Работа с технологическими картами УМК "Перспектива"
Автор: Михайлова Марина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №5 Населённый пункт: город Чернушка, Пермский край Наименование материала: статья Тема: Работа с технологическими картами УМК "Перспектива" Раздел: начальное образование
Работа с технологическими картами УМК «Перспектива»
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи.
Учитель
–
профессия
необыкновенная.
Преподавая
свой
предмет, обучая других, мы всю жизнь учимся сами. Однако, «не в
количестве
знаний
заключается
образование,
а
в
полном
понимании и искусном применении того, что знаешь».
Ре ч ь
п о й д ё т
о б
и с п ол ь з о в а н и и
и н н о в а ц и о н н о г о
методического
инструментария
технологической
карте.
Это
особенно актуально после введения ФГОС второго поколения с 1
сентября
2011
года,
в
котором
требования
к
результатам
образования предполагают осознанную деятельность школьников
по достижению учения учиться.
Технологическая карта для меня – это одновременно и
планирование, и конспект урока с исчерпывающей системой всех
этапов учебного процесса, включая различные учебные задания, с
выверенным целеполаганием, и с чётко прописанными
планируемыми результатами, как для учащихся, так и для учителя -
ВСЁ «в одном флаконе».
Итак , начнём с самого начала. Почему я использую ТК? В 2010 году
мы стали работать по новым учебникам УМК «Перспектива». Это
новые учебники созданные в соответствии с требованиями нового
стандарта. В дополнение к учебникам издательство «Просвещение
выпустило методические рекомендации, в которых было описано
что должен знать ребёнок по изучению той или иной темы, но не
было сказано как это до него донести. Не было конспектов уроков,
к чему мы были приучены, работая по старым стандартам. То есть
до всего надо было доходить самим. И здесь на помощь пришли ТК
разработанные и апробированные лучшими учителями Санкт –
Петербурга.
А теперь переходим к структуре технологической карты.
Технологические карты выпущены по всем предметам. (слайд 2)
Она состоит из раздела, темы, целей, основного содержания темы,
терминов и понятий , которые должны изучить дети. Далее идёт
планируемый результат, который включает : личностные умения,
метапредметные умения, предметные умения. (слайд 3) Хорошо
прописана организация образовательного пространства. Затем
идут этапы работы.
В каждой ТК (слайд 4) , в 1 этапе ,ученику предоставляется
возможность
начинать
изучение
темы
с самоопределения
( мотивации, определения потребности и постановки цели своей
д е я т ел ь н о с т и ) .
( с л а й д
5 ) 2
э т а п
- учебно-познавательная
деятельность
.
Это
этап
освоения
материала
посредством
выполнения
учебных
заданий.
Причём
задания
подобраны
на
«знание»,
«понимание»
и
«умение».
Учебно-познавательная
деятельность предполагает
строгое
логическое
следование
(переход) от задания на «знание» к заданию на «понимание» и
только после этого к заданию на «умение». Считаю удачным то,
что заданий на «умение» предлагается с избытком, это позволяет
учителю варьировать работу и выбирать более актуальные виды
заданий для своего класса.
И, наконец, самый интересный, самый творческий и поэтому,
с а м ы й
с л о ж н ы й
( с л а й д
6 )
3
э т а п -
интеллектуально-
преобразовательная деятельность.
На него можно отводить урок
или более, по усмотрению учителя. Данное задание предполагает
индивидуальную работу, но допускает и деятельность в паре или
группе
с
последующим
устным
представлением
результата
деятельности
либо
одним
учеником,
либо
группой
школьников.
Весь
учебный
материалл
по
теме
делится
также
на
несколько
блоков. (слайд 7) В каждом блоке прописываются цели,
какие
должны
быть
сформированы
умения
и
необходимые
диагностические
и
контрольные
задания
для
отслеживания
результативности
учебного
процесса.
Продуманная
система
промежуточного контроля эффективно готовят учащихся к итоговой
контрольной
работе
и
интеллектуально-преобразовательной
деятельности.
После нескольких содержательных блоков
идёт отдельный
самостоятельный блок (слайд 8)
контроля и диагностики . В нём
чётко прописаны цели и обозначены планируемые результаты, что
помогает отслеживать реально достигнутые умения школьников.
Этот блок всегда идёт перед 3 этапом. Завершающим является 4
этап (слайд 9), рефлексивная деятельность. Этот этап включает в
себя самоанализ и самооценку ученика и самого учителя.
На что стоит обратить внимание учителю, начиная работу с
технологической картой? Внутри содержательных блоков ТК нет
чёткой границы конца урока, нет указаний для учителя, сколько
часов идёт на каждый блок учебно-познавательной деятельности.
Это сделано намеренно, чтобы каждый учитель мог самостоятельно
определять количество часов и количество заданий в зависимости
от уровня подготовленности класса или степени сложности учебной
задачи
Работая по ТК важно помнить: учитель проектирует учебную
деятельность учащихся так, чтобы каждый урок заканчивался
небольшой диагностикой (под диагностикой понимается не только
учебное задание, но и публичное или индивидуальное
представление промежуточных результатов: у кого и что
получилось без ошибок, кто справился сам, кому потребовалась
помощь, кто не справился, насколько доволен результатом
деятельности, и т.д.).
Преимущества технологической карты для учителей: (слайд 10)
• использование готовых разработок по темам освобождает
учителя от непродуктивной рутинной работы;
• освобождается время для творчества учителя;
реализовать планируемые результаты ФГОС
системно формировать у учащихся УУД
осмыслить и спроектировать последовательность работы по
освоению темы от цели до конечного результата
выполнять диагностику достижения планируемых результатов
учащимися на каждом этапе освоения темы