Напоминание

«РАБОТА НАД СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КЛАССИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.С. БАХА И В.А. МОЦАРТА»


Автор: Сень Марина Борисовна
Должность: Преподаватель фортепиано и концермейстер
Учебное заведение: «Симферопольская детская музыкальная школа № 4»
Населённый пункт: город Симферополь
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «РАБОТА НАД СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КЛАССИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.С. БАХА И В.А. МОЦАРТА»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Симферопольская детская музыкальная школа № 4»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«РАБОТА НАД СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КЛАССИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.С. БАХА И В.А. МОЦАРТА»

Преподаватель: Сень М.Б.

Учащаяся: Песковец Н., 8 класс.

Предмет: фортепиано.

Дата проведения: 20.04.2021 г.

Цель

урока:

выявить

характерные

стилистические

особенности

музыкального языка композиторов классиков на примере творчества И.С. Баха и

В.А. Моцарта.

Задачи: привить уч-ся навыки понимания стиля композитора с целью более

полного

осмысления

и

стилистически

верного

исполнения

музыкальных

произведений классических композиторов.

Форма урока: практическое занятие.

Метод урока: игра на инструменте, метод словесных замечаний, личный

показ преподавателя, метод анализа, метод повторения.

Репертуарный

план:

И.С.

Бах,

Зехголосная

инвенция

до

минор,

В.А.

Моцарт, Соната № 5 соль мажор I-я часть.

План урока.

1.

Вступительное слово преподавателя Сень М.Б.:

- что такое стиль, виды стиля в искусстве;

- краткий обзор клавирного тв-ва Баха, особенности его стиля;

- история создания инвенций.

2.

Работа над Зехголосной инвенцией до минор И.С. Баха.

3.

Стилистические особенности фортепианного тв-ва В.А. Моцарта.

4.

Работа над Сонатой № 5 В.А. Моцарта соль мажор I-я часть.

5.

Заключительное слово преп. Сень М.Б.

Ход урока.

Стиль

в

исскустве-

это

система

художественных

приемов

и

средств

выразительности,кот. отражают идеи, мировоззрение в общ-ве, характерные

в то или иное время. На протяжении всего периода развития мирового иск-ва

существовало множество стилей : готический, романовский,барокко,рококо,

классический, романтический и др.

Сегодня мы покажем работу над произведениями Баха и Моцарта. Несколько

слов о стилях этих композиторов.

Тв-во Баха ( 1685-1750) приходится на 1ую половину 18го в. В это время в

иск-ве

господствовало

3

стиля:

барокко,

рококо,

классицизм.

Бар.-

торжественный стиль, ему присуще величие, экспрессия. Клас-му присуще

упорядоченность,гармония.Тв-во

Баха

относится

к

классическому

стилю

позднего барокко.

В. А. Моцарт (1756-1791) – это яркий представитель

венской ««классической» школы,жил и работал во 2ой половине 18 века, его

стиль вобрал в себя характерные черты просвещенного классицизма- культ

разума, совершенство формы, строгие пропорции и некоторые черты рококо-

легкость, изысканность, грациозность.

Клавирное тв-во Баха очень значительно.Наряду с крупными

произведениями Б. сочинял много педагогических пьес. Это Нотная тетрадь

А.М. Бах, Маленькие прелюдии и фуги, инвенции и др.Сборник 2х и 3х гол.

инвенций написан в 1723г. в Кетене и предназначался для занятий со своим

сыном В. Ф. Бахом.Главн. задача- освоить полифонич. технику и приемы

связного и певучего исполнения.

Уч-ся исполняет 3хг. инвенцию до минор. Ее игра осмысленна и достаточно

выразительна.

М.Б. рассказывает о этапах и методах работы над инвенцией.

1.Работа над текстом.

Б. не выписывал обозначения штрихов, артикуляции,динамики,

аппликатуры..поэтому необходимо сказать неск. слов о редакциях. Самая

распространенная ред-ция- Бузони, есть хорошая ред-ция Ройзмана , ред-ция

Гольденвейзера более сложная, она больше предназначена для проф.

исполнителей . Мы пользовались редакцией Бузони, в некоторых местах

меняли аппликатуру, подстраиваясь под индивидуальные особенности уч-ся

(она имеет маленькую руку) Несколько слов об украшениях. Бах иногда

выписывал украшения в нотах, даже составил таблицу украшений в «Нотной

тетради В. Ф. Баха». Основной принцип мелизмов Баха : они исполняются за

счет времени основной ноты. В редакции Бузони все украшения подробно

выписаны.

2.Разбор строения и формы инвенции.

Инвенции Баха написаны в разнообразной форме :в свободной форме канона,

в форме фуги.Инвенция до минор написана в форме фуги.

М.Б.:Наташа, сколько частей в этой инвенции?

Уч-ся:4 части : двойная экспозиция , разработка и реприза.

М.Б.:Стиль Баха – полифонический. Что такое полифония?

Уч-ся: Полифония – это многоголосие.

М.Б.: В этой инвенции Б. использовал имитационный вид полифонии.

«Имитация означает « подражание». А сколько голосов?

Уч-ся: 3 голоса.

По просьбе педагога уч-ся исполняет отдельно 3 голоса, показывает, где

находится тема, противосложение.

3.Работа над интонацией.

Интонация- это это выразительное исполнение всего нотного текста. Нередко

темы Б. пронизаны речевой интонацией. Чтобы музыка была похожа на

живую речь, необходимо прежде всего услышать и выразительно исполнить

звуки, попадающие на слабую долю.

М.Б. просит уч-ся сыграть тему в медл. темпе, сильные доли на «р», а слабые

более глубоким звуком , далее показывает другой способ работы над

интонацией: играет с остановками на сильных долях, исполняя их на «р»,а

слабые исполняет как бы со стремлением в сильную долю, более глубоким

звуком. Затем просит уч-ся повторить, а потом исполнить тему ровным

звуком, но выразительно « проговаривая» слабые доли. Исполнение

становится более осмысленным.

4. Работа над звуком.

Во времена Б.» клавир «

– это клавесин, клавикорд, спинет, чембало. Известно, что Б. играл на 2ух

инструментах- клавесине и клавикорде , но больше предпочитал

клавикорд.Клавесин имел звонкий,но быстро угасающий звук,невозможность

сделать крещендо, диминуэндо, толко смена мануалов ,больше подходил для

произведений виртуозного плана. Клавикорд имел камерное, но более

певучее звучание,более разнообразное в динамическом отношении.

Инвенция до мин. явно написана для клавикорда,одна из важных задач в

работе над звуком в этом произведении– добиться певучего исполнения.2ая

не менее важная задача направлена на выявление самостоятельности каждого

голоса, для этого необходимо придать индивидуальную тембральную

окраску каждому голосу,пользуясь различными пианистическими приемами.

М.Б. играет тему в верхнем голосе, она должна звучать светло, прозрачно,

как бы имитируя звучание флейты или скрипки. Затем просит уч-ся

повторить. Чтобы добиться правильного звучания, необходимо расслабить

руку, играть кончиками пальцев, очень певуче. Тема в среднем голосе имеет

другую тембральную окраску, более сочную, это звучание альта. Для этого

нужно играть свободной рукой,» подушечками», глубже. Тема в нижнем

голосе еще более обьемная и глубокая,это звучание виолончели. Чтобы

добиться такого звучания , необходимо пользоваться весом всей руки ,локтя,

пальцы как бы» прорастают» на дно клавиши.

5.Работа над динамикой.

Динамика Баха не терпит нюансовой пестроты. Возможны длительные

нарастания звука, значительные кульминации,большие построения в одном

плане звучания или сопоставления контрастных разделов с различной

тембральной окраской .

М. Б. разбирает с уч-ся динамический план инвенции до минор. 1ая часть-

это проведение темы в 3ех разных голосах. Во 2ой части эти темы

развиваются, в конце следует 1ая кульминация. В начале 3ей части

происходит внезапная смена динамики с « форте» на «пиано», как бы смена

мануалов ,далее большое развитие тем заканчивается значительной

кульминацией и 4ая часть –это итог и кульминация всей инвенции.

6.Работа над темпом.

За редкими исключениями, Бах не выписывал обозначений темпов в нотных

рукописях. Нужно помнить ,что во времена Б. быстрые темпы были

медленнее, а медленные – быстрее.Выбор темпа в произведениях Баха

напрямую связан с характером исполняемого произведения. Инвенция до

минор имеет спокойный, повествовательный характер и темп ее исполнения

соответственно умеренно спокойный.

В.А. Моцарт- яркий представитель венской классической школы , в области

фортепианной музыки достиг высочайших вершин.Его творчество стоит на

грани 2ух эпох: клавирной и фортепианной и вмещает в себя те и иные

черты: прозрачность от клавесина, певучесть, богатство красок и интонации

от фортепиано. Его стилю присуще сочетание гомофонно- гармонического и

полифонического склада.

Уч –ся исполняет сонату Моцарта соль мажор № 5 , 1ую часть в среднем

темпе.

М.Б. говорит о том, что соната находится на среднем этапе изучения, еще

предстоит много работы.

1. Работа над текстом

М.Б.: Изучая сонату, мы пользуемся редакцией Мартинсена, только в

некоторых местах изменили аппликатуру на более удобную для уч-ся.

Моцарт , в отличие от Баха тщательно выписывал знаки артикуляции. С 16

века нотная запись знала точки, клинья(стаккато),лиги. Стаккато у М. разное:

точки- более мягкое, клинья- более острое, точки под лигой – еще более

мягкое . Лиги длинные и короткие по 2, 3, 4 звука : последний звук играется

на стаккато.Понятие фразировочной лиги не существовало,оно появилось

только в 19 веке.

Исполняя произведения венских классиков ,очень важно точное исполнение

нотных указаний, например точное снятие на паузах. Уч-ся уже приобрела

этот навык, изучая сонатины Клементи, Кулау в предыдущие годы.

2.Работа над интонацией и звуком.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью,богатством

красок, здесь звучание флейты, скрипки, труб, рожка, оркестровое «тутти».

Работая над звуком, необходимо помнить ,что фортепиано времен Моцарта

было более хрупким, его звучнось- более слабая,богатая обертонами,

прозрачная, «серебристая». Фортепиано имело очень яркий верхний

регистр,басы обладали округлой полнотой, отличаясь от глухого, вязкого

звучания современных роялей.

М.Б. предлагает уч-ся поработать над более выразительной интонацией

партии левой руки : 1) поиграть сильные доли мягче, а слабые- глубже

2) поиграть группы 8-ых с остановками на «раз», а «2,3,4» - со стремлением

в «раз» 3) сыграть всю партию ровным звуком , но выразительно.

Работая над звуком , очень важно добиться различной тембральной окраски

партий правой и левой руки , разнообразия красок .Главная тема в правой

руке- светлая, звонкая; такого звучания можно добиться благодаря

активному кончику пальца, который слегка «прорастает» в глубину, партия

левой руки имеет более приглушенную окраску:здесь необходимо играть

активным кончиком пальца как-бы впол-клавиши ,совершенно освобождая

запястье, используя обьединяющие движения локтя.

3. Работа над динамикой.

Моцарт, в отличие от Баха,выставлял динамические оттенки,но достаточно

скупо: прежде всего «форте» и «пиано», другие динамические градации - еще

реже.Форте у М. не должно звучать также мощно как напр. у Бетховена или

даже у Баха. Форте у М. – это не только сила звука, но и выражение чувств,

отражение высшей степени душевного накала.

М.Б. просит уч-ся исполнить связующую тему. В партии левой руки звучат

октавы,здесь нужно передать звучание оркестра. Но тем не менее , октавы

должны быть достаточно легкими, «изящными», а не тяжелыми и вязкими ,

как часто их исполняют в этом месте .

4.Работа над техникой и темпом.

Моцарт сам обозначал темп, но не оставил цифровых показателей

метронома. Он не любил, когда его музыку исполняли слишком

быстро, этому осталось много подтверждений в письмах, в

воспоминаниях современников. «Если в самом исполнении нет огня, то

спешкой его туда не внесешь» ( В. А. Моцарт)

Тем не менее темп в этой сонате достаточно подвижный,чтобы его добиться

необходимо решить технические проблемы, возникающие у уч-ся при

исполнении в быстрм темпе. М. Б. просит уч-ся сыграть пассаж из 16ых

в заключительной теме различными техническими приемами.

Очень важно при исполнении сонаты в быстром темпе не потерять

выразительности интонирования и разнообразия красок в

звукоизвлечении. Поэтому работа над сонатой ведется в 2ух

направлениях: работа над интонацией и звуком ; работа над техникой.

Вывод:

Работая над произведениями классических композиторов, перед

преподавателем стоит задача не только ознакомить ученика со стилем

данного композитора, но привить навыки и научить грамотно

исполнять произведения этого композитора. Это нелегкая задача,

требующая больших знаний , опыта и терпения.



В раздел образования