Автор: Гульдиева Зоя Абубакаровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ ст. Ново - Осетинской
Населённый пункт: Станица Ново - Осетинская Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания
Наименование материала: Методическая разработка урока математики в 1 классе УМК "Школа России"
Тема: "На сколько больше? На сколько меньше?"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики на тему «На сколько больше? На сколько меньше?»
Учитель: Гульдиева Зоя Абубакаровна
УМК «Школа России»
Учебник «Математика» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова
Класс 1
Раздел «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»
Тема «На сколько больше? На сколько меньше?»
Дидактическая цель урока: учиться решать задачи на разностное сравнение.
Тип урока: усвоение новых знаний
Задачи:
Образовательные: Усвоить правила разностного сравнения чисел. Способствовать формированию умения сравнивать числа.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и парной работе.
Планируемые предметные результаты:
научиться сравнивать два числа, применяя вычитание;
сформулировать правило разностного сравнения чисел и научиться применять его при решении задач;
научатся создавать модели и схемы для решения задач.
Планируемые метапредметные результаты:
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные:
развивать умение анализировать, сравнивать числа и множества предметов;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логические цепи рассуждений;
уметь структурировать знания;
использовать знаково-символическое моделирование
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения
для учителя: технологическая карта урока, презентация, компьютер, интерактивная доска, картинка с изображением клоуна;
для учащихся: учебник, рабочая тетрадь. Карточки для индивидуальной и групповой работы, шарики из цветной бумаги.
Этапы урока
Содержание
учебной
деятельности
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
УУД
Орг.момент.
Мотивация к
учебной
деятельности
-Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!
Проверяют рабочее место.
Регулятивные:
организация рабочего
места;
оценка.
Актуализация
знаний
Отгадывают
загадку
Работа с ребусом
- Ребята, угадайте, кто пришёл к
нам на урок в гости?
Отгадайте загадку
В цирке он смешнее всех.
У него большой успех.
Только вспомнить остаётся
Весельчак тот как зовётся.
(слайд 2)
- Давайте узнаем, как зовут
клоуна.
Расшифруйте ребус
5
3
1
2
4
А
Ё
К
Л
П
(слайд 3)
- Где мы можем встретить клоуна?
-Клоун Клёпа приглашает нас в
свой цирк.
- Чтобы попасть в цирк, что нужно
иметь?
Отгадывают загадку
-Клоун
Ребята расшифровывают имя
- Клёпа
- В цирке.
- Билет
РегулятивныеУУД:
принимают и
сохраняют учебную
задачу; оценивают
результат своих
действий.
Коммуникатив-ные
УУД:обмениваются
мнениями,слушают
друг друга,строят
понятные речевые
высказывания.
Познавательные:
строят логические
цепочки рассуждений.
Коммуникативные:
Мотивация
учебной
деятельности
Работа по
учебнику стр.10
На столах у вас по две карточки:
белого и жёлтого цвета с
примерами – это билеты в цирк.
Нужно решить примеры. На
жёлтой карточке они чуть труднее.
Подумайте, какую карточку вы
выберете.
Белая карточка
5 + 3 = 8
10 - 2 =8
7 + 1 =8
8 – 3 =5
9 + 1 = 10
Жёлтая карточка
5 + 3 – 2 = 6
10 – 3 + 1 = 8
8 – 4 +5 = 9
4 – 1 + 3 = 6
6 – 5 + 2 = 3
-Ребята, проверьте себя,
правильно ли вы решили примеры.
(слайд 4)
- Молодцы, теперь у вас есть
билет в цирк.
- Кого можно увидеть в цирке?
-Посмотрите, кто сегодня у нас на
арене? ( собачки)
- Сколько тумбочек? Сколько
собачек? На сколько собачек
меньше, чем тумбочек?
-На сколько тумбочек больше,
чем собачек?
Ученики сверяют свои ответы с эталоном
Перечисляют животных и других участников
цирковых представлений.
Работа по учебнику
обмениваются
мнениями, слушают
друг друга, строят
понятные речевые
высказывания.
Познавательные:
проводят сравнение;
строят логические
цепочки рассуждений.
Регулятивные:
Сверяют свои ответы с
эталоном
Постановка
учебной задачи
Определение
темы урока,
целеполагание
- Кто догадался, чем будем
заниматься сегодня на уроке?
- Как именно?
-Как можно обозначить тему
нашего урока?
-Учиться решать задачи с вопросами « На
сколько больше?», « На сколько меньше?».
-Будем сравнивать множества
« На сколько больше? На сколько меньше?»
Познавательные:
строят логические
цепочки рассуждений.
Построение
проекта выхода
из затруднения
Открытие нового
знания
Физминутка
«Лошадки».
Работа по учебнику стр.10 №2
- Прочитайте задачу.
-Что известно в задаче?
-Что надо узнать?
-Подберите схему к задаче?
-Каким действием решим задачу?
Почему?
Сформулируйте правило.
(Работа в группах)
На столе у вас у каждого карточка
с пропущенными словами и
словами, которые нужно вставить.
Нужно вставить слова так, чтобы
получилось правило
Чтобы узнать, на сколько одно
число________ или ____________
другого, надо из ______________
числа _____________ меньшее
-На арене цирка грациозные
лошадки.
Ребята в группах советуясь друг с другом
вставляют пропущенные слова
Приходят к выводу: Чтобы узнать, на сколько
одно число больше или меньше другого, надо
из большего числа вычесть меньшее.
Познавательные:
анализ,синтез,сравнени
е;формулирование
познавательной цели;
использование
знаково-
символических
средств, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательств.
Коммуникативные:
Умение слушать,
договариваться
Грациозные лошадки,
Вы по кругу пошагайте
Ноги выше поднимайте!
А теперь быстрей, быстрей
Поскакали веселей!
Кружатся вокруг своей оси
ходьбы с высоким подниманием колена
прыжки на месте
Личностные:
осознают важность
сохранения и
укрепления здоровья.
Первичное
закрепление
Практическая
работа с фишками
Самостоятельная
работа в тетради
На экран проецируется слайд 5
- Выложите в ряд столько красных
фишек, сколько белочек.
-Выложите под ним в другой ряд
столько жёлтых фишек, сколько
грибочков.
- Каких фишек больше?
-На сколько больше?
- Как узнали? Что нужно сделать,
чтобы узнать, на сколько жёлтых
фишек больше?
- Каких фишек меньше?
- На сколько меньше?
- Как примером записать?
Ещё раз вспомним правило, как
узнать , на сколько одно число
больше или меньше другого
Открываем рабочие тетради стр. 6
и выполняем № 4 самостоятельно.
- Выкладывают в ряд красные фишки
Выкладывают во второй ряд жёлтые фишки.
Жёлтых
На 1.
- Составить пары. 1 жёлтая фишка осталась без
пары.
- Красных
- На 1
4-3=1
Познавательные:
выполняют действия
по
алгоритму ;осознанное
и произвольное
построение речевого
высказывания;
строят логическую
цепь рассуждений,
доказательств.
Регулятивные:
принимают и
сохраняют учебную
задачу, планируют
свои действия
в ходе работы.
Взаимопроверка
-Поменяйтесь тетрадями, возьмите
красный карандаш и проверьте
Выполняют взаимопроверку.
Коммуникативные:
-сотрудничают с
товарищем;
аргументируют своё
мнение.
Регулятивные:
- осуществляют
взаимоконтроль
Рефлексия.
Подведение
итогов.
Давайте вспомним цель, которую
мы ставили в начале урока.
- Достигли ли мы нашей цели?
- Скажем «спасибо» Клёпе, который
помог нам при изучении новой темы.
Предлагаю вам подарить ему
воздушные шарики. У вас на столах
шарики двух цветов: зелёные и
красные. Если в
ы всё поняли на
уроке, активно работали, было
интересно, то выбираете зелёный
шарик, если осталось что – то
непонятное, трудно было
выполнять работу, было скучно на
уроке, то выбираете красный
шарик. Напишите на шарике своё
имя и прикрепите на доске рядом с
клоуном Клёпой.
-Научиться решать задачи с вопросами « На
сколько больше?», « На сколько меньше?».
- Да!
Выбирают шарик, пишут на нём своё имя и
приклеивают с помощью скотча на доске
рядом с картинкой клоуна.
Личностные:
дают оценку своей
работе на уроке .
Коммуникативные:
слушают и вступают в
диалог, участвуют в
коллективном
обсуждении.
Регулятивные:
самостоятельно
оценивают
правильность
выполнения действий
на уроке.