Автор: Усова Ирина Федоровна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: Детская школа искусств ТОО "Серпiн" Населённый пункт: г. Каскелен, Алматинской области, Казахстан Наименование материала: Статья Тема: Чувство опоры и организация игрового аппарата Раздел: дополнительное образование
Чувство опоры и организация игрового аппарата.
Игра на рояле, как и всякий другой труд, требует определенных
мышечных усилий. Совершенно расслабленными руками играть также
невозможно, как и выполнять какое-либо другое действие.
Организацию движений ученика мы строим таким образом, чтобы
воспитать у него правильное отношение к клавиатуре и струнам,
отношение к фортепиано, как к «поющему» инструменту.
Прикасаться к клавишам следует мягкой подушечкой или частью ее,
в зависимости от того, какой звук мы хотим получить. Такое
прикосновение позволяет сохранить чуткость осязания кончика пальца и
является одним из условий певучести.
Чувствуя упругое сопротивление клавиши тем не менее нужно
стараться не давить на нее, не извлекать звук толчком и тычками.
При выборе положения пальцев необходимо учитывать
индивидуальное строение рук ученика, а так же конкретные особенности
звучания фактуры музыкального произведения. Например, вокальную
кантилену, большие аккорды, пьесы в тональностях с большим
количеством знаков удобнее играть пологими, несколько более
вытянутыми пальцами – особенно при маленькой руке. Такие пальцы не
должны терять цепкости кончика и способности сокращаться. Быстрые
пассажи на белых клавишах, наоборот лучше играть более подобранными,
закругленными пальцами.
Положение пальцев должно быть таким, Чтобы его можно было
легко изменить. Слишком вытянутые пальцы трудно сокращать; согнутые
крючкообразные - не способны разгибаться во второй фаланге. Поэтому
предпочтительнее естественная, слегка закругленная форма пальцев,
дающая возможность и сокращаться и свободно «открывать» и
«закрывать», поднимать и опускать.
Наиболее естественны – движения целых пальцев, работающих «из
ладони» - таким же образом, как их берем предметы. В этих движениях
активное участие принимают межкостные ладонные мышцы, сгибающие
основную фалангу, а с ней и весь палец, который при этом работает, как
длинный рычаг. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста и
поэтому их развитие, считается главным условием беглости.
Все, что говорилось о работе пальцев и строении кисти мы должны
учитывать при выборе положения кисти на клавиатуре. Лучше всего
положение кисти с опорой в те так называемые «косточки», а дальше – в
мякоть , в середину широкой ладони с пологим пружинистым «сводом».
Пястно-фаланговые суставы при этом не выдаются наружу, но и не
продавливаются. Опора в поднятые «косточки» менее желательна, т.к.
придает кисти несколько фиксированную форму, при которой сужается
ладонь и затрудняется рабрта пальцев.
Широкое положение ладони, являясь условием независимости
пальцев, позволяет добиться певучего, сочного звучания.
Особо следует сказать о роли первого пальца. Обладая способностью
противополагаться другим пальцам и ладони и отводиться от нее на
значительное расстояние, он исключительно независим. Ладонь у
основания первого пальца широкая, раскрытая, мышцы между пястными
костями первого и второго пальцев – мягкие, ненапряженные. Первый
палец работает легко, без всяких усилий. Пятый палец также имеет в
ладони специальные мышцы. Сильные мышцы пятого и первого пальцев
дают им возможность сближаться и раздвигаться. При повороте кисти, при
смене позиций первый и пятый пальцы удобно держать почти параллельно.
Есть упражнения для проверки опоры и проводимости звука:
поиграть non legato
неиграющей рукой «покачаться» сверху на кисти, предплечье и
почувствовать, как вся рука пружинит и «пропускает» звук в
клавишу.
Особое внимание надо уделить посадке за инструментом – при
правильной посадке мы опираемся и на ноги, но основная тяжесть падает
на стул. При выборе высоты сидения нужно исходить из того, в каком
положении рука легче выполнит свою работу. Слегка вытянутые,
находящиеся немного выше клавиатуры руки облегчают быструю игру
октав и аккордов. Для быстрой же пальцевой техники, наоборот, лучше,
если рука находиться немного ниже клавиатуры.
Особенно трудно добиться правильной посадки у маленьких детей.
Если ребенок «болтает» ногой, но вынужден либо напрягать свое
туловище, либо опереться на инструмент. В первые годы обучения
педализация еще не играет существенной роли, поэтому необходимо
пользоваться подставкой для ног.
Между всеми пальцами должно быть небольшое расстояние, между
первым и вторым пальцами образуется почти эллипс. Прогибание пальцев
внутрь и опускание суставов кисти недопустимо, ибо это делает их
неустойчивыми и непрочными.
Большой палец и мизинец в наклонном положении нажимают
кончиками сам край клавиши. Ногтевая фаланга большого пальца слегка
закруглена в направлении клавиши. Прикасаться к ней нежно и легко.
Большой палец сам по себе тяжеловесен, поэтому при нажатии клавиши
его нужно несколько облегчить и не нажимать клавишу большой
площадью. Мизинец должен быть в наклонном положении для того. Чтобы
он надежно закреплялся в суставе.
Исходя из всего сказанного, мы должны отвергнуть принцип
«постановки руки» и поставить перед учениками другую цель, а именно:
стремление к возможно большей активизации пальцев, игру кончиками.
Список использованной литературы:
Й. Гат «Техника фортепианной игры»
В. Архангельская «Школа фортепианного педагогического
мастерства Л.В.Николаева»
Б. Кременштейн «Противоречия музыкального обучения в области
технической работы ученика»