Напоминание

Развитие познавательной деятельности через краеведение


Автор: Терешкина Валентина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №16
Населённый пункт: г.Якутск, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательной деятельности через краеведение
Раздел: начальное образование





Назад





Терешкина

Валентина

Дмитриевна

Образование: высшее.

1984г. Магаданский ГПИ факультет

педагогики и методики начального

обучения.

Специальность: учитель начальных

классов.

Стаж педагогической работы: 25 лет

Стаж работы в МОУ СОШ №16: 9 лет

Квалификационная категория: высшая

Почётный работник общего образования

РФ


Модель педагогической деятельности

Модель педагогической деятельности

( на основе философского учения «Айыы уорэ5э»)

( на основе философского учения «Айыы уорэ5э»)

Цель

Технология достижения

Достигнутый результат

2010-

2008-2009

Подтвердить

высшую

категорию

Подтвердить

высшую

категорию

Разработка дидактических материалов, научно-

исследовательская работа

Выступления, распространение опыта, участие на

НПК, публикации

Разработка дидактических материалов, научно-

исследовательская работа

Выступления, распространение опыта, участие на

НПК, публикации

Почётный работник общего

образования РФ

Подтверждена высшая категория

музей «Истоки народной

мудрости»

2002 -2003

Подтвердить

высшую

категорию

Научно-исследовательская работа, открытые уроки

на уровне города,творческий отчет, публикации,

участие на НПК

Соискатель

Подтверждена высшая категория

1998

Создать музей

Участие на республиканском пед.чтении,

публикации, творческий отчет «Возродить забытое,

восстановить утраченное»

Высшая категория

открытие музея

им.Н.Д.Терешкина

1993-1994

Получить 1

категорию

Участие на НПК, разработка авторской программы,

создание кабинета ЯНК, авторский семинар

1 категория

кабинет аттестован.

1989-1992

Получить 2

категорию

участие на НПК, защита педагогического опыта по

методической проблеме на уровне куста в п.Витим ,

г. Ленск.

2 категория

1987-1988

Успешно

пройти

первую

аттестацию

Открытые уроки на уровне школы, улуса

Участие на районном педагогическом чтении

Соответствует занимаемой

должности и заслуживает

поощрения.


Младший школьный возраст – это благоприятный период для

умственного развития учащихся, усвоения ими научных знаний,

способов учебной деятельности.

Я стремлюсь создать благоприятные условия для развития

познавательных способностей , их интеллекта и творческого начала,

расширения кругозора, опираясь на природу ребенка, его стремления и

потребности.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его

влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на

которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая

деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает

эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес не

только положительно влияет на процесс и результат деятельности, но и

на протекание психических процессов - мышления, воображения,

памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса

приобретают особую активность и направленность.

Одним из направлений познавательной деятельности является

краеведение.


Краеведение - это народное знание о своих родных местах



Главные задачи краеведа:

- введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с

которого начинается его судьба;

- по возможности «приблизить» историю, литературу, культуру Якутии к ученику, к школе;

- открыть для ребят новые имена;

- показать им истинную ценность и своеобразие культурного наследия родного края;

- заложить основу, на которой должна развиваться интеллектуальная, нравственно-

эстетическая надстройка, которая необходима для развития личности;

- духовная ориентация на народные традиции и общечеловеческие ценности должны

воплотиться в практическую деятельность, так как они являются аккумулятором

общечеловеческих норм;

- учащихся младшего школьного возраста следует планомерно знакомить с опытом

народного воспитания, с прогрессивными традициями, чтобы дети могли усвоить их в плане

не только знания, но и поведения в школьном коллективе и семье.


Золотая формула этнопедагогики:

Без памяти-нет традиций,

без традиций-нет культуры,

без культуры-нет воспитания,

без воспитания-нет духовности,

без духовности-нет личности ,

без личности-нет народа, как

исторической общности.


Основные механизмы реализации идеи

Урочные

внеурочные

Уроки

национальной

культуры

Интегриров.

урок

праздники

диспуты

чествования

беседы

Поисковая

работа

Исследовательская

работа

Беседы вокруг камелька;

Конференции;

Уроки «верь -не верь», посвященные поверью;

Уроки фольклора

Уроки - концерты;

Уроки – путешествия;

Уроки – обряды;

Уроки – экскурсии и т.д.

Модель активизации математического образования младших школьников посредством использования краеведческого материала
ЦЕЛЬ: повышение уровня краеведческой

образованности младших школьников

Краеведческие

познания

Краеведческие ценностные

ориентации, нравственно-

краеведческие качества личности

Краеведческие

мотивы

Когнитивный

компонент

Ценностно-

операционный

компонент

Практически-

деятельностный

компонент

Мотивационный

компонент

Содержательный компонент

Функциональный компонент

Обучающая

функция

Воспитывающая

функция

Социализирующая

функция

Развивающая

функция

Организационный компонент

Средства игры: реквизит,

костюмы, правила игры и др.

Система оценок

Формы: классные,

внеклассные

Методы: активные, мотивация

и стимулирование

Результат: переход на более высокий уровень

краеведческой образованности

мониторинг

мониторинг


Авторские разработки:

1.. Уроки математики с элементами этнопедагогики:

Урок – обряд - путешествие «Посвящение в охотники «Урок-путешествие»:

«Волшебный звездопад или путешествие по звездному небу»:

«Путешествие к божеству Айыыьыт»;

«Жилище предков»;

Урок-экскурсия в грибной дождь;

Урок-путешествие по рекам Якутии;

«Сюрпризы Чысхаана»;

Путешествие по кладовой земли»;

«Удачливые рыболовы»;

Путешествие по г.Якутску;

Урок, посвященный А.Е.Кулаковскому;

Урок – сказка «Возрождение древа мироздания - Аал Луук Мас» и т.д.

Игровые и занимательные задания с элементами этнопедагогики по теме «Сложение и

вычитание в пределах 10» для 1 класса четырехлетней начальной школы

1. «Выполни задание Дьоhогой А йыы».

2.«Кто быстрее почистит карась?»

3. «Шьём бастына» (Составляем головной убор из геометрических фигур).

4 «Найди зверей и выполни задание».

5. «Угадай место зверя».

6. «Кто соберёт больше ягод?»

7. «Состав чисел (оборудование: чороны, макеты коров и коней, косточки и т.д.)

8. «Раскрась национальный костюм мальчика или девочки по ответам»

9.Игра- соревнование «Возрождение древа мироздания»

10.»Выполни задание якутяночки»

11. «Угадайте в каком балагане живёт каждая девочка?»

12. «Назовите геометрические фигуры на якутском орнаменте».

13. «Помогите старушке Таал-Таал»

14. «Помоги Чаачахаану» (по мотивам сказки «Алаа Монус»

15. «Помоги лягушке»

16. «Наряжаем якутяночку» и т. д


Интегрированный урок по

математике




Идеальной формой воплощения традиции как

«способа сохранения человеческого измерения

реальности» является музей.

Включенность музея в образовательный процесс

способствует формированию психологической и

нравственной готовности человека не только жить в

стремительно изменяющемся современном мире, но и

быть субъектом происходящих в нём социокультурных

преобразований.



Понимая всю важность значения музея в

образовательном процессе, в 2007 году создала музей

«Возродить забытое, восстановить утраченное», где

представлены материалы о материальной и духовной

культуре народа Саха. Экспонаты музея сделаны

руками родителей
.
.


Музей как центр

гражданско –

патриотического

и духовного

воспитания

школьников


Основные направления деятельности музея

Учебно- познавательная деятельность

Работа с памятниками культуры

Поисковая деятельность учащихся

Учет и обеспечение сохранности фондов музея. Собирательская работа

Исследовательская деятельность учащихся

Культурно-просветительская деятельность

Участие на смотрах и конкурсах

Взаимодействие музея с научными, государственными и

общественными организациями.

Использование материалов музея образовательным учреждением

Эстетика и оформление музея

Учебно-познавательная деятельность:

- Классные часы

- музейные уроки

- посещение выставок

- экскурсии

- встречи с ветеранами, бывшими выпускниками и учителями школы

- интеллектуальные игры


Разделы музея:

- устное народное творчество;

- философское учение «Айыы уорэ5э»;

- материальная культура народа Саха;

- духовная культура;

- народная педагогика;

- искусство;

- история Якутии;

- детское творчество.


Коновязь-памятник духовной

культуры народа Саха.


Хозяйство якутов.


Древние игрушки народа Саха
.

Якутские народные календари
.

охота


традиционные игрушки


орудия труда


Музей является центром научно-исследовательской и

краеведческой работы учащихся, местом, где человек не

только приобретает знания, но и как бы воспринимает

накопленный исторический опыт, усваивает эстетические

ценности, т.е. получает идейные и эмоциональные

импульсы.

Ученики ведут исследовательскую работу по истории и

культуре родного края. Свои проекты они достойно

защищают на школьных и городских научно-практических

конференциях.

В ходе исследовательской работы у школьников

формируются умения собирать материал, анализировать

и констатировать факты; навыки составления проблемных

вопросов, развиваются умения публичного выступления,

самостоятельного исследования.

Научно-практическая конференция

год

Название мероприятий

уровень

Ф.И. учащихся

результат

2007

НПК «Наследие дружбы»

городской

Андреева А.

Жиркова К.

1 место

3 место

2007

XV республиканская НПК

школьников в рамках РПКЭ

«Тропы мужества»

республиканский

Андреева А.

1 место работа

рекомендована на

российский уровень

2007

НПК по краеведению,

посвященная 120-летию

Попова Г.А.,историка

городской

Жиркова К.

3 место

2008

Конкурс экскурсоводов

школьных музеев

(исследовательские работы)

Командное первенство

исследовательских работ

школьных музеев

городской

городской

Андреева А.

Жиркова К.

Евграфов С.

Александров А.

Омуков Т.

1 место

2 место

1 место

2009

Конкурс поисковых групп

«Учителя-воины»

городской

3 учащихся

1 место

2009

НПК «Мир вокруг меня»

НПК «Мир вокруг меня»

I X Республиканская НПК

юных экологов

Республиканская НПК «Роль

школьных музеев в

гражданско-патриотическом

воспитании детей»

Окружной

Городской

республиканский

Республиканский

Евграфов С.

Аверинская Г.

Христофорова

Т.

Андреева А.

6 учащихся

1 место

2 место

1 место

1 место за лучший

проект

сертификаты

Достижения учащихся


год

Название мероприятий

уровень

Ф.И. учащихся

результат

2011

1 республиканская НПК

«Лапласовские чтения»,

посвящённая Году

Космонавтики (Кравченко

Лилия)

республиканский

Кравченко

Лилия

3место

Диплом 3 степени

2011

1 республиканская НПК

«Лапласовские чтения»,

посвящённая Году

Космонавтики «Космос без

границ»

республиканский

3 ученика

Сертификаты

2011

Республиканский конкурс

чтецов, посвящённый 125-

летию А.И.Софронова –

Алампа «Кэскилим эрэ

кэпсээммэр,дьолум эрэ

тойукпар»( «Ради мира, с

любовью к людям»)

республиканский

6 учащихся

победители

номинации

«Оригинальное

выступление»

2011

Республиканский конкурс

чтецов, посвящённый 125-

летию А.И.Софронова –

Алампа «Кэскилим эрэ

кэпсээммэр,дьолум эрэ

тойукпар»( «Ради мира, с

любовью к людям

»)

республиканский

Кравченко

Лилия

победитель

номинации

«Творческий

подход»

Достижения учащихся в исследовательской работе


год

Название мероприятий

уровень

Ф.И. учащихся

результат

2011

2012

Отборочный конкурс

рисунков детского

творчества «Моя музейная

страна», приуроченный к

празднованию 10-летия

Союза музеев России и 5-

летия программы

«Музей.Музыка.Дети»

Городская НПК

Республиканская НПК

,посвящённая юбилею

А.Е.Кулаковского

Республиканский

городской

Республиканский

Бурнашёв Алёша

Соловьёва

Валерия

Андреева А.

Андреева А.

победители

номинации

«Особо

отмеченный

рисунок»

Участие во

Всероссийском

конкурсе

рисунков

детского

творчества

г.Санкт-

Петербург

ГРАМОТА

сертификат

Достижения учащихся

Мы – участники республиканской НПК «Роль школьных Мы – участники республиканской НПК «Роль школьных музеев в гражданско-патриотическом воспитании музеев в гражданско-патриотическом воспитании школьников» в музее имени Ярославского школьников» в музее имени Ярославского

Темы исследовательских работ

« Тотемические животные»;

« Алгыс сиэрэ- туома»;

« Якутские народные календари»;

« Эhэ – ытык кыыл»;

« Древние игрушки народа Саха»;

« Виды коновязей»;

« Якутская народная медицина»;

« Без прошлого нет настоящего»;

«Астрономия глазами древних якутов» и т.д; .



В этих работах раскрывается настоящая кладезь народной

мудрости, которая имеет большое значение в нравственном

значении учащихся.

Все работы были посвящены материальной и духовной культуре

народа Саха и позволяют не только получить определенную

информацию, но и помогают ученикам «вписать» себя в конкретное

историческое пространство.







Распространение педагогического опыта

2004г- III слет творчески работающих учителей ( в педагогической студии)

-доклад «Использование элементов этнопедагогики на уроках математики в

начальных классах»(сертификат)

2005г.- республиканская НПК «Школа.Наука.Культура.» по теме «Толерантность

как социально- образовательная ценность в концепции академической

программы»;

- обобщение педагогического опыта работы на уровне города в рамках 65-

летия методической службы «Начальная школа принимает

гостей»(сертификат МО РС(Я))

2006г.- авторский семинар для учителей города и преподавателей ЯГУ ;

- IV городской слет творчески работающих учителей «Учителями славится

Якутск» ( в педагогической мастерской) сертификат, денежная премия);

- литературная гостиная «И дольше века длится день…» к 100- летию

якутского писателя Н.Е.Мординова – Амма Аччыгыйа для преподавателей

ЯГУ, СГПА;

- республиканская НМК «Алексеевские чтения» (сертификат МО РС(Я))» ;

- республиканские курсы учителей иностранных языков (интегрированный

урок «На Земле Олонхо»);

- семинар учителей начальных классов МОУ СОШ №10 им.Новопашина

г.Якутска ;


2007г.- НПК , посвященная 50-летию ЯГУ, 25-летию ГНО ПИ ЯГУ ,

5 -летию СГПА – доклад «Духовное воспитание младших

школьников»(сертификат ,статья в сборнике СГПА);

- республиканская НМК «Алексеевские чтения (сертификат

МО РС(Я))» ;

- научно–практический семинар «Организационные формы

учебно- методической работы

2008г-республиканские фундаментальные курсы учителей

начальных классов – доклад «Формы и методы приобщения

учащихся к национальной культуре»; (сертификат ИПКРО );

2009г-городская конференция руководителей школьных музеев-

доклад «Исследовательская работа учащихся»;

-городской конкурс руководителей школьных музеев

(сертификат , 1 место грамота);

2009 г. - республиканская НПК «Роль школьных музеев в

гражданско- патриотическом воспитании детей» (сертификат)

- республиканский НМС «Здоровьесберегающие технологии в

условиях школы» (сертификат);


2009 г.;



конкурс музейно- образовательных занятий и проектов

«Наследие детям» . посвящённом Году молодёжи (грамота);

- городской фестиваль музейно- образовательных

занятий и проектов «Наследие детям» . посвящённом Году

молодёжи (сертификат);

- городской конкурс поисковых групп «Учителя-

воины», посвящённом 65- летию в Вов (Почётная грамота

ДДТ) ;

- V республиканские рождественские чтения

«Нравственное воспитание подрастающего поколения.

Ценности и ориентиры» (сертификат

Епископа Якутский и

Ленский

);

2010г.

- VI городской слет творчески работающих учителей

(диплом качества);

- Городская выставка педагогов столицы «Город

мастеров»;







Публикации

Статья «О5ону норуотун угэhигэр иитии» («Народное образование

Якутии» №4 2000г.)

Статья

«Возродить

забытое,

восстановить

утраченное»

в

книге

«Навеки сплотила великая Русь» (2007)

Статья «Формы и методы приобщения учащихся к национальной

культуре» в электронном пособии ИПКРО (2008)

Статья

«Воспитание

младших

школьников

на

традициях

народа

Саха» («Язык, литература, методика преподавания» сборник ЯГУ

2009г.)

Статья

«Интегрированный

урок

по

математике»

(сборник

«Методическая работа в школе» 2009г.)

Статья «Музей СОШ№16 Истоки народной мудрости»

(«Брошюра «Школьные музеи» 2010)




Приобщение учащихся к краеведческой

деятельности будет способствовать общему

и

п ол и т е х н и ч е с ко м у

о б р а з о в а н и ю ,

р а с ш и р я т ь

к р у г о з о р ,

р а з в и в а т ь

познавательные

интересы

учащихся,

приобщать

к

творческой

деятельности,

ф о р м и р о в а т ь

п р а к т и ч е с к и е

и

интеллектуальные

умения,

помогать

в

выборе

профессии,

повышать

уровень

самостоятельной

работы

школьников,

развивать

у

них

чувство

гражданства

и

патриотизма.


Обращение к историческим корням, к

обычаям и традициям народа способно

изменить пренебрежительное отношение к

культуре своего народа.

А чтобы узнать народ, нужно обращаться к

истокам, к системе его воспитания.

Тогда дети будут восхищаться мудростью

предков, сопоставлять его со своими

духовными ценностями, делами,

действиями, захотят стать более

человечными, добрыми, благородными.


Спасибо за внимание!


В раздел образования