Напоминание

Учебное сотрудничество как способ развития творческого мышления


Автор: Пилиц Ольга Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ - Гимназия №45
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Учебное сотрудничество как способ развития творческого мышления
Раздел: начальное образование





Назад




Учебное сотрудничество как способ развития творческого

мышления

В настоящее время повышена роль школы в воспитании активных ,творчески

мыслящих людей , так как творческая деятельность является приоритетной

во многих сферах жизни общества. Дети должны входить в такую школу ,

направленную на поддержку и углубление тех качеств школьника , на

которых базируется умение учиться.

Сотрудничество ,взаимодействие с другими людьми- это естественный

способ освоения культуры. Но культура многоуровневая, разнородна. И

столь же разнородны формы сотрудничества, погружаясь в которые ребенок

осваивает различные слои культуры. Наиболее точно отношение культурного

содержания, которое надо освоить, и формы сотрудничества, в которых это

содержание передается, сформулировал Л.С.Выготский: «Новый тип

обобщения требует нового типа общения».

В школе ребенку впервые в его жизни предлагается освоить систематическое

научное знание, поэтому школьник должен быть включен в новые формы

сотрудничества со взрослыми ,а иначе это знание не будет присвоено.

Но не стоит забывать, что реальную основу общей жизни и совместной

работы учителя с классом составляют те формы сотрудничества, которые

знакомы ребенку с рождения.

Ясно, что во время занятий в классе учитель опирается не только на чисто

учебное (понятие) содержание, но и на личностно-эмоциональное общение,

на предметно-манипулятивную деятельность, т.е. на уроке есть место всем

формам сотрудничества.

Сотрудничество детей с учителем.

Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей

индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию.

Учебное сотрудничество и умение учиться – начало и конец одной и той же

способности. Умеющий учиться – тот, кто умеет вступать в учебные

отношения с любым источником знаний, умений, навыков, с любым

человеком. Первым источником у младших школьников является учитель

начальных классов.

Поиск отсутствующих у ребенка знаний или способа действия может

происходить только там, где взрослый не дает готовых образцов и

определений. Взрослый может стимулировать детский поиск, но не может

его демонстрировать. Следовательно, при обучении разумным действиям

основная форма сотрудничества ученика с учителем-неимитационное

взаимодействие,где ребенок делает не то же самое, что взрослый.

В ситуации саомстаятельного поиска решения ученик способен общаться к

взрослому с познавательным вопросом: указывать, какого именно знания ему

не достает для решения задачи.

Сотрудничество ребенка со сверстниками.

Одна из задач педагога научить детей к самостоятельности суждений,

сформулировать умения спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы,

быть инициативным в получении знаний. Одна из самых продуктивных форм

организации учебной дискуссии-совместная, групповая работа детей.

Групповую работу в начальной школе можно назвать «инкубатором»

учебного сотрудничества.

Главный психологический смысл организации учебного сотрудничества

детей, работающих сообща в относительной автономности от учителя в том,

что в непосредственном взаимодействии с учителем ребенку трудно освоить

взрослые, учительские функции, необходимые для того, чтобы научиться

учить себя самостоятельно-для этого ему нужно общение с равным себе, т.е.

детьми.

Начинать организацию детского сотрудничества на уроке можно в первые

дни школьного обучения.

Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является

спор между детьми, предполагающими разные способы решения общей

задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в

сколку и взаимообвинения, собеседники должны уметь по крайней мере

следующее:

1)формулировать свою точку зрения;

2)выяснить точки зрения своих партнеров;

3)обнаруживать разницу точек зрения;

4)пытаться разрешить разногласия с помощью логистических аргументов, не

переводя логистическое противоречие в плоскость личных отношений.

Задачей каждого учителя является создание условий, в которых ученик будет

не слепо имитировать образцы и выполнять требования, а сможет стать

полноценным участником учебной деятельности , субъектом обучения ,тем,

кто хочет и умеет учиться у взрослого.

Для достижения данной задачи, опираясь на типы учебных заданий,

разработанные Г.А. Цукерман, мною были подобраны упражнения, которые

позволяют реализовать данный проект.

1.Задания,воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке,

критичность его мышления.

А)задания-«ловушки»,различающие ориентацию ребенка на задачу и на

действия учителя;

Б)задания-«ловушки»,различающие понятийную и житейскую логику;

2.Задания,требующие четкого осознания учеником границы своих

знаний, своих возможностей .

Б)задания, имитирующие позицию учителя, также приучают детей

ориентироваться на границы знаний.

3.Задания ,формирующие умение запрашивать у учителя необходимую

информацию.

А)задания с недостающими данными

Б)для воспитания привычки «спрашивания» у учителя необходимы задания,

переворачивающие традиционную вопросно-ответную форму общения

между учителем и детьми. Необходимые задания, в которых спрашивают

дети, а отвечает учитель.

Подводя итог, можно сказать, что учебное сотрудничество - это форма

отношений ребенка и взрослого, необходимая для полноценного усвоения

теоретических понятий. В своем предельно развитом виде способность

строить учебное сотрудничество совпадает с умением учиться -

самостоятельно расширять собственные знания, умения, навыки и

способности.

«….Чем раньше осознает школьник свое право не соглашаться даже с

педагогом в процессе истины, утверждения совей точки зрения и тем, чем

более искусные условия созданы педагогом в обучении для того чтобы

школьник мог смело пользоваться этим правом и овладевать умениями

отстаивать свою точку зрения, тем плодотворней будут развиваться в нем

творческая, критическая, самостоятельная мысль, личностные черты,

убеждения, позиции.»

Ш.А.Амонашвили.



В раздел образования