Автор: Карлова Людмила Иосифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Ильичевская детская школа искусств""
Населённый пункт: п.Ильичево
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Домашняя Масленица"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Ильичевская детская школа искусств»
Методическая разработка открытого урока на тему:
«ДОМАШНЯЯ МАСЛЕНИЦА»
( традиционная кукла-закрутка оберег)
По декоративно-прикладному творчеству
Разработала: преподаватель 1 категории Карлова Людмила
Иосифовна
Провела: 03.03.2022
Ильичево - 2022г
Методическая разработка открытого урока на тему:
«Домашняя Масленица»
(Традиционная кукла – закрутка оберег)
Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству
Цель: Познакомить детей с народными традициями в
изделиях декоративно-прикладного искусства на примере
истории традиционной народной куклы.
Задачи:
1. Обучающие:
- познакомить с историей возникновения народной
куклы и ее предназначением, с народным календарем.
-
изготовление
простому
способу
изготовления
народной куклы.
2. Развивающая:
-развивать
творческое
мышление,
воображение
и
прививать навыки работы по созданию народной игрушки.
3. Воспитывающая:
- воспитывать любовь к народному творчеству и
эстетический вкус.
Оборудование и оснащение: хлопчатобумажная ткань,
березовые веточки, нитки, тесьма, синтепон.
Наглядные пособия:
-
коллекция
кукол
выполненных
в
народных
традициях;
- иллюстрации кукол из журналов и книг;
- технологические схемы;
- выкройки кукол;
Ход занятия.
1-й этап. Организация начала урока
- готовность к занятию
-организация рабочего места
- знакомство с задачами и планом занятия
Мы с вами живем в России. Наша страна очень богата
мудрыми
традициями
и
красивыми
обычаями.
Наши
предки, то есть, русские люди, которые жили в далекие
времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи
и обряды, связанные с ними.
Старославянские названия месяцев отличаются от
существующих
сейчас
названий.
Так
декабрь
по-
старославянски назывался «студень», от слова «стужа» или
«грудень», от слова «груда». «Снег и лед смерзаются,
грудой лежат» - говорили в старину. А с 12 декабря (по
новому стилю – 25декабря) по народному календарю
начинался обряд славления солнца. В народе этот день
известен как Спиридон Солнцеворот. В одной из поговорок
говориться:
«На
Спиридона
Солнцеворота
день
на
воробьиный шаг прибавляется». Вам понятно значение этой
поговорки? (День идет на прибыль.) В этот день наши
далекие предки скатывали с горы колесо и сжигали его
вместе с другими символами солнца и приговаривая:
«Колесо, гори, катись, с весной красною вернись!»
Для многих обрядов изготавливались специальные
куклы.
Например,
«Домашняя
Масленица».
Такие
Домашние Масленицы хранили раньше в красном углу или
у входа в дом. В дни масленичной недели ее выставляли в
окнах или во дворах. По традиции, кукле вешали тесемки,
завязывая которые, люди загадывали желания. А начинается
праздник тем, что чучело большой сударыни–барыни
Масленицы, наряженное в женские одежды, ввозят на гору
с зазыванием:
Приехала в гости Масленица на широкий двор.
Масленица дорогая, наша гостюшка годовая!
На саночках расписных, на кониках вороных.
Живет Масленица 7 деньков, оставайся с нами 7
годков.
Наша Масленица годовая, она гостьюшка дорогая!
Она пешая к нам не ходит, все на конях разъезжает.
Чтоб кони были вороные, а слуги молодые!
Масленица
начинается
в
понедельник,
который
называется встреча.
Вторник – заигрыш (время игрищ и развлечений).
Среда – лакомка (едят сладости).
Четверг – разгул (самый веселый день).
Пятница – тещины вечера (зятья, папы – идут в гости
на блины к бабушкам – маминым мамам).
Суббота – посиделки (родственники собираются на
обед, ужин, долго сидят, общаются).
Воскресенье называю прощеным воскресеньем. В этот
день все обиды прощаются, забывают ссоры, признают свои
ошибки, мирятся. Воскресенье – проводы Масленицы.
2-й этап. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
Народные куклы (по предназначению)
Обрядовые
Куклы - обереги
Игровые
Тема занятия: «Домашняя Масленица»
-Для чего нужны куклы? (Играть, коллекционировать,
ставить спектакли и т. д.) В настоящее время кукла
выполняет функцию игрушки. Игрушка в словаре В.Даля
толкует, как «вещь, сделанная для забавы, для игры и
потехи, особенно детям». Народная кукла, которая пришла
к нам из древних времен, служила не только для игры. Для
чего же еще она предназначена?
Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как на них
ребенок учился вести хозяйство, обретал понятие семьи.
Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения
рода, залогом семейного счастья. Во многих русских
сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои
горести и радости, с которыми делятся своими мыслями. И
маленькие куклы–помощницы не оставляют в беде своих
хозяев.
3-й этап. Сообщение нового материала
Народные куклы служили ритуальными оберегами,
являлись непременными атрибутами праздничных обрядов.
Это можно объяснить тем, что в древние времена люди
были очень суеверными и верили, что злые духи могут
нанести вред человеку.
Куклам приписывали различные волшебные свойства:
они могли защищать человека от злых сил, принять на себя
болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Некоторые
из них сжигали во время совершения обряда, а другие
бережно хранились в сундуках и передавались из поколения
в
поколение
вместе
с
традиционными
приемами
их
изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала
из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные
лоскутки,
мотки
ниток
и
начинала
обучать
внучку
старинному искусству кукольного рукоделия.
Пока дети были маленькие, кукол им шили матери и
бабушки. Но уже с пяти лет такую куклу–потешку могла
делать любая девочка. Тряпичные куклы были в каждом
доме, в некоторых семьях их насчитывалось до ста штук.
Куклы сопровождали человека с рождения до смерти.
Когда без видимой причины младенец начинал плакать,
мать, чтобы его успокоить и защитить от злых духов,
быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу оберег и
кидала ее в колыбель, приговаривая:
«Сонница – бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой».
Эту куколку звали Бессонница. Еще одна кукла,
которая сопровождала ребенка с самого детства - это
Вепсская кукла. Имя произошло от создавшего ее народа
вепсы.
Вепсская
кукла
отличается
ярко
выраженной
социальной и половой принадлежностью – это образ
замужней женщины. Детали куклы не сшивают между
собой. Ее делали из старых вещей матери. До рождения она
лежала в колыбельке, чтобы согреть ее, а после рождения –
висела над колыбелью и охраняла малыша от сглаза. Когда
ребенок подрастал, он играл с ней.
Была и кукла Зерновушка, Крупеничка. Ее делали
хозяйки дома после сбора урожая, набивая мешочек
различными зернами, для того чтобы в доме было сытно и
богато.
Многие
куклы
предназначались
для
участия
в
различных обрядах, которые сопровождали праздники на
Руси, некоторые из них дошли до наших дней. (Обряд
сжигания «Костромы» на Масленицу, обряд «Коляда» на
Рождество.) При всем отличии друг от друга у них есть
общее. У всех нет лица. Народные куклы делали безликими.
По древним поверьям считалось, что если кукле нарисовать
лицо, то в нее может вселиться душа. Однако в некоторых
куклах допускалось обозначить глаза и рот нитками,
крестиками или черточками.
При изготовлении обрядовых кукол недопустимо было
использовать колющие и режущие предметы, которыми
человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нити для
будущих кукол нужно было не резать, а рвать. А чтобы
обойтись без иглы, при изготовлении их сворачивали
методом скрутки. Поэтому все куклы, изготовленные таким
методом, называются куклы–закрутки.
4-й этап. Усвоение новых знаний
Работа в парах. Определить по иллюстрациям, какие
куклы являются народными, объяснить свой выбор. В ходе
игры
дети
выбирают
лепесток,
отвечают
на
вопрос,
написанный на лепестке по заданной теме урока. Педагог
дополняет и объясняет при не полном ответе.
5-й этап. Практическая работа.
Для работы нам понадобятся: березовые веточки (для
основы куклы), белая ткань и синтепон (для головы и
туловища), цветная ткань с растительным рисунком и
ленточки (для одежды), нити.
Сначала изготовим основу куклы: сложим две веточки
и крепко их свяжем.
Теперь возьмем кусочек синтепона, скатаем из него
плотный шарик и обтянем его белой тканью. Одеваем
шарик на верх основы и стягиваем нитками. У нас
получилась голова куклы.
Чтобы сделать ручки куколки, подогнем углы белой
ткани и примотаем их к перекладине основы.
Одеваем куклу в сарафан: наложим тесемки сарафана
на плечи кукле, стянем их на линии талии нитками. Затем
разложим цветной лоскут ткани лицевой стороной к себе, а
куклу положим на ткань и собираем лоскуток на линии
талии куклы. Закрутим крепко ткань нитками и расправим
сарафанчик. Украсим его поясом – тесемочкой.
Повяжем косынку на голову куклы и наша Домашняя
Масленица готова.
6-этап.
Подведение
итогов
урока.
По
мере
изготовления дети свои работы выставляют на общий стенд.
Педагог подводит итоги занятия: спрашивает детей, что
понравилось на занятии, что было трудно сделать или
запомнить, обобщает, делает выводы, оценивает каждого
ребенка, выявляются самые аккуратные.
Приложение 1. Практическая работа над куклой-оберегом
«Домашняя Масленица»
Приложение 2. Кукла-оберег «Домашняя Масленица»
Приложение 3. Итог открытого урока по методической
разработке «Домашняя Масленица»
Используемая литература:
1. Декоративно
прикладное
творчество.
«Традиционные народные куклы». Автор: О.Я.
Воробьева, Волгоград: Учитель 2009г.
2. «Золотая книга этикета» - автор-составитель В.Ф.
Андреева.
Москва,
ООО
«Издательство
Вече
2000», 2005г.
3. Сценарии православных праздников. Составитель
А.В. Соколов, М: Школьная Пресса, 2005г.
4. Художественная школа ООО «Художественно–
педагогическое
издательство»
Журнал
для
художников-педагогов
и
любителей
изобразительного искусства 1(22) 2008г.