Напоминание

Педагогические чтения "Совершенствование навыков устных вычислений - важнейшее условие для формирования ключевых компетенций, способствующих повышению качества образования младших школьников на уроках математики"


Автор: Гавринева Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ-Гимназия №45
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические чтения "Совершенствование навыков устных вычислений - важнейшее условие для формирования ключевых компетенций, способствующих повышению качества образования младших школьников на уроках математики"
Раздел: начальное образование





Назад




Совершенствование навыков устных вычислений - важнейшее условие для

формирования ключевых компетенций, способствующих повышению качества

образования младших школьников на уроках математики.

Тезиси.

Выполнила

Гавринева Ирина Валерьевна,

учитель начальных классов.

1. Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней

человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю

необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой взгляд,

развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью

использования различных видов устного счета, и привлечения учащихся в

подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.

2. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное,

воспитательное и практическое значение. Устные вычисления помогают лучшему

усвоению приемов письменных вычислений. Практическое значение их состоит в

том, что быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни. Устные

вычисления способствуют развитию мышления учащихся, их сообразительности,

математической зоркости и наблюдательности.

3

.

Виды вычислений. В методике математики различают устные и письменные

приемы вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в

пределах 100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за

пределами 100 ( например прием для случая 800·6 будет устным, так как он

сводится к приему для случая 8·6). К письменным вычислениям относят приемы

для всех других случаев вычислений над числами большими 100.

4.Роль устных вычислений

.

Одной из обязательных форм работы на уроках

математики является устный счет. Однако этот вид работы не пользуется особой

популярностью ни среди учеников, ни среди учителей. На него всегда не хватает

времени, проводится он, как правило, наскоками. Ученикам представляется

скучнейшим занятием, так как при счете, по их мнению, рациональнее

пользоваться калькулятором, а за неимением такового легче подсчитать “на

бумажке”. Но, несмотря на мнение юных рационализаторов и широкое внедрение

счетно-вычислительной техники в современную жизнь, практика показывает, что

владение устным счетом остается по-прежнему актуальной и насущной

потребностью.

5.Место устного счёта на уроке.

Главная цель устного счета - формирование

вычислительных навыков. Для достижения правильности и беглости устных

вычислений на каждом уроке математики отводится 5-7 минут. Данный этап

является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает мне,

во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых,

подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно

включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-

четвертых, он повышает интеллект учеников.

6.Устные упражнения я подбираю из специальных сборников устных задач и

упражнений, в основном авторов Узоровой, Нефедовой, из журналов. Устные

упражнения должны соответствовать теме и цели урока, помогать усвоению

изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.

Не следует его

проводить в конце урока, т.к. дети уже утомлены, а устный счет требует большого

напряжения внимания, памяти, мышления. Количество упражнений должно быть

таким, чтобы упражнения не переутомляло детей и не превышало отведенного

времени от урока.

7.Формы устного счёта

.

Задания для устного счета я предлагаю детям такие,

чтобы они воспринимали их либо зрительно, либо на слух, либо и зрительно, и на

слух. Формы:

беглый слуховой; (читается учителем, учеником) – при восприятии задания на

слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро

утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую

память.

зрительный; (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, проектор) – запись

задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи

трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить

действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить

таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

комбинированный.

- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).

- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).

8.Требования

к проведению устного счёта

.

При проведении устного счета я

придерживаюсь следующих требований:

- упражнения для устного счета выбираю не случайно, а целенаправленно.

-задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть

легкими, но и не должны быть «громоздкими».

-тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть

приготовлены заранее.

-к устному счету должны привлекаться все ученики.

- при проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки.

9.Формы построения.

Предлагаю детям

задания на развитие, совершенствование

внимания такие как: найди закономерность, реши пример, продолжи ряд.

Задания

на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте

орнамент, узор; посчитайте сколько линий.

Задания на развитие

наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)

.

Устные упражнения с

использованием дидактических игр.

10.Виды устных вычислений.

- Нахождение значений математических выражений.

Предлагаю в той или иной форме математическое выражение, требуется найти

его значение. Можно предлагать числовые математические выражения и

буквенные, при этом буквам придают числовые значения и находят числовое

значение полученного выражения. Основное назначение упражнений на

нахождение значений выражений выработать у учащихся твердые

вычислительные навыки, способствуют усвоению вопросов теории

арифметических действий. Например,

найдите разность чисел 90 и 7. найдите

значение выражения С – К, если С = 90, К = 7. Выражения предлагаю в разной

словесной форме: из 90 – 7 ; 90 минус 7.уменьшаемое 90, вычитаемое 7,

найдите разность, найти разность чисел 90 и 7. уменьшить 90 на 7 и т. д. Эти

формулировки использую не только я, но и ученики. Выражения могут включить

одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать

действия одной ступени или разных ступеней, например: 37 + 14 – 52; 42 : 3 * 9;

300 – 8 * 4 и др. Могут быть со скобками или без скобок: (90 – 42) : 3; 90 – 42 :

3. как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют

разную словесную формулировку, например: из 90 вычесть частное чисел 42 и 3;

уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3. Выражения

могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7 – 4), с

двузначными (70 – 40, 72 – 48), с трехзначными (700 – 400, 720 – 480) и т. д., с

натуральными числами и величинами (200 - 15, 2м – 15см). Однако, как правило,

приемы устных вычислений должны сводиться к действиям над числами в

пределах 100. так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200 – 4800

сводится к вычитанию двузначных чисел (72 сотни – 48 сотен) и значит его

можно предлагать для устных вычислений. Основное значение упражнений на

нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые

вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории

арифметических действий.

- Сравнение математических выражений. Эти упражнения имеют ряд вариантов.

Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если

не равны, то какое из них больше или меньше. Предлагаю упражнения, у которых

уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо

составить или дополнить. Главная роль таких упражнений - способствовать

усвоению теоретических знаний об арифметических знаний, арифметических

действиях, их свойствах.

6 + 4 * 4 + 6;

20 + 7 * 20 + 5;

20 8 * 18 10;

.

Вместо «*» поставить знак <, >, =.

Выражения таких упражнений могут

включать различный числовой материал: однозначные, двузначные,

трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических

знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о

неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

-

Решение задач.

Для устной работы предлагаю задачи как простые, так и

составные. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать

задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке

вычислительных навыков. За годы учебы дети решают очень много задач.

Поэтому я стараюсь найти различные виды работы над задачами.

Формирование геометрических знаний на уровне представлений наиболее

характерно для детей младшего школьного возраста, т.к. их мышление опирается,

в основном, на образы.

Главная задача обучения младших школьников геометрии - это подготовка

базы для изучения геометрии в среднем и старшем звеньях школы. Детей

познакомлю не только с длиной, площадью, но и с объемом, учу их практически

пользоваться не только линейкой, но и циркулем для выполнения построений.

Школьному курсу геометрии традиционно отводится важная роль в развитии

учащихся - научить их логическому мышлению, развивать пространственное

представление.

- Логические задания

Позволяют продолжить занятия с детьми по овладению такими понятиями, как

слева, справа, ниже, шире, раньше, дальше и др. В познании человеком

окружающего мира, которое идет от живого созерцания, огромную роль играет

уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия,

воображения, наблюдения, памяти и мышления. Развитие этих процессов в

детском возрасте идет постоянно. Однако оно будет более эффективным при

систематической и целенаправленной работе.

11.Организация занятий по устному счету.

Упражнения в устных вычислениях

должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних

заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно

хорошо, если на ряду с этим, специально отводить 5 – 7 минут на уроке для

устного счета. Материал для этого можно подобрать из учебника или

специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели

урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного

материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на

уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала,

формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала,

то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные

упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести

устный счет после изучения нового материала. При подборе упражнений для

урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые

упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и

прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в

формулировках и приемах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и

особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть

однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны

на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть

четкими и лаконичными, сформулированы легко и определенно, не допускать

различного толкования. В случаях, когда задания все–таки трудны для усвоения

на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

12.Заключение. Систематическая работа над устными вычислениями позволяет

повысить интерес учащихся к изучению математики, делает детей более

активными, облегчает вхождение в изучаемый материал. А также способствует

развитию логического мышления, математической зоркости, внимания, памяти. А

значит совершенствуются навыки устных вычислений, что является условием

формирования ключевых компетенций. Повышается качество образования.



В раздел образования