Автор: Муллабаева Динара Юлаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 385 "Сказка"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Фольклор коренных народов Урала
Раздел: дошкольное образование
Фольклор коренных народов Урала.
Урал знаменит как многонациональный край с богатой культурой,
основанный на древних традициях. Здесь проживают не только русские
(которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары,
коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
В современном мире все меньше и меньше чтят свои традиции и
обычаи, не говоря уже о других национальностях. Это острая проблема
нашего мира. Помимо своего народа дети вообще не знают о существовании
других. Наша цель познакомить детей с фольклором разных народов,
научить уважать и ценить разные народы.
Фольклор (от англ. folk+lore — "народная мудрость") — устное
народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных
верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из
поколения в поколение.
Устное народное творчество помогает детям освоить культуру, язык
своего народа, получить первые представления о ней. Оно несет в себе
большую ценность, рассказывает как развивался их народ, в какой среде
обитал, какие праздники отмечал и подготовка к ним. Фольклор обучает
жизни, добру и злу, о природе, мире. Ребенок духовно обогащается,
развивает мышление, словарный запас, воображение.
Музыкальный фольклор отличается у каждого народа. Рассмотрим
некоторые коренные народы.
Одним из первых народов на Урале были манси
(вогулы). Они
обладают богатым народным творчеством. Впервые к легендам этого народа
обратились в ХIХ веке, позже к мифам. В песенном жанре выделяют
героические; призывные, посвященные духам; клятвы и заклинания; песни
воспевания медведя – хозяину леса; сатирические и юмористические
исполняющиеся только на празднике медведя; лирические, воспевающие
человека, его судьбу. В песнях отражена вся жизнь манси. Существуют
священные и обыденные жанры песен. Священные исполнялись после захода
солнца и в осенний и зимний период. Песни сопровождались ударами в
бубен, а главным праздником был – медвежий. Использовались и гортанное
пение. В обыденных песнях воспевали красоту природы, любовь, быт, труд.
Детские сказки написаны простым и доступным языком и знакомят с
окружающим миром. Много разных мифов и легенд, например «Легенда о
происхождении медведя», «Создание мира» и другие.
Музыкальный фольклор коми (зыряне) относится к древнему финно-
угорскому искусству. Народные причитания, песни-сказки очень мелодичны
и напевны. Разнообразны и народные музыкальные инструменты: чипсан
(свисток), сьэла чипсан (рябчиковый свисток-манок), полян гум (дудка) и
другие.
К
самым
древнейшим
пластам
музыкально-поэтических
импровизаций
относятся
причитания
–
бэрдэдчанкыы.
Среди
них
выделяются похоронные и свадебные, а также необрядовые (бытовые,
солдатские, при болезни, разлуке и другие). Похоронными причитаниями
сопровождался обряд прощания с покойным, в них звучала горечь по утрате
кормильца, хозяйки дома или детей. С таким же состраданием исполнялись и
бытовые солдатские причитания. В свадебных причитаниях говорилось о
бесправии и тяжелой женской доле, веселой девичьей жизни, выражалась
благодарность
родителям.
Свадебные
причитания
с
их
лирическим
повествованием, в отличие от похоронных, более мелодичны. Каждая
этническая группа имела свои мелодии. Испокон веков существовали и
колыбельные песни. С самого раннего детства, еще находясь в колыбели,
ребенок слышит нежный голос напевающей матери или бабушки. Это песни
о работающих родителях, песни-назидания, песни-уговоры на послушание.
Существуют припевки, считалки, дразнилки, забавы.
Марийский музыкальный фольклор представляет собой исторические
предания, мифологические рассказы, поговорки, пословицы и др. Особенно
выделяют
обрядовые
песни
(свадебные,
семейные,
проводы
солдат).
Музыканты являлись самыми дорогими гостями на праздниках. Марийцы
сохранили свои народные инструменты, такие как тумыр (барабан), пуч
(рог), шушпык (свисток), шыялтыш (свирель) и др. В музыке присутствуют
финно-угорские корни и влияние тюркских и русских мелодий. У восточных
марийцев выделяются песни-коротышки (такмак), имеющие легкий плясовой
характер.
Корни башкирского фольклора - в культуре тюркских скотоводческих
племен, живших на южном Урале с конца IX до нач. XIX в. В фольклоре
башкир соединились отголоски языческих и мусульманских верований.
Основные праздники приходились на весну и лето; канун полевых работ
отмечался сабантуем -праздником плуга. В числе песенных жанров -
эпические,
обрядовые,
протяжные
лирические,
плясовые,
частушки.
Традиционные башкирские инструменты - смычковый кыл кумыз, курай
(тростниковая продольная флейта), кубыз (варган).
Татарские народные песни имеют особую роль в передачи традиции
народа детям. Главное назначение народных песен – привить любовь к
прекрасному. С первых дней жизни мы прививаем любовь к родному языку
через колыбельные песни. Татарские народные игры, как один из жанров
фольклора, развивают детей физически, интеллектуально и эстетически. В
татарских народных играх много юмора, шуток и задора. Они вызывают
активную работу мысли, расширяют представления детей об окружающем
мире. Детский игровой фольклор татарского народа играет важную роль во
всестороннем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. При
помощи народных сказок, песен, игр, пословиц, поговорок и загадок мы
знакомим детей с явлениями окружающей природы, воспитываем любовь к
родному языку и народным обычаям, развиваем физические качества,
обогащаем лексический запас.
Местная русская
народно-музыкальная система включает в себя
жанры песенного и инструментального фольклора. Ранний пласт образуют
приуроченные жанры - обрядовые (календарные, семейно-бытовые) и
необрядовые (хороводные, колыбельные, игровые). Среди календарных
наиболее
древними
являются
песни
святочные,
масленичные,
троицесемицкие. Важную роль в местном календаре играют необрядовые
жанры - хороводные, лирические, частушки, выступающие в значении
сезонно приуроченных.
На формирование удмуртского
музыкального фольклора оказало
влияние искусство соседних финно-угорских, тюркских, позже русских
народов. Основу традиционной жанровой системы удмуртов составляют
обрядовые песни: земледельческие календарные и семейно-обрядовые -
свадебные, гостевые, похоронно-поминальные, рекрутские. В удмуртском
необрядовом фольклоре представлены лирические и плясовые песни. В
удмуртском народном искусстве выделяются две основные локальные
традиции –северная и южная. В жанровой системе северных традиций
преобладают
семейнообрядовые
песни,
в
функции
календарных
используются
русские
песни.
В
системе
жанров
южных
удмуртов
преобладают песни земледельческого календаря. Удмуртские народные
инструменты - крезь, быдзым крезь (гусли, великие гусли), кубыз (скрипка),
домбро (домбра), балалайка, мандолина, чипчирган (труба без мундштука),
узьы гумы (продольная флейта), тутэктон, скал сюр (пастуший рожок),
ымкрезь, ымкубыз (варган), одно- и двухрядная гармонь.
Таким образом, фольклор народов Урала знакомит детей дошкольного
возраста с бытом, окружающим миром каждого народа, обогащает духовный
мир. Учит любви и заботе, добру и злу. Знакомит с праздниками и обычаями
каждого народа, их традицией, культурой. Это неотъемлемая часть в
развитии ребенка.