Автор: Егорова Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГКОУ «Московский кадетский корпус
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Я педагог XXI века»
Раздел: дополнительное образование
Думала ли я, стоя маленькой девочкой у станка в танцевальном классе, что
танец навсегда станет частью моей души?! Он увлек меня так, что я уже не
представляю своей жизни без танцев. И теперь, когда прошли годы, я смотрю
на таких же маленьких девочек в танцевальном классе глазами преподавателя
и учу их тому, что сама, как мне кажется, наилучшим образом знаю и умею.
Погрузившись в педагогическую практику, я не могла не обратить своего
внимания на огромное количество существующих в сфере образования
проблем.
Это
регионализация,
децентрализация,
элитизация,
коммерциализация, проблема государственного финансирования, проблема
социальной дифференциации и качества образования, кризис института
образования, ослабление желания молодежи связывать судьбу с наукой,
понижение
социального
статуса
учителя,
проблема
национального
самосознания и другие.
Проблему национального самосознания я считаю одной из актуальных и
наиболее острых проблем современности. Без знания своих корней, традиций
своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, а современное
общество переживает период крушения нравственных идеалов, дефицита
нравственных чувств. Но я убеждена, что духовные ценности служат
ориентиром в жизни русского человека. Именно поэтому необходимо
всячески приобщать учеников к истокам русской народной культуры в целях
воспитания любви к родному краю, к Отечеству, расширения кругозора,
формирования лучших человеческих качеств. А когда это лучше сделать,
если не в детстве?! Память о детских впечатлениях неизгладима. Дети
доверчивы и открыты. Именно в этот период возможно погружение в истоки
национальной культуры. Именно в этот момент важно донести до сознания
детей, что они являются носителями народной культуры, помочь заглянуть в
себя, понять, кто мы есть и откуда, как велика наша родная страна. «Человек,
не знающий своего прошлого, не знает ничего», - так гласит старинная
мудрость.
Нравственно-эстетическое воспитание детей актуально во все времена, а в
современном мире духовный образец ученика выдвигается на первый план.
Поэтому главной задачей, стоящей перед учителем, становится воспитание
людей, любящих свой край и свою Родину, уважающих свой народ, его
культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные
ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального
российского народа и осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества,
выполняя
обязанности
перед
семьей,
обществом,
государством,
человечеством.
В связи с этим педагог
XXI
века обязан понимать
современные тенденции развития образования, но при этом опираться на
устои общества и национальное самосознание.
Я часто задаю себе вопросы: «Что в этой ситуации могу сделать я? В чем
состоит моя роль, как учителя? Могу ли каким-то образом повлиять на
происходящее?». Я – педагог, и поэтому могу на своем месте хорошо делать
свою работу, и в моих руках есть рычаг воздействия.
Это мои занятия по народно-сценическому танцу. Ведь искусство танца
имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.
Поскольку учебный процесс протекает в группах и носит коллективный
характер, на занятиях народным танцем я стараюсь развивать у своих
учеников чувство ответственности перед товарищами и умение считаться с
их интересами. В процессе они понимают, что нельзя подвести стоящего
рядом в танце, нельзя опоздать, потому что другие из-за тебя могут не
успеть, нельзя не выучить, не выполнить, недоработать. Таким образом,
хореография оказывает большое влияние на формирование внутренней
культуры человека. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм
этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между
людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, внимание к
окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те
черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и
становятся
неотъемлемыми
в
повседневной
жизни.
Так
хореография
помогает воспитать характер.
Кроме того, на уроках по народно-сценическому танцу я стараюсь показать
детям, что в танце народ все делал осмысленно и связывал с жизнью. Наша
страна огромна и в одном регионе не танцуют так, как в другом. Например, в
Воронежской области во время экспедиции по сбору танцевального
материала мы с хореографами заметили, что танцоры складывают ладонь в
кулачок. На вопрос о причине этого одна старушка отметила: «Область наша
черноземная, и мы все лето возимся в земле, занимаемся прополкой. Зелень
травы и чернота земли въедаются в кожу и иногда целое лето не отмываются,
и на гуляньях все прячут пальцы в кулачок». Именно через такие примеры
дети знакомятся с портретом русской женщины, наблюдают ее природную
скромность и желание показать себя в лучшем свете. Таким образом через
обращение внимания детей на подобные нюансы, я могу не только научить
их конкретному движению или положению руки, чтобы улучшить их
физическую форму, но и дать представление о культуре русского человека,
обратить внимание на разницу исполнения одинаковых движений в разных
регионах, что говорит об изобретательности людей в нем живущих, а также
величине и многонациональности России.
Ярким компонентом народного танца является костюм. В процессе
обучения он не нужен, но понятие о костюме должно быть, так как в разных
регионах он был особенным, и детали костюма являются компонентами
танца. У русских, например, таким компонентом может стать шаль, платочек,
косынка, а у цыганки – все юбки, что на ней одеты. Традиционный народный
костюм не что иное, как исторически сложившийся продукт национальной
культуры, который связан с обычаями, образом жизни и географическими
условиями.
Он служит своеобразной знаковой системой, передающей
культурную информацию и опыт множества поколений через народную
вышивку, цвет, форму и конструкцию изделия. В свою очередь танец в
национальном костюме оказывает большое влияние на внутреннюю культуру
человека. Девушки в хороводном (длинном) сарафане двигались плавно,
торжественно; в движениях, осанке и взгляде присутствовала спокойная
строгость, скромность и подтянутость, ведь за ними внимательно наблюдали
соседи, замужние женщины, парни и родители, которые их окружали, а это
значит, что девушки лишний раз не поднимут взгляд и в пении церемониться
не
станут.
Весь
жизненный
уклад
и
строгое
воспитание
девушек
вырабатывали
в
их
характере
сдержанность,
скромность
поведения,
степенность и достоинство. Через танец же воспитывается приветливость,
благородство и задушевность. О девушке часто можно было услышать, что
пока она стоит на месте – выглядит более чем обыкновенно, а как пойдет
танцевать – красавицей оборачивается. Перемена эта заключается в том, что
танцующая как бы возвышается над повседневностью: все лучшее внутри
нее пробуждается и даже внешний облик окрашивается новыми яркими
красками.
Профессия
учителя
требует
большой
самоотдачи
и
огромного
человеколюбия. Педагог должен суметь привить ученику самые лучшие
качества. Для меня очень важно приобщение к духовным ценностям русского
народа при помощи обучения танцу, воспитание национального достоинства.
Я снова и снова продолжаю знакомство с традициями, обычаями русского
народа посредством хореографии. Надеюсь, что помимо положительного
воздействия на физическое развитие детей, я способствую тем самым росту
их общей культуры, прививаю потребность в общении с искусством,
вызываю интерес к глубинному изучению русских традиций и обычаев.
Значит, мои ученики вместе со мной будут расти духовно и физически,
благодаря поэтике русского танца. Верю, они будут расти любящими свой
родной край и знающими свои корни. Мне нравятся слова Маты Харри:
«Танец – поэма, в ней каждое движение – слово». Я буду читать детям эту
поэму, буду учить их понимать эти слова и надеюсь, видеть отклик в их
прекрасных сердцах.