Автор: Ольга Николаевна Тахтеева
Должность: МБОУ "Гимназия №2 г. Тосно им. Героя Социалистического Труда Н.Ф. Федорова" "
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2 г. Тосно им. Героя Социалистического Труда Н.Ф. Федорова""
Населённый пункт: город Тосно Ленинградской области
Наименование материала: конспект урока внеклассного чтения
Тема: Нравственные уроки в произведении А. С. Сухомлинского «Две матери».
Раздел: начальное образование
Тема: «Нравственные уроки в произведении А. С. Сухомлинского «Две
матери».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
формировать умения учащихся соотносить впечатления от прочитанного произведения со
своим жизненным опытом на основе понимания главной мысли произведения А. С.
Сухомлинского «Две матери».
Развивать умение исследовать проблему, делать выводы; высказывать и аргументировать
своё отношение к прочитанному, сравнивать героев произведения, анализируя содержание
произведения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь анализировать произведение.
Метапредметные:
познавательные:
-уметь прогнозировать развитие событий;
-уметь анализировать и обобщать языковой материал.
Личностные:
- формировать умения выражать свои чувства на основе своего жизненного опыта;
-
проявлять положительное отношение к чтению.
регулятивные:
-контролировать речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
-уметь выполнять действия по инструкции.
Коммуникативные:
- проявлять умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Ход урока
I.
Орг. момент.
II.
Введение в тему урока, подготовка детей к восприятию
произведения.
Учитель:
В чем счастье матери? Конечно в детях.
Их любишь так, что на словах не передать.
Они, для мамы, красИвее всех на свете,
И мама ради них готова жизнь отдать!
Кому посвящено это стихотворение?
Для чего человеку нужна мама?
По словам автора, в чем счастье матери?
Как думаете, кому будет посвящен наш урок?
А почему именно сегодня мы хотим посвятить урока нашим мамам?
Вывод: нет народа у которого материнство не пользовалось бы великим
почетом. Праздник День матери в России был установлен Указом
Президента 20 лет назад, в 1998 году, и отмечается в последнее воскресенье
ноября. Поэтому сегодня наш урок мы посвящаем Вам – наши мамы.
III.
Чтение произведение. Концептуальная беседа по тексту.
На слайде:
В. А. Сухомлинский «Две матери»
Прочитайте, с каким произведением мы будем сегодня работать?
Предположите, о чем будет это произведение?
1ч. – читают дети.
Кто родился у матерей?
Прочитай: о чем мечтала Белокосая мать?
По мнению Белокосой матери, ради чего стоит жить? –
подчеркнуть в тексте.
Прочитай: о чем мечтала Чернокосая?
По мнению Чернокосой матери, каким важнее стать человеком? -
подчеркнуть в
тексте.
Предположите, сбудутся ли мечты матерей?
Так, о чем же будет рассказ?
Чтобы ответить на этот вопрос будем вести дневник.
На слайде дневник
2ч – читает учитель.
Как думаете, почему женщины молчали о своих сыновьях?
3ч – читают дети.
Кем стал сын Белокосой матери?
(слайд: выдающейся музыкант)+в тексте
Сбылись ли мечты Белокосой матери?
С каким чувством это говорит мать? (
слайд: гордость за сына)+ в тексте
Кем стал сын Чернокосой матери?
(слайд: хлебороб)+ в тексте
С каким чувством это говорит мать?
(слайд: ___)
Сбылись ли мечты Чернокосой матери?
Найди и прочитай, как об этом сказала Белокосая?
Почему она так сказала?
4ч. – читают дети.
Понаблюдаем, как меняются чувства матерей в этом произведении.
Найдите, какие чувства испытывает Чернокосая мать, когда к ней приезжает
сын?
( на слайде: светилась от радости)+ в тексте
Как думаете, почему автор так сказал?
Что автор говорит о чувствах Белокосой?
Почему автор молчит?
Продолжаем читать произведение.
5ч. – читают дети.
Найдите, что чувствовала Чернокосая мать, когда приходил сын навещал ее?
( на слайде: лицо светилось от счастья, помолодела )+ в тексте
Найти в тексте: как себя чувствовала Белокосая мать?
(на слайде: вздыхала, боль в
сердце)+ текст
Как понимаете, «мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал»
Как думаете, подтвердились ли слова Белокосой матери, что счастье обошло
Чернокосую?
Дочитаем рассказ и узнаем, чем же закончилась эта история.
6ч – читают дети.
Найдите в тексте: что по мнению автора помогло выздоровлению
Чернокосой?
( на слайде: от сыновьей улыбки выздоравливает)+ текст
Найдите в тексте: почему Белокосая осталась лежать в больнице
?
(на слайде: никто не пришел, сталась в больнице)+ текст
IV.
Обобщение прочитанного.
ВЫВОД: О чем мечтала каждая мать?
Сбылись ли мечты двух матерей?
Пользуясь записями, ответьте на вопрос – кто из матерей по-настоящему
счастлив и почему?
А кого обошло материнское счастье, почему?
В чем же заключается счастье матери?
Можно стать великим музыкантом, космонавтом, знаменитым артистом,
даже президентом. Но при этом каким ты должен стать сыном или
дочкой?
Прочитай в первой части, как об этом сказала Чернокосая маь?
Что же нужно сделать, чтобы мамины глаза светились от счастья?
Какие уроки, заключены в этом произведении, ты считаешь важными?
V.
Рефлексивный этап.
- Материнская любовь… Как много о ней сказано, написано, спето…Что
может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как молитва, помогает
детям в самые трудные моменты жизни. Но всегда ли дети с благодарностью
относятся к своим матерям? Каково бывает отношение детей к матери? Эти
вопросы всегда волновали поэтов, писателей, педагогов, надеюсь, что этот
урок взволновал и вас, ребята.
Перед вами открытки.
Напишите, что бы вы сказали маме, чтобы ее глаза светились счастьем?
Какое настроение у вас ребята после урока?
- Мне сегодня сложно ставить оценки, главной задачей было вызвать вас
ребята на разговор. Но вы читали, рассуждали мне бы хотелось назвать тех,
чья работа была наиболее активной, назвать тех, кто умело доказывал и
рассуждал во время работы над текстом.
ДЗ
1.
Найти и прочитать рассказ Б. Емельянова "Мамины руки".
2.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу «Две матери».
3.
Перечитать ту часть, которая тебя больше взволновала.
4.
Найти пословицы о маме, о материнской любви.