Автор: Добровольская Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 г.о. Самары
Населённый пункт: г. о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Формы и методы повышения мотивации к обучению игре на фортепиано: краткая характеристика и опыт применения
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО ДШИ №7
Формы и методы повышения мотивации
к обучению игре на фортепиано:
краткая характеристика и опыт применения
Выполнил:
ПДО ДШИ №7
Добровольская Т.И.
САМАРА 2022
Формы и методы повышения мотивации
к обучению игре на фортепиано:
краткая характеристика и опыт применения
Форм и методов повышения мотивации к обучению игре на фортепиано
существует немалое количество. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд. Их можно
условно разделить на две группы: общепедагогические и специальные.
К первой группе относятся:
- учет ведущей деятельности учащихся разного возраста,
- включение в процесс обучения творческих заданий,
- включение обучающихся в проектную деятельность,
- установление контакта между преподавателем и учеником,
- использование слова как способа воздействия на ученика.
Ко второй группе относятся:
- адекватный подбор исполняемого репертуара,
- частая репертуарная сменяемость,
- ансамблевое музицирование,
- концертная деятельность.
1. Учет ведущей деятельности учащихся разного возраста.
Теория ведущей деятельности, разработанная педагогами и психологами в
прошлом веке, не теряет актуальности и в наши дни. Так, согласно этой теории в возрасте
6-8 лет ведущей у детей остается игровая деятельность. Именно на это необходимо
ориентироваться при работе с учащимися 1-2 классов. Различные игровые методы имеют
большой потенциал для стимулирования мотивации к обучению игре на фортепиано,
способствуют установлению контакта между учителем и учеником. Через игру на
начальном этапе происходит и само обучение.
Так, на игровом принципе построены многие упражнения, используемые на
начальном этапе обучения:
- для постановки рук - «Кузнечик», «Слон», «Балерина», «Мячик»,
- для формирования свободы и цепкости рук – «Качели»,
- для изучения длительности нот – «Яблоко» и т.д.
Учитывая физиологические и психологические особенности младших школьников,
обязательно отводим время для физической активности:
- физкультминутки,
- пальчиковые игры,
- упражнения Шмидт-Шкловской для пальцев,
- гимнастику для глаз,
Во 2-3 классах игровая деятельность в качестве ведущей уступает свое место
учебной. Здесь на первый план выходит желание ребенка узнать что-то новое, найти
объяснение явлениям, сделать свое «открытие». Для реализации этой потребности,
которая напрямую связана с мотивацией к обучению, можно использовать элементы
теории развивающего обучения в части построения урока, объяснении нового и т.д. (т.н.
«коллизии», включение которых в методику обучения подробно разработаны в рамках
системы развивающего обучения Л.В. Занкова).
2. Включение в процесс обучения творческих заданий.
Творческие задания на уроке являются важнейшей составляющей процесса
обучения и действенным способом повышения мотивации к обучению. Элемент
творчества приобретает особое значение с учетом того, что часто учащимся необходимо
выполнять «скучные», требующие многократного повторения упражнения (отработка
сложного в техническом отношении фрагмента, запоминание нотного текста и под.).
На уроках дети рисуют, в том числе словесно, картины к произведениям, которые
слушают или играют, образы, ассоциативные связи, возникающие в воображении (на что
похожа нотка, знак, мелодия и т.д.).
Дети с удовольствием пробуют себя в роли композиторов, сочиняя простые пьесы
на заданный сюжет, рисуют иллюстрации к ним.
Подбор знакомых, любимых мелодий также является очень действенным способом
повышения мотивации.
Иногда дети приносят найденные в интернете ноты песен, которые им нравятся, но
зачастую текст оказывается сложным, поэтому своеобразным творческим и очень
продуктивным
в
плане
обучения
заданием
становится
упрощение
текста,
транспонирование в удобную тональность и т.п., выполняемые под руководством и / или с
помощью учителя.
Подобные задания надолго мотивируют к занятиям, дают толчок к обучению игре
на фортепиано, позволяют удерживать активность и интерес на уроке и в домашней
работе.
3. Включение обучающихся в проектную деятельность.
Проектная деятельность – один из эффективных методов обучения, в результате
использования которого дети учатся работать в команде, организовывать свою работу,
искать материал, способы выполнения задания. Использование метода проектов как
одного из способов повышения мотивации к обучению достаточно продуктивно, так как
результатом выполнения задания является конкретный продукт и его презентация
учеником. Наличие такого результата, а также достаточная степень самостоятельности
при его достижении являются хорошим стимулом для учащихся как старших, так и
младших классов.
Так, одним из постоянных проектов в нашем классе является организация
старшеклассниками второго отделения проводимого два раза в год концерта-рапорта.
Первое отделение представляет собой отчетный концерт для родителей, второе –
тематическое чаепитие, во время которого
- организуются различные игры для малышей,
- проводятся конкурсы (кроссворды на музыкальные темы – композиторы,
термины, жанры и т.д.),
- исполняются вокально-инструментальные номера с участие братьев, сестер,
родителей,
- происходит взаимное обучение подбору, аккомпанементу, игра в ансамблях,
пение под аккомпанемент и т.п.
Подготовка
к
такому
мероприятию
сплачивает
и
объединяет
ребят.
Выступающие дети более ответственно относятся к занятиям и репетициям к концерту.
Подобные мероприятия очень важны еще и потому, что учащиеся должны видеть и
чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только
преподавателю, но и окружающим их близким людям.
4. Установление контакта между преподавателем и учеником.
Формирование мотивации обучения игре на фортепиано носит специфический
характер
и
обеспечивается
принципом
диалогической
направленности
во
взаимоотношениях преподавателя и учащегося. Очень важно с первых занятий суметь
завоевать симпатию ученика. Масштаб личности учителя определяется степенью его
включённости в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками,
мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю
приходит и любовь к тому предмету, который он преподаёт.
Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в
обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать
учащимся по-разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических
особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке
методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и
свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение
увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны
учащегося.
В звене «учитель – ученик» ведущую роль играют личностные качества учителя, в
которых главнейшими оказываются не только его коммуникативные и организаторские
способности, но и такие качества, как доброта, отзывчивость, умение уважать ребенка.
Знание детской психологии, индивидуальный подход, тесный контакт с родителями
помогают справиться с трудностями, повысить мотивацию к обучению, добиться успеха
на пути приобщения детей к миру музыки.
5. Использование слова как способа воздействия на ученика.
Мощным средством воздействия на ученика является слово.
Речь педагога должна быть образной и лексически богатой, а также грамотной,
лаконичной, ясной и яркой. Надо уметь найти те слова, которые способны определить
характер произведения, дать представление об окраске звука, передать эффект при
использовании педали и т.д.
Вместе с тем урок должен быть диалогом. Нужен обмен мыслями, чувствами,
соображениями в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке
помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно
найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер
исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и
т.д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать
движения, навести на нужные мышечные ощущения. Идущий от удачно найденного
выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом.
6. Адекватный подбор исполняемого репертуара.
Мотивация к обучению игре на фортепиано, а также успех обучения во многом
зависит от адекватного подбора исполняемого репертуара.
Выбор произведений связан с требованиями программы, зависит от музыкально-
слуховых данных учащихся, особенностей темперамента, возраста ученика, а также от
технических
возможностей
воплощения,
от
целей
и
задач
педагога,
которые
совершенствовать навыки игры того или иного ученика. Вместе с тем одна из самых
важных и самых сложных задач педагога по фортепиано заключается в том, чтобы
привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от
исполняемой музыки.
Обращаясь к конкретным случаям, можно привести следующие примеры.
Для учеников со слабо выраженными музыкальными данными
- нецелесообразны сложные в техническом отношении произведения, но если
чувства ритма хорошее, то можно рекомендовать джазовые произведения в переложении
Мордасова,
- пьесы полифонического изложения – короткие, с ясно выраженным двухголосием
(каноны, сарабанды, менуэты),
- крупную форму рекомендуем в форме рондо, вариаций по программе на класс
ниже,
- пьесы кантиленного плана – из предложенного программой репертуарного плана
выбираются наиболее простые, лаконичные, но с ярким образным строем, доступным
конкретному ученику,
- этюды даются в минимальном количестве (1-2), в большей степени используются
упражнения, но с образной окраской звука, разнообразием штрихов, динамики,
Все
эти приемы подбора репертуара
обеспечивают
быстрое
и
успешное
разучивание текста, что создает ситуацию успеха и, как следствие, повышают мотивацию
к занятиям музыкой.
Для учеников с ярко выраженными музыкальными данными
- с 1 класса в предложенном программой репертуаре следует выбирать яркие,
технически сложные пьесы и с помощью методически выстроенных приемов двигать
учащихся вперед,
- полифонические произведения – как можно раньше начинать давать маленькие
прелюдии, инвенции и ХТК И.С. Баха,
- характерные пьесы – переходить к сложным как можно раньше, обращаться к
творчеству композиторов разных эпох,
- крупная форма – от трехчастных пьес в 1 классе двигаться к сонатинам и затем к
сонатам Бетховена.
Перед способными учениками необходимо ставить сверхзадачи, это стимулирует у
них интерес к занятиям.
Таким образом, в мастерстве подбора материала отражается в том числе опыт и
профессионализм педагога.
7. Частая репертуарная сменяемость.
Для поддержания разнообразия художественных впечатлений необходима частая
репертуарная сменяемость. Она осуществима лишь в том случае, если пьесы доступны,
прежде всего, в смысле возможности их восприятия учеником. Поэтому они должны быть
небольшими по размерам, образными, доходчивыми и интересными по содержанию,
яркими по музыкальному языку, ясными по форме, напевными.
Таким образом, лишь отдельные пьесы выучиваются с целью их законченной
отшлифовки, большее внимание уделяется знакомству с музыкальной литературой,
ансамблевой игре, чтению с листа.
В качестве примера можно привести следующие примеры реализации принципа
частой сменяемости репертуара:
- знакомство с историей создания пьесы, композитором,
- эскизное знакомство с пьесой отдельными руками,
- прослушивание в исполнении других учеников,
- прослушивание в исполнении педагога, следя по нотам,
- устное осмысление текста – дирижирование, прохлопывание ритма для того,
чтобы вникнуть в смысл строения мелодии, музыкальных образов пьесы, анализ средств,
использованных композитором для воплощения образов.
В результате расширяются возможности изучения репертуарного плана за
короткий период времени, у детей появляется желание найти для себя любимые пьесы,
которые хочется довести до концертного исполнения.
8. Ансамблевое музицирование.
Способствует положительному формированию мотивации к обучению игре на
фортепиано ансамблевое музицирование.
Оно дает толчок к быстрому разучиванию пьесы. Увлеченные интересной
коллективной работой, ребята играют и репетируют при любых возможностях – на
переменах, перед уроками и т.д.
Игра в ансамбле способствует установлению благоприятной педагогической
атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных
произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает
более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.
Кроме того, что игра в ансамбле даёт много знаний, умений, формирует
исполнительские навыки, она ещё приносит детям эмоциональное удовлетворение,
радость общения, воспитывает чувство ответственности друг перед другом, являясь
стимулом для дальнейшего развития ребёнка.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ
им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959.
2. Балашова А. В. Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано в
ДМШ через развитие творческой активности учащихся. Педагогический вестник.
3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.
5. Козырева Е. В. Мотивационный аспект начального этапа обучения игре на
фортепиано:
из
опыта
дифференцированного
подхода.
Вестник
Костромского
государственного
университета
им.
Некрасова.
Серия:
Педагогика.
Психология.
Социальная работа. Ювенология, Социокинетика. 2008. Т. 14. №6.
6. Козырева Е. В. Дополнительное музыкальное образование: теория, эксперимент,
практика. Учебное пособие. Ярославль, 2005.
7. Куликовская О.Б. Развитие фантазии на уроках музыки. Журнал «Журнал
прикладной психологии». 1998. № 4.
8. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. СПб.,
2006.
9. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М., 2002.
10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.
11. Ниязов А.А. О методике работы с детьми. СПб., 2001.
12. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1979.
13. Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. М, 2001.
14.
Талызина
Н.Ф.
Формирование
познавательной
деятельности
младших
школьников. - М.: Просвещение, 1988.
15. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11.
М.-Л., 1998.
16. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. УРСС. М, 2003.
17. Шпик И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших
школьников. Начальная школа. Вып. № 2, 2007.