Напоминание

Деятельность воспитателя ГПД в условиях введения и реализации ФГОС


Автор: Орлянская Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 428
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Деятельность воспитателя ГПД в условиях введения и реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




Орлянская Е.,

воспитатель группы продленного дня

ГБОУ школа № 428 Приморского района

Санкт-Петербург

Деятельность воспитателя ГПД в условиях введения и реализации ФГОС

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт начального

общего

образования

предусматривает

реализацию

образовательным

учреждением

основной

образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную

деятельность.

В настоящее время на сознание детей оказывают влияние различные средства массовой

информации: телевидение, интернет, печать, и видео компьютерной индустрии.

Очень резко снижен уровень детей чтения художественной литературы. Ограничен круг

общения со сверстниками, дети не хотят участвовать в детских общественных организациях.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос

организации внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью

в рамках реализации ФГОС следует понимать

образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-

урочной,

и направлена

на достижение планируемых

результатов

освоения

основной

образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность в

начальной школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм

организации свободного времени учащихся.

Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа

групп продленного дня.

Во внеурочную деятельность ГПД входит:

выполнение домашнего задания (организация, контроль, помощь);

индивидуальные занятия с детьми;

кружки;

организация питания;

организация прогулок;

организация занятий по интересам и досуговой деятельности учащихся.

ГПД — это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных

уровнях. Дети общаются между собой не только во время досуговой деятельности, но и

взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда, прогулок и т. д. На занятиях в ГПД дети

совместно играют, учатся, занимаются творческой деятельностью, что способствует развитию

социального опыта общения. В процессе общения школьники познают друг друга, у них

появляется возможность сравнивать себя с другими. Дети разных возрастов с удовольствием

работают вместе.

В

группе

проводятся

интеллектуально-познавательные

беседы,

игры,

конкурсы,

викторины на разную тематику: своя игра «Школа здоровья», математическая викторина,

интеллектуально-познавательная

игра

«Что?

Где?

Когда?»,

познавательная

новогодняя

викторина, игра-викторина по ПДД «В гостях у Светофора», экологический марафон и т.п. Во

время этих занятий дети играют, общаются, познают что-то новое. Все эти мероприятия

способствуют развитию коммуникативных умений и навыков учащихся: высказывать свою

точку зрения, прислушиваться к мнению других, развивать речь, обогащать словарный запас.

Проводятся и индивидуальные беседы с детьми, при которых ребенок может поделиться

своими проблемами. По мере возможностей стараюсь помочь ему в них разобраться. Обсудить

причины плохого поведения и вместе сделать соответствующие выводы.

В группе продленного дня проводятся прогулки – это активный отдых на воздухе в

тесном общении с природой, друг с другом в более естественной обстановке, что помогает

детям сбросить накопившуюся усталость и восстановить свои силы. Подвижные игры, которые

организуются во время прогулки, способствуют развитию физической силы, ловкости,

1

организованности, внимательности, умения договариваться и действовать в команде. Это такие

игры, как: «Вышибала», «Цепи», «Салки», «Прятки», «Футбол» и другие.

В процессе

проведения игр, дети учатся отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого

человека, а также уметь соглашаться с другим мнением. Прогулка играет огромную роль в

формировании умения вести себя в свободном общении, в играх.

Основным образовательным мероприятием в группе продленного дня является

самостоятельная работа, то есть, время, выделенное для выполнения домашнего задания.

Самоподготовка учит детей планировать свою деятельность, ответственно относиться к

работе, помогать друг другу. Организация учебной деятельности во время самоподготовки

предполагает общение между учениками и воспитателем, между самими учащимися с целью

взаимопомощи. Во время самостоятельной работы у детей возникают различные трудности из-

за пробелов в знаниях учащихся, на которые обязательно обращаю внимание, стараюсь помочь

их восполнить.

Большое внимание уделяю досуговой деятельности детей.

В свободное время

объединяются и чередуются различные виды деятельности: рисование, работа с раскрасками,

работа с бумагой и другими материалами, а также настольные развивающие игры,

направленные

на

формирование

у

детей

интеллектуально-творческих

способностей:

наблюдательности, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать,

находить ошибки и недостатки. Назову некоторые из этих развивающих игр: «Кто больше?»,

«Найди слово в слове», «Найди пару», «Допиши слово», «Запрещённая буква», «Исключение

лишнего», «Найди отличия», разгадывание ребусов и кроссвордов и другие. В условиях

занимательной развивающей игры дети получают навыки групповой работы, то есть

происходит

развитие

коммуникативных

способностей

и

создаётся

радостное

рабочее

настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

Эти развлечения включают в себя творческую деятельность. На таких занятиях дети

принимают активное и осознанное участие, используют свои знания и учат других – совместная

работа выставляется на всеобщее обозрение. В связи с этим в ГПД раскрывается потенциал

детей, создается благоприятный психологический климат, умение переключаться с одного вида

деятельности на другой.

Стараюсь сделать пребывание ребенка в ГПД комфортным, так, как только при этом

условии

можно

говорить

об

успешности

образовательного

процесса,

укреплении

эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Пребывание ребенка в группе продленного дня создает условия для посещения

различных занятий внеурочной деятельностью,

кружков

и секций,

что способствует

самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков. Детям предлагаются

различные формы деятельности, из которых каждый ученик может выбрать то, что ему больше

нравится и что лучше получается.

Посещение всех форм дополнительного образования

способствует формированию разновозрастного коллектива.

Хотелось бы сделать вывод о том, что деятельность группы продленного дня

способствует

обеспечению

необходимыми

условиями

для

реализации

внеурочной

деятельности.

Совместная учебная, игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и любая

другая досуговая деятельность школьников в условиях ГПД – это получение позитивного

социального опыта общения, взаимодействия и развития.

Литература:

Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС",

2016.

Н.А. Касаткина. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты

занятий, занимательные материалы, рекомендации. Выпуск 1. Волгоград: Учитель. 2007.

Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии

мероприятий. 3–4 классы / – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016.

2



В раздел образования