Напоминание

«Мир вокруг нас»


Автор: Черникова Надежда Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ "СРЦ для несовершеннолетних"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровской области
Наименование материала: Программа экологического воспитания для детей младшего и среднего школьного возраста
Тема: «Мир вокруг нас»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казѐнное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Программа экологического воспитания для детей

младшего и среднего школьного возраста

«Мир вокруг нас»

Составила: Черникова Н. Л., воспитатель

2

Проблема

Проблемы

экологического

воспитания

одна

из

самых

актуальных

на

сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идѐт становление

важных

качеств

человеческой

личности,

и

в

частности

закладываются

основы

экологической культуры.

Категория

детей,

поступивших

в

социально-реабилитационный

центр

для

несовершеннолетних это дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Многие

из

них

не

посещали

образовательные

учреждения,

их

воспитанию

не

уделялось должного внимания. Из наблюдений становится видно, что у таких детей

низкий уровень знаний об окружающем мире.

Окружающий

мир

это

могущественный

источник,

из

которого

ребѐнок

черпает многие знания и впечатления

С раннего детства необходимо закладывать в детях представление о том, что

человек нуждается в экологической чистой окружающей среде. Вот почему так важно

научить ребѐнка беречь красоту природы.

В связи с этим появление программы «Мир вокруг нас» в настоящее время

актуальна как никогда. Разработанная программа научит детей понимать природу,

относиться к ней бережно, ценить ее красоту и неповторимость.

Цели и задачи программы

Цель:

формирование

основ

экологической

культуры,

правильного

отношения

к

природе, к себе и к другим людям как части природы.

Задачи:

1.

Расширить знания несовершеннолетних об окружающем мире в соответствии с его

возрастом и способностями.

2.

Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и

изяществом природы.

3.

Воспитывать бережное отношение к природе.

4.

развивать потребность в охране окружающей среды;

5.

прививать навыки анализа, наблюдения за изменениями в природе;

6.

сформировать представления о полной взаимосвязи и взаимозависимости человека

и природы.

Стратегия достижения поставленной цели

Программа

«Мир

вокруг

нас»

рассчитана

на

детей

младшего

и

среднего

школьного возраста. Занятия проводятся 1 раза в неделю в течении 3 месяцев..

Формы проведения занятий – групповые и мини-групповые с использованием

элементов театрализации, викторин, познавательных бесед, экскурсий, дидактических

игр.

Предложенная программа способствует усвоению детьми конкретных сведений

о

растениях, животных, явлениях

природы, позволяет привить им

экологические

навыки и уважительное отношение к окружающему миру, миру природы.

3

Ожидаемый результат

Сформируются основы экологической культуры;

Научатся наблюдать и делать выводы;

Приобретут знания

о

значении живой

и

не

живой

природы в

жизни

человека;

Научатся видеть красоту природного мира;

Появятся желания и умения сохранять окружающий мир природы;

Научатся следить за своим здоровьем;

Преобретут навыки здорового образа жизни.

Оценка эффективности реализации программы

Чтобы выявить эффективность экологических знаний провела вводное занятие

в

форме

анкеты

«Мы

и

природа».

После

проведения

мероприятий

предложила

викторину для интеллектуалов.

Ресурсное обеспечение

Техническое: телевизор, видео, магнитофон.

Методический материал: наборы иллюстраций, открыток. Плакаты по охране

природы, картина леса, фигурки птиц, шапочки с листьями деревьев, рисунки на

предметную тему, гербарные листья.

Материалы: краски, кисти, гуашь, бумага для рисования, карандаши цветные,

карандаши простые, фломастеры, ластики, цветная бумага, картон.

Список используемой литературы

1.

Брыкина Н.Т., Барылкина Л.П., Нестандартные и интегрированные уроки по

курсу «Окружающий мир». – М., 2004 г.

2.

Виноградова Н.Ф., Природа и мир вокруг нас. – М., 1992 г.

3.

Гризик Т.И. Пеознаю мир. – М., 2001 г.

4.

Детская энциклопедия. – М., 1997 г.

5.

Живой мир. Энциклопедия. – М., 1994 г.

6.

Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н. С любовью к природе. – М., 1976 г.

7.

Кузина Е. Что, где и когда? Мир животных. – М., 2001 г.

8.

Коломина Н.В. Занятия по экологии. – АМ., 2010 г.

9.

Ковалько В.И.Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. – М., 2004

г.

10.

Литвина Л.С. Нравственно-экологическое воспитание. – М., 2005 г.

11.

Лемяскина

Н.Л.,

Обухова

Л.А.

Школадоктора

природы

или

135

уроков

здоровья. – М., 2004 г.

12.

Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 2003 г.

13.

Мазнин И. 500 загадок для детей.- М., 2002 г.

14.

Моя первая энциклопедия. Дикие животные. Перевод с английского. – М., 1996

г.

15.

Степанова О.Н. Игра и оздоровительная работав начальной школе. – М., 2003 г.

4

16.

Тупизбалина Н.В. Позновательная викторина для детей младшего школьного

возраста. – Росто-на-Дону, 2003 г.

17.

Что такое. Кто такой. – М., 1999 г.

18.

Черняков В.Н. Экологическая работа с детьми. – М, 2010 г.

19.

Шорыгина Т.Л. Деревья. Какие они? – М., 2010 г.

20.

Шмаков С.А. Игры – шутки. Игры – минутки. – М., 1993

5

Тематический план

Тема занятий

Количест

во часов

Формы работы

Методическое

обеспечение

1.

Вводное занятие

Анкета

«Мы

и

природа»,

для

выявления знаний о природе.

1 ч.

занятие

Белая рисовальная

бумага, краски, гуашь, цв.

карандаши, простые

карандаши, ластик.

2.

Путешествие по родным зонам

нашей Родины.

1 ч.

Занятие с

элементами

конкурса

Гербарные листья,

кроссворды, письма с

жалобами и описанием

природных зон, белая

рисовальная бумага,

фломастеры, записи

«Голоса птиц».

3.

Времена года «Осень пришла»

1 ч.

Экскурсия

Шапочки с листьями

деревьев, папки для сбора

гербария.

4.

Экология устами младенца

1 ч.

Занятие с

элементами

конкурса

5.

Охрана природы

1 ч.

Познавательная

беседа

Карта леса, плакаты по

охране природы, белая

бумага для рисования,

карандаши, краски.

6.

Зимние картины природы

1 ч.

Познавательная

беседа

Картина леса, фигурки

птиц и зверей, кормушки,

изготовленные детьми.

7.

Правила

безопасности

при

общении с животными

1 ч.

Игра-путешествие

8.

9.

Итого:



В раздел образования