Напоминание

«Я педагог XXI века»


Автор: Егорова Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГКОУ «Московский кадетский корпус
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Я педагог XXI века»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Думала ли я, стоя маленькой девочкой у станка в танцевальном классе, что

танец навсегда станет частью моей души?! Он увлек меня так, что я уже не

представляю своей жизни без танцев. И теперь, когда прошли годы, я смотрю

на таких же маленьких девочек в танцевальном классе глазами преподавателя

и учу их тому, что сама, как мне кажется, наилучшим образом знаю и умею.

Погрузившись в педагогическую практику, я не могла не обратить своего

внимания на огромное количество существующих в сфере образования

проблем.

Это

регионализация,

децентрализация,

элитизация,

коммерциализация, проблема государственного финансирования, проблема

социальной дифференциации и качества образования, кризис института

образования, ослабление желания молодежи связывать судьбу с наукой,

понижение

социального

статуса

учителя,

проблема

национального

самосознания и другие.

Проблему национального самосознания я считаю одной из актуальных и

наиболее острых проблем современности. Без знания своих корней, традиций

своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, а современное

общество переживает период крушения нравственных идеалов, дефицита

нравственных чувств. Но я убеждена, что духовные ценности служат

ориентиром в жизни русского человека. Именно поэтому необходимо

всячески приобщать учеников к истокам русской народной культуры в целях

воспитания любви к родному краю, к Отечеству, расширения кругозора,

формирования лучших человеческих качеств. А когда это лучше сделать,

если не в детстве?! Память о детских впечатлениях неизгладима. Дети

доверчивы и открыты. Именно в этот период возможно погружение в истоки

национальной культуры. Именно в этот момент важно донести до сознания

детей, что они являются носителями народной культуры, помочь заглянуть в

себя, понять, кто мы есть и откуда, как велика наша родная страна. «Человек,

не знающий своего прошлого, не знает ничего», - так гласит старинная

мудрость.

Нравственно-эстетическое воспитание детей актуально во все времена, а в

современном мире духовный образец ученика выдвигается на первый план.

Поэтому главной задачей, стоящей перед учителем, становится воспитание

людей, любящих свой край и свою Родину, уважающих свой народ, его

культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные

ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального

российского народа и осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества,

выполняя

обязанности

перед

семьей,

обществом,

государством,

человечеством.

В связи с этим педагог

XXI

века обязан понимать

современные тенденции развития образования, но при этом опираться на

устои общества и национальное самосознание.

Я часто задаю себе вопросы: «Что в этой ситуации могу сделать я? В чем

состоит моя роль, как учителя? Могу ли каким-то образом повлиять на

происходящее?». Я – педагог, и поэтому могу на своем месте хорошо делать

свою работу, и в моих руках есть рычаг воздействия.

Это мои занятия по народно-сценическому танцу. Ведь искусство танца

имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Поскольку учебный процесс протекает в группах и носит коллективный

характер, на занятиях народным танцем я стараюсь развивать у своих

учеников чувство ответственности перед товарищами и умение считаться с

их интересами. В процессе они понимают, что нельзя подвести стоящего

рядом в танце, нельзя опоздать, потому что другие из-за тебя могут не

успеть, нельзя не выучить, не выполнить, недоработать. Таким образом,

хореография оказывает большое влияние на формирование внутренней

культуры человека. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм

этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между

людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, внимание к

окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те

черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и

становятся

неотъемлемыми

в

повседневной

жизни.

Так

хореография

помогает воспитать характер.

Кроме того, на уроках по народно-сценическому танцу я стараюсь показать

детям, что в танце народ все делал осмысленно и связывал с жизнью. Наша

страна огромна и в одном регионе не танцуют так, как в другом. Например, в

Воронежской области во время экспедиции по сбору танцевального

материала мы с хореографами заметили, что танцоры складывают ладонь в

кулачок. На вопрос о причине этого одна старушка отметила: «Область наша

черноземная, и мы все лето возимся в земле, занимаемся прополкой. Зелень

травы и чернота земли въедаются в кожу и иногда целое лето не отмываются,

и на гуляньях все прячут пальцы в кулачок». Именно через такие примеры

дети знакомятся с портретом русской женщины, наблюдают ее природную

скромность и желание показать себя в лучшем свете. Таким образом через

обращение внимания детей на подобные нюансы, я могу не только научить

их конкретному движению или положению руки, чтобы улучшить их

физическую форму, но и дать представление о культуре русского человека,

обратить внимание на разницу исполнения одинаковых движений в разных

регионах, что говорит об изобретательности людей в нем живущих, а также

величине и многонациональности России.

Ярким компонентом народного танца является костюм. В процессе

обучения он не нужен, но понятие о костюме должно быть, так как в разных

регионах он был особенным, и детали костюма являются компонентами

танца. У русских, например, таким компонентом может стать шаль, платочек,

косынка, а у цыганки – все юбки, что на ней одеты. Традиционный народный

костюм не что иное, как исторически сложившийся продукт национальной

культуры, который связан с обычаями, образом жизни и географическими

условиями.

Он служит своеобразной знаковой системой, передающей

культурную информацию и опыт множества поколений через народную

вышивку, цвет, форму и конструкцию изделия. В свою очередь танец в

национальном костюме оказывает большое влияние на внутреннюю культуру

человека. Девушки в хороводном (длинном) сарафане двигались плавно,

торжественно; в движениях, осанке и взгляде присутствовала спокойная

строгость, скромность и подтянутость, ведь за ними внимательно наблюдали

соседи, замужние женщины, парни и родители, которые их окружали, а это

значит, что девушки лишний раз не поднимут взгляд и в пении церемониться

не

станут.

Весь

жизненный

уклад

и

строгое

воспитание

девушек

вырабатывали

в

их

характере

сдержанность,

скромность

поведения,

степенность и достоинство. Через танец же воспитывается приветливость,

благородство и задушевность. О девушке часто можно было услышать, что

пока она стоит на месте – выглядит более чем обыкновенно, а как пойдет

танцевать – красавицей оборачивается. Перемена эта заключается в том, что

танцующая как бы возвышается над повседневностью: все лучшее внутри

нее пробуждается и даже внешний облик окрашивается новыми яркими

красками.

Профессия

учителя

требует

большой

самоотдачи

и

огромного

человеколюбия. Педагог должен суметь привить ученику самые лучшие

качества. Для меня очень важно приобщение к духовным ценностям русского

народа при помощи обучения танцу, воспитание национального достоинства.

Я снова и снова продолжаю знакомство с традициями, обычаями русского

народа посредством хореографии. Надеюсь, что помимо положительного

воздействия на физическое развитие детей, я способствую тем самым росту

их общей культуры, прививаю потребность в общении с искусством,

вызываю интерес к глубинному изучению русских традиций и обычаев.

Значит, мои ученики вместе со мной будут расти духовно и физически,

благодаря поэтике русского танца. Верю, они будут расти любящими свой

родной край и знающими свои корни. Мне нравятся слова Маты Харри:

«Танец – поэма, в ней каждое движение – слово». Я буду читать детям эту

поэму, буду учить их понимать эти слова и надеюсь, видеть отклик в их

прекрасных сердцах.



В раздел образования