Автор: Габдуллина Ландыш Талгатовна
Должность: преподаватель хорового пения
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ"МР Илишевский район РБ с. Верхнеяркеево
Населённый пункт: Илишевский район с. Верхнеяркеево
Наименование материала: Конспект открытого урока хоровому пению
Тема: «Развитие основных вокально-хоровых навыков в младших классов" младшем хоре.»
Раздел: дополнительное образование
МАУ ДО «Детская школа искусств»
МР Илишевский район РБ
Конспект открытого урока по хоровому пению
«Развитие основных вокально-хоровых навыков в
младшем хоре.»
1-2 класс. Отдел хоровой класс
Подготовила преподаватель
хорового класса
Габдуллина Ландыш Талгатовна
Верхнеяркеево
Тема открытого урока по предмету «Хоровой пение»
«Развитие основных вокально-хоровых навыков в 1-2 классов»
Преподаватель: Габдуллина Ландыш Талгатовна
Цель урока:
Создать условия для формирования навыка точного
интонирования, четкой артикуляции и в процессе вокально-хоровой работы.
Задачи:
Образовательные:
1.разучить новое произведение, используя специальные приемы;
2.закрепить пройденный материал;
Развивающие:
1. способствовать развитию музыкального восприятия, вокально-хоровых
навыков
2. формировать у учащихся понятия: певческая установка, дыхание,
звуковедение, артикуляция;
3. отработать и закрепить отдельные приемы развития навыка точного
интонирования;
4. активизировать слуховое внимание;
Воспитательные:
воспитать у детей самостоятельность в работе, терпение, трудолюбие,
любовь к вокальному искусству, развитие музыкальной грамотности.
Форма работы: Групповая.
Методы обучения: беседа, практический, объяснение, упражнение, показ,
соревнования.
Структура урока:
1.Организационный момент
2. Артикуляционная и дыхательные упражнения
3.Распевание
4.Работа над музыкальными произведениями
5.Подведение итогов
6. Домашнее задание.
Содержание урока:
Этапы урока
Действия учителя и учащихся
Исполнение хоровых произведений
Ход урока
1. Организационный момент- 10 минут
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы покажем приемы вокально-
хоровой работы: как разучиваем новую песню, как делаем интересным
исполнение уже выученного произведения. Настройка голосового аппарата
на работу, концентрация внимания обучающихся, создание атмосферы
эмоционального подъема и творческой свободы.
2. Артикуляционные упражнения:
Музыкально-речевая игра
«Язычок»
(Т.Рыбкина - Т.Шеверёва)
Приготовиться к выполнению упражнения: губы сомкнуты, зубы слегка
разомкнуты, язычок опустить вниз (он должен чувствовать нижние зубы).
Про умелый язычок
Слушайте стихотворенье.
Утром, встав с кроватки,
Он начал делать упражненья:
Вправо-влево, вправо-влево, выполняются движения языком
Вверх-вниз, вверх-вниз… соответственно тексту
Мыл полы он, мыл полы он, скользящие движения кончиком языка
по нижней челюсти от корня языка к
губам
Потолок, потолок. аналогичные движения по нёбу
Стенку справа, стенку справа, скользящие движения вверх и вниз
кончиком языка
Стенку слева, стенку слева. по внутренней стороне обеих щёк
поочерёдно
И, закончив, наконец, показать зубы, опустить нижнюю челюсть,
Отворял окошка створки. высунуть язычок наружу
Дождь закапал – наш дружок спрятать язычок, сомкнуть зубы и
губы
Спрятался обратно.
Вот такой он, язычок – ловкий, аккуратный!
2.1. Дыхательные упражнения.
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней
стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе).
Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не
напрягались мышцы шеи.
Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать
глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью
и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:
«Вдохни так,
чтобы воздух дошел до пояса»,
«вдохни глубоко,
с
удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв
дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая
задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания
3.Распевка. Распевание (15 мин.)
Вокальные упражнения
Упражнение на формирование гласных ровно, вливая их друг в друга:
пропевание
на
одной
ноте
последовательности
«ма-мэ-ми-мо-му».
Озвучивание с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания,
не сбрасывая с опоры.
Формирование
высокой
позиции
звука,
округлости
гласной,
острого
интонирования терцового тона, опорного дыхания.
Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам Т53 на слоги «ля-лё-
лю», вниз — поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-
лю».
Упражнение на мелкую артикуляционную технику:
Попевка – скороговорка:
«Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели».
Активизация артикуляционного аппарата, а так же работа над унисоном и
цепным дыханием.
4.Работа над произведением
Евгения Крылатова на слова поэта Юрия
Энтина Крылатые качели». (18 мин.)
Педагог: Давай вспомним песню «Крылатые качели», которую мы разучили
на предыдущих занятиях.
1.беседа о настроении песни (веселая, волшебная, мечтательная).
2.прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в
куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а
после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально
окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» —
говорил Станиславский.
3.прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко
произносить согласные:
«В ю-ном ме-ся-це апре-ле
В ста-ром пар-ке тает снег
И ве-се-лые ка-че-ли
На-чи-на-ют свой раз-бег
По-за-бы-то все на све-те!
Серд-це за-мер-ло в гру-ди!
Толь-ко не-бо, толь-ко ве-тер,
Толь-ко ра-дость впе-ре-ди».
Особенности произношения : «замерло» — «за -ме-рло», «парке»- «па-рке»,
«разбег»-«ра-збег».
Цель – отработать правильное произношение текста.
1.исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за
выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая
внимание на смысловую нагрузку фраз.
Работа над произведением «Новый год» Л.Митчелл.
1.беседа о характере произведения
2.активное произношение слогов в начале каждой строчки, обратить
внимание на согласную «р», а так же на слово «легкий»: в песне
произносится - «ле-хкий».
3.прочитать полностью текст произведения с активной четкой артикуляцией,
выделяя опорные слова
4.исполнение произведение в концертном варианте
5. Подведение итогов урока. (2 мин.)
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата,
работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом
произведений. Познакомились с новыми понятиями. Все получают оценку
«пять».
6.Домашнее задание: нарисовать рисунок к песне «Крылатые качели».