Автор: Елена Николаевна Фирсова
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств р.п. Вешкайма"
Населённый пункт: р.п.Вешкайма, Ульяновская область
Наименование материала: План-конспект урока.
Тема: "Развитие чувства ритма и синхронности исполнения движений на уроке "Подготовка концертных номеров"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Р.П. ВЕШКАЙМА»
Ульяновская область.
План -конспект урока на тему:
«Развитие чувства ритма и синхронности исполнения
движений на уроке «Подготовка концертных номеров».
Выполнила: преподаватель высшей квалификационной категории
Фирсова Елена Николаевна
(из личного опыта работы).
р. п. Вешкайма
2022 г.
План- конспект урока на тему:
«Развитие чувства ритма и
синхронности исполнения движений на уроке «Подготовка
концертных номеров».
Данный урок предназначен для детей, обучающихся в Детской школе
искусств по дополнительной общеразвивающей образовательной программе,
срок обучения которой -5 лет. Входящий в эту программу учебный предмет
«Подготовка концертных номеров» преподается 5 лет. Возраст детей- 8-9 лет
(2 год обучения). Длительность урока - 40 минут. Для музыкального
сопровождения используется мелодия самого танца, а также может быть
использована любая другая музыка в жанре «полька». На уроке
используются движения уже ранее разученные.
Цель урока: развитие синхронности исполнения движений в
хореографической постановке.
Задачи урока:
Образовательные:
- методически правильное техническое исполнение движений;
-методически правильное музыкальное исполнение движений.
Воспитательные:
- воспитание коммуникабельности,
- выносливости,
- дисциплины.
Развивающие:
-развитие чувства ритма,
-развитие «чувства дистанции»;
- развитие хореографической памяти,
- музыкальности,
- координации,
- ориентирования в пространстве,
- внимательности.
Ход урока.
1. Подготовительная часть.
1.1. Поклон.
1.2. Разминка. (3 мин).
2. Основная часть урока:
Выработка синхронности исполнения движений танца «Школьная
полька»
2.1. Шаг польки (12 мин).
2.2. Подскоки (10 мин).
2.3. Галоп (8 мин).
3. Заключительная часть урока.
3.1. Развивающая игра «Собери быстрее круг» (5 мин).
3.2. Восстанавливающие упражнения. Поклон. (2 мин).
Конспект урока.
1.1. Построение учащихся на середине зала в шахматном порядке.
Поклон.
1.2. Перестроение учащихся на круг. Движения по кругу (руки на
поясе): танцевальный шаг с носка; шаг на полупальцах; шаг с высоким
подъёмом колена; шаг польки; подскоки; галоп в сторону; лёгкий бег на
полупальцах; переход на шаг с постепенным уменьшением темпа
(восстановление дыхания, руки с глубоким вдохом поднимаются наверх, с
выдохом-вниз).
2.1. Выработка синхронности исполнения движения польки. Дети
встают по двое, взявшись за руки, свободные руки на талии (затем движение
выполняется с скрещенными руками впереди). Под счёт, с правой ноги, по
диагонали (из точки 6 зала по направлению в точку 2), сохраняя достаточную
дистанцию между парами, выполняют движение польки. Движение
выполняется несколько раз до тех пор, пока не будет очевидного
синхронного исполнения шага польки, которое было разучено ранее.
Далее, в такой же последовательности, повторить движение под
музыку несколько раз, достигая синхронного выполнения.
После достигнутого результата, дети в таком же направлении
выполняют движение по «тройкам», сначала взявшись за руки, затем
перекрестив руки спереди (под счёт, затем под музыку).
Для достижения лучшего результата, целесообразно снять на видео
выполнение движений, чтобы потом вместе с детьми посмотреть и
разобрать неточности, ошибки.
Затем дети перестраиваются вдоль стены в несколько линий по 4-5
человек. Линии выстраиваются друг за другом и начинают движение по
очереди. Движение польки выполняется вперёд. Дети сначала держаться за
руки, затем перекрещивают их спереди. В той же последовательности, что и
ранее, выполняется задание под счёт, затем под музыку. Задание повторить
несколько раз, сохраняя достаточную дистанцию между линиями.
Как показывает опыт работы, чем больше количество детей выполняет
то или иное движения, тем сложнее добиться синхронности. Постепенное
увеличение количества детей дает возможность более качественно и быстрее
достичь результата.
2.2. Таким же методом вырабатывается синхронность исполнения
подскоков.
2.3. Галоп выполняется сначала по диагонали парами: лицом к друг
другу, руки образуют «лодочку»; сначала одной ноги (в зеркальном
отражении), затем с другой (под счёт, затем под музыку). Далее дети
выстраиваются по линиям по 2-3 пары вдоль стены и выполняют движение
вперёд.
После выполнения этих заданий, можно использовать круг, где
движения будут исполняться всеми парами сразу.
В конце занятия на основе движений польки, подскоков, галопа детям
предлагается поучаствовать в игре «Собери быстрее круг».
3.1. Развивающая игра «Собери быстрее круг».
Для начала подбираются три разных мелодии (желательно, польки).
Каждой мелодии будет соответствовать своё движение: первой - движение
польки, второй - подскоки, третьей – галоп.
Далее учащиеся делятся на три команды и, распределившись по залу,
образуют три круга, взявшись за руки. Обязательно нужно запомнить свое
место в круге! Каждому кругу предлагается придумать название (например,
название цветка: «Колокольчик», «Одуванчик» и т.д.). После этого педагог
включает одну из мелодий (последовательность мелодий различная) и дети,
разбегаясь из своих кругов по залу, должны передвигаться именно тем
движением, которому соответствует музыка. Как только педагог музыку
выключает, дети бегут в свои кружочки. Кто быстрее и правильнее построит
свой круг, тот выигрывает. Таким образом должна прозвучать каждая
мелодия.
Игра «Собери быстрее круг» выполняет несколько важных функций
образовательного процесса: развивает хореографическую память,
внимательность, координацию, коммуникабельность, ориентацию в
пространстве, музыкальность и содержит соревновательный процесс,
воспитывающий чувство команды. Кроме того, в процессе игры происходит
закрепление выученного материала. Учащиеся повторяют движения танца.
После игры дети встают снова в шахматном порядке и под спокойную
музыку повторяют за педагогом медленные движения для восстановления
дыхания.
3.2. Заканчивается урок поклоном.
Список литературы.
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000
2. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д»,
2004
3. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
4. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах
музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство “Музыка”. М., 1972
5. Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960
6. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000
7. Школа танца для юных. СПб, 2003
8.Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М., Издательский дом «Дрофа»,
1998