Автор: Орлянская Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 428
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Деятельность воспитателя ГПД в условиях введения и реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
Орлянская Е.,
воспитатель группы продленного дня
ГБОУ школа № 428 Приморского района
Санкт-Петербург
Деятельность воспитателя ГПД в условиях введения и реализации ФГОС
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт начального
общего
образования
предусматривает
реализацию
образовательным
учреждением
основной
образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную
деятельность.
В настоящее время на сознание детей оказывают влияние различные средства массовой
информации: телевидение, интернет, печать, и видео компьютерной индустрии.
Очень резко снижен уровень детей чтения художественной литературы. Ограничен круг
общения со сверстниками, дети не хотят участвовать в детских общественных организациях.
Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос
организации внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью
в рамках реализации ФГОС следует понимать
образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-
урочной,
и направлена
на достижение планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность в
начальной школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм
организации свободного времени учащихся.
Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа
групп продленного дня.
Во внеурочную деятельность ГПД входит:
выполнение домашнего задания (организация, контроль, помощь);
индивидуальные занятия с детьми;
кружки;
организация питания;
организация прогулок;
организация занятий по интересам и досуговой деятельности учащихся.
ГПД — это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных
уровнях. Дети общаются между собой не только во время досуговой деятельности, но и
взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда, прогулок и т. д. На занятиях в ГПД дети
совместно играют, учатся, занимаются творческой деятельностью, что способствует развитию
социального опыта общения. В процессе общения школьники познают друг друга, у них
появляется возможность сравнивать себя с другими. Дети разных возрастов с удовольствием
работают вместе.
В
группе
проводятся
интеллектуально-познавательные
беседы,
игры,
конкурсы,
викторины на разную тематику: своя игра «Школа здоровья», математическая викторина,
интеллектуально-познавательная
игра
«Что?
Где?
Когда?»,
познавательная
новогодняя
викторина, игра-викторина по ПДД «В гостях у Светофора», экологический марафон и т.п. Во
время этих занятий дети играют, общаются, познают что-то новое. Все эти мероприятия
способствуют развитию коммуникативных умений и навыков учащихся: высказывать свою
точку зрения, прислушиваться к мнению других, развивать речь, обогащать словарный запас.
Проводятся и индивидуальные беседы с детьми, при которых ребенок может поделиться
своими проблемами. По мере возможностей стараюсь помочь ему в них разобраться. Обсудить
причины плохого поведения и вместе сделать соответствующие выводы.
В группе продленного дня проводятся прогулки – это активный отдых на воздухе в
тесном общении с природой, друг с другом в более естественной обстановке, что помогает
детям сбросить накопившуюся усталость и восстановить свои силы. Подвижные игры, которые
организуются во время прогулки, способствуют развитию физической силы, ловкости,
1
организованности, внимательности, умения договариваться и действовать в команде. Это такие
игры, как: «Вышибала», «Цепи», «Салки», «Прятки», «Футбол» и другие.
В процессе
проведения игр, дети учатся отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого
человека, а также уметь соглашаться с другим мнением. Прогулка играет огромную роль в
формировании умения вести себя в свободном общении, в играх.
Основным образовательным мероприятием в группе продленного дня является
самостоятельная работа, то есть, время, выделенное для выполнения домашнего задания.
Самоподготовка учит детей планировать свою деятельность, ответственно относиться к
работе, помогать друг другу. Организация учебной деятельности во время самоподготовки
предполагает общение между учениками и воспитателем, между самими учащимися с целью
взаимопомощи. Во время самостоятельной работы у детей возникают различные трудности из-
за пробелов в знаниях учащихся, на которые обязательно обращаю внимание, стараюсь помочь
их восполнить.
Большое внимание уделяю досуговой деятельности детей.
В свободное время
объединяются и чередуются различные виды деятельности: рисование, работа с раскрасками,
работа с бумагой и другими материалами, а также настольные развивающие игры,
направленные
на
формирование
у
детей
интеллектуально-творческих
способностей:
наблюдательности, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать,
находить ошибки и недостатки. Назову некоторые из этих развивающих игр: «Кто больше?»,
«Найди слово в слове», «Найди пару», «Допиши слово», «Запрещённая буква», «Исключение
лишнего», «Найди отличия», разгадывание ребусов и кроссвордов и другие. В условиях
занимательной развивающей игры дети получают навыки групповой работы, то есть
происходит
развитие
коммуникативных
способностей
и
создаётся
радостное
рабочее
настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Эти развлечения включают в себя творческую деятельность. На таких занятиях дети
принимают активное и осознанное участие, используют свои знания и учат других – совместная
работа выставляется на всеобщее обозрение. В связи с этим в ГПД раскрывается потенциал
детей, создается благоприятный психологический климат, умение переключаться с одного вида
деятельности на другой.
Стараюсь сделать пребывание ребенка в ГПД комфортным, так, как только при этом
условии
можно
говорить
об
успешности
образовательного
процесса,
укреплении
эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Пребывание ребенка в группе продленного дня создает условия для посещения
различных занятий внеурочной деятельностью,
кружков
и секций,
что способствует
самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков. Детям предлагаются
различные формы деятельности, из которых каждый ученик может выбрать то, что ему больше
нравится и что лучше получается.
Посещение всех форм дополнительного образования
способствует формированию разновозрастного коллектива.
Хотелось бы сделать вывод о том, что деятельность группы продленного дня
способствует
обеспечению
необходимыми
условиями
для
реализации
внеурочной
деятельности.
Совместная учебная, игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и любая
другая досуговая деятельность школьников в условиях ГПД – это получение позитивного
социального опыта общения, взаимодействия и развития.
Литература:
Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС",
2016.
Н.А. Касаткина. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты
занятий, занимательные материалы, рекомендации. Выпуск 1. Волгоград: Учитель. 2007.
Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии
мероприятий. 3–4 классы / – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016.
2