Напоминание

Методика работы над пьесой П. И. Чайковского «Болезнь куклы».


Автор: Курбанова Лейла Рамизовна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: ГБУ ДО "Детская музыкальная школа № 17 им. А. Г. Рубинштейна"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Учебно-методическая разработка: статья
Тема: Методика работы над пьесой П. И. Чайковского «Болезнь куклы».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика работы над пьесой П. И. Чайковского «Болезнь куклы».

Трудно

назвать

в

отечественной

детской

фортепианной

литературе

сочинение

более популярное, чем «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского.

Произведения, написанные более ста лет назад, звучат в школьных классах и

концертных залах, исполняются как юными музыкантами, так и маститыми

музыкантами.

Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89, написан П. И.

Чайковским в 1878 г., посвящен любимому племяннику Володе Давыдову и

издан

у

П.

Юргенсона

в

октябре

того

же

года.

На титульном листе первого издания полное название цикла: «Детский

альбом. Сборник легких пьесок для детей (подражание Шуману).

В «Детском альбоме» 24 пьесы. Это картины природы – «Зимнее утро»,

«Песня жаворонка», игры детей «Игра в лошадки», «Болезнь куклы»,

«Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Живо

обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-

яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на

гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Итальянская

песенка»,

«Старинная

французская

песенка»,

«Немецкая

песенка»,

«Неаполитанская песенка». В основе песен различных народов - подлинные

народные мелодии. «Русская песня» построена на теме песни «Голова ль ты,

моя

головушка».

Народными

итальянскими

мелодиями

являются

«Неаполитанская песенка», ранее вошедшая в балет «Лебединое озеро» и

«Итальянская песенка». Другая итальянская народная мелодия легла в основу

пьесы «Шарманщик поет». Тема «Старинной французской песенки» также

подлинная, впоследствии была использована в опере «Орлеанская дева».

«Детский альбом» - это необычный детский цикл. С одной стороны - это

«Дни ребенка»: танцы, мечты о путешествиях, игры и чарующее пение

жаворонка, светлые мысли перед сном. Второй, глубинный смысл - «жизнь

человека» - детство, юность, и зрелость, радость и трагические потери,

драматизм и светлая грусть.

Болезнь куклы

Композитор отмечал, что «Детский альбом» - это всего-навсего ряд

маленьких

отрывков

безусловной

лёгкости.

Опыт

показал,

что

эта

«безусловная лёгкость» обманчива и оборачивается зачастую проблемой для

исполнителя любого ранга.

Пьеса одна из самых простых в «Детском альбоме» - ученики обычно хорошо

передают ее характер – кукла болеет, страдает, стонет, жалуется, но при

более глубоком рассмотрении предполагает решение достаточно сложных

пианистических задач.

Прежде всего это мягкое, певучее звучание инструмента. Объединение

мелодической линии, умение обозначить кульминационные точки, подвести

к ним, а также найти главную кульминацию пьесы, осознание роли пауз, как

элемента

выразительности

и

умение

вести

мелодию

«через

паузы».

Сочетание

эмоциональной

напряженности

с

простотой

и

непосредственностью.

Трехслойная фактура: основной мелодический голос, мелодизированный бас

и гармоническое заполнение, голоса вступают поочередно. Один и тот же

ритмический рисунок, одна гармония на весь такт значительно упрощают

двигательные и слуховые задачи, тем более темп весьма умерен.

Простая форма: два периода по 16 тактов с расширением в конце второго (т.

33-34) и кода 8 тактов.

На мой взгляд, разбор пьесы удобно начинать в 2 руки: ученик играет

мелодическую линию, учитель линию баса, затем наоборот. В бас (сильную

долю) рука погружается весом спокойным, мягким движением, снятие такое

же тяжелое и неторопливое, без резких движений (не выдергиваем морковку

из грядки). На вторую долю палец встаёт «на снятии» активным кистевым

движением. Затем поменяться местами.

Следующий этап: ученик играет бас и мелодическую линию поочередно (как

написано). Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном

темпе, чтобы лучше почувствовать ее развитие.

Проработав движение баса и мелодии, начинаем работать над гармонической

основой. Опять делим на элементы: партию левой руки сначала играем двумя

руками, слушая получившиеся аккорды. Интервалы, заполняющие гармонию

добавляются к басам более легким прикосновением. Ребенок должен

услышать, почувствовать главенство басов, их тяжесть и густоту. И только

когда соотношение звука в двух руках удовлетворяет педагога, можно

переходить к работе над партией левой руки как написано в тексте.

Аналогичную работу проводим над вторым периодом, где партии меняются

местами, прорабатывая пьесу до конца.

Возможны различные варианты работы над фактурой произведения:

- левую руку объединяем в трёхзвучный аккорд - слушаем смену гармоний;

- к трёхзвучному аккорду добавляем мелодическую линию, исполненную

одновременно с аккордом;

- к трёхзвучному аккорду добавляем мелодическую линию, исполненную на

вторую долю.

Такая работа дает возможность как выстроить вертикали, так и услышать

мелодическое соединение аккордов.

«Болезнь куклы» может стать хорошей школой педализации. Несомненно,

педаль должна быть запаздывающей: берётся сразу после баса и снимается на

раз.

Педагог должен проследить за техникой педализации, чтобы педаль бралась

и снималась плавно, не нажималась до дна и не вызывала большого числа

обертонов, что находилось бы в противоречии с прозрачным характером

музыки.

Вводить педаль в произведение следует исходя из способностей учащегося.

Более продвинутые дети могут начать педализировать в самом начале работы

над произведением (второй этап), менее способные осваивают педализацию

после тщательной проработки текста.

«Детским альбомом» - это превосходный учебный и методический материал

для

работы

с

детьми.

И

правильный,

профессиональный

подход

в

разучивании произведений поможет юному музыканту быстро освоить

нотный текст, направить силы на раскрытие художественного образа,

характера, настроения музыки.

Творческая работа над пьесами цикла требует от педагога и ученика

огромной душевной отдачи, чуткого интонирования, стремления к новым

знаниям, постоянного овладевания новыми исполнительскими приемами.

Эти

затраты

окупаются

высоким

художественным

наслаждением

и

сознанием того, что ученик приобщается к миру высших ценностей

отечественной и мировой культуры.

Список литературы

1.

Айзенштадт С. Детский альбом П. И. Чайковского. М., 2003 г.

2.

Алексеев А. Русская фортепианная музыка. М., 1969 г.

3.

Алексеев А. История фортепианного искусства. М., 1988 г.

4.

Б. Асафьев «О музыке Чайковского» «Музыка» 1972 г.

5.

Е. Будяковский «О творческих и музыкально-эстетических воззрениях

6.

Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма.

М., 1997 г.

7.

Кандинский – Рыбников А., Миронова М. О неопубликованной ПИ.

Чайковским

новой

редакции

«Детского

альбома»

//

Вопросы

музыкальной педагогики. Вып. 11. М., 1997 г.

8.

Кортыхалова Н. «Детский альбом» П. И. Чайковского: такт за тактом.

«Композитор» СПб 2011 г.

9.

Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. М., 1958 г.

10.Туманина Н. «Чайковский – путь к мастерству» «Издательство

академии

наук СССР» 1962 г.

11.Томпакова О. Книга о русской музыке для детей. Л. 1966 г.



В раздел образования