Напоминание

"Домашняя Масленица"


Автор: Карлова Людмила Иосифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Ильичевская детская школа искусств""
Населённый пункт: п.Ильичево
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Домашняя Масленица"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «Ильичевская детская школа искусств»

Методическая разработка открытого урока на тему:

«ДОМАШНЯЯ МАСЛЕНИЦА»

( традиционная кукла-закрутка оберег)

По декоративно-прикладному творчеству

Разработала: преподаватель 1 категории Карлова Людмила

Иосифовна

Провела: 03.03.2022

Ильичево - 2022г

Методическая разработка открытого урока на тему:

«Домашняя Масленица»

(Традиционная кукла – закрутка оберег)

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству

Цель: Познакомить детей с народными традициями в

изделиях декоративно-прикладного искусства на примере

истории традиционной народной куклы.

Задачи:

1. Обучающие:

- познакомить с историей возникновения народной

куклы и ее предназначением, с народным календарем.

-

изготовление

простому

способу

изготовления

народной куклы.

2. Развивающая:

-развивать

творческое

мышление,

воображение

и

прививать навыки работы по созданию народной игрушки.

3. Воспитывающая:

- воспитывать любовь к народному творчеству и

эстетический вкус.

Оборудование и оснащение: хлопчатобумажная ткань,

березовые веточки, нитки, тесьма, синтепон.

Наглядные пособия:

-

коллекция

кукол

выполненных

в

народных

традициях;

- иллюстрации кукол из журналов и книг;

- технологические схемы;

- выкройки кукол;

Ход занятия.

1-й этап. Организация начала урока

- готовность к занятию

-организация рабочего места

- знакомство с задачами и планом занятия

Мы с вами живем в России. Наша страна очень богата

мудрыми

традициями

и

красивыми

обычаями.

Наши

предки, то есть, русские люди, которые жили в далекие

времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи

и обряды, связанные с ними.

Старославянские названия месяцев отличаются от

существующих

сейчас

названий.

Так

декабрь

по-

старославянски назывался «студень», от слова «стужа» или

«грудень», от слова «груда». «Снег и лед смерзаются,

грудой лежат» - говорили в старину. А с 12 декабря (по

новому стилю – 25декабря) по народному календарю

начинался обряд славления солнца. В народе этот день

известен как Спиридон Солнцеворот. В одной из поговорок

говориться:

«На

Спиридона

Солнцеворота

день

на

воробьиный шаг прибавляется». Вам понятно значение этой

поговорки? (День идет на прибыль.) В этот день наши

далекие предки скатывали с горы колесо и сжигали его

вместе с другими символами солнца и приговаривая:

«Колесо, гори, катись, с весной красною вернись!»

Для многих обрядов изготавливались специальные

куклы.

Например,

«Домашняя

Масленица».

Такие

Домашние Масленицы хранили раньше в красном углу или

у входа в дом. В дни масленичной недели ее выставляли в

окнах или во дворах. По традиции, кукле вешали тесемки,

завязывая которые, люди загадывали желания. А начинается

праздник тем, что чучело большой сударыни–барыни

Масленицы, наряженное в женские одежды, ввозят на гору

с зазыванием:

Приехала в гости Масленица на широкий двор.

Масленица дорогая, наша гостюшка годовая!

На саночках расписных, на кониках вороных.

Живет Масленица 7 деньков, оставайся с нами 7

годков.

Наша Масленица годовая, она гостьюшка дорогая!

Она пешая к нам не ходит, все на конях разъезжает.

Чтоб кони были вороные, а слуги молодые!

Масленица

начинается

в

понедельник,

который

называется встреча.

Вторник – заигрыш (время игрищ и развлечений).

Среда – лакомка (едят сладости).

Четверг – разгул (самый веселый день).

Пятница – тещины вечера (зятья, папы – идут в гости

на блины к бабушкам – маминым мамам).

Суббота – посиделки (родственники собираются на

обед, ужин, долго сидят, общаются).

Воскресенье называю прощеным воскресеньем. В этот

день все обиды прощаются, забывают ссоры, признают свои

ошибки, мирятся. Воскресенье – проводы Масленицы.

2-й этап. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.

Народные куклы (по предназначению)

Обрядовые

Куклы - обереги

Игровые

Тема занятия: «Домашняя Масленица»

-Для чего нужны куклы? (Играть, коллекционировать,

ставить спектакли и т. д.) В настоящее время кукла

выполняет функцию игрушки. Игрушка в словаре В.Даля

толкует, как «вещь, сделанная для забавы, для игры и

потехи, особенно детям». Народная кукла, которая пришла

к нам из древних времен, служила не только для игры. Для

чего же еще она предназначена?

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как на них

ребенок учился вести хозяйство, обретал понятие семьи.

Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения

рода, залогом семейного счастья. Во многих русских

сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои

горести и радости, с которыми делятся своими мыслями. И

маленькие куклы–помощницы не оставляют в беде своих

хозяев.

3-й этап. Сообщение нового материала

Народные куклы служили ритуальными оберегами,

являлись непременными атрибутами праздничных обрядов.

Это можно объяснить тем, что в древние времена люди

были очень суеверными и верили, что злые духи могут

нанести вред человеку.

Куклам приписывали различные волшебные свойства:

они могли защищать человека от злых сил, принять на себя

болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Некоторые

из них сжигали во время совершения обряда, а другие

бережно хранились в сундуках и передавались из поколения

в

поколение

вместе

с

традиционными

приемами

их

изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала

из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные

лоскутки,

мотки

ниток

и

начинала

обучать

внучку

старинному искусству кукольного рукоделия.

Пока дети были маленькие, кукол им шили матери и

бабушки. Но уже с пяти лет такую куклу–потешку могла

делать любая девочка. Тряпичные куклы были в каждом

доме, в некоторых семьях их насчитывалось до ста штук.

Куклы сопровождали человека с рождения до смерти.

Когда без видимой причины младенец начинал плакать,

мать, чтобы его успокоить и защитить от злых духов,

быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу оберег и

кидала ее в колыбель, приговаривая:

«Сонница – бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой».

Эту куколку звали Бессонница. Еще одна кукла,

которая сопровождала ребенка с самого детства - это

Вепсская кукла. Имя произошло от создавшего ее народа

вепсы.

Вепсская

кукла

отличается

ярко

выраженной

социальной и половой принадлежностью – это образ

замужней женщины. Детали куклы не сшивают между

собой. Ее делали из старых вещей матери. До рождения она

лежала в колыбельке, чтобы согреть ее, а после рождения –

висела над колыбелью и охраняла малыша от сглаза. Когда

ребенок подрастал, он играл с ней.

Была и кукла Зерновушка, Крупеничка. Ее делали

хозяйки дома после сбора урожая, набивая мешочек

различными зернами, для того чтобы в доме было сытно и

богато.

Многие

куклы

предназначались

для

участия

в

различных обрядах, которые сопровождали праздники на

Руси, некоторые из них дошли до наших дней. (Обряд

сжигания «Костромы» на Масленицу, обряд «Коляда» на

Рождество.) При всем отличии друг от друга у них есть

общее. У всех нет лица. Народные куклы делали безликими.

По древним поверьям считалось, что если кукле нарисовать

лицо, то в нее может вселиться душа. Однако в некоторых

куклах допускалось обозначить глаза и рот нитками,

крестиками или черточками.

При изготовлении обрядовых кукол недопустимо было

использовать колющие и режущие предметы, которыми

человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нити для

будущих кукол нужно было не резать, а рвать. А чтобы

обойтись без иглы, при изготовлении их сворачивали

методом скрутки. Поэтому все куклы, изготовленные таким

методом, называются куклы–закрутки.

4-й этап. Усвоение новых знаний

Работа в парах. Определить по иллюстрациям, какие

куклы являются народными, объяснить свой выбор. В ходе

игры

дети

выбирают

лепесток,

отвечают

на

вопрос,

написанный на лепестке по заданной теме урока. Педагог

дополняет и объясняет при не полном ответе.

5-й этап. Практическая работа.

Для работы нам понадобятся: березовые веточки (для

основы куклы), белая ткань и синтепон (для головы и

туловища), цветная ткань с растительным рисунком и

ленточки (для одежды), нити.

Сначала изготовим основу куклы: сложим две веточки

и крепко их свяжем.

Теперь возьмем кусочек синтепона, скатаем из него

плотный шарик и обтянем его белой тканью. Одеваем

шарик на верх основы и стягиваем нитками. У нас

получилась голова куклы.

Чтобы сделать ручки куколки, подогнем углы белой

ткани и примотаем их к перекладине основы.

Одеваем куклу в сарафан: наложим тесемки сарафана

на плечи кукле, стянем их на линии талии нитками. Затем

разложим цветной лоскут ткани лицевой стороной к себе, а

куклу положим на ткань и собираем лоскуток на линии

талии куклы. Закрутим крепко ткань нитками и расправим

сарафанчик. Украсим его поясом – тесемочкой.

Повяжем косынку на голову куклы и наша Домашняя

Масленица готова.

6-этап.

Подведение

итогов

урока.

По

мере

изготовления дети свои работы выставляют на общий стенд.

Педагог подводит итоги занятия: спрашивает детей, что

понравилось на занятии, что было трудно сделать или

запомнить, обобщает, делает выводы, оценивает каждого

ребенка, выявляются самые аккуратные.

Приложение 1. Практическая работа над куклой-оберегом

«Домашняя Масленица»

Приложение 2. Кукла-оберег «Домашняя Масленица»

Приложение 3. Итог открытого урока по методической

разработке «Домашняя Масленица»

Используемая литература:

1. Декоративно

прикладное

творчество.

«Традиционные народные куклы». Автор: О.Я.

Воробьева, Волгоград: Учитель 2009г.

2. «Золотая книга этикета» - автор-составитель В.Ф.

Андреева.

Москва,

ООО

«Издательство

Вече

2000», 2005г.

3. Сценарии православных праздников. Составитель

А.В. Соколов, М: Школьная Пресса, 2005г.

4. Художественная школа ООО «Художественно–

педагогическое

издательство»

Журнал

для

художников-педагогов

и

любителей

изобразительного искусства 1(22) 2008г.



В раздел образования