Развитие познавательной деятельности через краеведение
Автор: Терешкина Валентина Дмитриевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ №16 Населённый пункт: г.Якутск, Республики Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Развитие познавательной деятельности через краеведение Раздел: начальное образование
Младший школьный возраст – это благоприятный период для
умственного развития учащихся, усвоения ими научных знаний,
способов учебной деятельности.
Я стремлюсь создать благоприятные условия для развития
познавательных способностей , их интеллекта и творческого начала,
расширения кругозора, опираясь на природу ребенка, его стремления и
потребности.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его
влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на
которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая
деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает
эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес не
только положительно влияет на процесс и результат деятельности, но и
на протекание психических процессов - мышления, воображения,
памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса
приобретают особую активность и направленность.
Одним из направлений познавательной деятельности является
краеведение.
Краеведение - это народное знание о своих родных местах
Главные задачи краеведа:
- введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с
которого начинается его судьба;
- по возможности «приблизить» историю, литературу, культуру Якутии к ученику, к школе;
- открыть для ребят новые имена;
- показать им истинную ценность и своеобразие культурного наследия родного края;
- заложить основу, на которой должна развиваться интеллектуальная, нравственно-
эстетическая надстройка, которая необходима для развития личности;
- духовная ориентация на народные традиции и общечеловеческие ценности должны
воплотиться в практическую деятельность, так как они являются аккумулятором
общечеловеческих норм;
- учащихся младшего школьного возраста следует планомерно знакомить с опытом
народного воспитания, с прогрессивными традициями, чтобы дети могли усвоить их в плане
не только знания, но и поведения в школьном коллективе и семье.
Модель активизации математического образования младших школьников посредством
использования краеведческого материала
ЦЕЛЬ: повышение уровня краеведческой
образованности младших школьников
Краеведческие
познания
Краеведческие ценностные
ориентации, нравственно-
краеведческие качества личности
Краеведческие
мотивы
Когнитивный
компонент
Ценностно-
операционный
компонент
Практически-
деятельностный
компонент
Мотивационный
компонент
Содержательный компонент
Функциональный компонент
Обучающая
функция
Воспитывающая
функция
Социализирующая
функция
Развивающая
функция
Организационный компонент
Средства игры: реквизит,
костюмы, правила игры и др.
Система оценок
Формы: классные,
внеклассные
Методы: активные, мотивация
и стимулирование
Результат: переход на более высокий уровень
краеведческой образованности
мониторинг
мониторинг
Авторские разработки:
1.. Уроки математики с элементами этнопедагогики:
Урок – обряд - путешествие «Посвящение в охотники «Урок-путешествие»:
«Волшебный звездопад или путешествие по звездному небу»:
11. «Угадайте в каком балагане живёт каждая девочка?»
12. «Назовите геометрические фигуры на якутском орнаменте».
13. «Помогите старушке Таал-Таал»
14. «Помоги Чаачахаану» (по мотивам сказки «Алаа Монус»
15. «Помоги лягушке»
16. «Наряжаем якутяночку» и т. д
Интегрированный урок по
математике
Идеальной формой воплощения традиции как
«способа сохранения человеческого измерения
реальности» является музей.
Включенность музея в образовательный процесс
способствует формированию психологической и
нравственной готовности человека не только жить в
стремительно изменяющемся современном мире, но и
быть субъектом происходящих в нём социокультурных
преобразований.
Понимая всю важность значения музея в
образовательном процессе, в 2007 году создала музей
«Возродить забытое, восстановить утраченное», где
представлены материалы о материальной и духовной
культуре народа Саха. Экспонаты музея сделаны
руками родителей
.
.
Музей как центр
гражданско –
патриотического
и духовного
воспитания
школьников
Основные направления деятельности музея
•
Учебно- познавательная деятельность
•
Работа с памятниками культуры
•
Поисковая деятельность учащихся
•
Учет и обеспечение сохранности фондов музея. Собирательская работа
•
Исследовательская деятельность учащихся
•
Культурно-просветительская деятельность
•
Участие на смотрах и конкурсах
•
Взаимодействие музея с научными, государственными и
общественными организациями.
•
Использование материалов музея образовательным учреждением
•
Эстетика и оформление музея
Учебно-познавательная деятельность:
- Классные часы
- музейные уроки
- посещение выставок
- экскурсии
- встречи с ветеранами, бывшими выпускниками и учителями школы
- интеллектуальные игры
Разделы музея:
- устное народное творчество;
- философское учение «Айыы уорэ5э»;
- материальная культура народа Саха;
- духовная культура;
- народная педагогика;
- искусство;
- история Якутии;
- детское творчество.
Коновязь-памятник духовной
культуры народа Саха.
Хозяйство якутов.
Древние игрушки народа Саха .
Якутские народные календари .
охота
традиционные игрушки
орудия труда
Музей является центром научно-исследовательской и
краеведческой работы учащихся, местом, где человек не
только приобретает знания, но и как бы воспринимает
накопленный исторический опыт, усваивает эстетические
ценности, т.е. получает идейные и эмоциональные
импульсы.
Ученики ведут исследовательскую работу по истории и
культуре родного края. Свои проекты они достойно
защищают на школьных и городских научно-практических
Мы – участники республиканской НПК «Роль школьных
Мы – участники республиканской НПК «Роль школьных
музеев в гражданско-патриотическом воспитании
музеев в гражданско-патриотическом воспитании
школьников» в музее имени Ярославского
школьников» в музее имени Ярославского
Темы исследовательских работ
« Тотемические животные»;
« Алгыс сиэрэ- туома»;
« Якутские народные календари»;
« Эhэ – ытык кыыл»;
« Древние игрушки народа Саха»;
« Виды коновязей»;
« Якутская народная медицина»;
« Без прошлого нет настоящего»;
«Астрономия глазами древних якутов» и т.д; .
В этих работах раскрывается настоящая кладезь народной
мудрости, которая имеет большое значение в нравственном
значении учащихся.
Все работы были посвящены материальной и духовной культуре
народа Саха и позволяют не только получить определенную
информацию, но и помогают ученикам «вписать» себя в конкретное
историческое пространство.
Распространение педагогического опыта
2004г- III слет творчески работающих учителей ( в педагогической студии)
-доклад «Использование элементов этнопедагогики на уроках математики в
начальных классах»(сертификат)
2005г.- республиканская НПК «Школа.Наука.Культура.» по теме «Толерантность
как социально- образовательная ценность в концепции академической
программы»;
- обобщение педагогического опыта работы на уровне города в рамках 65-
летия методической службы «Начальная школа принимает
гостей»(сертификат МО РС(Я))
2006г.- авторский семинар для учителей города и преподавателей ЯГУ ;
- IV городской слет творчески работающих учителей «Учителями славится
Якутск» ( в педагогической мастерской) сертификат, денежная премия);
- литературная гостиная «И дольше века длится день…» к 100- летию
якутского писателя Н.Е.Мординова – Амма Аччыгыйа для преподавателей