Автор: Черникова Надежда Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ "СРЦ для несовершеннолетних"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровской области
Наименование материала: Программа экологического воспитания для детей младшего и среднего школьного возраста
Тема: «Мир вокруг нас»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казѐнное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Программа экологического воспитания для детей
младшего и среднего школьного возраста
«Мир вокруг нас»
Составила: Черникова Н. Л., воспитатель
2
Проблема
Проблемы
экологического
воспитания
одна
из
самых
актуальных
на
сегодняшний день. Всеми признано: именно в детском возрасте идѐт становление
важных
качеств
человеческой
личности,
и
в
частности
закладываются
основы
экологической культуры.
Категория
детей,
поступивших
в
социально-реабилитационный
центр
для
несовершеннолетних это дети из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Многие
из
них
не
посещали
образовательные
учреждения,
их
воспитанию
не
уделялось должного внимания. Из наблюдений становится видно, что у таких детей
низкий уровень знаний об окружающем мире.
Окружающий
мир
–
это
могущественный
источник,
из
которого
ребѐнок
черпает многие знания и впечатления
С раннего детства необходимо закладывать в детях представление о том, что
человек нуждается в экологической чистой окружающей среде. Вот почему так важно
научить ребѐнка беречь красоту природы.
В связи с этим появление программы «Мир вокруг нас» в настоящее время
актуальна как никогда. Разработанная программа научит детей понимать природу,
относиться к ней бережно, ценить ее красоту и неповторимость.
Цели и задачи программы
Цель:
формирование
основ
экологической
культуры,
правильного
отношения
к
природе, к себе и к другим людям как части природы.
Задачи:
1.
Расширить знания несовершеннолетних об окружающем мире в соответствии с его
возрастом и способностями.
2.
Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и
изяществом природы.
3.
Воспитывать бережное отношение к природе.
4.
развивать потребность в охране окружающей среды;
5.
прививать навыки анализа, наблюдения за изменениями в природе;
6.
сформировать представления о полной взаимосвязи и взаимозависимости человека
и природы.
Стратегия достижения поставленной цели
Программа
«Мир
вокруг
нас»
рассчитана
на
детей
младшего
и
среднего
школьного возраста. Занятия проводятся 1 раза в неделю в течении 3 месяцев..
Формы проведения занятий – групповые и мини-групповые с использованием
элементов театрализации, викторин, познавательных бесед, экскурсий, дидактических
игр.
Предложенная программа способствует усвоению детьми конкретных сведений
о
растениях, животных, явлениях
природы, позволяет привить им
экологические
навыки и уважительное отношение к окружающему миру, миру природы.
3
Ожидаемый результат
Сформируются основы экологической культуры;
Научатся наблюдать и делать выводы;
Приобретут знания
о
значении живой
и
не
живой
природы в
жизни
человека;
Научатся видеть красоту природного мира;
Появятся желания и умения сохранять окружающий мир природы;
Научатся следить за своим здоровьем;
Преобретут навыки здорового образа жизни.
Оценка эффективности реализации программы
Чтобы выявить эффективность экологических знаний провела вводное занятие
в
форме
анкеты
«Мы
и
природа».
После
проведения
мероприятий
предложила
викторину для интеллектуалов.
Ресурсное обеспечение
Техническое: телевизор, видео, магнитофон.
Методический материал: наборы иллюстраций, открыток. Плакаты по охране
природы, картина леса, фигурки птиц, шапочки с листьями деревьев, рисунки на
предметную тему, гербарные листья.
Материалы: краски, кисти, гуашь, бумага для рисования, карандаши цветные,
карандаши простые, фломастеры, ластики, цветная бумага, картон.
Список используемой литературы
1.
Брыкина Н.Т., Барылкина Л.П., Нестандартные и интегрированные уроки по
курсу «Окружающий мир». – М., 2004 г.
2.
Виноградова Н.Ф., Природа и мир вокруг нас. – М., 1992 г.
3.
Гризик Т.И. Пеознаю мир. – М., 2001 г.
4.
Детская энциклопедия. – М., 1997 г.
5.
Живой мир. Энциклопедия. – М., 1994 г.
6.
Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н. С любовью к природе. – М., 1976 г.
7.
Кузина Е. Что, где и когда? Мир животных. – М., 2001 г.
8.
Коломина Н.В. Занятия по экологии. – АМ., 2010 г.
9.
Ковалько В.И.Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. – М., 2004
г.
10.
Литвина Л.С. Нравственно-экологическое воспитание. – М., 2005 г.
11.
Лемяскина
Н.Л.,
Обухова
Л.А.
Школадоктора
природы
или
135
уроков
здоровья. – М., 2004 г.
12.
Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 2003 г.
13.
Мазнин И. 500 загадок для детей.- М., 2002 г.
14.
Моя первая энциклопедия. Дикие животные. Перевод с английского. – М., 1996
г.
15.
Степанова О.Н. Игра и оздоровительная работав начальной школе. – М., 2003 г.
4
16.
Тупизбалина Н.В. Позновательная викторина для детей младшего школьного
возраста. – Росто-на-Дону, 2003 г.
17.
Что такое. Кто такой. – М., 1999 г.
18.
Черняков В.Н. Экологическая работа с детьми. – М, 2010 г.
19.
Шорыгина Т.Л. Деревья. Какие они? – М., 2010 г.
20.
Шмаков С.А. Игры – шутки. Игры – минутки. – М., 1993
5
Тематический план
№
Тема занятий
Количест
во часов
Формы работы
Методическое
обеспечение
1.
Вводное занятие
Анкета
«Мы
и
природа»,
для
выявления знаний о природе.
1 ч.
занятие
Белая рисовальная
бумага, краски, гуашь, цв.
карандаши, простые
карандаши, ластик.
2.
Путешествие по родным зонам
нашей Родины.
1 ч.
Занятие с
элементами
конкурса
Гербарные листья,
кроссворды, письма с
жалобами и описанием
природных зон, белая
рисовальная бумага,
фломастеры, записи
«Голоса птиц».
3.
Времена года «Осень пришла»
1 ч.
Экскурсия
Шапочки с листьями
деревьев, папки для сбора
гербария.
4.
Экология устами младенца
1 ч.
Занятие с
элементами
конкурса
5.
Охрана природы
1 ч.
Познавательная
беседа
Карта леса, плакаты по
охране природы, белая
бумага для рисования,
карандаши, краски.
6.
Зимние картины природы
1 ч.
Познавательная
беседа
Картина леса, фигурки
птиц и зверей, кормушки,
изготовленные детьми.
7.
Правила
безопасности
при
общении с животными
1 ч.
Игра-путешествие
8.
9.
Итого: