. Подготовка к восприятию стихотворения.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним стихотворением С. Есенина

- Откройте учебники

на с. 120

и прочитайте название стихотворения. -

Предположите, о ком будет идти речь? Что знаете вы об этих птицах?

(Проверка домашнего задания. Сообщения детей о лебедях.)

- Послушайте стихотворение С.Есенина «Лебёдушка», а представленные

картины помогут вам ярче представить историю, написанную поэтом.

(Звучит фрагмент аудиозаписи стихотворения «Лебёдушка» с

сопровождением презентации.)

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство грусти,

печали).

- Кто главные герои стихотворения? (Лебёдушка, лебежатушки, орел).

5. Физкультминутка.

6. Совместное чтение стихотворения.

-

А теперь попробуем выразительно почитать это стихотворение.

-Какой литературный жанр напоминает произведение? (Русскую народную

песню, сказку).

-Если произведение похоже на народную песню, как надо его читать?

(Мелодично, с оттенками нежности).

- Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт

Сергей Есенин с помощью слов.

1 часть.

- Прочитаем 1,2,3 строфы.

-

Какие

картины

природы

рисует

поэт?

(подымалась

красна

зорюшка,

загорались сосны ярким пламенем, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши

перешептывались).

-

У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.

2 часть.

- Прочитаем с 4 по 11 строфы.

- С чем сравнивается лебедь? (Выплывала, словно зоренька, белоснежная

лебёдушка)

- Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг? (Погулять на луг

пестреющий, пощипать траву душистую)

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясним значение таких

словосочетаний: (слайд)

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки

- трава шелковая - нежная

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро

- цветы лазоревые - светло-синий тон

- волны пряные - издающие запах

3 часть.

- Прочитаем 12,13,14 строфы.

-

Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью? (А лебёдка

белоснежная, не спускала глаз, дозорила; гоготала лебедь белая, созывала

малых детушек; хоронилисьлебежатушки под крыло ли материнское)

- Подберите синонимы к слову дозорила. (Охраняла).

4 часть.

- Прочитаем 15-21 строфы.

-Прочитайте отрывок, где появился молодой орел. (Молодой орёл под облаком

расправлял крыло могучее и бросал глазами молнии на равнину бесконечную)

- С чем автор его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей).

- Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.(Но глаза его орлиные

разглядели степь далёкую, и у озера широкого он увидел лебедь белую.)

5 часть.

- Прочитаем 22 – 27 строфы.

- Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (В это время

лебедь белая оглянула гладь зеркальную ина небе отражавшемся увидала

крылья длинные)

- Как она себя вела? Как защищала своих детей?(Встрепенулася лебёдушка,

закричала лебежатушкам, собралися детки малые и под крылья схоронилися.)

- Какой момент считаете самым тревожным? (А орёл, взмахнувши крыльями, как

стрела на землю кинулся, и впилися когти острые прямо в шею лебединую.)

- Какой момент считается самым трагическим?(Распустила крылья белые

белоснежная лебёдушка и ногами помертвелыми оттолкнула малых детушек)

- Прочитаем 28 строфу.

-

Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки? (Чувство любви,

самоотверженности, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни,

чтобы спасти детей)

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (Стихотворение учит любить

природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы,

учит сопереживать, сострадать.)

- Главная мысль этого стихотворения – Лебедь погибает, но не погибает добро,

трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

- Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она

восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих

детей.Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность,

любовь матери к своим детям не погибла.

7. Работа над содержанием текста.

- Я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста.

1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения? ( картину рассвета)

2. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг? ( пощипать траву душистую)

3. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками? ( орёл)

4.Как лебёдушка заметила опасность? (увидела отражение крыльев орла в воде)

5.Чем закончилось стихотворение? (лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись)

8. Работа над художественными приёмами.

- Поэтический мир есенинской поэзии насыщен такими художественными

приемами как олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение? (

Олицетворение – наделение

неодушевлённых предметов свойствами живых существ.)

- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во

время чтения найдите и отметьте олицетворения.

(Дети зачитывают олицетворения: зорюшка рассыпала,сосны наряжали,камыши

шепталися,перешёптывались лилии,цветы улыбались.)

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются,

могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

9. Игра «Если бы я был волшебником…»

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы

вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

10. Рефлексия.

- Ребята, на доске записаны фразы:

Я узнал(а)…

Было трудно…

Я могу…

Меня удивило…

Мне захотелось….

- Сейчас я вас прошу записать к себе в тетрадь фразы, с помощью которых вы

можете оценить свою работу на уроке.

11. Итог урока.

- Если сегодня наш урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с

поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия и сострадания.

(Выставление оценок за работу на уроке. )

14. Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившийся отрывок, нарисовать к нему иллюстрацию

- Всех благодарю за работу на уроке.



В раздел образования