Автор: Колпакова Любовь Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" ЗАТО Озерный
Населённый пункт: ЗАТО Озёрный Тверской области
Наименование материала: Рабочая образовательная программа
Тема: "Вокальный ансамбль"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств»
закрытого административно-территориального образования
Озерный Тверской области
Рабочая образовательная программа
«Вокальный ансамбль»
преподавателя класса эстрадного пения
(сольное пение, вокальный ансамбль)
Колпаковой Любови Николаевны
ЗАТО Озерный
2019 г.
Вокальный ансамбль.
Интерес к предмету «Вокальный ансамбль» со стороны преподавателей,
обучающихся и родителей заметно возрастает. Это обусловлено тенденцией к
обновлению концертнх форм, оживлению концертной практики, а также
интереса к сольному вокальному исполнительству.
Так как занятия в ансамбле значительно больше, чем в хоре, повышают
ответственность каждого участника за качественный уровень выступления, то
активизируется учебный процесс в целом, что позволяет добиться более
значительных
результатов
как
в
сольном,
так
и
в
коллективном
исполнительстве.
Занятия ансамблем являются базой для дальнейшего профессионального
роста его участников, укрепляет и развивает их ансамблевые навыки.
Данная
программа
предлагает
вариант
систематических
занятий
вокальным ансаблем, начиная со 2 класса. В младших классах ансамбль по
своим возможностям и результатам деятельности является учебным. Начиная с
4-5 классов, когла в исполнении появляется новый качественный вокально-
технический уровень, артистизм, свобода владения материалом, ансамбль
постепенно переходит в разряд концертных.
Новизна
данной
программы
–
в
выделении
формы
ансамбля
в
самостоятельный вид систематизированной работы с детьми, в подборе
репертуара о разным возрастам и по степени трудности, что позволяет в итоге
занятий создать ансамбль не просто учебного, а концертного уровня.
Удобнее объединять детей одного уровня подготовки и возраста, то есть
по классам, что позволяет иметь постоянный состав ансамбля, достаточно
ровный
по
вокальным
возможностям,
и
обеспечивает
перспективу
постепенного усложнения исполняемой программы в соответствии с развитием
коллектива.
Цели и задачи обучения в классе вокального ансамбля.
Основной целью занятий является музыкально- эстетическое развитие
личности ребенка, способного к творческому самовыражению через пение в
ансамбле.
Формирование
вокально-хоровых
навыков,
овладение
художественным исполнением произведения должно рассматриваться во
взаимосвязи с развитием качеств личности участников коллектива.
Задачи, реализуемые программой.
Образовательные:
- расширение круга представлений и знаний о музыке, композиторах,
музыкально-художественых стилях, об ансамблевом исполнительстве;
- знакомство с различными произведниями, способствующими значительному
расширению кругозора обучающихся и развитию их общего музыкально-
эстетического уровня.
Развитие:
-
у обучающихся умения решать
музыкально-художественные задачи
совместно с другими участниками ансамбля;
- чувства ансамбля – умения слышать себя и партнеров;
- совершенствование вокально- ансамблевых умений ( координации слуха и
голоса, чистоты интонирования, гармонического слуха, вокально- дикционных
навыков);
- эмоциональной выразительности;
- навыков актерского мастерства, умения держаться на сцене;
-
участие в творческой работе над произведением, в развитии идей по
сценическому воплощению произведений и театрализаций.
Воспитание:
- умения работать в коллективе;
-
осознания
исполнительской
дисциплины,
требовательности
к
себе,
необходимости быть точным и организованным;
- осознания собственной ответственности за результат работы в ансамбле и
нужности, необходимости каждого исполнителя – участника ансамбля.
Количество учебных часов в год - 34 (1 академический час в неделю).
Структура урока в классе вокального ансамбля:
5-10
минут - распевание, 35-40
минут
- работа над разучиванием и
исполнением произведения в ансамбле ( беседы о произведении, анализ
музыкальной партитуры, работа по партиям и совместно).
Методы работы в классе ансамбля.
1.
Аналитические:
анализ
музыкального
и
поэтического
текста,
музыкальной
формы
произведения,
объяснение
содержания,
разъяснение замысла композитора.
2.
Практические:
показ
преподавателя,
вокальный
тренинг,
репетиционный процесс работы над произведением.
3.
Слушание аудио записей и просмотр видео материалов.
Формы организации деятельности обучающихся:
- преимущественно ансамблевая, которая включает в себя работу всей группой;
- раздельная работа по партиям, особенно в начальный период;
- индивидуальная работа в случае необходимости, особенно в начальный
период.
Основные критерии оценки качества ансамблевого исполнения.
1.
Качество
вокальной
работы
(вокальные
навыки,
дыхание,
артикуляция, дикция и т. д.).
2.
Чистота интонации в партиях и общий строй.
3.
Ансамбль ритмический, гармонический, динамический.
4.
Художественная выразительность, концертность в исполнении.
5.
Включение в программу произведений, исполняемых a capella.
Форма оценки занятий – зачет, который проводится один раз в полугодие.
Возможны выступления на концерте перед родителями, лучшие номера
исполняются на отчетном концерте отделения в конце года.
Занятия
в
классе
вокального
ансамбля
позволяет
обучающемуся
расширить свой кругозор, увеличить объем музыкальных знаний и умений,
сформировать свои музыкально- эстетические представления, быть более
подготовленным слушателем в концертных залах, самому стать активным
участником молодежных самодеятельных
ансамблевых коллективов, петь
сольно и в вокальном ансамбле. В то же время занятия в ансамбле направлены
на
формирование
профессионального
интереса
в
области
дальнейшего
музыкального образования,
стремления к совершенствованию вокально-
музыкальных умений.
Младшие классы. (2-4 классы)
Весь период работы с ансамблем можно разделить на несколько этапов.
Первый, подготовительный, включает в себя:
-
знакомство
обучающихся
с
музыкальной
грамотой,
музыкальной
терминологией, пение по нотам;
- освоение вокально-хоровых навыков – дыхание, вокализация, координация
слуховых представлений и точность певческой интонации;
- пение в унисон.
Основной результат подготовительного этапа – умение чисто пропеть по
нотам несложную мелодию, правильно соблюдая метроритм, умение петь
стройно в унисон. Задачи подготовительного этапа реализуются на всех
музыкальных занятиях – фортепиано, сольфеджио, хор, на индивидуальных
занятиях.
Базой, на которой возможно начинать заниматься ансамблем с детьми.
Является
наличие
вокальных
навыков,
умения
чисто
и
правильно
интонировать, умение держать унисон, активно, сосредоточенно работать в
коллективе.
Начальный этап занятий ансамблем.
Работа в ансамбле требует постоянного активного внимания. Начинать
занятия
надо
с
исполнения
в
унисон
несложных
произведений
с
аккомпанементом. Слишком сложные и длинные произведения ослабляют
активность, а долго разучиваемые – уменьшают интерес к занятиям. Очень
важно правильно, «по силам», выбрать репертуар, скорректировать программу,
возможно и заменять трудные для исполнения произведения.
Интерес к участию в ансамбле проявляется сразу же после начала занятий.
Поддержать и развить этот интерес -
главная задача преподавателя.
Эмоционально положительная атмосфера проводимых музыкальных занятий –
необходимое условие работы в классе.
Интеграция с некой театрализацией песен, использование сольных реплик,
жестов, деталей, игровых предметов, костюмов и т д. – все это оживляет
занятия, создает творческую атмосферу.
Очень важны репетиции на сцене, в зале, во время которых обращается
внимание на эмоциональную выразительность, артистизм исполнения.
Главный итог начального периода обучения -
это радость пения в
ансамбле, желание ребенка показать свои умения в концертных выступлениях.
Если обучающийся чувствует себя психологически комфортно в ансамбле,
значит, у него есть возможность развиваться, исполняя все более сложную и
сложную музыку.
Ко второму году обучения ребята привыкают к пению в ансамбле, они
уверенно держатся на сцене, не испытывая такого волнения, как в первый год
занятий. Дети предпочитают исполнять эмоционально яркие произведения,
выбирают веселые, шутливые и выразительные минорные.
В начальный период занятий ансамблем большую пользу приносит
работа с канонами. Они вносят новые краски и разнообразие в репертуар
ансамбля, приучают участников к координации мелодических линий в
гармоническом сочетании, становятся базой для дальнейшей работы с
многоголосием (полифонией).
Постоянно
происходит
работа
над
совершенствованием
вокально-
ансамблевых умений:
- гармонический слух – умение подстраиваться, чисто держать свою
партию;
- координация метроритма в исполнении;
- вокальный слух (умение правильно вести свою партию);
- работа над дикцией и артикуляцией.
В следующем классе работу
в ансамбле можно охарактеризовать как
переходный в освоении ансамблевой практики. Обучающиеся осваивают
многоголосие, расширяют исполнительские возможности, укрепляют крайние
ноты диапазона. С 4 класса ансамбли активно и уверенно участвуют в
концертах и даже конкурсах.
Старшие классы.
Работа над созданием ансамбля концертного уровня.
Работа в старших классах направлена на дальнейшее развитие вокально-
технических
навыков,
художественной
выразительности
исполнения,
достижения концертного уровня. Ансамблевый коллектив уже сформировался
за предыдушие годы работы, возможности участников значительно возрасли,
накоплен практический опыт исполнения, участия в концертах. Можно
говорить о создании концертного ансамбля.
Ансамбль можно считать концертным,
исходя из художественного
впечатления, которое он производит на слушателей, высокого качественного
уровня
вокального
исполнения,
артистизма
и
свободы
музыкального
выражения.
Для участия в концертном ансамбле требуются хорошие вокальные
данные каждого участника, что позволяет каждому проявить на сцене свою
индивидуальность и артистизм в рамках ансамблевого выступления. Таким
должен быть результат систематических занятий ансамблем.
Репертуар каждого года – это качественно новая ступень в развитии
ансамбля.
Усложняется
партитура:
используются
элементы
полифонии,
гармонический план исполняемых произведений становится более сложным,
появляются произведения на иностранном языке.
Необходимо помнить, что правильный подбор материала, зависящий от
возможностей ансамбля, определяет успешный результат в работе.
Методика воспитания вокально- ансамблевых навыков.
Младшие классы.
1.
Певческая установка. Правильное положение корпуса, головы,
плеч, рук и ног при пении.
2.
Работа
над
дыханием.
Спокойный,
бесшумный
вдох,
правильное расходование дыхания на музыкальную фразу( постепенный
выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук,
одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без
смены дыхания между фразами в подвижном темпе.
3.
Работа над звуком. Естественное звукообразование, пение без
напряжения, правильное формирование звуков, ровное звуковедение,
протяженность
отдельных
звуков,
достижение
чистого,
красивого,
выразительного пения. Постепенное расширение диапазона.
4.
Работа над дикцией. Элементарные приемы артикуляции, ясное
произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к
следующему слогу, короткое и четкое произношение согласных в конце
слова, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в
конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение
текста, выделение логических ударений. Дикционные упражнения.
5.
Вокальные упражнения – распевания.
Пение несложных
вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов,
улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время –
наилучшему усвоению изучаемого репертуара.
Например:
- нисходящие трех – пятиступенные построения, начиная с середины регистра
(секвенции), то же в восходящем движении, начиная с нижних звуков регистра;
- смена гласных на повторяющем звуке;
- гамма в нисходящем и восходящем движении( после усвоения ее небольших
отрезков);
- трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх;
- небольшие мелодические обороты (отрывки песен, попевки).
6. Работа над строем и ансамблем. Стройное в интонационном и ритмическом
отношении пение. Слитность голосов и устойчивость интонации (чистота
унисона), умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из общего
звучания. Двухголосное пение. Ровность звучания партий.Легкие примеры a
capella.
7. Работа над текстом и партиями. Уверенное знание текста как предпосылка
для более свободного пения и чистого интонирования.
Старший возраст.
1.
Певческая установка. Укрепление навыков певческой установки.
2.
Работа над дыханием. Дыхание при усилении и затихании звучности. Паузы
между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при
исполнении продолжительных мелодических построений. Владение дыханием
на выделенном звуке. Приемы «цепного» дыхания. Непрерывность полноты
звучания при «сцепленном» дыхании. Закрепление навыков дыхания.
3.
Работа над звуком. Закрепление навыков по формированию гласных.
Углубленная работа над кантиленой, владением legato. Пение non legato и
staccato . Полнота звучание без форсировки, при правильном звуковедении.
Работа над расширением звуковой шкалы.
4.
Работа над дикцией. Дальнейшее укрепление
дикционных навыков.
Усложнение дикционных упражнеий.
5.
Вокальные упражнения. Пение упражнений, укрепляющих навыки
звукообразования и приемы артикуляции, упражнения, помогающие работе
над расширением и укреплением звукового диапазона.
6.
Работа над строем и ансамблем. Выравнивание унисона в интонационном
отношении( горизонтальный строй0 Стройное пение многоголосия с
сопровождением(не поддерживающих голосов) и a
capella. Работа над
чистотой интонации, интервальной и аккордовой (вертикальный строй).
Выравнивание партий по звучанию(количество поющих в партии может
быть неодинаковым) и слитность их в аккорде. Точная интонация при
хроматизме и модуляции. Пение трудных примеров полифонического
склада. Ансамбль при условии выделения ведущей партии, то же при пении
с солистом(аккомпанемент). Пение небольших каденций одноголосно и
многоголосно, пение гармонических последовательностей, укрепляющих
строй.
7.
Работа над текстом и партиями. Освоение навыка четкого произношения
текста в случаях несовпадения его между партиями, переплетающийся текст
в
произведениях
полифонического
склада.
Соотношение
партий
в
многоголосии – зависимость их друг от друга. Например: интервальное
соотношение,
параллельное
и
противоположное
движение
голосов,
совпадение и несовпадение ритма. Сольфеджирование.
Репертуар.
Требования, предъявляемые к репертуару в классе ансамбля:
1.Произведения должны представлять собой художественную ценность.
2.Произведения должны быть доступны для освоения ансамблем по уровню
сложности.
3.В младших классах исполняются произведения, которые могут быть
сценически оформлены(театрализованы), инсценированы.
4.В программе
ансамбля должны быть произведения, контрастные по
характеру, фактуре, если возможно, по стилю.
5.Во всех классах следует стремиться к исполнению произведений a capella.