Автор: Макаримова Гульнара Загидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ имени Тикеева Д. С.
Населённый пункт: село Иглино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Многозначные слова
Раздел: начальное образование
Русский язык
1 класс
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема. Многозначные слова
Цели: ввести понятие «многозначное слово», показать различие между
многозначными и однозначными словами; развивать внимание, образное
мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать,
воспитывать интерес к изучению языка.
Ход урока
I.Организационный момент
Что за чудо чудеса
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая, вот ладошка левая.
И, скажу вам не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
-Посмотрите на свои руки. У мальчиков сильные руки, а у девочек - ласковые
и нежные. Мы любим свои руки, ведь они могут обнять друга и поднять
упавшего товарища, дать корм голодным птицам, красиво накрыть стол и
красиво писать.
II. Актуализация знаний и умений
Минутка чистописания
-Откроем тетради и красиво запишем сегодняшнее число.
-На экране записаны слова, прочитайте.
Сад, медведь, след, год
-Какая буква чаще встречается? (д)
- Буква «д» гостья минутки чистописания. Пропишите ее красиво, соблюдая
правило каллиграфии.
-Какие звуки обозначает буква д? (твердый звонкий согласный и мягкий
звонкий согласный)
-Какая орфограмма объединила все эти слова? (парная согласная на конце
слова)
-Как мы проверяем парный согласный на конце слова?
-Подберите проверочные слова.
-Восхитительно!
-А какое слово лишнее? (медведь)
- Замечательно.
-А почему? (Слово «медведь» обозначает одушевленный предмет, а
остальные - неодушевленные предметы)
-В каких сказках встречается медведь?
-Какой он по характеру?
-Составьте предложение со словом «медведь»
III. Формирование новых знаний и умений
1)Словарная работа
-Прочитайте слово, выделяя сильную позицию.
-Найдите ошибкоопасные места в слове «медведь»
-Какое это слово? (словарное)
-Запишите слово, разделяя черточкой для переноса.
-Прочитаем по словарю лексические значения слова «медведь»
1.Большой хищный всеядный зверь с длинной шерстью.
2.Неуклюжий, неповоротливый человек.
2) Наблюдение за многозначными словами
-Сколько значений у слова «медведь»? (два)
-В русском языке есть слова, которые имеют несколько значений.
IV.Открытие новых знаний и умений
-Сегодня мы должны исследовать такие слова. С этими словами мы
встречаемся каждый день
- Для исследования возьмем слово «дом». В старину на Руси говорили: «Дом-
это добро».
-Запишите предложение «Дом-это добро»
-Почему люди говорили, что дом-это добро?
-Какое значение слова «дом» в данном предложении? Выберите.
1. Дом-здание, строение, где живут или работают люди
2.Дом-помещение, где кто-нибудь живет
3.Дом-название культурных, научных учреждений (дом культуры)
-Сколько значений у слова «дом»? (три). Такие слова называют
многозначными.
Вывод: многозначные слова – это слова, которые имеют несколько значений.
V.Физминутка
Игра « В гости к бабушке»
Мы видим домик в деревне и бабушку, которая ищет своих внучек, а они
шалунишки спрятались (найдите их имена в предложениях)
Кто принес куклу из магазина? Кто не пьет кефира? Кто подскажет, где
растет вкусная ежевика? Кто ждет подарки от Деда Мороза? Кто в зоопарке
дразнит верблюда?
-Правильно, ребята. Молодцы! Это Зина, Ира, Вика, Роза, Люда.
-Подпрыгните столько раз, сколько внучек у бабушки.
-Сейчас мы потанцуем с бабушкой (муз. физминутка)
VI. Первичное закрепление
1) Работа над словом «теплота»
-У каждого человека есть дом, где тепло, где его любят, ждут.
В одной иглинской семье состоялся разговор мамы с дочерью.
-Давайте послушаем.
Мне не хватает теплоты
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: «Мерзнешь ты
И в летние деньки?»
«Ты не поймешь, еще мала»
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла»
И тащит одеяло.
-Почему дочка не поняла маму? Чего она не знала?
-Давайте прочитаем значения слова «теплота»
-Где можно найти значения слов? (в словаре)
-Правильно. Молодцы!
-Сколько значений имеет слово?
-Какое значение подходит к данному стихотворению?
-Можем ли назвать слово «теплота» многозначным? (да)
-Какие слова называем многозначными?
2) Работа над словом «земля»
-Как называется наш общий дом? (Земля)
- Запишите предложение «Земля - наш общий дом»
-Как вы понимаете это предложение?
-Чтобы ответить на вопрос, мы должны знать значение слова в данном
предложении. Выберите правильное значение.
Земля - небесное тело, на котором мы живем.
Земля - твердая поверхность (суша)
Земля- это почва, на которой растут растения.
Земля-часть какой-либо территории.
-Какие вы молодцы! Правильно! Вы выбрали первое значение слова «Земля-
это небесное тело, на котором мы живем»
-Слово «земля» имеет сколько значений? (четыре)
-Какое это слово? (многозначное)
3) Упражнение в нахождении многозначных слов из текста
Упражнение 4, с. 157
VI. Cамостоятельная работа с самопроверкой
Групповая работа
-Соотнесите слова левого столбика со словами из правого столбика
Кисть акварельная
Кран самолета
Крылья птицы
рябины
строительный
водопроводный
руки
Взаимопроверка.
-Сколько значений у данных слов? Как можно назвать данные слова?
(многозначными)
VIII. Рефлексия
- Чем заинтересовал вас урок?
-Что вызвало затруднение?
-Попробуем оценить свою работу.
-У вас на партах лежат карточки с солнышком и тучей.
-Кто считает, что на уроке было некомфортно, неинтересно, выберите тучку
и приклейте на листок самооценки.
-Кто считает, что он активно работал на уроке, прекрасно усвоил понятие
«многозначные слова», выберите солнышко и приклейте на листок
самооценки.
IX. Итог
-Я вам прочитаю стихотворение А. Барто, а вы должны найти многозначное
слово.
Я знаю, где живут моржи,—
Не только на воде.
Я знаю, где живут моржи,—
Они живут везде.
И я знаком
С одним моржом.
Где он живёт?
На суше.
Над нами,
Выше этажом.
Его зовут
Андрюшей.
-Какое слово является многозначным? (морж)
-Почему вы так считаете? ( первое значение - морское животное, а второе-
любитель зимнего плавания)
-Какие вы молодцы! Совершенно верно!
X. Домашнее задание
-Исследовать предметы на сходство по форме и цвету, обозначающие
многозначные слова (хвост, плита, ручка, золотая медаль, золотая осень)
-Урок окончен. Спасибо за сотрудничество!
-