Автор: Кузнецова Елена Владимировна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МАОУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: г.Биробиджан, Еврейская автономная область
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: «Основные музыкально-теоретические понятия, необходимые для занятий хореографией"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
«ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
ХОРЕОГРАФИЕЙ»
из опыта работы концертмейстера
Кузнецовой Е.В.
г. Биробиджан, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Музыкальное искусство и хореография
как основа эстетического воспитания детей………………....................................................4
Музыка как искусство……………………………………........................................................4
Основные выразительные средства музыки……………………………..........................6
Мелодия………………………………………………………….………………......................6
Ритм………………………………………………………………………………......................6
Метрическая основа музыки…………………………………………………………………..7
Музыкальный размер…………………………………………………………………………..9
Гармония……………………………………………………………………………………….10
Музыкальная форма………………………………………………… ……………………..10
Функции частей в форме……………………….……………………………………………..11
Составные элементы музыкальной формы…………………………….…….......................12
Квадратность музыкальных произведений………………………………………………….12
Классические инструментальные
музыкальные формы………………………………………...………………………………...12
Двухчастная форма…………………………………………..………………………………..13
Простая трёхчастная форма…………………………………………..………........................19
Сложная трёхчастная форма………………………………………………………………….22
Вариационная форма (тема с вариациями)…………………………………..........................25
Рондо………………………………………………………………..………………………….27
Циклические формы………………………………………………..………….........................31
2
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальное искусство и хореография как основа
эстетического воспитания детей
3
Искусство танца – хореографию часто называют «зримой музыкой».
Хореографический образ развертывается во времени и подчиняется одним и
тем же ритмическим законам. Оба они «говорят без слов». Так же как
музыкальные интонации, движения танца настолько выразительны, что
могут передавать сложную гамму человеческих эмоций.
Ни для кого не секрет, что искусство хореографии немыслимо без
музыки. Успех работы с детьми на занятиях по хореографии во многом
зависит
от
того,
насколько
выразительно
и
художественно
пианист
исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие
динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в
танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве –
прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их
эстетического воспитания.
Музыкальное
оформление
урока
должно
прививать
учащимся
осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать
музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом
рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по
сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за
развитием
музыкальных
образов,
составляет
общее
представление
о
структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются
первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся
приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной
музыки,
и,
таким
образом,
формируется
их
музыкальная
культура,
развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают
при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох,
стилей,
жанров.
Движения
должны
раскрывать
содержание
музыки,
соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму.
Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто
сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, одной из
важнейших задачей концертмейстера на уроках хореографии является
развитие «музыкальности» танцевальных движений.
Музыка как искусство
Искусство
–
это
творческое
отражение,
воспроизведение
действительности в художественных образах. Оно существует и развивается
как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых
обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в
процессе художественного творчества.
Потребность человека охватить и освоить мир во всем его богатстве
вызвала к жизни разные виды искусства, отражающие разные стороны
действительности.
Эстетическое
богатство
действительности
настолько
4
велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с
помощью одного вида искусства. Как ни огромны возможности литературы в
изображении реального мира, слово не в силах передать все разнообразие
форм и цветовых соотношений, как это может сделать живопись. Ни одно
искусство не может соперничать с живописью в воспроизведении красоты
природы, живого облика человека; ни одно искусство не способно так тонко
раскрывать его психологию, как литература; ни одному из них не доступно
такое точное воплощение движения чувств, настроений и переживаний,
какое свойственно музыке.
Виды искусство - это исторически сложившиеся формы творческой
деятельности,
обладающие
способностью
художественной
реализации
жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального
воплощения
(слово
в
литературе,
звук
в
музыке,
пластические
и
колористические материалы в изобразительном искусстве и т.д.).
В
современной
искусствоведческой
литературе
сложились
определенные системы классификации искусств, хотя единой до сих пор нет
и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является
деление на три группы.
В первую – входят пространственные или пластические виды искусств.
Для этой группы искусств существенным является пространственное
построение
в
раскрытии
художественного
образа
–
изобразительное
искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды
искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во
времени композиция – музыка, литература.
Третью
группу
представляют
пространственно-временные
виды,
которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами –
хореография, литература, театральное искусство, киноискусство.
Музыка – вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и
отличающийся прямым и активным действием на чувства людей. В отличие
от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не
воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности.
Видимо,
поэтому
ее
можно
считать
подлинно
общечеловеческим,
универсальным «языком», не требующим перевода.
По сравнению с произведениями всех видов пространственных
искусств музыкальные творения нельзя пощупать, подделать, как это
случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое
авторство чужому произведению. В отличие от изобразительного искусства в
музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории –
интерпретация и исполнительство. По существу, у виртуозно исполненного
музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько «авторов»,
если считать композитора, исполнителя (или исполнителей), а также
возможности используемых инструментов.
5
В музыкальном искусстве средством воплощения художественных
образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.
Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр,
темп,
громкостная
динамика,
тембр,
мелодия,
гармония,
полифония,
инструментовка и др. Рассмотрим основные из них.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА МУЗЫКИ
МЕЛОДИЯ
Подобно тому, как живописец смешивает краски, отбирая и сочетая их
на палитре, композитор, в зависимости от того, что он хочет передать
слушателям и какое вызвать у них настроение, «смешивает» свои краски,
называющиеся
средствами
музыкальной
выразительности.
Именно
с
помощью них слушатель чувствует общий характер произведения. К
основным средствам музыкальной выразительности относятся: мелодия,
ритм, лад, тембр, гармония, и др.
Основу всякого музыкального произведения составляет мелодия, т.е.
одноголосно выраженная музыкальная мысль.
Мелодию
заслуженно
называют
душой
музыки.
Вспоминая
услышанную музыку, мы вспоминаем мелодию. По одной только мелодии
мы модем определить характер произведения. Чем она выразительнее, тем
легче
запоминается
все
сочинение
в
целом.
Иногда
музыкальное
произведение состоит только из мелодии. Часто такие «одинокие» мелодии
встречаются в народных песнях. Эти мелодии настолько выразительны, что
не нуждаются ни в какой поддержке.
Чаще всего мелодия развивается волнообразно, т.е. состоит из
последования восходящих и нисходящих движений. Для восходящего
движения характерно нарастание силы звука – крещендо (crescendo).
Нисходящее движение мелодической линии, напротив, нередко сочетается с
«затуханием» звучности – диминуэндо (diminuendo).
Высшие
точки
развития
звучности
мелодии
принято
называть
кульминацией, для которой характерно:
Высокий регистр мелодии
Наибольшая сила звучности
Густота гармонической фактуры.
РИТМ
Звуки в мелодии всегда организованы с помощью ритма. Подобно
человеческой речи, одни звуки длятся дольше, другие – короче. Чередование
в определенном порядке длинных и коротких звуков в музыкальном
произведении
называются
музыкальным
ритмом.
Ритм
-
это
пульс
6
музыкального произведения. Особенно важен ритм в музыке, связанной с
движением, - в марше, в танце. Именно по ритму мы безошибочно
определяем вальс, польку, танго, диско, фокстрот, хотя мелодии этих танцев
могут быть услышаны нами впервые.
В музыкальном искусстве различаются относительная и абсолютная
длительность звуков.
Относительной длительностью звуков называется продолжительность
данного звука по сравнению с другими. Основные соотношения звуковых
длительностей таковые, что каждая более крупная длительность в два раза
больше последующей:
Целая нота
Половинная
Четверть
Восьмая
Шестнадцатая
Различия в относительной длительности
звуков или, как говорят ритмические различия
звуков, во многом определяют выразительную силу музыки.
Абсолютная длительность. Она устанавливается темпом, т.е. скоростью
звучания (быстро, умеренно, медленно и т.д.). И – более точно – показателем
скорости по метроному. Показатель по метроному определяет, сколько
длительностей (половинных, четвертных или восьмых) должно прозвучать в
течение минуты.
МЕТРИЧЕСКАЯ ОСНОВА МУЗЫКИ
Для организации музыкального произведения во времени, помимо
ритма существует еще одна не мало важная категория – музыкальный метр.
В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её
явно не слышать, но ощущаем всегда. Именно эта пульсация заставляет нас
танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать. Она
пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим
началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Тикает равномерно
и неуклонно. Эта пульсация в музыке называется метром. Можно сказать что
метр – это сердце музыки. Аналогия очень точная. Ведь удары сердца мы
тоже не слышим, но благодаря им живём. Так и в музыке. Сам метр мы не
слышим, но слышим как пульсирует музыка на нём основанная.
Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли неодинаковы по
своей силе. Если сильные доли, а есть слабые. В зависимости от комбинации
сильных и слабых долей различают разные виды метра.
Существует множество разновидностей метра. Однако, основными из
них
являются:
двухдольный
трёхдольный,
четырёхдольный
и
(реже)
шестидольный.
7
Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую
(РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и
размеренный. Подобный
Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых
(РАЗ-два-три-РАЗ-два-три).
Этот
метр
плавный,
закруглённый,
покачивающий. Как лодка на волнах.
Четырёхдольный метр, как и шестидольный ещё называют сложным,
или составным метром. Так, четырёхдольный метр состоит из двух
двухдольных. В нём одна сильная доля (первая), две слабые (вторая и
четвертая), и одна относительно сильная (третья): (РАЗ - два - ТРИ - четыре).
Похожая ситуация с шестидольным метром. Он состоит их двух трёхдольных
метров. В нём одна сильная доля (первая), четыре слабые (вторая, третья,
пятая, шестая) и одна относительно сильная (четвёртая): (РАЗ – два – три –
ЧЕТЫРЕ – пять – шесть). Отрезок музыкального произведения от одной
сильной доли до другой называется тактом.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР
8
Музыкальный размер – количество долей определённой длительности,
образующих такт. Размер изображается в виде дроби, в знаменателе
указывается длительность одной доли (единица измерения), в числителе –
количество таких долей в такте. Например, 3/4 означает, что в такте три
доли, каждая длительностью в четверть.
Размеры бывают:
Простые – в которых имеется один акцент. Состоят из простого
неделимого числа долей - 2-х или 3-х. В 2-дольном размере 1-я доля
сильная, 2-я слабая: 2/2 ( состоящий из двух половинных долей),
2/4,2/8. В 3-дольном размере – 1-я сильная, 2-я и 3-я – слабые: 3/4, 3/8,
3/16.
Сложные размеры – состоят из соединения нескольких
одинаковых простых размеров. В сложном размере столько акцентов,
сколько простых размеров входит в его состав.
Однако эти
метрические акценты неравнозначны : кроме акцента на сильной 1-й
доле
такта,
сохраняется
более
слабый
акцент
(называется
относительно сильным) в начале каждой группы, из которой
образован данный сложный размер. Сложные размеры, по сравнению
с простыми, выявляют большую широту дыхания музыкальной фразы.
Наиболее распространены: 4/4 - состоит из 2-х групп по 2/4; 6/8 –
состоит из 2=х групп по состоит из 2=х групп по 3/8, 9/8 – состоит из
3-х групп по 3/8.
Смешанные размеры (разновидность сложного размера) – состоит
из
соединения
нескольких
простых
неравных
размеров.
Это
несимметричные размеры: пяти- (5/4=2/4 + 3/4, 5/8=3/8 + 2/8), семи-
(7/4=2/4
+
2/4
+
2/4),
восьми-
(8/8=3/8
+
2/8
+
3/8),
одиннадцатидольные. Определить структуру такта со смешанным
размером можно по группировке нот в такте и по музыкальной фразе.
Иногда в начале произведения рядом с основным обозначением
смешанного размера в скобках указывается его внутренняя структура.
Например: 5/4 (2/4 3/4).
Переменные размеры – количество долей в такте меняется на
протяжении
произведения.
Смена
размера
может
быть
строго
периодической по тактам. В этом случае в начале произведения
выставляются сразу два размера. Чаще встречается непериодическое
чередование размеров, что является отражением свободной метрики.
Тогда размер выставляется в нотном тексте всякий раз при его смене.
Такие размеры часто встречаются в русских народных песнях.
Полиметрия – одновременное сочетание разных тактовых
размеров. Например: рядом со скрипичным ключом ставится размер
2/4, а возле басового ключа – 3/4.
ГАРМОНИЯ
9
Чрезвычайно важным для создания музыкального образа является
выбор той либо иной гармонии, на которую «опирается» мелодия. Она
способна сделать мелодию более драматичной или, наоборот, нежной,
мягкой, спокойной. Гармония способна окрасить мелодию в различные
эмоциональные тона, усилить ее поэтическое содержание. В узком смысле
слова гармонией можно назвать сопровождение мелодии, аккомпанемент.
Истоки гармонии кроются в народной музыке. В ходе исторического
развития гармония, как и другие выразительные средства, претерпела
значительные изменения. Поэтому часто говорят о различных гармонических
стилях и школах:
Классическая гармония
Романтическая гармония
Современная гармония
Джазовая гармония
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
Музыкальная форма – строение музыкального произведения.
Форма присуща для всех видов искусств, но законы восприятия для
разных искусств неодинаковы. Пространственные искусства (графика,
живопись, скульптура, архитектура) воспринимаются посредством зрения,
т.е. их форма может быть в любое мгновение познаваема как целиком, так и в
частности. При этом большие очертания, как правило, охватываются раньше
деталей.
Музыка наоборот, подобно искусству слова или танца развёртываются
во времени, деталь за деталью. По этой причине музыкальное целое
постепенно возникает в нашем сознании из частей, ограниченных друг от
друга по замыслу. Не случайно, М.И. Глинка, основоположник русской
композиторской школы говорил: «Форма – значит соотношение частей и
целого, форма - значит красота».
Довольно часто момент раздела между частями формы осуществляется
с помощью цезуры (небольшой остановки движения).
Основными признаками цезуры являются:
Пауза
Остановка на относительно продолжительном звуке
Повторность мелодико-ритмических фигур
Смена регистров
Смена динамических оттенков
ФУНКЦИИ ЧАСТЕЙ В ФОРМЕ
Классические музыкальные произведения состоят из шести разделов,
которые имеют свои определенные функции. Среди них можно выделить
основные, самостоятельные и связующие, второстепенные:
10
1.
Вступление;
2.
Экспозиция (основная часть);
3.
Связующая;
4.
Средний раздел;
5.
Реприза;
6.
Заключение (кода).
Самостоятельное значение из всех перечисленных имеют лишь 3
раздела: основная часть (экспозиция), средний раздел, и реприза. Остальные
разделы формы могут отсутствовать вовсе. Главная их роль – связать между
собой основные разделы: так, вступление подготавливает основной раздел, с
помощью связующего осуществляется переход от экспозиции к среднему
разделу, а благодаря коде музыкальное произведение имеет законченный,
завершенный вид.
Вступление к основной форме или её части – это начальный эпизод
музыкального произведения или части цикла, подготавливающий появление
основного тематического материала. Оно может строиться либо на основе
самостоятельного музыкального материала, либо на основе интонация
какого-либо последующего раздела музыкальной формы.
Экспозиция (основная часть) – содержит изложение темы (тем) –
первоначальное её произведение. Тема (по-гречески thema – то, что лежит в
основе)
–
мелодия,
выражающая
основную
мысль
произведения
и
являющаяся материалом для дальнейшего развития. Этот раздел формы
имеет устойчивый характер.
Связующая часть (связка) – небольшой эпизод, осуществляющий
переход между основными разделами произведения. Обычно связующая
часть интонационно менее ярка и выразительна, имеет неустойчивый тип
изложения.
Средний раздел или средняя часть – самостоятельный, крупный раздел
формы. Для него характерно либо дробное проведение основной темы, либо
включение новой темы, а также тонально-гармоническая неустойчивость.
Реприза – повторное проведение основной темы. Реприза может быть
буквальной, либо измененной (варьированной). Довольно часто в репризном
проведении
основной
темы
содержится
главная
кульминация
всего
произведения. В подобном случае, репризу называют динамизированной.
Заключение
или
кода
–
небольшое
построение,
завершающее
музыкальное построение (по-итальянски coda – хвост).
Внутри каждый из разделов формы состоит из небольших построений,
так называемых составных элементов музыкальной формы.
СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ
11
Каждый раздел музыкальной формы состоит из цепи нескольких
подразделов. Они и называются составными элементами музыкальной
формы. К ним относятся:
Мотив – мельчайший элемент музыкальной формы, наименьший
отрезок
мелодии,
который
обладает
ясным,
определённым
музыкальным содержанием. Обычно мотив умещается в 1 - 2 такта и
группируется вокруг сильной доли.
Фраза – последование 2 - 3 мотивов, образует, относительно
законченное музыкальное построение. Объём фразы – от 2 до 4
тактов.
Предложение – последование (объединение) 2 фраз. Этот отрезок
мелодии обладает больше завершённостью, чем составляющие их
фразы. Объём предложений – от 4 до 8 тактов.
КВАДРАТНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В
музыкальном
сопровождении
уроков
классического
танца
используется квадратная система построения музыкальных произведений.
Последовательность
элементов
одинаковой
(по
числу
тактов)
продолжительности называется структурным единством.
Оно
проявляется
в
квадратности.
Квадратностью
называют
четырёхтактовость частей.
4+4
4+4+4
4+4+4+4 и т.д.
Для музыкального сопровождения движений классического танца,
желательны произведения с чётко выраженным периодом или периодами,
состоящими из 1,2, или нескольких предложений по 8,16,32 такта.
КЛАССИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
ПЕРИОД - наименьшая форма музыкального произведения, в котором
изложена законченная или относительно законченная музыкальная тема.
Существуют многочисленные короткие произведения, представляющие
собой один период. Таким образом, период может быть самостоятельной
формой. В области инструментальной музыки, в форме одного периода могут
быть написаны, вполне самостоятельные пьесы, в которых развивается одно
настроение (один образ). Однако, большинство музыкальных произведений
состоят из цепи периодов.
Внутри период состоит из двух, либо (реже) трех предложений. Между
собой предложения могут быть похожими, либо отличаться друг от друга. В
12
первом случае, такой период называется периодом повторного строения, а во
втором периодом не повторного строения.
ЭКОССЕЗ № 9
Ф.ШУБЕРТ
ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА
Двухчастная форма – это форма, состоящая из двух периодов.
Схематичное обозначение подобной формы следующее:
А
(1 период)
В
(2 период, новый муз. материал)
Двухчастная форма может содержать небольшую репризу – повторение
в конце первого периода тематического материала 1-й части. Подобную
форму принято называть двухчастной репризной.
Внутри каждая часть обычно строится по следующим законам:
I часть – состоит из дух предложений одинаковой длины, которые
сходны по мелодии, ритму и гармонии.
II часть – состоит из двух предложений, отличающихся друг от друга.
Первое предложение второй части называется серединой и вносит
некоторый контраст к первому периоду (вводится относительно новый
мелодико-ритмический
материал
или
появляется
гармоническая
неустойчивость).
Длина первого предложения большей частью равна половине первого
периода или иногда несколько её превышает.
Второе предложение содержит буквальное или изменённое повторение
части первого периода и называется репризой. Признак репризы – её
мелодико-ритмическое сходство с одной из частей первого периода.
Основное назначение репризы – тематическое объединение всей
формы. В репризе чаще всего повторяется второе предложение первого
13
периода. Иногда музыка первого периода перерабатывается настолько, что
сходство её с первым проведением становится лишь приближённым.
Структурное
строение
репризы
приблизительно
совпадает
со
строением повторяемой музыки первого периода. Протяжение репризы
остаётся прежним и равно половине первого периода, то есть одному его
предложению.
Весьма нередко реприза, как и вообще заключительные части многих
форм,
благодаря
своему
логическом
весу,
подвергая
расширению
(посредством секвенции какого-либо элемента первого периода, прерванной
или несовершенной каденции).
СХЕМА ДВУХЧАСТНОЙ РЕПРИЗНОЙ ФОРМЫ
I часть (I период) II часть (II период)
a
a1 b
a2
(предложение) (повторение предложения с неб. изменениями) (новый материал) (репризное повторение материала а, либо а1)
Однако, в первой части второе предложение не всегда повторяет
первое, а может и отличаться от предыдущего музыкального материала.
В
следующем
примере,
«Вальс»
Ф.
Шуберта,
хорошо
видно
следующую схему двухчастной формы с репризой:
I часть - a+b тональность As – dur (Ля-бемоль мажор)
I часть - c+a1 тональность Es – dur и As – dur (Ми-бемоль мажор и Ля-
бемоль мажор)
14
14
ВАЛЬС
Ф. ШУБЕРТ
15
15
ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА БЕЗ РЕПРИЗЫ:
Двухчастная форма,
во втором периоде которой не содержится
отчётливое
повторение
элементов
из
первого
периода,
называется
двухчастной формой без репризы. Периоды равны друг другу и одинаково
построены. В случае проведения во второй части элементов из первой, они
изменяются
настолько,
что
не
производят
впечатления
репризных
построений, но сохраняется общее тональное единство.
I часть (I период) II часть (II период)
I предложение
II предложение
I предложение
II предложение
a a1 b
с
«Полька» К.Фауста – хороший пример двухчастной формы без
репризы:
I часть - a+b тональность D – dur (Ре-мажор)
I часть - c+a1 тональность G – dur (Соль-мажор)
В двухчастной форме постоянно встречается повторение частей.
Наиболее обычно повторение каждой части по отдельности или все части
вместе. Иногда повторяемая музыка выписывается в нотном тексте ещё раз,
если в неё вносятся вариантные изменения.
16
16
ПОЛЬКА
К. ФАУСТ
17
17
Встречается вступление к двухчастной форме, как правило, короткое и
преимущественно основанное на тематическом или фактурном материале.
Бывают и заключения - кода. В соответствии с небольшими размерами
данной формы, кода – коротка.
Двухчастная форма применяется для небольших самостоятельных
произведений:
Прелюдий.
Мелких пьес программного порядка.
Танцев.
Песен.
Романсов.
Двухчастная форма служит и частью более крупного целого:
Сложная трёхчастная форма.
Вариации.
Одна из тем рондо.
Сонатная форма.
18
18
ПРОСТАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА
Простая трёхчастная форма – это форма, первая часть которой
представляет собой период; вторая часть, т.е. средняя, - также период или ряд
построений серединно-разработочного характера; третья часть – реприза
первой части.
Трёхчастная
форма
представляется
особенно
гибкой
и
легко
приспособляемой к индивидуальным свойствам тематики и характеру её.
СХЕМА ДВУХЧАСТНОЙ РЕПРИЗНОЙ ФОРМЫ
I часть II часть (II период) III часть
a
b
a1
I период Середина. Реприза
Период или построение
серединного характера
СТРОЕНИЕ ПРОСТОЙ ТРЁХЧАСТНОЙ ФОРМЫ
Первая
часть
–
представляет
собой
период,
состоящий
преимущественно из двух сходных предложений, подобно первому периоду
двухчастной формы, но форма первой части допускает большую свободу,
чем двухчастная форма и встречаются периоды из трёх предложений (это
связано со значительностью содержания, выраженной неуравновешенности,
что приводит к более широкому развитию формы).
Вторая часть – середина, она противополагается крайним частям, т.к.
вносит тематический контраст. Протяжение середины не меньше протяжения
первой части, однако гораздо чаще середины развиты пространнее, иногда в
несколько раз. Развитость середины обуславливается жанром пьесы.
Третья часть – реприза, является точным или несколько изменённым
повторением первой части. Реприза часто содержит материал первой части
без переработки или почти без неё. Для репризы характерно протяжение,
которое равно протяжению первой части. Иногда происходит расширение
репризы, чаще во втором предложении, для этого применяется приём
повторения.
Нередко репризы бывают динамизированными, либо динамическими –
в таком случае, в ней содержится главная кульминация произведения.
19
19
ВАРИАЦИЯ КИТРИ
Pas de deux из балета «Дон Кихот»
Л. МИНКУС
20
20
В приведённом примере, Л. Минкус «Вариация Китри», показана
простая трёхчастная форма:
I часть – период, тональность As – dur (Ля-бемоль мажор).
II часть – период, середина, тональность Es – dur (Ми-бемоль мажор) и
Ля-бемоль мажор).
III часть – период, динамическая реприза с фактурным варьированием.
Тональность As – dur (Ля-бемоль мажор).
21
21
СЛОЖНАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА
Сложная трёхчастная форма – это форма, крайние части которой,
тематически
одинаковые,
представляют
собой
простую
двух-
или
трёхчастную форму; средняя же часть контрастирует с крайними частями и
её строение бывает различным.
СХЕМА ДВУХЧАСТНОЙ РЕПРИЗНОЙ ФОРМЫ
А
B
A
I часть II часть III часть
Простая двух-
Простая двух- или
Повторение
или трёхчастная форма трёхчастная форма, или
первой части
эпизод неустойчивого
характера.
Сложная трёхчастная форма, в наибольшей степени пригодна для
выявления контраста настроений, впечатлений, состояний и т.д.
Очень типично сопоставление:
оживлённость и большое спокойствие
лёгкость и кантиленность
элегичность, задумчивость и взволнованность, страстность
мрачно-стремительный и светлый
трагедия и спокойствие
Контраст
частей
достигается
не
только
мелодико-ритмическими
средствами,
но
и
другими
приёмами:
меняется
фактура,
характер
аккомпанемента, меняются регистры, тембры (в оркестре), темп.
Помимо основных разделов формы (А В А), сложная трёхчастная
форма может иметь вступление или коду.
Вступление к сложной трёхчастной форме встречается довольно часто.
Размеры его колеблются от 1 – 2 тактов до значительно развитых
построений. Тематически вступления нередко связаны с крайними частями, а
иногда с трио формы, но они никогда не представляют собой полного
проведения какого-либо пространного отрезка основной части формы.
Встречаются вступления, тематически самостоятельные. Вступление
иногда повторяется перед репризой. К сложной трёхчастной форме очень
часто присоединяется кода.
Кода – это построение, вступающее после того, как закончилось
репризное повторение. Название построения – Coda - иногда выписывается
над нотным текстом. Она встречается в сложной трёхчастной форме
довольно часто, при этом она широко развита.
22
22
Назначенные коды – утвердить главную тональность произведения, и
создать обобщение контрастирующего тематического материала всей формы.
Кода может строиться на материале крайних частей; на материале средней
части;
на
материале
и
крайних
и
средней
части,
проводимом
последовательно.
Для примера разберём «Вальс» № 2, Opus 69, Ф. Шопена. Он написан
в сложной трёхчастной форме:
I часть (A) – простая трёхчастная форма, тональность h – moll (Си
минор)
II часть (B) – простая двухчастная форма, тональность H – dur (Си-
мажор)
III часть (A1) – реприза, повторение I части, тональность h – moll ( Си
минор)
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
ДВУХ - ТРЁХЧАСТНЫХ ФОРМ
Двух – трёхчастные формы обнаруживают значительную гибкость и
приспособляемость к различному характеру музыки. Они в наибольшей мере
подходят для такой тематики, которая не требует очень пространного
развития и укладывается в сравнительно ограниченные рамки указанных
форм. Сами двух – трёхчастные формы ведут происхождение, видимо, от
бытовой танцевальной и песенной музыки. Тематика такой музыки имеет
относительно
замкнутый
характер,
лишена
больших
внутренних
противоречий.
Отражая своё происхождение, двух-, и трёхчастные формы остаются в
первую очередь особенно пригодными для тематики, которая, так или иначе
связана с танцевальным или песенным характером.
Первой важной областью применения двух – трёхчастных форма
является танцевальная музыка.
Танцевальная музыка разграничивается на два соприкасающихся
друг с другом вида:
Прикладную, собственно танцевальную музыку
Музыку танцевального характера,
но имеющую самодовлеющее
музыкальное значение и предназначенную для концертного или домашнего
исполнения.
Прикладная танцевальная музыка (в том числе бальная) часто имеет
народное происхождение (вальс, мазурка и т.д.), но танцы изобретались и
специалистами – балетмейстерами. Очень многие народные, а иногда и
бальные танцы, получая отражение в творчестве крупных композиторов,
приобретали тем самым всеобщее художественное значение, и часто
культивировались затем целым рядом поколений музыкантов (вальс,
мазурка, полька).
23
23
Общая черта прикладной танцевальной музыки:
определённость и повторность ритмов,
внятная акцентинировка сильных долей,
квадратные структуры в самом отчётливом их выражении
(построения в 4, 8, 16, 32 такта).
Основные танцевальные жанры музыкального искусства обычно
написаны либо в простой, либо в сложной трехчастной форме. Рассмотрим
главные отличительные признаки классических танцев.
ВАЛЬС – скорый трёхдольный танец, немецкого происхождения.
Сложная трёхчастная с контрастной серединой
Часто предшествует вступление
Часто присутствуют коды, в которых могут проводиться темы
основных частей.
Вальс культивировался крупными композиторами всех стран: Моцарт,
Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Глинка, Чайковский, Скрябин, Дебюсси,
Равель и другие. Разновидность вальса – медленный вальс.
МАЗУРКА
-
трёхдольный танец умеренного темпа (медленнее
вальса), но с острым ритмом – смещением акцента с сильной на слабую
долю. Танец польского происхождения. Форма – чаще трёхчастная (простая
или сложная с трио). Возможно вступления и коды. Шопен, Глинка,
Балакирев, Чайковский и другие.
ПОЛЬКА – двухдольный танец умеренно – скорого темпа, происходит
из Чехии.
Форма
– преимущественно сложная трёхчастная, обычно
маленькое вступление. Сметана, Чайковский, Балакирев, Рахманинов и
другие.
АЛОП – быстрый двухдольный танец. Форма – сложная трёхчастная.
Шуберт, Бизе, Стравинский и т.д. Нередко встречаются в балетных кодах.
ТАРАНТЕЛЛА
–
очень
быстрый
танец,
чаще
всего
на
6/8,
итальянского происхождения.
Форма
– преимущественно трёхчастная.
Россини, Шопен, Лист, Глинка, Танеев и другие.
ПОЛОНЕЗ – торжественный трёхдольный танец, умеренного темпа,
польского происхождения из придворного обихода.
Форма
– сложная
трёхчастная с трио. Шопен, Лист ,Глинка, Мусоргский, Чайковский и другие.
МАРШ
-
основное прикладное назначение – исполнение при
размеренной ходьбе группами, поддержание необходимого настроения и
создание организованного движения. В связи с этим типична особо
отчётливая
акцентировка
сильных
долей,
решительность
и
определённость ритмов, ясная периодичность
квадратных структур.
24
Форма
–
сложная
трёхчастная
с
трио.
Бетховен,
Шопен,
Шуман,
Мендельсон, Вагнер, Бородин, Прокофьев и др.
24
ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА
(ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ)
Тема с вариациями – это форма, состоящая из первоначального
изложения темы и нескольких её повторений в изменённом виде.
Число вариаций не ограниченно.
СХЕМА ВАРИАЦИЙ
А+А1+А2+А3+А4+……….
Наиболее давние образцы вариаций непосредственно связаны с
танцевальной
музыкой,
и
именно
она
послужила
непосредственным
источником и поводом для возникновения вариационной формы.
Метод варьирования играет роль основы формообразования, т.к. без
него
получилось
бы
простое
повторение
темы
подряд,
которое
не
воспринимается как развитие.
ВИДЫ ВАРИАЦИЙ
Вариации на basso ostinato – вариации, построенные на сплошном
повторении в басу одного и того же мелодического оборота. Такой бас
называется basso
ostinato
(упорный бас).
Это
пассакалья и чакона –
медленные танцы в трёхдольном размере.
Строгие вариации (классические) -
простая, легко узнаваемая
мелодия, для темы классических вариаций характерна двухчастная форма с
репризой;
реже
встречается
трёхчастная.
Бывают
отступления
от
квадратности.
Свободные вариации – только тема и последняя вариации в главной
тональности. Ритм, метр, темп меняются так, что каждой вариации придан
самостоятельный характер.
Новый тип вариаций, введённый М. Глинкой – в этих вариациях
почти не изменяется мелодия темы (такой приём часто называют soprano
ostinato), этот тип основан на куплетном строении русской народной песни и
достижениях романтической эпохи в области гармонического варьирования.
Двойные вариации – вариации на две темы. Сначала излагаются обе
темы, затем следуют по очереди вариации то на первую из них, то на вторую.
В
каждой
вариации
доминирует
какой-нибудь
один
способ
варьирования, не исключая вовсе применения других. Часто ряд соседних
вариаций, различаясь в деталях, имеет сходный характер. Особенно
25
распространено накопление движения, посредством введения более мелких
длительностей.
25
Вариационная форма очень часто применяется для самостоятельных
произведений. Наиболее обычны названия: «Тема с вариациями», «Вариации
на тему…», «Пассакалья», «Чакона» или какое-нибудь индивидуальное
название. Иногда название ничего не говорит о вариационном строении или
вовсе отсутствует, и даже не нумеруются вариации.
ПЕРЕПЁЛОЧКА
Обработка Г. ТЫШКЕВИЧА
26
26
В музыкальном примере «Перепёлочка»
обработка Г. Тышкевича
(фрагмент), тональность на протяжении всего цикла вариаций осталась одна
и та же а – moll (ля минор).
Основная
тема
подверглась
ритмическому
и
фактурному
варьированию.
РОНДО
Рондо – это такая форма, в которой одна и та же тема проводится не
менее трёх раз, а между её проведениями помещаются части иного
содержания и, притом, чаще всего, каждый раз – нового.
Форма рондо ведёт своё происхождение от хороводной песни с
припевом.
Рондо
–
означает
«круг»
(хоровод).
Текст
куплета,
при
27
повторяющейся музыке, каждый раз – новый, текст припева – сохраняется
весь или в большей своей части.
27
В инструментальной музыке, вместо меняющегося текста, меняется
музыка (B, C и D в схеме); припев, появляясь
в начале формы, далее повторяется так, как и в вокальной хороводной песне
(А в схеме).
СХЕМА РОНДО
A+B+A+C+A+D+A……….
Главной партией называется повторяющаяся тема (в схеме – А).
Чтобы их отличить, приняты следующие термины:
проведение первой главной партии,
проведение второй главной партии и т.д.
Главная партия, как правило, это период – в 8, 16 тактов, обычно
состоящий
из
двух
сходных
предложений,
носит
часто
песенно-
танцевальный характер. Количество проведений главной партии от3 до 5 – 6,
а иногда до 8 – 9. Репризы повторяют главную тему в первоначальном виде
или слегка варьировано.
Эпизод - части расположенные между проведениями главной
партии (В – первый эпизод, С – второй эпизод и т.д.). Каждый эпизод имеет
самостоятельное и не повторяющееся в других частях содержание. Эпизоды
обычно дают лишь небольшой тематический контраст. Иногда эпизод
начинается прямо в новой тональности, введённой ради контраста, скачком,
но очень часто он начинается модулированием в подчинённую тональность.
По протяжённости эпизоды равны главной партии или, иногда,
её
превышают. Кода отсутствует.
В этой форме особенно ярко проявляется принцип репризности,
который, с количественной стороны, ни в какой другой форме не выражен
так сильно. В то же время он сочетается с принципом контрастного
сопоставления.
СТАРИННОЕ (КУПЛЕТНОЕ) РОНДО
Все части рондо кратки (в основном период) и их нередко, много,
благодаря чему в целом форма получается довольно крупной.
Тематика рондо, в общем, отражая происхождение формы, носит
характер близкий к песенно-танцевальному роду музыки. Это свойство,
роднящее форму рондо со многими образцами двух- и трёхчастных форм, в
28
немалой мере сохраняется и в дальнейшем развитии данной формы, хотя и не
может считаться обязательным для всех случаев.
28
Рассмотрим музыкальный пример «Гавот в форме рондо» И.Сю Бах –
это старинное (куплетное) рондо:
Строение рондо: A+B+A+C+A.
Главная партия – А тональность g – moll (Соль минор).
Первый эпизод – В тональность B – dur (Си-бемоль мажор).
Второй эпизод – С начинается в тональности d – moll (Ре минор),
заканчивается в тональность D – dur (Ре мажор).
ГАВОТ В ФОРМЕ РОНДО
И.С. Бах
29
29
30
30
31
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Циклические формы – это формы, состоящие из двух или больше
отдельных
частей,
из
которых
каждая,
в
отношении
формы,
самостоятельна. Основа образования циклических форм – контрастирование
частей (особенно в отношении темпа), при общем их единстве, так или иначе
выраженном.
Старинная сюита – образуется из последования нескольких танцев,
контрастных между собой по темпу, но написанных в одной
тональности. В классическую сюиту входит 4 обязательных танца:
1. Аллеманда – темп умеренный, 4/4
2. Куранта – довольно скоро, 3/4.
3. Сарабанда – медленно, 3/4.
4. Жига – скоро, 6/8.
Кроме основных танцев, в сюиту часто вводятся дополнительные
пьесы, также танцевального или иного характера.
Сонатный цикл – это циклическое произведение, в котором, обычно,
хотя бы одна часть (типично – первая) сочинена в сонатной форме.
Сонатный цикл имеет разновидности, названия которых связаны со
средствами исполнения.
Камерные разновидности:
1.
Соната – произведения для одного или двух инструментов, соната для
двух инструментов иногда называется дуэтом.
2.
Сонатина – соната небольшого размера.
3.
Трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет – произведения
сонатного типа для камерных ансамблей с соответствующим числом
исполнителей (от трёх до девяти).
Симфония
– произведение сонатного типа для оркестра, чаще
широко
развитое.
Небольшие
симфонии
иногда
называются
симфониеттами.
Новая сюита
– она не основывается только на танцах; в
одинаковой тональности пишутся только крайние части, средние
части пишутся в других тональностях; ей не свойственен
принцип внутреннего единства, каждая часть сюиты – отдельная
картина. Части также контрастируют тематически и по темпу.
Есть сюиты, составленные из номеров оперы или балета, пригодных
по своей форме для отдельного исполнения.
31
32
Попурри
– последование частей, отрывков, или вовсе не
связанных
непрерывным
развитием,
или
с
элементарными
связками между ними.
33
32
34