Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание гражданина в танцевальном творческом коллективе Пансиона воспитанниц МО РФ


Автор: Егорова Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГКОУ МКК «Пансион воспитанниц МО РФ»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание гражданина в танцевальном творческом коллективе Пансиона воспитанниц МО РФ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Нравственно-патриотическое воспитание гражданина в

танцевальном творческом коллективе Пансиона воспитанниц

МО РФ

Современное образование направленно на воспитание свободной,

инициативной, ответственной, творческой и саморазвивающейся личности.

Современный

гуманистический

идеал

привлекает

внимание

такими

качествами личности, как патриотизм, гражданственность, уважение к своей

истории, культуре и традициям народа.

Воспитать культурного человека очень сложно. Как многогранно само

понятие «культура», так и в воспитании современного культурного человека

такое

множество

граней.

Общеизвестно,

что

образование

расширяет

горизонты культуры молодого человека, которые определяются знанием

корней своей семьи, характером досуга, трудовой практикой и ее бытом;

интересом к национальной культуре и межкультурным формам общения;

содержанием обучения и воспитания, общением в самом процессе обучения

и т.д. Одним из главных помощников в воспитании культурного человека

путем образовательной деятельности выступает творчество.

Человеческое

творчество

направляется

не

только

на

познание

окружающего мира, но и на самопознание и духовно-нравственное созидание

своего «Я» использованием новых возможностей человеческого разума и

воли

в

русле

идей

В.И.Вернадского.

Только

активная

творческая

деятельность молодого человека поможет ему определить свое место в

мультикультурном обществе, не потеряв при этом ценностей, связанных с

культурной национальной идентификацией.

“Характер народа” – считает Борис Вышеславцев, русский философ и

религиозный

мыслитель

“его

основные

черты

заложены

на

бессознательном уровне, в области подсознания”. Особенно это применимо к

русскому народу. Области подсознательного в душе русского человека

отведено исключительное место. Тем не менее, воспитанию и развитию

самых значимых черт русского национального характера, таких как

духовность, доброта, жертвенность, могучая сила воли, душевная простота,

сострадание и бескорыстие, любовь к свободе и свобода духа, развитый

эстетический опыт, необходимый для художественного творчества, нужно

уделить особое внимание

.

Нравственно-патриотическое воспитание нацелено на расширение

культурного пространства, то есть на узнавание каждого артефакта культуры

прошлого. Инструментом расширения культурного пространства становится

механизм собирания артефактов, необходимых для внутреннего построения

картины мира. Одним из источников, где человек может черпать сведения об

историческом прошлом своего народа, является фольклор во всем его

жанровом многообразии.

Занимая такое огромное количество пространства, расселившись на

большой территории, в каждом уголке необъятной России формировались

различные особенности быта. Эти региональные особенности обусловлены

различными

факторами:

социальной,

исторической

и

экономической

сферами, характером жизни и быта людей, их трудом и нравами, природно-

климатическими условиями и костюмом. Об этом гласит пословица: «Что ни

город – то норов, что ни деревня – то обычай». А в контексте темы обрядово-

региональная природа русского танца представляет интерес суждения К. Я.

Голейзовского: «Каждая область и даже отдельные села и деревни

окрашивали, толковали обряд, игру, хоровод, пляску и даже коленца по-

своему». Как в быту, так и в искусстве обитателей юга, севера, запада и

востока необъятной русской земли отличались своеобразием – внешними,

формальными

различиями.

Жителям

русского

Севера

присущи

сдержанность, благородство и степенность в проявлении чувств; танцы

уроженцев курских земель полны веселым задором и живым темпераментом;

манерой, присущей только им, отличаются донские казаки, астраханцы,

смоляне.

Что же отличает танцы разных областей? Сами движения, то есть

танцевальный язык приобретает различный стиль исполнения. Например,

женщины Калужской области в танце своеобразно подергивают бедром, а в

Смоленской области в пляске «Гусачок» танцоры изображают повадки

гусаков и гусынь. Таким образом, одно и то же движение в разных регионах

приобретает узнаваемую самобытность. В одних областях руки кладут на

талию в кулачках, а в других – открытой ладонью. На вопрос, заданный

жителям

Воронежской

области,

о

том,

по

какой

причине

танцоры

складывают ладонь в кулачок, одна женщина ответила: «Область наша

черноземная, и мы все лето возимся в земле, занимаемся прополкой. Зелень

травы и чернота земли въедаются в кожу и иногда целое лето не отмываются,

и на гуляньях все прячут пальцы в кулачок». Быт дал язык танца.

Лексическая

система

танцевального

искусства

северных

народов

с

характерными спокойными, плавными движениями сложилась как отражение

сдержанного характера людей, их жизни преимущественно в закрытых

помещениях. У исполнителей в северных районах руки находятся в

положении как можно ближе к корпусу, не поднимаются выше плеч, чаще

всего опущены вниз – это объясняется тем, что танцевали в многослойной

одежде, в небольших помещениях, на небольшом расстоянии друг от друга,

что не давало возможности раскрыть широко руки. Часто руки сложены

перед корпусом, на уровне груди, прижаты, корпус откинут назад, левая рука

лежит сверху правой, «подбоченившись», или руки опущены вдоль корпуса.

В Пансионе воспитанниц МО РФ на занятиях по программе «Народно-

сценический танец» моя система работы организована таким образом, чтобы

воспитанницы не только учились танцевать, изучая элементы русского танца,

но и смогли осознать, откуда берутся традиции народа, выраженные в

фольклоре и, в частности, в танце. Так они смогут лучше приобщиться к

культурным традициям своего народа, лучше узнать его историческое

прошлое, что, несомненно, способствует национальной идентификации и

гражданскому воспитанию подрастающего поколения.

На занятиях, где воспитанницы изучают танец уроженцев Воронежской

губернии, я разъясняю, почему в этих танцах присутствует активная работа

корпусом и темпераментная манера исполнения. Ведь женщины данного

региона отличались пышными формами, и это, конечно, находило отражение

в танце. Разнообразие ходов, жесты отличаются тем, что, в частности,

собрана ладонь, кисть играет от запястья, при свободном движении в локтях

и т.д. Танец носит волевой, динамичный, жизнерадостный характер, с

подчеркнутым достоинством исполнения женского танца. Таким образом,

дети учатся понимать характер народа, выраженный в элементах танца.

Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по

характеру исполнения от южных областей. На этом необходимо делать

акцент в процессе обучения. Таких примеров много. К танцевальному

искусству можно относиться как развлекательному жанру, а можно как к

перечислению важных компонентов быта. В жизни трудового человека было

распределение труда и красивого отдыха. Люди рано ложились спать и рано

вставали. Было множество интересных обрядов. Например, женщины

вставали на рассвете на своеобразный марш здоровья. Они долго ходили,

общались, пели песни. Они долго к этому готовились, а потом долго это

вспоминали. Наши предки многого не могли объяснить, но делали

правильно. Это заложено где-то глубоко в подсознании.

Русский танец влияет на вырабатывание норм естественной жизни.

Например, общественное разделение женского и мужского труда отразилось

в искусстве танца в создании особых областей женского и мужского танца с

различными функциями и содержанием. Это проявляется, прежде всего, в

эстетике исполнения основанного на нравственном опыте народа. В мужском

танце

выражается

сила,

удальство,

горделивое

чувство

собственного

достоинства, образ богатыря, воина. Мужчине, пахавшему в поле, требуются

большие физические силы и выносливость в управлении плугом, посеве и

сборе урожая. Отсюда и размашистые, сильные, широкие движения рук и

ног, утвердительный, устойчивый ход на всю ступню. Пашня, пахарь

связываются и с душой русского человека – душа нараспашку; распахнутый,

распаханный – значит, открытый. Русские эпические богатыри Илья

Муромец и Микула Селянинович - крестьяне-пахари. Женский русский танец

славится степенностью, строгостью, сдержанностью. Г.И. Готлиб дал

наиболее точную характеристику женского народного танца, назвав его

«тихим». Женский танец, особенно в северных областях России, исполняется

«тихо», плавно. Двигаться в пляске надо так плавно, чтобы поставленное на

голову блюдо, налитое «всклянь» растопленным маслом, не покачнулось и не

расплескалось. Однако только та плясунья считается хорошей, у которой

сквозь внешнее ледяное спокойствие чувствуется страстное внутреннее

кипение.

Народный танец оказывает большое влияние на внутреннюю культуру

человека. На занятиях я стараюсь донести до воспитанниц, в какой

обстановке могли исполнять тот или иной танец, чтобы девочки могли

точнее прочувствовать манеру исполнения. Например, девушки в хороводе

движутся плавно, торжественно; в движениях, осанке и взгляде присутствует

спокойная строгость, скромность и подтянутость. За ними внимательно

наблюдают соседи, замужние женщины, парни и родители, которые их

окружают, а это значит, что девушки лишний раз не поднимут взгляд и в

пении церемониться не станут. Весь жизненный уклад и строгое воспитание

девушек вырабатывали в их характере сдержанность, скромность поведения,

степенность и достоинство. Через танец же воспитывается выдержка,

вежливость, чувство меры, аккуратность, внимание к окружающим и их

настроению,

доброжелательность,

приветливость,

благородство

и

задушевность. О девушке часто можно было услышать, что пока она стоит на

месте – выглядит более чем обыкновенно, а как пойдет танцевать –

красавицей оборачивается. Перемена эта заключается в том, что танцующая

как бы

возвышается над повседневностью:

все лучшее внутри нее

пробуждается и даже внешний облик окрашивается новыми яркими

красками.

Танец

учит нормам поведения и взаимоотношений между людьми.

Народная поговорка гласит: «Плясать – душу открывать». У девушек и в

пляске, и в быту вырабатывается манера двигаться легко, быстро, мягко и с

достоинством. В некоторых местах это называлось «выходкой» и плясуньи

говорили: «Пляшем усе у адно, а выходка разная». Этот термин определяет

фигуру, посадку головы, выражение лица, походку, темперамент, движения

рук и ног и, главное, индивидуальный облик личности танцовщика. Поэтому,

обучая воспитанниц технике исполнения неотъемлемых и выразительных

компонентов русского танца, мне важно добиться от учениц проявления

собственной

индивидуальности

в

танце,

развития

артистичности

с

сохранением своей уникальности.

Танец полон движениями, которые представляют собой внешнее

выражение внутренних психологических и духовно значимых процессов,

передающих темперамент, характер и отношение к окружающему. Хороший

плясун не унизит себя непристойным поведением и развязностью. С этой

точки зрения интерес представляют казачьи танцы. В них сохранен парный

танец, дающий представление о гармоничном образе женского и мужского

казачьего танца. Казаки и их потомки принадлежат к отдельному типу в

русском

обществе.

Они

высокоморальны,

героичны

и

менее

всего

феминоидны. Эти качества “связаны с архетипами, а не с физиологией”.

Мужские казачьи танцы наполнены историей и содержанием жизни своего

народа, преисполнены свободой, широким жестом, достоинством поведения,

храбростью и открытостью характеров. «Когда выходишь на сцену в

казачьем костюме, слышишь строевые и праздничные казачьи песни, то не

думаешь о канонических требованиях, законах сцены; в массовом мужском

танце все воспринимается само собой, тело наполняется гордостью, что твоя

роль в танце значима» (из беседы с исполнителями казачьих плясок).

При

рассмотрении

танцевального

движения

как

продукта

коммуникации, мы выявляем, что анатомические типы и архетипы с давних

времен закреплены как в искусстве танца, так и в восприятии народа.

Исполнители народных танцев призваны выявлять тонкие особенности

душевного склада и пластики национальных характеров, а также должны

обладать ярко выраженной индивидуальностью и внешними чертами

определенного национального типа. Это должно проявиться в процессе

обучения, являющегося активным, творческим звеном,

пробуждающим в

человеке художественное начало.

Осваивая танцевальную лексику, исполнитель не просто учится

воспринимать красоту, а прилагает немалые усилия для преодоления

определенных трудностей. Только тогда эта красота становится доступной

для него. В процессе обучения тело совершенствуется осознанно, через

учебные дисциплины и создание особой среды в учебных заведениях;

развиваются музыкальные, физические и эстетические качества человека,

отвечающие за моральное и духовное развитие. Познав красоту в процессе

творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях и

в жизни. В этом процессе мы должны выбирать тот материал, который будет

полезен для развития не только творческих способностей, но и будет иметь

социальное значение.

Русский народный танец чрезвычайно богат и разнообразен в своих

региональных (областных) особенностях. В разных местностях России

бытуют разные танцы и люди пляшут по-разному. Н.В. Гоголь писал об этом

так: «Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец.

Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как

поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у

одного - бешеный, тяжелый, у другого – легкий, воздушный». Отличия

между этнографическими зонами четко обнаруживаются буквально во всем:

в языке (диалектах), постройках, в форме поселений, в одежде, пище,

сельскохозяйственной

технике,

орнаментах,

календарных

обрядах,

в

музыкальном и танцевальном фольклоре.

На окраинах коренной русской территории и в местах поздней

колонизации в результате взаимодействия с разными народами, как

славянскими, так и неславянскими, образовывались другие этнографические

зоны русской народности со своими ярко отличительными признаками.

Например, в европейской части России выделяются две этнографические

зоны, как бы переходные между северными и средними, средними и южными

великороссами. В бытовой культуре и фольклоре одной зоны наблюдается

много общего с белорусами, а у другой – с малороссами (украинцами).

Манера исполнения, присущая танцам каждого конкретного региона

(области) России отличается особенностями в стиле пластики и в подборе

движений. В каждом из вышеперечисленных регионов народный танец

своеобразен, уникален. Такого разнообразия стилей, манер, характеров вряд

ли встретишь еще где-либо в мире. Обо всем этом мы говорим на уроках по

народно-сценическому танцу, что помогает ученикам лучше узнать родной

край и полюбить каждый его уголок, впитав в себя его обычаи.

Многовековая

народная

танцевальная

практика

показывает,

что

полноценное

художественно-эстетическое

развитие

человека

наиболее

успешно осуществляется лишь при условии гармоничного сочетания трех

видов деятельности: исполнительства, зрительского восприятия лучших

произведений и непосредственного композиционного творчества в танце.

Урок русского народного танца в определенных пропорциях включает

в

себя

элементы

всех

этих

трех

видов

художественно-эстетической

деятельности. Он состоит из четырех разделов: основы русского народного

танца; региональные особенности исполнения русских народных танцев;

изучение,

созданного

мастерами

лидерами,

наследия

русского

сценического танца; композиционные формы (виды) русских народных

танцев.

Тем самым мы выявляем необходимость изучения народного танца как

метода

воспитания

молодого

поколения

в

духе

гражданственности,

нравственных убеждений, моральных норм и ценностных установок на базе

многовековых традиций родного края. Ведь духовно-нравственное развитие

гражданина России – это процесс последовательного расширения и

укрепления

ценностно-смысловой

сферы

личности,

формирования

способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к

себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе

общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных

установок. Темпы и характер развития общества непосредственным образом

зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов,

нравственных

убеждений,

моральных

норм

и

духовных

ценностей.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой

личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться

есть важнейшее условие успешного развития России.

Список используемой литературы

1.

Горский В.А. Духовные основы нашего общества //Доп. образование.

2004. – N 1, с. 25-26

2.

Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. – доклад 1923.

3.

Голейзовский К. Образы русской народной хореографии.– М.:

Искусство, 1964, с.24

4.

Готлиб Г.И. Описание всех обитающих в Российском государстве

народов. Ч. З. –СПб.: Академия наук, 1799. – с.178

5.

Гоголь Н.В. Петербургские записки 1836 года

6.

Слыханова В.И. Русский народно-сценический танец в контексте

региональной культуры России: традиции и новаторство. –

диссертация, 2012



В раздел образования