Автор: Сень Марина Борисовна
Должность: Преподаватель фортепиано и концермейстер
Учебное заведение: «Симферопольская детская музыкальная школа № 4»
Населённый пункт: город Симферополь
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «РАБОТА НАД СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КЛАССИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.С. БАХА И В.А. МОЦАРТА»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Симферопольская детская музыкальная школа № 4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«РАБОТА НАД СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КЛАССИЧЕСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.С. БАХА И В.А. МОЦАРТА»
Преподаватель: Сень М.Б.
Учащаяся: Песковец Н., 8 класс.
Предмет: фортепиано.
Дата проведения: 20.04.2021 г.
Цель
урока:
выявить
характерные
стилистические
особенности
музыкального языка композиторов классиков на примере творчества И.С. Баха и
В.А. Моцарта.
Задачи: привить уч-ся навыки понимания стиля композитора с целью более
полного
осмысления
и
стилистически
верного
исполнения
музыкальных
произведений классических композиторов.
Форма урока: практическое занятие.
Метод урока: игра на инструменте, метод словесных замечаний, личный
показ преподавателя, метод анализа, метод повторения.
Репертуарный
план:
И.С.
Бах,
Зехголосная
инвенция
до
минор,
В.А.
Моцарт, Соната № 5 соль мажор I-я часть.
План урока.
1.
Вступительное слово преподавателя Сень М.Б.:
- что такое стиль, виды стиля в искусстве;
- краткий обзор клавирного тв-ва Баха, особенности его стиля;
- история создания инвенций.
2.
Работа над Зехголосной инвенцией до минор И.С. Баха.
3.
Стилистические особенности фортепианного тв-ва В.А. Моцарта.
4.
Работа над Сонатой № 5 В.А. Моцарта соль мажор I-я часть.
5.
Заключительное слово преп. Сень М.Б.
Ход урока.
Стиль
в
исскустве-
это
система
художественных
приемов
и
средств
выразительности,кот. отражают идеи, мировоззрение в общ-ве, характерные
в то или иное время. На протяжении всего периода развития мирового иск-ва
существовало множество стилей : готический, романовский,барокко,рококо,
классический, романтический и др.
Сегодня мы покажем работу над произведениями Баха и Моцарта. Несколько
слов о стилях этих композиторов.
Тв-во Баха ( 1685-1750) приходится на 1ую половину 18го в. В это время в
иск-ве
господствовало
3
стиля:
барокко,
рококо,
классицизм.
Бар.-
торжественный стиль, ему присуще величие, экспрессия. Клас-му присуще
упорядоченность,гармония.Тв-во
Баха
относится
к
классическому
стилю
позднего барокко.
В. А. Моцарт (1756-1791) – это яркий представитель
венской ««классической» школы,жил и работал во 2ой половине 18 века, его
стиль вобрал в себя характерные черты просвещенного классицизма- культ
разума, совершенство формы, строгие пропорции и некоторые черты рококо-
легкость, изысканность, грациозность.
Клавирное тв-во Баха очень значительно.Наряду с крупными
произведениями Б. сочинял много педагогических пьес. Это Нотная тетрадь
А.М. Бах, Маленькие прелюдии и фуги, инвенции и др.Сборник 2х и 3х гол.
инвенций написан в 1723г. в Кетене и предназначался для занятий со своим
сыном В. Ф. Бахом.Главн. задача- освоить полифонич. технику и приемы
связного и певучего исполнения.
Уч-ся исполняет 3хг. инвенцию до минор. Ее игра осмысленна и достаточно
выразительна.
М.Б. рассказывает о этапах и методах работы над инвенцией.
1.Работа над текстом.
Б. не выписывал обозначения штрихов, артикуляции,динамики,
аппликатуры..поэтому необходимо сказать неск. слов о редакциях. Самая
распространенная ред-ция- Бузони, есть хорошая ред-ция Ройзмана , ред-ция
Гольденвейзера более сложная, она больше предназначена для проф.
исполнителей . Мы пользовались редакцией Бузони, в некоторых местах
меняли аппликатуру, подстраиваясь под индивидуальные особенности уч-ся
(она имеет маленькую руку) Несколько слов об украшениях. Бах иногда
выписывал украшения в нотах, даже составил таблицу украшений в «Нотной
тетради В. Ф. Баха». Основной принцип мелизмов Баха : они исполняются за
счет времени основной ноты. В редакции Бузони все украшения подробно
выписаны.
2.Разбор строения и формы инвенции.
Инвенции Баха написаны в разнообразной форме :в свободной форме канона,
в форме фуги.Инвенция до минор написана в форме фуги.
М.Б.:Наташа, сколько частей в этой инвенции?
Уч-ся:4 части : двойная экспозиция , разработка и реприза.
М.Б.:Стиль Баха – полифонический. Что такое полифония?
Уч-ся: Полифония – это многоголосие.
М.Б.: В этой инвенции Б. использовал имитационный вид полифонии.
«Имитация означает « подражание». А сколько голосов?
Уч-ся: 3 голоса.
По просьбе педагога уч-ся исполняет отдельно 3 голоса, показывает, где
находится тема, противосложение.
3.Работа над интонацией.
Интонация- это это выразительное исполнение всего нотного текста. Нередко
темы Б. пронизаны речевой интонацией. Чтобы музыка была похожа на
живую речь, необходимо прежде всего услышать и выразительно исполнить
звуки, попадающие на слабую долю.
М.Б. просит уч-ся сыграть тему в медл. темпе, сильные доли на «р», а слабые
более глубоким звуком , далее показывает другой способ работы над
интонацией: играет с остановками на сильных долях, исполняя их на «р»,а
слабые исполняет как бы со стремлением в сильную долю, более глубоким
звуком. Затем просит уч-ся повторить, а потом исполнить тему ровным
звуком, но выразительно « проговаривая» слабые доли. Исполнение
становится более осмысленным.
4. Работа над звуком.
Во времена Б.» клавир «
– это клавесин, клавикорд, спинет, чембало. Известно, что Б. играл на 2ух
инструментах- клавесине и клавикорде , но больше предпочитал
клавикорд.Клавесин имел звонкий,но быстро угасающий звук,невозможность
сделать крещендо, диминуэндо, толко смена мануалов ,больше подходил для
произведений виртуозного плана. Клавикорд имел камерное, но более
певучее звучание,более разнообразное в динамическом отношении.
Инвенция до мин. явно написана для клавикорда,одна из важных задач в
работе над звуком в этом произведении– добиться певучего исполнения.2ая
не менее важная задача направлена на выявление самостоятельности каждого
голоса, для этого необходимо придать индивидуальную тембральную
окраску каждому голосу,пользуясь различными пианистическими приемами.
М.Б. играет тему в верхнем голосе, она должна звучать светло, прозрачно,
как бы имитируя звучание флейты или скрипки. Затем просит уч-ся
повторить. Чтобы добиться правильного звучания, необходимо расслабить
руку, играть кончиками пальцев, очень певуче. Тема в среднем голосе имеет
другую тембральную окраску, более сочную, это звучание альта. Для этого
нужно играть свободной рукой,» подушечками», глубже. Тема в нижнем
голосе еще более обьемная и глубокая,это звучание виолончели. Чтобы
добиться такого звучания , необходимо пользоваться весом всей руки ,локтя,
пальцы как бы» прорастают» на дно клавиши.
5.Работа над динамикой.
Динамика Баха не терпит нюансовой пестроты. Возможны длительные
нарастания звука, значительные кульминации,большие построения в одном
плане звучания или сопоставления контрастных разделов с различной
тембральной окраской .
М. Б. разбирает с уч-ся динамический план инвенции до минор. 1ая часть-
это проведение темы в 3ех разных голосах. Во 2ой части эти темы
развиваются, в конце следует 1ая кульминация. В начале 3ей части
происходит внезапная смена динамики с « форте» на «пиано», как бы смена
мануалов ,далее большое развитие тем заканчивается значительной
кульминацией и 4ая часть –это итог и кульминация всей инвенции.
6.Работа над темпом.
За редкими исключениями, Бах не выписывал обозначений темпов в нотных
рукописях. Нужно помнить ,что во времена Б. быстрые темпы были
медленнее, а медленные – быстрее.Выбор темпа в произведениях Баха
напрямую связан с характером исполняемого произведения. Инвенция до
минор имеет спокойный, повествовательный характер и темп ее исполнения
соответственно умеренно спокойный.
В.А. Моцарт- яркий представитель венской классической школы , в области
фортепианной музыки достиг высочайших вершин.Его творчество стоит на
грани 2ух эпох: клавирной и фортепианной и вмещает в себя те и иные
черты: прозрачность от клавесина, певучесть, богатство красок и интонации
от фортепиано. Его стилю присуще сочетание гомофонно- гармонического и
полифонического склада.
Уч –ся исполняет сонату Моцарта соль мажор № 5 , 1ую часть в среднем
темпе.
М.Б. говорит о том, что соната находится на среднем этапе изучения, еще
предстоит много работы.
1. Работа над текстом
М.Б.: Изучая сонату, мы пользуемся редакцией Мартинсена, только в
некоторых местах изменили аппликатуру на более удобную для уч-ся.
Моцарт , в отличие от Баха тщательно выписывал знаки артикуляции. С 16
века нотная запись знала точки, клинья(стаккато),лиги. Стаккато у М. разное:
точки- более мягкое, клинья- более острое, точки под лигой – еще более
мягкое . Лиги длинные и короткие по 2, 3, 4 звука : последний звук играется
на стаккато.Понятие фразировочной лиги не существовало,оно появилось
только в 19 веке.
Исполняя произведения венских классиков ,очень важно точное исполнение
нотных указаний, например точное снятие на паузах. Уч-ся уже приобрела
этот навык, изучая сонатины Клементи, Кулау в предыдущие годы.
2.Работа над интонацией и звуком.
Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью,богатством
красок, здесь звучание флейты, скрипки, труб, рожка, оркестровое «тутти».
Работая над звуком, необходимо помнить ,что фортепиано времен Моцарта
было более хрупким, его звучнось- более слабая,богатая обертонами,
прозрачная, «серебристая». Фортепиано имело очень яркий верхний
регистр,басы обладали округлой полнотой, отличаясь от глухого, вязкого
звучания современных роялей.
М.Б. предлагает уч-ся поработать над более выразительной интонацией
партии левой руки : 1) поиграть сильные доли мягче, а слабые- глубже
2) поиграть группы 8-ых с остановками на «раз», а «2,3,4» - со стремлением
в «раз» 3) сыграть всю партию ровным звуком , но выразительно.
Работая над звуком , очень важно добиться различной тембральной окраски
партий правой и левой руки , разнообразия красок .Главная тема в правой
руке- светлая, звонкая; такого звучания можно добиться благодаря
активному кончику пальца, который слегка «прорастает» в глубину, партия
левой руки имеет более приглушенную окраску:здесь необходимо играть
активным кончиком пальца как-бы впол-клавиши ,совершенно освобождая
запястье, используя обьединяющие движения локтя.
3. Работа над динамикой.
Моцарт, в отличие от Баха,выставлял динамические оттенки,но достаточно
скупо: прежде всего «форте» и «пиано», другие динамические градации - еще
реже.Форте у М. не должно звучать также мощно как напр. у Бетховена или
даже у Баха. Форте у М. – это не только сила звука, но и выражение чувств,
отражение высшей степени душевного накала.
М.Б. просит уч-ся исполнить связующую тему. В партии левой руки звучат
октавы,здесь нужно передать звучание оркестра. Но тем не менее , октавы
должны быть достаточно легкими, «изящными», а не тяжелыми и вязкими ,
как часто их исполняют в этом месте .
4.Работа над техникой и темпом.
Моцарт сам обозначал темп, но не оставил цифровых показателей
метронома. Он не любил, когда его музыку исполняли слишком
быстро, этому осталось много подтверждений в письмах, в
воспоминаниях современников. «Если в самом исполнении нет огня, то
спешкой его туда не внесешь» ( В. А. Моцарт)
Тем не менее темп в этой сонате достаточно подвижный,чтобы его добиться
необходимо решить технические проблемы, возникающие у уч-ся при
исполнении в быстрм темпе. М. Б. просит уч-ся сыграть пассаж из 16ых
в заключительной теме различными техническими приемами.
Очень важно при исполнении сонаты в быстром темпе не потерять
выразительности интонирования и разнообразия красок в
звукоизвлечении. Поэтому работа над сонатой ведется в 2ух
направлениях: работа над интонацией и звуком ; работа над техникой.
Вывод:
Работая над произведениями классических композиторов, перед
преподавателем стоит задача не только ознакомить ученика со стилем
данного композитора, но привить навыки и научить грамотно
исполнять произведения этого композитора. Это нелегкая задача,
требующая больших знаний , опыта и терпения.