Авторы: Чижова Елена Владимировна, Гранько Виктор Тарасович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Раздел: дополнительное образование
0
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В сложившихся социально-экономических и технологических условиях развития
общества
перед
системой
образования
стоит
непростая
задача
подготовки
подрастающего поколения к жизни, обеспечение эффективной его социализации и
самореализации.
Педагогическое
сообщество
с
грустью
констатирует
снижение
качества
образования школьников. Одной из причин является отсутствие или снижение
познавательной активности, что в свою очередь обусловливается в том числе
низким познавательным интересом, несформированной мотивацией к познанию.
Это справедливо как для школьного обучения, так и для сферы дополнительного
образования.
Однако стоит отметить, что система дополнительного образования детей и
подростков
находится
несколько
в
более
выгодном
положении,
поскольку
по
известным
причинам
обучающиеся
попадают
в
объединения
по
собственной
инициативе,
исходя
из
своих
интересов
и
потребностей.
Несмотря
на
это
руководители
объединений
часто
сталкиваются
с
проблемой
нежелания
обучающихся проникнуть в суть деятельности, рассчитывая на приятное
1
времяпрепровождение, воспринимая занятия в объединении как необязательные, не
требующие серьезной работы.
Очевидно,
что
следует
говорить
об
отсутствии
или
несформированности
познавательных интересов как качества личности, обеспечивающего эффективность
обучения и развития.
Проблема познавательного интереса нашла своё отражение в трудах многих
учёных С.В. Герасимовича, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ковалева, Л.Т. Марковой, Л.М.
Рожиной, Н.Е. Седовой, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Щукиной и других. Л.М. Рожина
полагает,
что
«Важнейшим
побудителем
интереса
к
учению
является
активная
мыслительная деятельность, которая подкрепляет и развивает у школьника желание
учиться,
вызывает
и
формирует
интерес
к
учебной
деятельности.
Особенно
благоприятный материал для формирования интереса - случай, когда житейские
представления учащихся приходят в противоречия с научными понятиями. Наличие
противоречий между житейскими и научными понятиями учитель использует, как
исходный мотив для создания проблемной ситуации, для формирования интереса к
раскрытию сущности явлений, их причин и условий, определяющих различный
характер их протекания».
Согласно исследованиям Г.И. Щукиной [10], интерес - важнейший побудитель
любой
деятельности,
его
можно
считать
изначальной
формой
субъективных
проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и
предметов, и явлений окружающей действительности.
Ученые отмечают необходимость поиска путей и средств создания условий для
развития познавательного интереса у школьников.
Одним
из
таких
путей
развития
можно
назвать
внедрение
инновационных
технологий
обучения.
Такие
учёные
как:
В.В.
Копылов,
А.В.
Конышева,
М.К.
Колкова и другие - занимались данным вопросом. В отечественных и зарубежных
изданиях
использование
инновационных
технологий
в
учебном
процессе
рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или
иному предмету.
2
Под
инновацией
понимается
изменение,
введение
новшеств.
Введение
новшеств
в
цели,
содержание,
методы,
формы
для
педагогики,
в
организации
совместной деятельности учителя и учащихся. Процесс изучения, распространения
и передача опыта имеет своей конечной целью внедрение нового в практику.
Если
раньше
инновационная
деятельность
сводилась
к
использованию
рекомендуемых сверху предложений, то сейчас она приобретает исследовательский,
избирательный характер [8].
Появление и активное распространение инновационной деятельности не только
создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на
рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального
роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту
воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-
методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.
Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая
деятельность.
Интересы,
прежде
всего,
различают
по
их
содержанию или
направленности.
В
этом
плане
можно
выделить
материальные,
общественно-политические,
профессионально-трудовые,
познавательные,
эстетические,
читательские,
спортивные и др. Каждый из этих видов включает разнообразные интересы. Так,
например, материальный интерес может проявляться в стремлении к жилищным
удобствам, в интересе к одежде и т. п.
Познавательные
интересы
в
широком
смысле
слова
выступают
в
форме
учебных и специально научных интересов к математике, физике и химии, биологии,
философии, психологии и т. п.
Интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания
может влиять различными своими сторонами. Именно поэтому, проблема интереса
и его роли в учебной деятельности интересовала педагогов и психологов. Среди
авторов, рассматривающих понятие интереса с психологических и педагогических
позиций,
получило
распространение
несколько
точек
зрения:
одни
сводят
понимание
интереса
к
осознанным
потребностям,
другие
-
к
направленности
3
внимания, третьи -
4
к познавательному интересу личности. Этой проблемой занимались Ананьев Б.Г.,
Божович Л.Н., Выготский Л.С., Щукина Г.И., Гордон Л. А., Ковалев А.Г., Леонтьев
А.Н., Морозова Н. Г., Петровский А.В., Рубинштейн С. Л., Стронг Е. К. и другие.
Из всех видов наибольший интерес для нас представляет - познавательный
интерес. Так как именно этот вид интереса является чрезвычайно значимым для
учебной деятельности.
В
психологической
литературе
мы
обнаружили
многообразие
взглядов
на
познавательный
интерес.
Большинство
психологов
связывают
интерес
с
потребностью.
Их
часто
отождествляют.
Взаимосвязь
между
познавательными
интересами
и
потребностями
очень
сложна.
Существует
тончайшая
взаимообусловленность
интересов
и
потребностей,
которая
не
дает
оснований
ставить между ними равенство.
Познавательный
интерес
в
отличие
от
неясных
и
неосознанных
влечений,
желаний всегда имеет свой предмет, в нем ясно и четко выражена направленность
на определенную предметную область к глубокому познанию, к которой должен
стремиться школьник. Познавательный интерес - это один из сильнодействующих
мотивов
человеческой
деятельности,
то
есть
реальная
причина
действий,
ощущаемая
человеком
как
особо
важная.
Интерес
можно
определить
как
положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших, для развития
личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей
под влиянием познавательных интересов, проявляются:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский подход;
- готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, могут быть
следующими:
- эмоции удивления;
- чувство ожидания нового;
5
- чувство интеллектуальной радости;
- чувство успеха.
Итак, познавательный интерес - важный вид интереса, он несет в себе все
функции
интереса
как
психического
образования:
его
избирательный
характер,
единство
объективного
и
субъективного,
наличия
в
нем
органического
сплава
интеллектуальных и эмоционально - волевых процессов. познавательный интерес
иностранный инновационный
Психологической
наукой
установлены
следующие
ступени
развития
познавательных процессов:
- любопытство;
- любознательность;
- подлинно познавательный интерес;
- теоретический интерес [6].
На стадии любопытства не возникает стремление познать сущность явления,
здесь привлекает, прежде всего, занимательная сторона.
Стадия любознательности характеризуется стремлением самостоятельно узнать
как можно больше об интересующем предмете, выйти за пределы известного.
Подлинно
познавательный
интерес
-
это
интерес
к
раскрытию
сущности
явления,
установлению причинно-следственных связей, закономерностей. Ему
свойственны
интеллектуальное
напряжение,
целеустремленность
и
целенаправленность, богатство чувств, он отличается активностью, действенностью.
Высшая ступень развития познавательного интереса - стадия теоретического
интереса,
для
которой
характерно
не
только
стремление
к
проникновению
в
сущность предмета, явления, к познанию теории, но и стремление использовать
добытые знания на практике, воздействовать на мир с целью его преобразования [1].
Проблема
познавательного
интереса
и
его
роли
в
учебной
деятельности
интересовала педагогов с давних пор. В настоящее время актуальность проблемы
развития познавательного интереса можно объяснить тем, что методика и практика
обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения
и
образования
стала
все
более
глубоко
разрабатывать
вопросы
как
готовить
6
человека,
7
как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества.
В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что
объективно содержит в себе познавательный интерес?
Родоначальником
научного
подхода
к
теоретическому
и
практическому
решению
этой
проблемы
можно
считать
великого
чешского
педагога
Я.А.
Коменского, полагающего, что одна из основных задач учителя «всеми средствами
воспламенять жажду знания и пылкое усердие в учении» [2].
По его мнению, интерес к познанию - это одна из важнейших черт личности,
которую следует развивать всеми возможными средствами. «Хороший ученик будет
сгорать
от
нетерпения
учиться,
не
боясь
никаких
трудов,
лишь
бы
овладеть
наукою… мало того, - писал Коменский, - что он не будет» избегать труда, он будет
искать его и не бояться напряжений и усилий.
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности
на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной
области
знаний.
В
условиях
обучения
познавательный
интерес
выражен
расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности
в
области
одного
или
ряда
учебных
предметов.
Проблема
формирования
познавательных
интересов
старших
школьников
-
одна
из
важнейших
задач
современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется
при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще великий русский
педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для
школьников занимательным. С этой целью учителя старших классов насыщают
свою
деятельность
приемами,
пробуждающими
непосредственный
интерес
учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и
сюжетно- ролевые игры, проводят различные нетрадиционные уроки, используют
такой вид
работы как проектная методика и другие. Педагогическая наука в
настоящее время
располагает
большими
резервами,
использование
которых
в
практической
деятельности
помогает
успешному
решение
целей
обучения
и
воспитания школьников [9].
8
Он
разработал
оригинальную
систему
пробуждения
любознательности
и
развития
интереса
к
знаниям.
«Воспитатель
не
должен
забывать,
что
учение,
лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике
охоту к учению, без которой он далеко не уйдет». Он считал школьную скуку
«источником
множества
детских
проступков
и
даже
пороков».
К.Д.Ушинский
подчеркивал, что учение - это серьезный труд, который должен быть интересным и
привлекательным [6].
По его мнению, важнейшим элементом, лежащем в основе познавательного
интереса,
является
волевое
усилие.
В
педагогической
практике
оно
нередко
принимается
за
антипод
интереса.
В
действительности же
познавательный
акт,
который происходит под влиянием познавательного интереса от начального этапа
(постановки
цели,
познавательной
задачи)
до
завершения
необходимым
результатом, представляет собою своеобразное шаговое движение, сопровождаемое
волевой
направленностью,
преодолением
малых
и
больших
трудностей
и
препятствий.
Самыми
характерными
для
познавательного
интереса
волевыми
проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания
знаний, выдвижения к постановке задач на пути познания.
Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса
составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое.
Ядром
познавательного
интереса
являются
мыслительные
процессы.
По
выражению
К.Д.
Ушинского,
это
интерес,
полный
мысли.
Но
мыслительные
процессы
в
познавательном
интересе
выступают
в
своей
ярко
выраженной
эмоциональной окрашенности. Процесс учения, познавательный акт в состоянии
интереса, носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер.
Итак, в самом общем определении, познавательный интерес выступает как
избирательная
направленность
личности,
обращенная
к
области
познания,
к
ее
предметной
стороне
и
самому
процессу
овладения
знаниями.
Своеобразие
познавательного
интереса
состоит
в
тенденции
человека,
обладающего
познавательным интересом, углубляться в сущность познаваемого, а не быть на
поверхности явлений.
9
В этом смысле познавательный интерес и составляет тот важнейший мотив
учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к
знаниям, который побуждает учиться с охотой, связан с радостными переживаниями
от умственного труда, с постоянным стремлением углубляться в изучение одного
или
нескольких учебных предметов. Участвуя в создании положительного
отношения к
мировоззренческой
основе
знаний,
познавательный
интерес
в
конечном итоге активно содействует их воспитательному влиянию, формированию
научного мировоззрения [5].
По
мнению,
В.Б.Бондаревского,
стойкий
познавательный
интерес
-
это
увлеченность
человека,
потребность
к
углублению
и
творческому
применению
знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или
похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремится к
совершенствованию своей личности, что он просто не может поступать по-другому.
Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и
развития
нужна
система
образования
и
самообразования,
воспитания
и
самовоспитания,
а
не
только
поиски
кратковременных
средств
воздействия,
пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на
уроке.
Понятие
«потребность»
определяется
как
настоятельная
необходимость
человека в том, без чего его жизнь не может быть полноценной. Потребность в
самообразовании - это составная часть духовных потребностей личности, в которых
концентрируется
мировоззрение
человека,
отражаются
его
идеалы,
интересы
и
творческие способности. Чем глубже интерес к знаниям, тем ярче и многостороннее,
особенно
у
учащихся
старших
классов,
должно
быть
выражено
стремление
к
самообразованию.
Воспитать
у
детей
глубокий
интерес
к
знаниям
и
потребность
в
самообразовании
- это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли,
сформировать любовь к чтению книг, труду и людям труда, научить подростков и
старших школьников отвечать за свое поведение и поступки, быть сознательными,
дисциплинированными, целеустремленными и деловыми молодыми людьми.
10
Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый
педагог
не
просто
осуществляет
простую
передачу
опыта,
учит,
помогает
им
овладеть конкретными умениями и навыками, но и одновременно укрепляет веру в
свои силы и творческие возможности [1].
Проблема познавательного интереса нашла свое освещение и в педагогических
сочинениях Л.Н. Толстого. Критикуя практику обучения многих русских школ, он
писал о том, что, убивая всякую живую мысль, творческую фантазию, воображение,
невозможно сформировать интересы.
Н.Г.
Чернышевский
считал
важнейшей
задачей
школы
развитие
мысли,
пробуждение интереса к науке, к исследованию. Учащийся, по его мнению, должен
по-настоящему учиться, только из желания выучиться, из потребности знания. В
воспитании познавательного интереса, желания учиться, ведущая роль принадлежит
учителю: «Если 10-летний мальчик не хочет учиться, причиной тому не он, а
воспитатель,
заглушающий
в
нем
любознательность
дурными
приемами
преподавания или непригодным для воспитанника содержанием его» [11].
Очень
часто
в
педагогической
практике
познавательный
интерес
рассматривается
как
внешний
стимул
процессов
обучения
и
воспитания,
как
средство
активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный
инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным,
выделить в
обучении
именно
те
аспекты,
которые
смогут
привлечь
к
себе
непроизвольное
внимание
учеников,
заставят
активизировать
мышление,
волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей. «Смертельный
грех учителя - быть скучным» (Гербарт). Это афоризм часто определяет понимание
учителем места познавательного интереса в обучении, который рассматривается им
как инструмент оживления учебного процесса, находящийся в его руках.
Такой подход к познавательному интересу как к внешнему стимулу обучения
может
иметь
основания.
Действительно,
если
из
окружающего
мира
человек
отбирает далеко не все, а только то, что является для него более значимым, то
следует
задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении
представить в интересной для ученика форме [3].
11
Влияние
мастерства
учителя
на
познавательный
интерес
учащихся
-
неоспоримый факт, подтверждаемый всей многовековой историей школы. Так, в
деятельности творческого учителя, познавательный интерес становится важнейшим
фактором
совершенствования
учебного
процесса,
эффективного
решения
его
функций. Познавательный интерес в то же время является важным ориентиром в
использовании
индивидуальных
возможностей
всех
категорий
учащихся,
как
активных,
энергичных,
блистающих
в
учении,
так
и
пассивных,
инертных,
постоянно
ощущающих слабости в учебной деятельности, считающихся под
тяжестью учебных перегрузок. Все примеры творческой деятельности учителей
сходны в главном: в
увлеченном отношении к своему повседневному труду,
стремлении внести что-то новое, нешаблонное, оригинальное в личную практику
обучения
и
воспитания
детей;
в желании достичь более высоких, значимых
результатов в развитии творческих качеств личности ученика.
Интерес - это один из важнейших компонентов учения, ценнейший мотив
деятельности
учеников.
Так
как
целью
учения
является
познание,
сбор
и
переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в
знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии [11], то одной из
основных
задач
учителя должно
быть
формирование
познавательного интереса
учащихся.
В процессе обучения развитию интереса способствуют необычные по форме
организации уроки: уроки - игры, уроки - конференции, уроки - конкурсы, уроки -
путешествия, уроки - дискуссии, уроки типа КВН и т.д.
Н.Е.
Седова
считает,
что
разнообразные
и
интересные
формы
работы
в
целостном учебно-воспитательном процессе создают положительную мотивацию.
Использование различных творческих заданий, специально продуманных педагогом
способствует непроизвольному запоминанию больших объемов учебного материала,
поддержанию
активного
участия
обучаемых,
снятию
монотонности,
созданию
благоприятного для активной работы учащихся психологического климата в группе
[7].
Особую роль играют коллективные формы. Развитие личности зависит от
12
коллектива,
его
уровня
развития,
структуры сложившихся
в
нем деловых и
0
межличностных
отношений
[4].
Умелое
использование
разнообразных
форм
организации
коллективного
труда
школьников
на
уроке
повышает
их
познавательную
активность,
положительно
влияет
на
характер
межличностных
отношений в коллективе. Положение ученика в классном коллективе, отношение к
нему товарищей, часто, определяющим образом влияют на его учебные успехи,
развитие способностей, интересов и творческой активности.
Таким образом, изучив проблему познавательного интереса в философских,
психологических и педагогических трудах, пришли к выводу, что познавательный
интерес - явление многозначное и на процессы обучения и воспитания влияет
различными своими сторонами. Кроме того, познавательный интерес к учению во
многом определяется компетентностью самого учителя, его стилем педагогической
деятельности, его умением качественно оценивать результаты учебной деятельности
учащихся.
Список литературы
1.
Ковалев, А. Г. Психология личности./А.Г. Ковалев. [Текст] - М.: Просвещение,
1997.-315с.
2.
Колкова,
М.
К.
Обучение
иностранным
языкам/
Метод.
пособие
для
преподавателей, аспирантов и студентов/ Под. ред. М.К.Колкова. [Текст] - С.-
П.:КАРО. - 2003. - 320с. - ISBN 5-89815-230-х
3.
Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения/Я.А. Коменский. [Текст]
- М., 1962.- 2т. - 148с.
4.
Кукушин, В. С. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов пед.
специальностей/ Под общ. ред. В.С.Кукушина. [Текст] - М.: ИКЦ «Март». - 2004.
- 336с. - ISBN 5-241-00145-х
5.
Мудрик А. В. Психология и воспитание/ А.В. Мудрик. [Текст] - М.: Московский
психолого-социальный институт. - 2006 - 472с. - ISBN 5-89502-604-4
6.
11. Немов Р. С. Общая психология/ Р.С. Немов. [Текст] - СПб.: Питер, 2005 - 304
с. - ISBN 5-469-00944-0
0
7.
Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред.
В.А.Сластенина: В 2ч. [Текст] - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.2. -
256с. - ISBN 5-691-00950-8
8.
Педагогика:
Учебное
пособие
для
студентов
педагогических
вузов
и
педагогических
колледжей/
Под
ред.
П.И.Пидкасистого.
[Текст]
-
М.:
Педагогическое общество России. - 2004 - 608 с. - ISBN 976-5-931134-371-6
9.
Седова, Н.Е. Подготовка учителя к развитию у школьников мотивационной
готовности
к
труду:
Пособие/
Под
ред.
автора
Н.Е.Седовой.
[Текст]
-
Комсомольск-на-Амуре:
Изд-во
Комсомольского-на-Амуре
гос.
пед.
ун-та.
-
2002.
- 62с. - ISBN 5-85094-198-3
10.Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя / Г.И.
Щукина. [Текст] - М.: Просвещение, 1986.-144с.
11.Актуальные проблемы педагогики: теория и практика: Сборник научных статей
/Под
ред.
Н.Е.
Седовой.
[Текст]
-
Комсомольск-на-Амуре:
Изд-во
Комсомольского-на-Амуре гос. пед. ун-та. - 2002.-164с.