Напоминание

Мезенская роспись


Автор: Ивайловская Инна Жоржевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №4 г. Владивосток"
Населённый пункт: г. Владивосток Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мезенская роспись
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №4 г. ВЛАДИВОСТОКА»

МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ

Методическая разработка в рамках преподавания учебной дисциплины

«Прикладная композиция»

Составитель:

Преподаватель высшей категории

Ивайловская И.Ж.

г. Владивосток 2022

Аннотация

Одним

из

видов

декоративно

прикладного

искусства,

рекомендованного

Программой

учебного

предмета

«Композиция

прикладная»,

является

тема

народных

росписей.

Данная

методическая

разработка

предназначена

для

организации

учебного

процесса, направлена на освоение простейших приемов и технологии мезенской росписи и,

что самое главное, - это практическое применение росписи в быту. Пособие предназначено

для художественных школ и школ искусств.

Введение

В

современном

быстро

развивающемся

мире,

когда

происходит

переоценка

и

откровенный слом традиционных ценностей, возникает опасность потери подрастающим

поколением

нравственных

ориентиров.

Сохранения

культурного

потенциала

страны,

обеспечение

преемственности

русской

культуры,

воспитание

патриотизма

становятся

приоритетными задачами в сфере образования.

Народное

декоративно-прикладное

искусство

нашей

страны

неотъемлемая

часть

культуры.

Как

всякое

большое

искусство,

оно

воспитывает

чуткое

отношение

к

прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на

глубоких

художественных

традициях,

народное

искусство

входит

в

жизнь

и

культуру

нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные

произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю,

умение видеть и понимать окружающий мир.

Примером

приобщения

учащихся

художественной

школы

к

истокам

русской

культуры и народной

традиции стало

изучение

почти

забытой Мезенской

росписи

по

дереву. Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом, трудовой и

повседневной жизнью человека. Собственно поэтому оно представляет значительную роль в

воспитании детей старшего дошкольного возраста, имеет большое значение для развития

нравственной культуры общения, труда, культуры человеческих взаимоотношений в целом.

Изучая Мезенскую роспись, учащиеся знакомятся с историей ее возникновения и

развития,

районом

бытования,

орнаментальными

мотивами,

цветовой

гаммой,

художественными образами и сюжетами, характерными для данного вида росписи. Дети

овладевают не только технологическими приемами росписи, но и учатся самостоятельно

создавать

композиции

на

изделиях

любой

формы,

познают

свойства

материалов

и

обучаются умению пользоваться инструментами и самостоятельно подготавливать их к

работе над росписью. Результатом изучения росписи становится выполненное в материале

изделие.

Целью

методической

разработки

является:

приобщение

детей

к

народному

декоративно-прикладному

искусству

через

изучение

Мезенской

росписи

и

создание

собственных творческих работ прикладного значения.

Задачи:

1.

Ознакомиться с историей возникновения Мезенской росписи.

2.

Овладеть навыками и приемами росписи.

3.

Изучение композиционных схем народной росписи.

4.

Ознакомление с технологией выполнения элементов мезенской росписи.

5.

Выполнение росписи в материале.

В

образовательном

процессе

использованы

следующие

методы:

объяснительно-

иллюстративные (показ методических пособий с видами росписей, композиционные схемы,

иллюстрации с образцами), методы повтора, копирования и варьирования, который является

следствием импровизации, выполненной на традиционной основе.

Занятия

проводятся

в группе 10

- 12

человек.

Задания

по

изучению мезенской

росписи составлены с учетом возрастных особенностей детей. Недельную учебную нагрузку

составляет 1 час классных занятий и 1 час самостоятельной работы.

1.

История происхождения промысла

Роспись по дереву считается наиболее национальным и самобытным видом русской

национальной культуры. Наша страна богата лесами, древесину использовали многогранно:

от изготовления бытовых изделий и художественной обработки до строительства домов. Это

особенно характерно для территории Русского Севера, Верхнего и Среднего Поволжья,

Урала и Сибири.

Русский Север считается настоящей сокровищницей русской народной культуры, а

некоторые исследователи даже считают его единым памятником культуры. Одна из легко

узнаваемых росписей Русского Севера — мезенская.

Как и в случае с большинством традиционных росписей, как именно появилась

мезенская

роспись

неизвестно.

Большинство

исследователей

относят

сюжетные

композиции к древнеязыческим верованиям. Специалист в области русского народного

искусства С.К. Жегалова отмечает поразительное сходство с обнаруженными в середине XX

века

наскальными

рисунками

Заонежья.

Еще

один

известный

исследователь

и

знаток

крестьянского

искусства

Воронов

В.С.

говорил

о

необыкновенной

схожести

с

орнаментальной

росписью

архаики

древнегреческого

стиля.

Воронов

ведет

речь

о

геометрическом стиле орнаментальной росписи, которой покрыты керамические сосуды,

найденные на Дипилонском кладбище в Афинах и относящихся к 8 веку до н.э. периоду,

когда племена Древней Эллады находились на последнем этапе первобытнообщинного

строя.

Как большинство народных промыслов, свое название эта роспись получила от

местности, в которой зародилась. Промысел возник в конце 19 века в селе Палащелье на

берегу реки Мезень, Архангельской области. Пика популярности промысел достиг в 19 веке.

Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на

Печору, Двину, Онегу.

Производством

расписных

изделий

в

Палащелье

в

XIX-XX

века

занимались

исключительно мужское население — все знания передавались от отца к сыну. Работали

мастера в промежутках между основными занятиями – охотой и рыбной ловлей.

Работали на две краски, которые делали сами. Использовали красно-коричневую

краску, получаемую из местной глины (мергель). А черную для контура также из глины и

смешивали с сажей. Такой вид росписи называется монохромным, то есть одноцветным.

Черный цвет считается нейтральным, не цветным, а просто сопровождающим. Кисточка –

тиска – могла быть сделана просто из выдернутой из веника размочаленной палочки или из

беличьего

или

другого

ворса.

Для

контурной

наводки

использовали

птичье

перо

тетеревиное или глухариное. По окончании работы изделие из дерева протирали олифой.

Этой росписью украшали короба, туеса, орудия труда и сами избы, но главным

объектом были прялки. Многие росписи пришли к нам с прялок. Сто лет назад прялка была

в каждом доме. И прялки в разных местах расписывались очень по-разному.

Народные

мастера

мезенской

росписи

весьма

консервативно

подходили

к

декорированию прялок и на протяжении всего развития практически не меняли внешнюю

форму, систему композиционного построения и ее составляющие мотивы. Орнаментальные

полосы обычно заполняли всю поверхность, располагаясь горизонтально по всей лопасти,

тем самым разделяя ее на части-миры, на ярусы - пояса. Ярусы представляют собой ряды из

растительных

и

геометрических

элементов,

птичек,

уточек,

лебедей,

лошадок,

оленей,

«пущенных» в разные стороны (Приложение 1).

В верхнем ярусе шли: узорный прямоугольник «окошко» - «бердо» (решетка, ряд

клеток, названных так из-за сходства с одноименной принадлежностью ткацкого станка), в

окружении птичек «курочек». В нижнем и среднем ярусе главными фигурами являются

кони

и

олени,

в

верхнем

птицы.

Иногда

в

среднем

ярусе

к

изображению

животных

присоединяются

фигуры

птиц.

По

всей

вероятности,

выделенные

на

прялках,

ярусы

соответствуют

3

мирам:

подземному,

наземному

и

небесному,

широко

известным

в

искусстве многих народов мира и являющимся основной космологической основой мира.

Важно отметить, что лицевая сторона прялки всегда расписывалась, строго придерживаясь

ярусной композиции, подчеркивая сакральный характер. В этом случае, плоскость делится

на три яруса-мира, по периметру изделия не применяются рамы-орнаменты и отсутствуют

боковые границы. Все пространство густо покрывается узорами. С оборотной стороны

также производилось «деление» на три части: верх, часто дублирующий лицевую часть с

«оконцем»; по центру располагалась авторская вольная композиция; нижняя часть лопасти с

лицевой

стороны

и

с

оборотной

по

композиции

аналогичны.

Внутренняя

сторона,

обращенная к работающей пряхе, фиксировала конкретные события повседневной жизни,

как бы вела с ней живой диалог: сцены охоты, рыбной ловли, катание на санях, дам и

кавалеров и т.д.

Мезенская

роспись

очень

условная

и

мезенские

художники

не

стремятся

к

реалистическому изображению. Они рисуют обобщенно, схематично, используя для своего

повествования геометрические и символические построения. Однако мы всегда понимаем,

какой зверь или птица нарисованы. Любимые мотивы: тонконогие кони и олени с гордо

поднятой головой и круто выгнутой шеей (у коней могут быть кудрявые хвосты, а у оленей

– пышные ветвистые рога), лебеди, сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Как

правило, фигуры животных и птиц изображены в движении. Короткое поджарое туловище,

широкая, плавно изогнутая шея, ноги в легком беге показывают сильных, стремительных

животных. Окружающие их мелкие спиральки, черточки, звездочки и кружочки усиливают

впечатление движения. Кажется, что бег коней взвихрил все вокруг, поднял в воздух,

закружил, и все летит вместе с ними.

Таким

образом,

основные

особенности

мезенской

росписи:

графичность,

монохромность, фризовость, многоярусность и ярко выраженная орнаментальность.

2.

Понятие орнамент

Термин «орнамент» в переводе с латинского языка – украшение. По своему виду

орнамент

может

быть:

геометрический,

растительный,

каллиграфический,

зооморфный,

сюжетный

и

смешанный.

А

по

содержанию

он

всегда

символический,

даже

если

изображение будет реалистическим. В произведениях декоративно-прикладного искусства

орнамент – не самостоятельное искусство, а приложимое к конкретной форме, к предмету, к

его назначению. Орнамент всегда несет в себе послание, он как бы обосновывает свое

присутствие на предмете.

Орнамент

это

прежде

всего

ритм,

повторяющихся

мотивов,

называемых

раппортами. Именно эта ритмичность, уравновешенность рождают в нас чувство покоя и

гармонии.

Ведь

все

мироустройство

пронизано

различными

ритмами:

биение

сердца,

дыхание, бодрствование или сон, звуки и музыка, рождение и смерть…

Понятие

«орнамент»

шире

понятия

«роспись»,

так

как

орнамент

принадлежит

любому материалу, а роспись только кисточке, носит самостоятельный характер и может

превратиться в просто «картинку». Мезенская роспись – это орнаментальная роспись.

По

форме

построения

орнамент

бывает:

ленточным

(фризовым),

сетчатым

и

композиционно замкнутым (квадрат, прямоугольник, виньетка, медальон).

Выразительным

средством

орнамента

становится

возможность

передать

изображение в статике и динамике.

Для

мезенской

росписи

характерны

общие

принципы

построения

орнамента.

Повторение

придает

ценность

малозначительному

элементу,

создает

чувство

покоя,

уверенной

силы.

Чередование

мотив

располагается

то

в

вертикальном,

то

в

горизонтальном направлении. Инверсия, или обратное расположение узора. В этом случае

один и тот же мотив располагается в противоположном направлении и дает возможность

избежать однообразия при использовании одинаковых форм. Симметрия – расположение

двух сходных мотивов по обе стороны от оси. Что касается симметрии, то в народном

искусстве почти не встречается полная (зеркальная) симметрия. Этого не позволяет сделать

свободный кистевой мазок, фантазия и творческий подход мастера.

3.

Символы и образы мезенской росписи

В

основе

символики

мезенской

росписи

лежит

аграрно-магическая

символика

землепашцев. Символы землепашцев носят повествовательный характер. Главным для

земледельца был процесс созревания урожая, поэтому он так внимательно изучал природу,

от настроений которой зависела жизнь деревни.

Мезенский геометрический орнамент линейного типа на первый взгляд до крайности

прост. Он укладывается в четыре разновидности: орнамент в треугольнике и косой клетке,

орнамент

в

квадрате,

орнамент

в

ромбе.

Но

когда

начинаешь

вникать

в

содержание

изображений, понимаешь, что за видимостью простоты скрывается целый образный мир,

которым жили наши предки.

Изучая

элементы

мезенской

росписи

необходимо

рассмотреть

и

разобраться

в

каждом знаке отдельно.

Дерево

жизни.

Земледельцы,

наблюдая

за

жизнью

растений, воспринимали мир по вертикали. Отсюда возникает

идея древа жизни, растущего на мировой горе, дающего пищу и

кров живым существам. Прообразом Адама и Евы были пары

животных по обе его стороны. А на его вершине сидела птица.

Дерево соединяло миры: небесный, земной и подземный.

Знаки растений. К символам растений относится все, что

несет идею роста, созревания. Росток, корешок, зернышко (семечко), цветок.

Знаки Земли. Графически земля часто изображается квадратом, ромбом

и бордюры, состоящие из квадратов и ромбов. Знаки земли в мезенской

росписи довольно разнообразны: это и земля с запасами влаги, и теплое

весеннее

поле,

прогретое

солнышком,

и

распаханная

пашня,

и

земля

с

семенами,

с

корнями,

ростками.

Для

русской

природы,

очеловеченной

крестьянами, очень характерен ритм борозды, проведенной плугом, что и

изображается рядами полос в многочисленных мезенских орнаментах.

Знаки

неба.

Солярные

знаки

круговые

или

крестообразные

символические

изображения Солнца – коловороты. С культом Солнца в славянской мифологии связывают

изображение коня и уточки: утром огнегривый конь возводил солнце на небосклон, а уточка

прятала его на ночь в воду. Сюда относятся и мелкие звездочки, которые могут означать

снежинки.

Знаки воды. Это всевозможные зигзаги и волны в любой части мезенской композиции

указывают на запас дождевой воды или на подземные токи и соки земли. Олени тоже

символизируют воду. Считалось, что олень, цепляя рогами облака, помогает проливать

дождь.

Знаки стихий. Громовой знак – защитный знак против пожара.

Изображался в виде шестилучевой розетки и только с прямыми лучами.

Стихийка – это универсальный знак – символ энергии вообще. Он может

быть изображен в любой части композиции, то напоминая клубы пыли под ногами табуна,

то движение воздуха возле крыла птички, то космическую энергию вообще.

Текстильные

знаки.

Бедро

-

узорный

прямоугольник

«окошко» (решетка, ряд клеток, названных так из-за сходства с

одноименной принадлежностью ткацкого станка). Веретенце –

символ трудолюбия и вечного движения.

4.

Материалы и инструменты для росписи по дереву

Краски. В настоящее время основным красочным материалом мезенской росписи

является тонко-тертая художественная гуашь. Прежде чем приступить к росписи изделий,

краску следует развести водой в небольшой емкости, в которую добавляется несколько

капель клея (можно ПВА) во избежание растекания при покрытии лаком (1 часть ПВА на 4

части гуаши), особенно в «плывущие» краски (красную, оранжево-красную и др.). Лучше

готовить небольшое количество в баночке с крышкой, чтобы исключить высыхание или

образование поверхностной пленки.

Акриловые краски хороши тем, что ими можно работать на любой поверхности,

будь то

дерево,

стекло,

кожа,

металл.

Акрил

можно

растворять водой,

краска

быстро

засыхает, образуя нерастворимую пленку. Следовательно, можно не покрывать изделие

лаком.

Кисти

и

перо.

Одним

из

основных

инструментом

мезенской

росписи

первоначально являлось птичье, позднее металлическое перо. С появлением металлических

перьев мастера постепенно отказались от традиционных птичьих, так как натуральное перо

птицы уступает металлическому по качеству и долговечности. В качестве держателя для

пера употребляется обычная перьевая ручка. Можно в росписи использовать гелиевую

ручку, но это сказывается негативно на стилистике и искажает сущность традиционного

промысла. Гелиевая ручка дает сухую линию одной толщины. Металлическое перо дает

возможность

проведения

живой

линии

и

фактически

не

искажает

стилистику

письма.

Однако гелиевую ручку можно использовать в работе с детьми, это облегчает процесс

изучения и получения результата.

В мезенской росписи кисть является основным и вспомогательным инструментом,

поэтому используются многие ее разновидности. При грунтовке, лакировке и заполнении

цветом больших плоскостей применяются широкие плоские щетинистые кисти, либо из

искусственного или иного волоса. Непосредственно для росписи используют беличьи или

колонковые круглые кисти № 1, 2, 3, 4.

Кроме этого для работы необходимы следующие инструменты: карандаши, бумага,

банки для воды, палитры, грунт акриловый, лак ПФ-283, деревянные изделия, калька,

ветошь.

5.

Методические рекомендации по освоению мезенской росписи

1 этап. На начальном этапе необходимо ознакомить детей с историей развития

данного промысла, показать иллюстрации с изображением изделий народных мастеров,

рассказать об особенностях мезенской росписи: об орнаментальной композиции, тематике

сюжетных сцен, колорите.

2

этап.

Освоение

любой

росписи

нужно

начинать

с

освоения

простейших

геометрических и растительных элементов мезенской росписи: точек, дуг и полудужек,

черточек,

коротких

отрезков

линий,

расположенных

под

разными

углами

и

т.д.

Объясняются правила разметки. Задача этого начального упражнения заключается в точном

соблюдении

интервалов

между

элементами,

иначе

говоря,

развитии

глазомера

и

выдерживании

одинакового

нажима

на

перо

с

тем,

чтобы

элементы

точно

повторяли

(копировали) друг друга.

3 этап. Следующие упражнения по проведению линий различного характера (прямых

и

волнистых),

в

различных

положениях

(горизонтально,

вертикально

и

наклонно-

расположенных),

а

также

различно

расположенных

отрезков

линий,

которые

в

последующем

послужат

составляющими

элементами

ромбов,

квадратов

и

других

геометрических фигур. Задача этих упражнений – обучить умению проводить равномерные

по толщине линии с соблюдением расстояния между ними и делать это как бы «на одном

дыхании».

Определенные сложности существуют при исполнении волнистых линий, которые

следует проводить с небольшой амплитудой и с равномерным распределением «волн», что

на начальном этапе удается с трудом. Значительно упрощает это упражнение исполнение

его не горизонтально слева направо, а вертикально сверху вниз (на практике во время

росписи изделие просто поворачивают по ходу

движения линии, например, при выполнении

ободка

по

краю

блюда

или

панно

округлой

формы).

При

росписи

кистью

следует

придерживаться

правильного

положения

руки.

Кисточка

свободно

лежит

на

ладони,

прижимается

большим

пальцем

руки

и

удерживается

почти

перпендикулярно

расписываемой

поверхности.

Такая

постановка

руки

дает

возможность

свободному

круговому движению кисти, а отставленный в сторону мизинец служит своеобразной точкой

опоры.

4

этап.

Следующим

этапом

выполнения

элементов

мезенской

росписи

является

освоение элементов, имеющих форму простых геометрических фигур, которые являются

составляющими

элементами

орнаментальных

полос

и

«окошек»:

треугольников,

прямоугольников,

ромбов

и

квадратов.

Затем

переходим

к

построению

ленточек

бордюров,

краев

и

обводок.

Главная

задача

этого

упражнения

состоит

в

точности

исполнения углов, и начинать их роспись стоит с точки-вершины, проводя отрезки линий от

точки до точки.

5 этап. После освоения простейших геометрических элементов следует приступить к

исполнению зооморфных элементов мезенской росписи – стилизованных животных и

птиц. Здесь требуются более подробные разъяснения. Хорошим подспорьем являются схемы

последовательного рисования птиц, мезенских коней и оленей. Чтобы избежать типичных

ошибок,

необходимо

тщательно

проанализировать

силуэт

цветового

пятна

птицы

или

животного.

6 этап. Только после освоения вышеназванных

упражнений стоит приступать к

сочетанию геометрических и зооморфных элементов. Однако на этом этапе учащиеся еще не

готовы самостоятельно соединять несколько освоенных элементов в единый законченный

мотив и составить гармоническую орнаментальную или сюжетную композицию. Поэтому

упражнения даются на повторение с образца отдельных мотивов мезенской росписи, а затем

и копирование небольших композиций, включающих в себя как геометрические, так и

зооморфные элементы. Первоначально особое внимание следует

уделять традиционной

трактовке более сложных элементов, избегая соблазна найти вариант своего, авторского

решения.

7 этап. На этом этапе изучения рассказывается о законах композиции (целостность,

пропорциональность, равновесие, соразмерность, соподчиненность, композиционный центр)

применительно к прикладному искусству. Роспись не существует самостоятельно, а всегда

«прикладывается» к декорируемой поверхности. Именно поэтому художники – прикладники

должны уметь вписывать орнамент в узкие и широкие прямоугольные поверхности, в круг и

в квадрат, класть роспись на объем и плоскость.

Упражнения на составление эскизов композиций в прямоугольнике, полосе, квадрате

и круге. Композиция выполняется карандашом на бумаге.

6.

Разработка эскиза росписи изделия на деревянной поверхности

В качестве росписи деревянного изделия лучше выбирать несложное изделие простой

формы (панно, разделочная доска и т.д.), нарисовать его на плоскости и разработать схему

орнамента.

Переходим к разработке эскиза для декора изделия. Поиски композиции сначала

ведутся

в

уменьшенном

размере,

где

составляется

общая

схема

росписи

задуманного

изделия без деталировки. Затем на бумаге в натуральную величину начинают составлять

эскиз декора в зависимости от заданной формы: размечают границы орнамента, учитывая

отступ на обводку и бордюры; находят оси, по которым размечают орнамент; намечают

кружками

места

главных

элементов;

далее

идет

прорисовка

элементов.

После

этого

приступают к работе с цветом.

Подготовка деревянной заготовки для росписи. Начинаем занятие с беседы о том,

какие

породы

древесины

используются

для

росписи

(липа,

береза);

обсуждаем

цвет

древесины.

Подготовка

древесины

к

росписи:

если

поверхность

шероховатая,

то

ее

необходимо

зашкурить

мелкозернистой

наждачной

бумагой.

Сколы,

ямки

следует

зашпаклевать – для этого подойдет как шпаклевка, так и художественный акриловый грунт.

Высохшую

поверхность

еще

раз

зашкурить

нулевкой.

Перед

работой

деревянную

поверхность

грунтуют

акриловой

краской

или

грунтом.

Когда

поверхность

высохла,

переводим рисунок эскиза росписи на доску. Для этого используется калька.

Последовательность выполнения мезенской росписи

1.

Нанесение

кистью

красным

цветом

основных

элементов

орнаментальной

композиции.

2. Выполнение пятен мотивов птиц и животных.

3.

Дополнение

окончательная

деталировка

мелкими

элементами

(точками,

скобками, усиками) основных мотивов.

4. Выполнение окантовки изделия кистью.

Данный этап завершающий и самый сложный, так как работа с деревом требует

большой аккуратности и навыка. После того как рисунок эскиза росписи переведѐн на

изделие идет работа с цветом и обводка. Готовому изделию надо дать просохнуть и только

потом

покрыть его

лаком

ПФ-283.

Наносится

он

в

несколько

слоѐв.

Для

выполнения

росписи

пользуются

обучающими

таблицами

с

показом

этапов

росписи

различных

элементов мезенской росписи (Приложение 2 - 7).

7.

Роспись изделия акриловыми красками

Приобретая на занятиях знания и навыки в росписи по

дереву, полезным и

увлекательным для детей может стать их практическое применение в быту. Девиз: «Все, что

стоит,

висит

и

лежит,

-

раскрасить!».

Своим

умением

и

любовью

можно

попытаться

преодолеть

всеобщую

стандартизацию

и

внести

в

жизнь

семьи

и

дома

то

уютное

и

человечное, что может дать народное искусство! Современные технологии и материалы

позволяют

самостоятельно

сделать

мезенскую

роспись

в

домашних

условиях,

минуя

трудоемкий

процесс

подготовки

деревянной

поверхности.

Появившиеся

в

продаже

акриловые краски позволяют широко использовать любую роспись. Роспись может быть

положена не только на деревянную заготовку, но и чехол для телефона, обложка блокнотов,

кожаные изделия, холщевые сумки и т.д.

Чем

же

так

хорош

акрил?

Он

похож

на

темперу: быстро

засыхает,

образуя

нерастворимую пленку. А это значит, что можно даже не покрывать изделие лаком. Акрил

имеет отличную укрывистость, им можно работать по любой поверхности, будь то дерево,

стекло, кожа, металл. Очень популярна роспись акрилом на теле и ногтях. Роспись легко

наносится и позволяет украшать себя на время (тату), как продолжение наряда, аксессуаров.

В этом случае использовать акриловые краски только с указанием об их не токсичности,

безвредности для здоровья. И нет никакой разницы между росписью на коже лица или

кожаной сумке, ботинке. Надо просто обезжирить поверхность, взять кисточку и акрил… А

если что то не получится – можно все смыть водой и начать заново!

8.

Заключение

Представленный

педагогический

опыт

работы,

в

рамках

учебной

дисциплины

«Прикладная композиция», направлен на приобщение детей к национальным традициям, на

развитие в детях любви и уважения к народной культуре, уважения к родному очагу.

Изучение

и

освоение

приемов

народной

росписи

по

дереву

осуществляется

в

несколько этапов. Вначале дети знакомятся с историей промысла, с образцами и символикой

росписи. Это позволяет им осознанно освоить приемы работы с инструментами, секреты

обработки природного материала, технику кистевого мазка, познакомиться с особенностью

построения декоративной композиции в полосе, квадрате, прямоугольнике, круге, а также

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала).

В дальнейшем занятия носят самостоятельный и творческий характер. Учащиеся

разрабатывают эскизы композиций, учатся связывать ее с формой расписываемого изделия,

определяться с выбором инструментов и материала. Расписывая деревянную заготовку,

ребенок

принимает

народную

роспись,

вкладывает

в

нее

свои

замыслы,

становится

активным участником творческого процесса.

Очень важно, чтобы

народная традиция жила и развивалась. Умение соединить

этнические традиции и современность - очень актуально. Используя в работе современные

красители

и

транслируя

роспись

на

разные

поверхности,

учащиеся

могут

творчески

переосмысливать мезенские образы, и это переводит роспись в сферу дизайна. Роспись уже

не является повторением образца, а становится лично присвоенным опытом, частью их

самих.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что преподаванию народной росписи должно

быть уделено больше времени и внимания. Выполняя различные практические творческие

задания, дети успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные

впечатления через художественное творчество. Изучение изобразительного и декоративно-

прикладного искусства прошлого побуждает детей к развитию фантазии, художественного

воображения. В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений»

и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом

мире. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала,

патриотического воспитания.

9.

Список используемой литературы

1.

Величко Н.К. Роспись: Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. –

176с.: ил. – (Энциклопедия)

2.

Величко Н.К. Мезенская роспись. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. – 128с.

3.

Величко Н.К. Рисуем в стиле мезенской росписи. – М.: Хоббитека, 2018. – 96с.

4.

Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-

методическое пособие / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поворской –М.:

ВЛАДОС, - 2000. – 272с.

5.

Дорофеева

Л.П.

Русские

северные

росписи:

практическое

пособие-альбом.

Котлас, 2015. – 188 с.: ил.

6.

Дорожин

Ю.Г.

Мезенская

роспись:

Рабочая

тетрадь

по

основам

народного

искусства. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.

7.

Жегалова, С.К. Русская народная живопись. — М.: Просвещение, 1984.

8.

Земцова И.В. Методика исследования и обучения мезенской росписи по дереву:

учебно-методическое пособие. – Сыктывкар: Издательство СГУ им. Питирима

Сорокина, 2016. – 76 с.

9.

Костина,

Г.Н.

Мастерская

мезенской

росписи:

Учебно-методичкое

пособие

/Новосибирский

областной

центр

фольклора

и

этнографии.

–Новосибирск.:

-

Книжица, - 2005, - 56 с., - илл.

10.

Круглова О. Карельские прялки/ О. Круглова, В. Гущина// Краевед Карелии.-

Петрозаводск, 1990. - С. 63-67.

11.

Мироненко

М.Л.

Палащельская

роспись

из

собрания

Архангель-ского

государственного музея деревянного зодчества и народного искус-ства «Малые

Корелы»: каталог. Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севе-ра», 2005. – 184 с.

12.

Постникова Н.В. Мезенская роспись: учебно-методическое пособиедля студентов

специальности «Декоративная роспись». – Ижевск: ФГБОУ ВПО «Удмурский

государственный университет», - 2011. – 34 с.

13.

Шелепеева О.Н., Аверина Г.С. Мезенская роспись: научно-мнтодическое пособие.

– Архангельский областной научно-методический центр культуры, - 1992. – 54 с.

Пржение 1

Иллюстрация № 34 из каталога Мироненко М.Л. «Палащельская роспись из

собрания

Архангельского

государственного

музея

деревянного

зодчества

и

народного искусства

«Малые Корелы». Прялка

с мезенской подражательной

росписью.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Солярные знаки

Сиволы

Приложение 5

Ленточный орнамент Орнамент в косой клетке

Бедро

Приложение 6

Рисование уточки и лебеди

Приложение 7

Рисование мезенского коня и оленя



В раздел образования