Напоминание

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе."


Автор: Суфиянова Эльза Салиховна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№1"
Населённый пункт: город Мирный,Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе."
Раздел: начальное образование





Назад




Урок по русскому язык в 4 «А» классе

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в

единственном числе.

Тип урока: отработка умений и рефлексия.

Цель деятельности педагога:

Обучающая: закреплять правописание безударных падежных окончаний имен

существительных, умение ставить падежные вопросы, определять склонение, падеж

существительных, пользоваться словами-помощниками (земля, рука, и пр.), работать по

алгоритму (модель - таблица), объяснять написание безударных падежных окончаний;

создать ситуацию, позволяющую ученикам применять полученные знания в практических

заданиях и упражнениях.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость и мышление, монологическую речь.

Воспитывающая: формировать нравственные качества: ответственность,

дисциплинированность, товарищество, воспитывать чувство коллективизма и уважение к

своим одноклассникам.

Планируемые результаты:

Личностные:

устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом

Метапредметные:

познавательные - ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже

известного с помощью учителя, наблюдать и делать простые выводы с помощью учителя;

регулятивные - выделять и осознать то, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;

контролировать время, оценивать свою работу на уроке;

коммуникативные - позитивно относиться к процессу сотрудничества, слушать

собеседника;

Предметные - научатся выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных

падежных окончаний;

Оборудование:

Презентация, учебник русского языка, карточки с заданиями для парной и групповой

работы, модель – таблица у каждого ученика, модель: слова с «окошечками».

Ресурсы

:

мультимедийный проектор.

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, парная и групповая форма работы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные

учебные действия

(УУД)

1.Организацион

ный момент

психологически

й настрой

-Здравствуйте, дети!

Давайте начнем наш урок

с пожелания друг другу

добра.

- Я рада, что у нас

отличное настроение.

Надеюсь, что урок

пройдет интересно и

увлекательно.

- Ребята нам сегодня на

уроке понадобятся:

Внимательные глаза,

чуткие уши, ловкие руки,

сообразительная голова.

Дети приветствуют

друг друга.

Я желаю тебе добра, ты

желаешь мне добра, мы

желаем друг другу

добра. Если будет

трудно - я тебе помогу.

РУУД: умеют

организовать своё

рабочее место и

работу.

ЛУУД: создают

положительный

эмоциональный

настрой

2.Актуализация

знаний

и фиксация

затруднений в

учебной

деятельности

а) Разминка

работа в парах

Дети сейчас будете

работать в парах.

- Давайте вспомним

правила работы в парах.

-На карточках записаны

слова.

- Внимательно прочитайте

слова.

Определите склонение

имен существительных,

выделите окончание.

Ночь,

туча,

солнце,

дедушка, дождь, карусель,

небо, дядя.

- Какая пара закончила

работу?

-Проверяем по слайду.

-Оцените свою работу.

- Какая пара выполнила

работу без ошибок?

-

У

какой

пары

1

ошибка…2 ошибки…

-Какие имена

сущ.относятся к 1

Ответы детей.

1. Работать должны

оба.

2.Один говорит, другой

слушает.

3.Не перебивать друг

друга.

4.Не ссориться, быть

вежливым.

5. Если не понял,

переспроси.

Дети читают слова.

Работают в парах.

Проверяют по слайду.

Оценивание парной

работы.

ЛУУД: формируют

мотивацию к

обучению и

познанию; развивают

способность к

саморазвитию, к

самооценке.

РУУД.

контролировать

результаты работы на

уроке.

КУУД.

сотрудничать с

другими,

договариваться о

последовательности

действий и

результате,

представлять другим

ход своей работы и ее

результат, слушать

мнения других.

КУУД.

б) Блиц-опрос

Игра «Да - нет»

индивидуальна

я

работа

Самопроверка

(по слайду)

в) Работа у

доски

склонению?

- Ко 2 склонению?

- К 3склонению?

-

Запишите в тетради

число и классная работа.

Дети, сейчас мы поиграем.

Ребята, если согласны

моим ответом ставим в

тетради +, если –нет –

1

. Имена

существительные

спрягаются.(-)

2. Начальная форма имени

существительного – И.п.

ед.ч. (+)

3.Слово щавель относится

к 3 склонению ? (-)

4. Существительные 1

склонения имеют

окончание - и в одной

падежной форме, а 3

склонения – в трёх. (+)

5. Все существительные в

П.п ед.ч. имеют окончание

–е . (-)

6.Окончание

существительных в Т.п. 2

склонения можно

проверить словами –

помощниками (конём,

двором) (+)

Оцените себя.

Кто справился, поднимите

руки, у кого – одна

ошибка …, 2 – ошибки…

Молодцы!

- Сейчас Дима идет к

доске, пишет следующее

предложение.

Птицу узнают в полёте, а

человека - в работе.

- Что за предложение мы с

вами написали?

- Правильно.

- К какому жанру

относятся пословицы и

Дети участвуют в игре,

ответы записывают в

тетради.

Дети оценивают себя.

Ученик работает у

доски.

Пословицу.

Воспринимают

ответы своих

товарищей.

КУУД.

оформлять свою

мысль в устной речи,

высказывать свою

точку зрения,

грамотно

формулировать

высказывание;

РУУД.

контролировать

результаты работы на

уроке.

г) работа по

вариантам

взаимопроверк

а по слайду

д) работа у

доски

морфологическ

ий разбор у

доски

Физкульминут

ка

поговорки? Да, ребята,

пословицы, поговорки,

загадки, прибаутки,

потешки, колыбельные

песни относятся к устному

народному творчеству.

-Объясните смысл

пословицы.

- Назовите

существительные в этом

предложении.

- Теперь будете работать

по вариантам.

1 вариант – склоняет

им.сущ. - 1 скл. (птица)

2 вариант - 2 скл.

(человек)

-Ребята, поменялись

тетрадями, возьмите

зеленую ручку, проверяем

по слайду.

- Оцените своего

товарища.

-Верните тетрадь соседу.

Встаньте те, у кого все +,

- у кого одна ошибка.

Молодцы! Умницы!

-Вова выходит к доске,

выбирает из этой

пословицы имя

существительное,

выполняет

морфологический разбор.

В работе – сущ., н.ф.

работа, нариц., неодуш.,

ж.р., 1 скл., П.п., ед.ч.,

второст.чл.пред.- допол.

Ребята, сейчас я буду

называть имена

существительные 1, 2, 3

склонений. Если

услышите слово 1

склонения – похлопали, 2

скл. – потопали, 3 скл. –

К устному народному

творчеству.

Птица видна по полету,

как она летает.

Человека судят не по

его словам, а по его

делам, по поступкам.

Дети склоняют имена

сущ. по вариантам.

взаимопроверка

Дети оценивают друг

друга.

Ученик работает у

доски.

Дети выполняют

физминутку.

УУУД.

оформлять свою

мысль в устной речи,

высказывать свою

точку зрения,

грамотно

формулировать

высказывание;

РУУД.

контролировать

результаты работы на

уроке.

щелчок пальцами.

Сирень, пшеница, багаж,

театр, палатка, соль, мебель,

яблоня, рожь, овес,

полотенце, базар, белка,

тополь.

3.Постановка

учебной задачи.

Мотивация

учебной

деятельности

учащихся.

Модели слов на

доске.

(алгоритм)

Модель –

таблица (на

слайде) – у

каждого ученика

Ребята, посмотрите, чтобы

выполнить это задание,

что мы должны знать?

Показываю карточку с

окошечком:

К мам…

- Дети, как выбрать

падежное окончание имён

существительных с

безударным гласным?

- Определите тему урока.

Чем будем сегодня

заниматься?

Назовите слова –

помощники – 1 склонения

(земля, рука).

- 2 склонения (двор, конь,

окно), 3 склонения

(степь).

Хорошо. Молодцы!

- Ребята, сейчас вспомним

алгоритм проверки

безударных падежных

окончаний имён

существительных.

Хорошо. Молодцы.

-Кто

может

сам

определить

безударное

падежное

окончание

сущ.по алгоритму или по

таблице?

- С каждого ряда по 1

человеку.

-

Как

ты

определил

безударное

падежное

окончание,

по

какому

способу?

По

алгоритму

или

по

таблице?

Склонение, падеж,

слова - помощники.

Можно использовать

для проверки слова –

помощники или

смотреть модель

таблицы.

На уроке будем

закреплять падежные

окончания имен сущ.

Упражняться в

написании падежных

окончаний.

1.Определить

склонение. (Поставить

в н.ф. И.п.)

2.Узнать падеж.

3.Подставить слово –

помощник.

4. Определить

окончание – такое же

окончание будет у

проверяемого слова.

5. Вставить букву.

Дети говорят свой

выбор проверки.

- Модель – таблица

УУУД.

оформлять свою мысль

в устной речи,

высказывать свою

точку зрения, грамотно

формулировать

высказывание;

РУУД

Принимают и

сохраняют учебную

цель. Осуществляют

самоконтроль.

4. Обобщение и

систематизация

знаний и

умений.

а) работа в

группах

Дети, сейчас будете

работать в группах.

-Давайте вспомним

правила работы в группах.

- Используя алгоритм или

модель определите

падежное окончание имён

существительных в

единственном числе.

Каждая группа получает

задание на карточках.

1 группа.

Просклоняйте имена

существительные по

падежам, выделите

окончание.

Берлога, солнце,

карусель.

2 группа.

Употреби слова в скобках

в нужном падеже. Выдели

безударные окончания,

укажи падеж.

Знайте, не бывает (лодка)

без (река),

Праздника – без (песня),

хлеба - без (мука),

Дождика – без (тучка),

розы – без (шипы),

Сказок – без (начало), леса

– без (грибы).

3группа.

Прочитайте слова.

Допишите окончания

имён существительных,

выделите окончания.

На крышк…, от

радост…, на диван…,

в комнат…, возле рощ..,

к пристан…, на катер…,

с коробк… .

4 группа

Прочитайте текст, найдите

Ответы детей:

1.В группе должен быть

ответственный.

2.Работать

должен

каждый

на

общий

результат.

3.Один говорит, другие

слушают.

4.Своё

несогласие

высказывай вежливо.

5.Если

не

понял,

переспроси.

Дети

работают

в

группах.

КУУД

сотрудничать с

другими,

договариваться о

последовательности

действий и результате,

представлять другим

ход своей работы и ее

результат, слушать

мнения других.

КУУД.

Воспринимают

ответы своих

товарищей.

ПУУД.

Пытаются решить

задания известным

способом.

б) Выступление

групп

ошибки, исправьте,

выделите окончания.

Как прекрасен зимний

лес! Деревья все в

серебре. Всё вокруг

покрыто пушистым

(снег

ам

)

. В лесу очень

тихо. Спит медведь в

(берлоги). На

(вершини) высокой сосны

затаилась белочка. А вот и

заяц в белой (шубки)? Он

спрятался около (еле).

5 группа.

Прочитайте предложения .

Составьте из этих

предложений связной

текст. Вставьте

пропущенные буквы.

Озаглавь текст.

а)

Потемневшее

небо

говорит о скорой метел...

б) По дорог… стелется

легкая позёмка.

в) В неб… вьются хлопья

снега.

г)

Снежинки

заметают

землю от стуж… .

д)

В

пол…

не

видно

ничьих следов.

е) А ветер все кружит в

воздух… снег.

Дети

отвечают

по

группам.

КУУД

сотрудничать с

другими,

договариваться о

последовательности

действий и результате,

представлять другим

ход своей работы и ее

результат, слушать

мнения других.

ПУУД.

Отработка операций,

в которых допущены

ошибки.

Коррекция ошибок.

5.Информация

о домашнем

задании,

инструктаж по

его

выполнению

1 вариант – уч.стр. 34

упр.83

2 вариант - уч.стр. 34

упр. 84

Учитель объясняет

задания.

Дети слушают задания.

РУУД.

Принимают учебную

информацию.

6.Рефлексия

(подведение

итогов урока)

- Какой способ проверки

удобнее? Почему?

-Достигли ли мы

поставленной цели?

- Что было интересным на

уроке?

- Я понял…

- Я сумел…

- Я разобрался…

Дети отвечают на

вопросы, учитывают

разные мнения и

обосновывают

собственное мнение.

РУУД:

Самостоятельно

оценивают

правильность

выполнения действий

на уроке.

КУУД: Слушают и

вступают в диалог;

участвуют в

коллективном

обсуждении.

ЛУУД: дают оценку

своей работе на уроке

На детской площадк.. было

шумно.

Воробей прыгает от ветк.. к

ветк...

На топол.. и сирен.. набухли

почки.

На площад.. в центр.. города

был салют.

Оцените свою работу на

уроке.

7. Подведение итогов урока.

Чему вы сегодня научились



В раздел образования