Автор: Петрова Дарья Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ"
Населённый пункт: г. Тулун
Наименование материала: сценарный план урока
Тема: Использование творческих и игровых приёмов на уроке хора с учащимися ДМШ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Тулуна
«Детская музыкальная школа»
План – конспект урока на тему
«Использование творческих и игровых приёмов
на уроке хора с учащимися ДМШ»
Составила преподаватель Д.С. Петрова
г. Тулун, 2021 г.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН
Открытого урока по классу/предмету хор
Преподавателя МБУ ДО «ДМШ» г. Тулуна
Петровой Дарьи Сергеевны
Дата проведения: 22.11.2021 г.
Целевая аудитория: Хор «Радуга»
Тип урока: формирование навыков и умений через творческие и игровые
приёмы в практической работе.
Вид урока: комбинированный.
Форма урока: групповая.
Тема урока: «Использование творческих и игровых приёмов на уроке хора с
учащимися ДМШ»
Цель урока:
активизация учебной, познавательной деятельности через
практические приёмы работы.
Задачи урока:
- Заинтересовать детей к хоровому искусству с помощью творческих и
игровых приёмов.
- Развивать у детей ощущения ладовой окраски исполняемой музыки,
чувство ритма.
- Развивать координацию между слухом и голосом, интонационные навыки.
- Развивать внутренний слух у детей.
Методы обучения:
- наглядно слуховой;
- словесный (обсуждение, образные сравнения)
- практический
- проблемно-поисковой
- игровой
Содержание урока:
Организационный этап: приветствие, сообщение темы и хода работы на
уроке.
План учебного занятия:
- Разминка (упражнения для освобождения мышц корпуса, артикуляционная
гимнастика, дыхательная гимнастика)
- Скороговорки;
- Вокально-интонационные упражнения (вокализ);
- Работа с хоровыми произведениями:
1. сл. Е. Голубева, муз. А. Журбина «Золотой Колокольчик»
2. сл. А. Плещеева, муз. П. Чайковский «Мой садик»
3. сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова «Точка»
Заключительная часть: Обобщение, подведение итогов, оценка.
Оборудование:
фортепиано,
нотная
литература,
пюпитры,
наглядный
материал
(круги
трёх
цветов),
шумовые
инструменты
(маракасы,
треугольники, ложки, кубики)
Ход занятия:
Организационная часть:
Начало урока:
Преподаватель:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Вашему вниманию
предоставляется видео-урок с учащимися хорового коллектива «Радуга»
посёлка железнодорожников. Возраст детей от 8 до 15 лет.
Тема урока: «Использование творческих и игровых приёмов на уроке хора с
учащимися ДМШ»
Цель урока:
активизация учебной, познавательной деятельности через
практические приёмы работы.
И так начнём!
Организационный момент
Преподаватель: Сегодня ребята, у нас с вами будет творческий урок. На
занятии мы будем не только петь, но и будем с вами играть. Это поможет нам
развивать интонационный слух, ритмический слух, активность зрительного
внимания. Будем с вами собраны и у нас всё получится!
Разминка
Выполняется под счёт: раз, два, три, четыре.
Счёт может озвучивать любой из учеников.
1. «Силач» (напреч мышцы тела, затем расслабить)
2. «Крылья» (не торопливые взмахи руками в стороны и назад)
3. «Кривляка» (легко и свободно покривляться)
4. «А-А-А-А»
5. «АО-АО-АО-АО»
6. «АУ-АУ-АУ-АУ»
7. «АОЫ-АОЫ-АОЫ-АОЫ»
8. «АМ-АМ-АМ-АМ» (упр. «Замочек»)
9. «УА-УА-УА-УА» (упр. «Рыбка» - выполняется без звучно)
10. «УА-УА-УА-УА» (упр. «Лягушка» - выполняется со звуком)
11. «Поцелуйчик» (вытягивание губ со звуком)
12. «Машина» (работа губных мышц)
13 «Рычание» (работа мышц языка, звук «Р»)
14. «Мур – Мур – Мур - Мур» (активизация работы губ и языка)
15. «Трубочка» (язык выходит трубочкой в перёд, назад)
16 «Прикус» (прикусывание кончик языка)
17. «Полоскание» (с закрытым ртом имитировать полоскание водой)
18. «Щёчки» (надуть и поочерёдно пальцем лопнуть, чтобы вышел воздух)
(тоже упражнение выполнить с проколом одновременно 2-ух щёк)
19. «Качеля» (движения челюсти в право, в лево)
20. «Карусель» (круговые движения челюсти в право, в лево)
21. «ЩА – ЩА – ЩА – ЩА» (имитирование пасти кобры)
22. «Дыхание 1» (медленный вдох и спокойный выдох)
23. «Дыхание 2» (активный вдох и толчкообразный выдох)
24. Б – П (4 р.); Г – К (4 р.); Д – Т (4 р.); В – Ф (4 р.); Ж – Ш (4 р.); З – С.
(чередование звонких и глухих согласных)
25. «Массаж лица» (прикосновения лёгкими движениями кончиков пальцев)
26. «Массаж ушек» (растирание с верху вниз, с низу в верх)
27. «Кулачки» (разминка рук, ног, спины – «Паровозик»)
28. «Разминка кистей» (круговые движения в перёд, назад)
29. «Потрясти ноги» (освобождение, придание лёгкости)
30. Потянуться в верх на носочки сделать вдох, на выдохе руки вниз, корпус
опустить.
- Разминка окончена.
Работа со скороговорками
- Теперь ребята, мы с вами поработаем со скороговорками. Ответе мне на
вопрос. Для чего мы используем скороговорки?
Ответы детей…
Вот именно скороговорки нам помогают в развитии артикуляционного
аппарата. Но для того чтобы наша с вами работа стала интересней и
творческой мы их будем проговаривать с определённым заданием.
И так начнём!
1.
«Прыгают скороговорки как караси на сковородке»
2.
«Кукушка кукушонку купила капюшон,
Как в капюшоне он смешон»
Задание:
Проговорить, как будто нам очень грустно, мы маленькие
заблудившиеся котята.
3. «У Боярина бобра нет богатства, нет добра
Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра»
Задание: Проговорить строго, как ведущий в телепередачи читает новости.
4. «Трое трубачей трубят в трубы!»
5. «Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку!»
Задание: Проговорить радостно, как будто мы нашли клад!
Распевание
(разогревание голосового аппарата)
При распевании использую игру «Раз, два, три, ну-ка, повтори!»
Ритмическая физминутка.
Цель: Формирование у обучающихся чувства ритма.
Задачи:
- активизация ритмического слуха;
- развитие ритмической памяти;
- развитие внимания и умения работать в коллективе.
Преподаватель: Теперь ребята, чтобы нам было интереснее распеваться мы
поиграем в ритмическую игру- упражнения «Раз, два, три, ну-ка, повтори!»
на внимательность.
Поём распевку: «Раз, два, три, ну-ка, повтори! Ну-ка не зевай, за мною
повторяй». Затем я прохлапываю ритмический рисунок, а вам необходимо
его за мной также повторить, как эхо. Когда я покажу на любого ученика, то
он прохлапывает свой ритм, и нам надо его повторить.
Игра «Ритмический аккомпанемент»
Сейчас ребята, мы вспомним и пропоём «Вокализ» Н. Ладухин (спели)
А теперь наш вокализ украсим ритмическим аккомпанементом.
Мы разделимся на 2 команды. 1-ая команда будет петь вокализ, а 2-ая
команда будет прохлапывать ритмическую фигуру, которую я задам.
Такой аккомпанемент улучшит мелодию новой «краской».
Работа с произведениями
(сначала повторяются партии произведений,
а потом уже для каждого произведения используется игра)
1.сл. Е. Голубева, муз. А. Журбина «Золотой Колокольчик»
Игра «Музыкальный светофор»
Суть этой игры в следующем: когда я показываю зелёный цвет - Хором поём
песню, когда покажу красный цвет – молчим, у вас идёт мысленное
пропевание, и когда покажу жёлтый цвет – имитируем беззвучное пение т.е
работает только артикуляционный аппарат. Главное следить, чтобы при
мысленном пении сохранялся ритм.
(эта
игра
помогает
создавать
нужные
вокально-
интонационные
представления)
2.
сл. А. Плещеева, муз. П. Чайковский «Мой садик»
Игра «В эфире»
Выбираю 4 пары. Разворачиваемся спиной к друг другу. Те дети, которые
стоят отвернувшись, начинают петь, а дети, которые стоят лицом к
зрительному залу только лишь имитируют, открывая рот как буд-то поют
сами.
(этот приём помогает развитию координации между слухом и голосом)
3.
сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова «Точка»
Игра «Узнай партнёра»
В центр выходит 1 ученик, который должен по голосу и тембральной окраски
отгадать кто это поёт. Я показываю из хора на определённого ученика и он
начинает петь не большую фразу из песни. В центре стоящий отгадывает.
(эта игра помогает научиться различать тембральную окраску голоса)
Преподаватель: Спасибо, ребята! Молодцы! Сегодня все очень старались, и
я думаю, что у вас будет отличное настроение до конца дня.
Я в свою очередь за вашу творческую и активную отзывчивость ставлю
оценку «Отлично!»
Аплодисменты нашему уроку (поаплодировали)
урок прошел как всегда быстро и весело, а главное, с пользой для дела.
До свидания!
Хор: До свидания!
Приложение
Разминка
Выполняется под счёт: раз, два, три, четыре.
Счёт может озвучивать любой из учеников.
1. «Силач» (напреч мышцы тела, затем расслабить)
2. «Крылья» (не торопливые взмахи руками в стороны и назад)
3. «Кривляка» (легко и свободно покривляться)
4. «А-А-А-А»
5. «АО-АО-АО-АО»
6. «АУ-АУ-АУ-АУ»
7. «АОЫ-АОЫ-АОЫ-АОЫ»
8. «АМ-АМ-АМ-АМ» (упр. «Замочек»)
9. «УА-УА-УА-УА» (упр. «Рыбка» - выполняется без звучно)
10. «УА-УА-УА-УА» (упр. «Лягушка» - выполняется со звуком)
11. «Поцелуйчик» (вытягивание губ со звуком)
12. «Машина» (работа губных мышц)
13 «Рычание» (работа мышц языка, звук «Р»)
14. «Мур – Мур – Мур - Мур» (активизация работы губ и языка)
15. «Трубочка» (язык выходит трубочкой в перёд, назад)
16 «Прикус» (прикусывание кончик языка)
17. «Полоскание» (с закрытым ртом имитировать полоскание водой)
18. «Щёчки» (надуть и поочерёдно пальцем лопнуть, чтобы вышел воздух)
(тоже упражнение выполнить с проколом одновременно 2-ух щёк)
19. «Качеля» (движения челюсти в право, в лево)
20. «Карусель» (круговые движения челюсти в право, в лево)
21. «ЩА – ЩА – ЩА – ЩА» (имитирование пасти кобры)
22. «Дыхание 1» (медленный вдох и спокойный выдох)
23. «Дыхание 2» (активный вдох и толчкообразный выдох)
24. Б – П (4 р.); Г – К (4 р.); Д – Т (4 р.); В – Ф (4 р.); Ж – Ш (4 р.); З – С.
(чередование звонких и глухих согласных)
25. «Массаж лица» (прикосновения лёгкими движениями кончиков пальцев)
26. «Массаж ушек» (растирание с верху вниз, с низу в верх)
27. «Кулачки» (разминка рук, ног, спины – «Паровозик»)
28. «Разминка кистей» (круговые движения в перёд, назад)
29. «Потрясти ноги» (освобождение, придание лёгкости)
30. Потянуться в верх на носочки сделать вдох, на выдохе руки вниз, корпус
опустить.
Приложение
СКОРОГОВОРКИ
1. «Прыгают скороговорки как караси на сковородке»
2. «Кукушка кукушонку купила капюшон,
Как в капюшоне он смешон»
3. «У Боярина бобра нет богатства, нет добра
Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра»
4«Трое трубачей трубят в трубы!»
5. «Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку!»
Приложение