Автор: Березина Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5 г. Щигры Курской области"
Населённый пункт: город Щигры, Курская область
Наименование материала: конспект урока литературного чтения (УМК "Школа России", 4 класс)
Тема: С.Есенин "Лебёдушка"
Раздел: начальное образование
Березина Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области»
Тема урока: С.А. Есенин «Лебёдушка» (УМК «Школа России»)
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание
литературных образов стихотворения «Лебедушка» С. А. Есенина.
Задачи: обучающие - продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта
С. Есенина; работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть
художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному
творчеству; развивающие - развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение,
развивать эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитательные - воспитывать
любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
УУД:
личностные
-
развитие
доброжелательности,
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания; предметные
- формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; овладение навыками
смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения
речевого высказывания и составление текстов в устной форме;
познавательные
-
формировать
умение
оценивать
прочитанное
с
целью
подготовки
к
анализу
стихотворения, к выразительному чтению; коммуникативные - формировать умение
выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные
средства в соответствии с конкретной коммуникативно- речевой ситуацией, строить
монологическое доказательное высказывание; регулятивные - формировать способность
принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Оборудование урока:
-
мультимедийная
презентации
краткой
биографии
С.А.
Есенина,
видеоряд
к
стихотворению «Лебёдушка», музыкальный фрагмент песни на стихи С. Есенина
«Отговорила роща золотая», портрет поэта, иллюстрации к произведениям поэта.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, начинает наш урок.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
2.Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством удивительного поэта.
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его - Россия -
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин - то не просто имя, -
России стихотворная душа…
-Почему с этих строк я начинаю наш урок? Кому они посвящены? Правильно,
поэтуСергею Есенину!
3. Рассказ о Есенине.
(Презентация «Биография С.Есенина»)
- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года.
Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.
Родители Есенина - Александр Никитич и Татьяна Федоровнабыли
крестьяне.Отец
Сергея Есенина в детстве обладал чудесным голосом и мальчиком пел в церкви.У Татьяны
Фёдоровны тоже был замечательный голос, она знала очень много частушек. Сама мать
Есенина была безграмотна, но старалась, чтобы дети были образованными.
Когда мальчику исполнилось 2 года, его отдали на воспитание в зажиточную семью деда
по матери. Целые дни проводил Сергей на природе, любил поля, луга своего родного села,
цветы, животных.
Бабушка была человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. В зимние вечера любил
слушать будущий поэт бабушкины сказки, народные песни.Слушая сказки, Сережа
начинал фантазировать. «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она
рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их
переделывал на свой лад», так рассказывал Есенин в своей автобиографии.
Дед знал духовные стихи, по субботам и воскресеньям пересказывал внуку Библию и
священную историю. Под впечатлением услышанного мальчик начинал фантазировать и
слагать стихотворные строки.
Рядом с домом Есениных расположена одноэтажная деревянная земская начальная школа,
которую Сергей Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом «за весьма хорошие
успехи и отличное поведение». На выпускных экзаменах по всем предметам он получил
отличные оценки.
Через 5 лет, отучившись в Земском училище, Сергей Есенин поступает Спас-
Клепиковскую школу, из которой выходит, получив диплом учителя «школы и грамоты».
Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему
исполнилось 17 лет. Писать стихи Сережа начал еще в ранней юности, во время обучения
в церковно-учительской школе. Впервые стихи поэта были опубликованы уже после его
переезда в Москву, когда поэту было 19 лет, в журнале для детей «Мирок», а в 21 год
вышла первая книга его стихов.
- Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его
деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих
переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая
росинка, каждый стебелек.
-К сегодняшнему уроку я просила вас вспомнить известные вам строки
стихотворений С.Есенина. Давайте же ненадолго окунемся в мир поэзии!
(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи «Белая берёза», «Черёмуха»
Прослушивают отрывок из стихотворения «С добрым утром!», фрагмент песни
«Отговорила роща золотая»).
-Ребята, мы собрали с вами чудный календарь природы из Есенинских строк.
-Ребята, сколько света, добра и радости в стихах Есенина! Но очень часто бывает,
что доброе, чистое, нежное вынуждено бороться со злом, жестокостью. Вечная
тема добра и зла волновала многих людей. Не оставила она равнодушным и С.
Есенина, человека чуткого, легко ранимого.
4. Подготовка к восприятию стихотворения.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним стихотворением С. Есенина
- Откройте учебники
на с. 120
и прочитайте название стихотворения. -
Предположите, о ком будет идти речь? Что знаете вы об этих птицах?
(Проверка домашнего задания. Сообщения детей о лебедях.)
- Послушайте стихотворение С.Есенина «Лебёдушка», а представленные
картины помогут вам ярче представить историю, написанную поэтом.
(Звучит фрагмент аудиозаписи стихотворения «Лебёдушка» с
сопровождением презентации.)
- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство грусти,
печали).
- Кто главные герои стихотворения? (Лебёдушка, лебежатушки, орел).
5. Физкультминутка.
6. Совместное чтение стихотворения.
-
А теперь попробуем выразительно почитать это стихотворение.
-Какой литературный жанр напоминает произведение? (Русскую народную
песню, сказку).
-Если произведение похоже на народную песню, как надо его читать?
(Мелодично, с оттенками нежности).
- Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт
Сергей Есенин с помощью слов.
1 часть.
- Прочитаем 1,2,3 строфы.
-
Какие
картины
природы
рисует
поэт?
(подымалась
красна
зорюшка,
загорались сосны ярким пламенем, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши
перешептывались).
-
У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.
2 часть.
- Прочитаем с 4 по 11 строфы.
- С чем сравнивается лебедь? (Выплывала, словно зоренька, белоснежная
лебёдушка)
- Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг? (Погулять на луг
пестреющий, пощипать траву душистую)
- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясним значение таких
словосочетаний: (слайд)
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале
- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки
- трава шелковая - нежная
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро
- цветы лазоревые - светло-синий тон
- волны пряные - издающие запах
3 часть.
- Прочитаем 12,13,14 строфы.
-
Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью? (А лебёдка
белоснежная, не спускала глаз, дозорила; гоготала лебедь белая, созывала
малых детушек; хоронилисьлебежатушки под крыло ли материнское)
- Подберите синонимы к слову дозорила. (Охраняла).
4 часть.
- Прочитаем 15-21 строфы.
-Прочитайте отрывок, где появился молодой орел. (Молодой орёл под облаком
расправлял крыло могучее и бросал глазами молнии на равнину бесконечную)
- С чем автор его сравнивает? (Со стрелой, чёрной тучей).
- Найдите и прочитайте, как орёл высматривал добычу.(Но глаза его орлиные
разглядели степь далёкую, и у озера широкого он увидел лебедь белую.)
5 часть.
- Прочитаем 22 – 27 строфы.
- Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (В это время
лебедь белая оглянула гладь зеркальную ина небе отражавшемся увидала
крылья длинные)
- Как она себя вела? Как защищала своих детей?(Встрепенулася лебёдушка,
закричала лебежатушкам, собралися детки малые и под крылья схоронилися.)
- Какой момент считаете самым тревожным? (А орёл, взмахнувши крыльями, как
стрела на землю кинулся, и впилися когти острые прямо в шею лебединую.)
- Какой момент считается самым трагическим?(Распустила крылья белые
белоснежная лебёдушка и ногами помертвелыми оттолкнула малых детушек)
- Прочитаем 28 строфу.
-
Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки? (Чувство любви,
самоотверженности, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни,
чтобы спасти детей)
- Как вы думаете, чему учит это стихотворение? (Стихотворение учит любить
природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы,
учит сопереживать, сострадать.)
- Главная мысль этого стихотворения – Лебедь погибает, но не погибает добро,
трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.
- Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она
восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих
детей.Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность,
любовь матери к своим детям не погибла.
7. Работа над содержанием текста.
- Я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста.
1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения? ( картину рассвета)
2. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг? ( пощипать траву душистую)
3. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками? ( орёл)
4.Как лебёдушка заметила опасность? (увидела отражение крыльев орла в воде)
5.Чем закончилось стихотворение? (лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись)
8. Работа над художественными приёмами.
- Поэтический мир есенинской поэзии насыщен такими художественными
приемами как олицетворения.
- Кто из вас помнит, что такое олицетворение? (
Олицетворение – наделение
неодушевлённых предметов свойствами живых существ.)
- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во
время чтения найдите и отметьте олицетворения.
(Дети зачитывают олицетворения: зорюшка рассыпала,сосны наряжали,камыши
шепталися,перешёптывались лилии,цветы улыбались.)
- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются,
могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.
9. Игра «Если бы я был волшебником…»
- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы
вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?
(Дети высказывают свои версии.)
10. Рефлексия.
- Ребята, на доске записаны фразы:
Я узнал(а)…
Было трудно…
Я могу…
Меня удивило…
Мне захотелось….
- Сейчас я вас прошу записать к себе в тетрадь фразы, с помощью которых вы
можете оценить свою работу на уроке.
11. Итог урока.
- Если сегодня наш урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с
поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия и сострадания.
(Выставление оценок за работу на уроке. )
14. Домашнее задание.
Выучить наизусть понравившийся отрывок, нарисовать к нему иллюстрацию
- Всех благодарю за работу на уроке.