Автор: Стёпкина Ольга Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МКОУ ДО "ДШИ с. Фершампенуаз" Южный филиал
Населённый пункт: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Южный
Наименование материала: статья
Тема: Значение музыкального искусства в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Раздел: дополнительное образование
Российская Федерация Челябинская область
Нагайбакский район
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств с. Фершампенуаз»
Южный филиал
«Значение музыкального искусства в развитии творческого
воображения детей младшего школьного возраста».
СОСТАВИТЕЛЬ:
преподаватель по классу
фортепиано
Стёпкина О. В.
Южный филиал
2021 год
«Искусство есть такая же потребность
для человека, как есть и пить. Потребность
красоты
и
творчества,
воплощающего
её,
неразлучна с человеком, и без неё человек,
может быть, не захотел бы жить на свете».
Ф.М.Достоевский
Дети
младшего
школьного
возраста
воспринимают
мир
через
эмоционально-образную сферу. Главным становиться развитие душевного
мира. Ребёнок хочет больше знать об окружающем мире, желание это идёт
от острого чувства сопричастности миру, которое переживается ребёнком
как «расширение самого себя», как создание через творчество и созидание,
прежде всего, своего внутреннего мира через разнообразные виды
художественной
деятельности.
Творческое
начало
как
способность
ребёнка
создавать
своё,
новое,
оригинальное,
наиболее
активно
формируется через общение с искусством. Ведь искусство является
одним из самых важных факторов развития человека.
Почему же искусству отдаётся столь важная роль? Это связано с природой
искусства и со спецификой его воздействия на человека. Нет таких
аспектов человеческого духа, нет таких самых интимных его областей,
которые не были бы подвержены влиянию искусства. Его основное
назначение
состоит
в
сохранении
культуры
и
жизненного
опыта
человечества. Этим объясняется полифункциональность искусства для
всех этапов развития человека.
Почти каждая из функций искусства имеет своих «дублёров» в развитой
общественной системе; искусство – это познание, но есть наука,
познающая
мир;
искусство
–
воспитание,
но
есть
педагогика,
занимающаяся его проблемами; искусство – язык и средство информации,
но существуют естественные языки; искусство – деятельность, но труд –
это главная форма проявления деятельности, деятельной сущности
человека, преобразующая мир. Искусство не заменяет ни одну из
указанных форм деятельности человека, поскольку ведёт, воссоздаёт,
моделирует эту деятельность специфично. Ключом к пониманию этой
специфики являются те функции искусства, которые практически ничего
2
не
дублируют
и
которые
являются
уникальной
прерогативой
художественной деятельности – эстетическая и гедонистическая функции
искусства. Ещё древние замечали, что искусство «поучает развлекая».
Через эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в
искусстве, идёт и воспитание, и информация, и познание, и передача
опыта, и анализ состояния мира.
Искусство оттачивает чувства человека, учит воспринимать красоту. Оно
как бы становиться призмой цивилизации между глазом человека и
природой. Искусство формирует чувственное видение мира, способность
оценивать красоту красок и форм; слух, способный улавливать гармонию
звуков.
Оно открывает в обыденном, привычном необычное и прекрасное. О
катарсическом эффекте искусства говорили ещё пифагорейцы. Аристотель
разработал и ввёл в эстетику категорию катарсиса – очищение посредством
сострадания и сочувствия. Д. Лихачёв в своих «Письмах о добром и
прекрасном» прямо говорит о том, что человек, любящий и понимающий
искусство, становиться счастливее, ибо награждённый через искусство
даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и
далёкого, человек наиболее открыт другим людям, другим культурам,
другим национальностям, он с большим вниманием и пониманием
относится к чужой боли, к чужой радости [31].
Благодаря своей образности искусство приобщает человека к высшим
человеческим ценностям. Искусство в самом глубоком смысле человечно,
оно идёт от человека и ведёт к человеку, к самому лучшему в нём. Оно
выступает единением человеческих душ.
Практическое обучение искусству всегда решает комплексную задачу:
развитие способностей, эмоциональной сферы и индивидуальности;
формирование навыков;
воспитание художественного вкуса.
3
Ребёнок стремиться к общению, выражению своих переживаний с тем,
чтобы, сравнивая, анализируя, лучше сориентироваться в социальной
среде, утверждая себя в ней. Восприятие произведения искусства для
ребёнка – своеобразная ступенька в формировании отношения к жизни.
Пройдя по многим ступеням и осмыслив их, ребёнок не исчерпывает всего
богатства
идей,
заложенных
в
художественном
произведении.
Обогащённый опытом искусства, жизни, ребёнок вновь возвращается к
искусству, открывает в них новые для себя идеи и вновь обогащает свой
опыт.
В
дружной
семье
искусств
музыка
занимает
особое
место.
Оно
определяется тем, что развитие музыкальных образов, происходящее во
времени, позволяет предельно выразительно передавать движение, борьбу
и смену чувств и страстей. Критик и композитор А.Н.Серов говорил, что в
музыке может отражаться вся человеческая жизнь в той степени, в какой
она волнует душу «чувством скорби и чувством отрады» [97,100]. Музыка
не
только
отражает духовную жизнь
человека,
но
и
организует,
преображает
её,
являясь
могучим
фактором
воспитания
будущего
человека.
Музыкальное искусство занимает особую нишу в культурном бытии
человека.
Феномен
музыки
во
многом
остаётся
не
разгаданным.
Универсальный духовный код музыки, как способ бытия человека,
стремящегося к познанию мира и восстановлению своего облика, в
духовно-интеллектуальной и физической полноте, может и должен быть
озвучен в рамках формирующейся культуры уже третьего тысячелетия.
Главной
задачей
современной
музыкальной
педагогики
является
совершенствование всестороннего комплексного воспитания учащихся.
Очень
важно
использовать
в
своей
работе
методов
обучения,
способствующих в возможно большей мере развитию у детей интереса к
музыке и раскрепощению их творческого воображения.
4
Умение дифференцировать свои эмоции и чувства, распознавать их у
других людей, способность выражать свои чувства является важнейшим
компонентом эмоционального развития детей при обучении музыке [93]
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на
человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его
общем культурном развитии. Музыка постоянный спутник человека во
всей его жизни. Она, по выражению Стендаля, - является единственным
искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что
может изображать даже переживание его дум.
Многие писатели,
композиторы, музыковеды неоднократно подчёркивали, что работу по
музыкально-эстетическому воспитанию надо вести систематически, что
оно должно входить составной частью в ту деятельность, которую ведут
педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. В этом процесс
особенно большое значение имеет музыкальная работа с детьми. «Уровень
музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время во
многом зависит от решения проблем эстетического воспитания и
образования. Недооценка роли музыкальной культуры в формировании
духовного
мира
молодёжи,
отрицательно
сказались
на
развитии
эмоциональной сферы, играющей важную роль в трудовой, общественной
и личной жизни человека» [106].
Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки
развивается
его
художественное
восприятие,
богаче
становятся
переживания.
Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных,
духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного
внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и
любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние
на дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствует образованию
дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно
труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.
5
Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения.
Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает
эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она
способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и
энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими
целями всестороннего развития личности. Общеизвестно, что такими
целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства,
развитие эстетического воспитания и эмоциональной отзывчивости на
музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие
музыкальных
способностей,
формирование
музыкального
вкуса
и
воспитание
стремления
посильно
проявить
себя
в
музыкальной
деятельности, т.е. развитие художественно – творческих способностей
детей.
Воздействие на чувства и мысли людей, музыка способствует развитию
творческого воображения в окружающей действительности и помогает её
преобразованию,
изменению.
При
помощи
своего
языка
музыка
воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека,
направляет и изменяет его.
Особенность музыки, её созидательная сила заключается в способности
показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием
окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний
отражает породившую их жизнь» [140,256] Музыка не даёт новых
конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся
знания, творчески насытив их.
Гуманисты всех эпох издавна оценивали роль творчества в формировании
личности.
В
музыкальной
педагогики
и
психологии
имеется
ряд
теоретических и экспериментальных работ, где даётся высокая оценка
воспитательному значению творчества. Авторы их – известные советские
учёные и педагоги: Б.В. Асафьев (И. Глебов), Б.Л. Яворский, Б.М. Теплов,
6
П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина и др. «Человек,
испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени,
углубляет свой жизненный опыт и становиться иным по психическому
складу», - утверждал Б.В. Асафьев [70,75]. Психологи и педагоги
подчёркивали
имманентность
музыкального
творчества
духовной
сущности ребёнка. «Раннее вовлечение детей в творческую деятельность
очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно
для ребёнка, и вполне отвечает его потребностям и возможностям», -
указывал Б.М.Теплов [133,16-17]. П.П. Блонский доказывал, что ребёнок
по природе своей – «творец всяких, в том числе и эстетических,
ценностей»; поэтому в проявлении своего творчества он «сильно тяготеет
к хороводу, песням, танцам и драматизации» [8,141]. Любовь малыша к
созданию песенок, их интересы к контрастным тембрам, ритмам подмечал
Л. Стоковский. Он также считал, что «для детей музыка никогда не бывает
чем-то изолированным и обособленным, она всегда является частью
жизни» [130,58].
Кладезь гениальных педагогических мыслей, заключённая в статьях Б.В.
Асафьева, помогла нащупать верный путь формирования детского
музыкального творчества. К детским музыкальным творениям – таким
хрупким
и
эфемерным
–
нельзя
подходить
со
взрослой
меркой:
«музыкальное творчество не проявляется только в сочинении «сложных»
музык, оно гораздо многообразнее и разветвлённее, чем кажется». Кроме
того, музыкально-творческий дар «есть у большего числа людей, чем это
думают» [69,92].
Тенденция
в
современной
педагогике
–
активизировать
процесс
музыкально-эстетического
воспитания
через
творчество
ребёнка
–
обусловлена объективными факторами:
высокой ролью творчества в познании мира;
необходимостью всестороннего развития личности;
7
природной
активностью
ребёнка,
требующей
творческой
деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.
Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление,
активность,
наблюдательность,
целеустремлённость,
логику,
интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез
эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного
мышления, логики и интуиции, творческого воображения и активности,
способности принимать быстрые решения и мыслить аналитически.
Творчество ребёнка связано с самостоятельными действиями, с умениями
оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных
условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие
– отказ от стереотипных представлений.
Всё творчески усвоенное школьниками становиться прочным достоянием;
процесс познания в атмосфере творчества приобретает развивающий
характер, жизнь ребёнка обогащается новыми чувствами.
По мере творческого развития учащихся происходят определённые
качественные изменения психики: перестройка психических функций,
приобретающих особую окраску, переход от простейших творческих
проявлений к более сложным, становление качеств, присущих творческой
личности (инициативности, творческой активности, целенаправленности
произвольного внимания, творческих способностей).
Важно на музыкальных занятиях создавать условия для активного
выражения
себя
в
творчестве
каждому
ребёнку,
независимо
от
индивидуальных его возможностей. Все школьники должны испытать
радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на
музыку.
Применяя метод творчества надо исходить из специфики детской
аудитории, многоплановости урока по видам работы, из необходимости
формирования системных, активных, целенаправленных и развивающихся
по своему содержанию творческих проявлений у всех учащихся.
8
Метод
детского
творчества
даёт
возможность
педагогу
включать
поисково-художественную практику учащихся в их познавательную
деятельность.
Творчество учащихся отличается от других видов работы тем, что они
открывают сами что-то важное, ранее неизвестное в мире музыки.
Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный,
активный и эмоциональный характер, необходимо разнообразить комплекс
педагогического воздействия, которое выражается в следующем:
1.
Музыкальный
материал
(произведения,
которые
могут
служить
основой для формирования конкретных творческих навыков и в то же
время отвечать общепринятым дидактическим принципам) дополняет
материал, служащий для учащихся образцом творческих действий.
2.
Использование специальных форм работы, создающие творческую
активность, заинтересованность, непринуждённость.
3.
Выбор приёмов демонстрируемых образцов творчества в связи с
различными видами музыкальной деятельности.
4.
Собственная импровизация педагога.
5.
Разработка
серий
творческих
заданий
и
нахождение
наиболее
эффективных.
6.
Введение детского творчества в урок (не перегружая его) при
соответствующем усложнении творческих заданий от занятия к занятию.
7.
Установление
наиболее
рациональных
путей
внутреннего
взаимодействия видов деятельности на каждом уроке.
Методы детского творчества ни в коей мере не исключают из урока
объяснение, рассказ, иллюстрацию и т.д. Главная задача – помочь
учащимся свободно оперировать теми представлениями, которые они
получают на обычных занятиях.
Творческие задания составляются с учётом всех видов деятельности,
применяемых на уроке:
9
свободное оперирование музыкально-слуховыми представлениями в
ладу;
получение
начального
представления
об
основных
принципах
музыкальной формы;
развитие навыка самостоятельного переноса знаний из одной области в
другую;
прочные представления об эмоционально-образной стороне средств
музыкальной выразительности и изобразительности.
Эти
задания
должны
формировать
и
активизировать
творческие
способности,
стимулировать
художественно-познавательный
подход
учащихся к восприятию и исполнительству, обеспечить творческий путь
приобретения знаний.
Язык музыки – это, может быть, единственный в мире язык, на котором
человеческая душа может выразить самое тонкое, самое возвышенное,
ничем, кроме звуков музыки, не выразимое. Музыка начинается там, где
кончаются слова.
Занятия музыкой приобщают ребёнка к миру культуры и искусства, что
очень важно для его будущего. В цивилизованном обществе каждый
человек должен отличаться высокой культурой и быть разносторонней
личностью, и, независимо от своей профессии, понимать и любить
искусство, иметь возможность для творческой самореализации в той или
иной форме. Кроме того, многочисленные факты доказывают, что занятия
музыкой способствуют в целом не только развитию эмоциональной сферы
ребёнка
и
его
творческого
потенциала,
но
и
его
общему
интеллектуальному развитию, дают возможность ярче проявить себя и в
других сферах деятельности.
Проблема
творческого
воображения
сегодня
одна
из
самых
волнующих тем, предмет пристального внимания педагогов, психологов,
философов.
Особый
интерес
вызывает
сам
процесс
творческой
10
деятельности, продуктом которого становится личностный рост, само
творчество человека.
Обращение к детскому творчеству как методу воспитания –
характерная тенденция современной художественной педагогики.
По
своей
удивительной
способности
вызывать
в
человеке
творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место
среди
многообразных
элементов,
составляющих
сложную
систему
воспитания человека. Ценность творчества, его функций, заключается не
только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Развитие
творческой
деятельности
музыкальными
средствами
необходимо вести через систему творческих заданий.
Каждый
вид
музыкальной
деятельности
обладает
большими
возможностями для развития творческих способностей учащихся, но
личностное включение в них происходит только тогда, когда ребёнок
реализует себя как художник:
когда через образное
чувственное
восприятие-созерцание
Мира
происходит
его
осмысление;
когда
появляется собственный взгляд, собственное отношение к Миру.
Музыкальное искусство оказывает огромное влияние не только на
развитие творческого воображения, но и на
познавательное развитие
ребёнка, т.к. музыка несёт в себе огромный мир идей, мыслей, образов.
Художественное
воспитание
вообще
и
музыкальное
в
частности
способствует нравственному становлению человека, формированию его
личности.
11
Список литературы
1.
Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные
статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973. – 90-95 с.
2.
Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные
статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973. – 90-95 с.
3.
АсафьевБ.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной
школе. – Л., 1973. – 144 с.
4.
Блонский П.П. Трудовая школа. // Избранные педагогические и
психологические сочинения в 2 тт., т. 1. – М.: Педагогика, 1979. – 288 с.
5.
Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб,
1997. – 96 с.
6.
Жигалко Е.В. От стихов к музыке // Хрестоматия (мл. классы муз. школ,
1-3 классы общеобр. школ). – СПб.: Композитор, 1999. – 80 с.
7.
Заруба А. Интонационный подход в формировании музыкального
мышления
младших
школьников
//
Эстетическое
воспитание:
Проблемы, поиски, находки. – М., 1994. – 55-67 с.
8.
Лихачёв Б. Педагогика. Курс лекций. – М., 1992. – 528 с.
9.
Медушевский В. Как устроены художественные средства музыки? //
Эстетические очерки. Вып. 4. – М., 1997. – 79-113 с.
10.Стоковский Л. Музыка для всех. – М., 1959.
11.Теплов Б. Избранные труды. Т.1. – М., 1985. – 328
12.
Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная
библиотека для родителей и педагогов / Художник Ольга и Алексей
Ивановы. Аквариум ЛТД, 1999. – 272
12