Напоминание

Использование творческих и игровых приёмов на уроке хора с учащимися ДМШ


Автор: Петрова Дарья Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ"
Населённый пункт: г. Тулун
Наименование материала: сценарный план урока
Тема: Использование творческих и игровых приёмов на уроке хора с учащимися ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Тулуна

«Детская музыкальная школа»

План – конспект урока на тему

«Использование творческих и игровых приёмов

на уроке хора с учащимися ДМШ»

Составила преподаватель Д.С. Петрова

г. Тулун, 2021 г.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

Открытого урока по классу/предмету хор

Преподавателя МБУ ДО «ДМШ» г. Тулуна

Петровой Дарьи Сергеевны

Дата проведения: 22.11.2021 г.

Целевая аудитория: Хор «Радуга»

Тип урока: формирование навыков и умений через творческие и игровые

приёмы в практической работе.

Вид урока: комбинированный.

Форма урока: групповая.

Тема урока: «Использование творческих и игровых приёмов на уроке хора с

учащимися ДМШ»

Цель урока:

активизация учебной, познавательной деятельности через

практические приёмы работы.

Задачи урока:

- Заинтересовать детей к хоровому искусству с помощью творческих и

игровых приёмов.

- Развивать у детей ощущения ладовой окраски исполняемой музыки,

чувство ритма.

- Развивать координацию между слухом и голосом, интонационные навыки.

- Развивать внутренний слух у детей.

Методы обучения:

- наглядно слуховой;

- словесный (обсуждение, образные сравнения)

- практический

- проблемно-поисковой

- игровой

Содержание урока:

Организационный этап: приветствие, сообщение темы и хода работы на

уроке.

План учебного занятия:

- Разминка (упражнения для освобождения мышц корпуса, артикуляционная

гимнастика, дыхательная гимнастика)

- Скороговорки;

- Вокально-интонационные упражнения (вокализ);

- Работа с хоровыми произведениями:

1. сл. Е. Голубева, муз. А. Журбина «Золотой Колокольчик»

2. сл. А. Плещеева, муз. П. Чайковский «Мой садик»

3. сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова «Точка»

Заключительная часть: Обобщение, подведение итогов, оценка.

Оборудование:

фортепиано,

нотная

литература,

пюпитры,

наглядный

материал

(круги

трёх

цветов),

шумовые

инструменты

(маракасы,

треугольники, ложки, кубики)

Ход занятия:

Организационная часть:

Начало урока:

Преподаватель:

Здравствуйте уважаемые коллеги! Вашему вниманию

предоставляется видео-урок с учащимися хорового коллектива «Радуга»

посёлка железнодорожников. Возраст детей от 8 до 15 лет.

Тема урока: «Использование творческих и игровых приёмов на уроке хора с

учащимися ДМШ»

Цель урока:

активизация учебной, познавательной деятельности через

практические приёмы работы.

И так начнём!

Организационный момент

Преподаватель: Сегодня ребята, у нас с вами будет творческий урок. На

занятии мы будем не только петь, но и будем с вами играть. Это поможет нам

развивать интонационный слух, ритмический слух, активность зрительного

внимания. Будем с вами собраны и у нас всё получится!

Разминка

Выполняется под счёт: раз, два, три, четыре.

Счёт может озвучивать любой из учеников.

1. «Силач» (напреч мышцы тела, затем расслабить)

2. «Крылья» (не торопливые взмахи руками в стороны и назад)

3. «Кривляка» (легко и свободно покривляться)

4. «А-А-А-А»

5. «АО-АО-АО-АО»

6. «АУ-АУ-АУ-АУ»

7. «АОЫ-АОЫ-АОЫ-АОЫ»

8. «АМ-АМ-АМ-АМ» (упр. «Замочек»)

9. «УА-УА-УА-УА» (упр. «Рыбка» - выполняется без звучно)

10. «УА-УА-УА-УА» (упр. «Лягушка» - выполняется со звуком)

11. «Поцелуйчик» (вытягивание губ со звуком)

12. «Машина» (работа губных мышц)

13 «Рычание» (работа мышц языка, звук «Р»)

14. «Мур – Мур – Мур - Мур» (активизация работы губ и языка)

15. «Трубочка» (язык выходит трубочкой в перёд, назад)

16 «Прикус» (прикусывание кончик языка)

17. «Полоскание» (с закрытым ртом имитировать полоскание водой)

18. «Щёчки» (надуть и поочерёдно пальцем лопнуть, чтобы вышел воздух)

(тоже упражнение выполнить с проколом одновременно 2-ух щёк)

19. «Качеля» (движения челюсти в право, в лево)

20. «Карусель» (круговые движения челюсти в право, в лево)

21. «ЩА – ЩА – ЩА – ЩА» (имитирование пасти кобры)

22. «Дыхание 1» (медленный вдох и спокойный выдох)

23. «Дыхание 2» (активный вдох и толчкообразный выдох)

24. Б – П (4 р.); Г – К (4 р.); Д – Т (4 р.); В – Ф (4 р.); Ж – Ш (4 р.); З – С.

(чередование звонких и глухих согласных)

25. «Массаж лица» (прикосновения лёгкими движениями кончиков пальцев)

26. «Массаж ушек» (растирание с верху вниз, с низу в верх)

27. «Кулачки» (разминка рук, ног, спины – «Паровозик»)

28. «Разминка кистей» (круговые движения в перёд, назад)

29. «Потрясти ноги» (освобождение, придание лёгкости)

30. Потянуться в верх на носочки сделать вдох, на выдохе руки вниз, корпус

опустить.

- Разминка окончена.

Работа со скороговорками

- Теперь ребята, мы с вами поработаем со скороговорками. Ответе мне на

вопрос. Для чего мы используем скороговорки?

Ответы детей…

Вот именно скороговорки нам помогают в развитии артикуляционного

аппарата. Но для того чтобы наша с вами работа стала интересней и

творческой мы их будем проговаривать с определённым заданием.

И так начнём!

1.

«Прыгают скороговорки как караси на сковородке»

2.

«Кукушка кукушонку купила капюшон,

Как в капюшоне он смешон»

Задание:

Проговорить, как будто нам очень грустно, мы маленькие

заблудившиеся котята.

3. «У Боярина бобра нет богатства, нет добра

Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра»

Задание: Проговорить строго, как ведущий в телепередачи читает новости.

4. «Трое трубачей трубят в трубы!»

5. «Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку!»

Задание: Проговорить радостно, как будто мы нашли клад!

Распевание

(разогревание голосового аппарата)

При распевании использую игру «Раз, два, три, ну-ка, повтори!»

Ритмическая физминутка.

Цель: Формирование у обучающихся чувства ритма.

Задачи:

- активизация ритмического слуха;

- развитие ритмической памяти;

- развитие внимания и умения работать в коллективе.

Преподаватель: Теперь ребята, чтобы нам было интереснее распеваться мы

поиграем в ритмическую игру- упражнения «Раз, два, три, ну-ка, повтори!»

на внимательность.

Поём распевку: «Раз, два, три, ну-ка, повтори! Ну-ка не зевай, за мною

повторяй». Затем я прохлапываю ритмический рисунок, а вам необходимо

его за мной также повторить, как эхо. Когда я покажу на любого ученика, то

он прохлапывает свой ритм, и нам надо его повторить.

Игра «Ритмический аккомпанемент»

Сейчас ребята, мы вспомним и пропоём «Вокализ» Н. Ладухин (спели)

А теперь наш вокализ украсим ритмическим аккомпанементом.

Мы разделимся на 2 команды. 1-ая команда будет петь вокализ, а 2-ая

команда будет прохлапывать ритмическую фигуру, которую я задам.

Такой аккомпанемент улучшит мелодию новой «краской».

Работа с произведениями

(сначала повторяются партии произведений,

а потом уже для каждого произведения используется игра)

1.сл. Е. Голубева, муз. А. Журбина «Золотой Колокольчик»

Игра «Музыкальный светофор»

Суть этой игры в следующем: когда я показываю зелёный цвет - Хором поём

песню, когда покажу красный цвет – молчим, у вас идёт мысленное

пропевание, и когда покажу жёлтый цвет – имитируем беззвучное пение т.е

работает только артикуляционный аппарат. Главное следить, чтобы при

мысленном пении сохранялся ритм.

(эта

игра

помогает

создавать

нужные

вокально-

интонационные

представления)

2.

сл. А. Плещеева, муз. П. Чайковский «Мой садик»

Игра «В эфире»

Выбираю 4 пары. Разворачиваемся спиной к друг другу. Те дети, которые

стоят отвернувшись, начинают петь, а дети, которые стоят лицом к

зрительному залу только лишь имитируют, открывая рот как буд-то поют

сами.

(этот приём помогает развитию координации между слухом и голосом)

3.

сл. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова «Точка»

Игра «Узнай партнёра»

В центр выходит 1 ученик, который должен по голосу и тембральной окраски

отгадать кто это поёт. Я показываю из хора на определённого ученика и он

начинает петь не большую фразу из песни. В центре стоящий отгадывает.

(эта игра помогает научиться различать тембральную окраску голоса)

Преподаватель: Спасибо, ребята! Молодцы! Сегодня все очень старались, и

я думаю, что у вас будет отличное настроение до конца дня.

Я в свою очередь за вашу творческую и активную отзывчивость ставлю

оценку «Отлично!»

Аплодисменты нашему уроку (поаплодировали)

урок прошел как всегда быстро и весело, а главное, с пользой для дела.

До свидания!

Хор: До свидания!

Приложение

Разминка

Выполняется под счёт: раз, два, три, четыре.

Счёт может озвучивать любой из учеников.

1. «Силач» (напреч мышцы тела, затем расслабить)

2. «Крылья» (не торопливые взмахи руками в стороны и назад)

3. «Кривляка» (легко и свободно покривляться)

4. «А-А-А-А»

5. «АО-АО-АО-АО»

6. «АУ-АУ-АУ-АУ»

7. «АОЫ-АОЫ-АОЫ-АОЫ»

8. «АМ-АМ-АМ-АМ» (упр. «Замочек»)

9. «УА-УА-УА-УА» (упр. «Рыбка» - выполняется без звучно)

10. «УА-УА-УА-УА» (упр. «Лягушка» - выполняется со звуком)

11. «Поцелуйчик» (вытягивание губ со звуком)

12. «Машина» (работа губных мышц)

13 «Рычание» (работа мышц языка, звук «Р»)

14. «Мур – Мур – Мур - Мур» (активизация работы губ и языка)

15. «Трубочка» (язык выходит трубочкой в перёд, назад)

16 «Прикус» (прикусывание кончик языка)

17. «Полоскание» (с закрытым ртом имитировать полоскание водой)

18. «Щёчки» (надуть и поочерёдно пальцем лопнуть, чтобы вышел воздух)

(тоже упражнение выполнить с проколом одновременно 2-ух щёк)

19. «Качеля» (движения челюсти в право, в лево)

20. «Карусель» (круговые движения челюсти в право, в лево)

21. «ЩА – ЩА – ЩА – ЩА» (имитирование пасти кобры)

22. «Дыхание 1» (медленный вдох и спокойный выдох)

23. «Дыхание 2» (активный вдох и толчкообразный выдох)

24. Б – П (4 р.); Г – К (4 р.); Д – Т (4 р.); В – Ф (4 р.); Ж – Ш (4 р.); З – С.

(чередование звонких и глухих согласных)

25. «Массаж лица» (прикосновения лёгкими движениями кончиков пальцев)

26. «Массаж ушек» (растирание с верху вниз, с низу в верх)

27. «Кулачки» (разминка рук, ног, спины – «Паровозик»)

28. «Разминка кистей» (круговые движения в перёд, назад)

29. «Потрясти ноги» (освобождение, придание лёгкости)

30. Потянуться в верх на носочки сделать вдох, на выдохе руки вниз, корпус

опустить.

Приложение

СКОРОГОВОРКИ

1. «Прыгают скороговорки как караси на сковородке»

2. «Кукушка кукушонку купила капюшон,

Как в капюшоне он смешон»

3. «У Боярина бобра нет богатства, нет добра

Два бобрёнка у бобра лучше всякого добра»

4«Трое трубачей трубят в трубы!»

5. «Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку!»

Приложение



В раздел образования