Напоминание

Фольклор коренных народов Урала


Автор: Муллабаева Динара Юлаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 385 "Сказка"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Фольклор коренных народов Урала
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фольклор коренных народов Урала.

Урал знаменит как многонациональный край с богатой культурой,

основанный на древних традициях. Здесь проживают не только русские

(которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары,

коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

В современном мире все меньше и меньше чтят свои традиции и

обычаи, не говоря уже о других национальностях. Это острая проблема

нашего мира. Помимо своего народа дети вообще не знают о существовании

других. Наша цель познакомить детей с фольклором разных народов,

научить уважать и ценить разные народы.

Фольклор (от англ. folk+lore — "народная мудрость") — устное

народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных

верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из

поколения в поколение.

Устное народное творчество помогает детям освоить культуру, язык

своего народа, получить первые представления о ней. Оно несет в себе

большую ценность, рассказывает как развивался их народ, в какой среде

обитал, какие праздники отмечал и подготовка к ним. Фольклор обучает

жизни, добру и злу, о природе, мире. Ребенок духовно обогащается,

развивает мышление, словарный запас, воображение.

Музыкальный фольклор отличается у каждого народа. Рассмотрим

некоторые коренные народы.

Одним из первых народов на Урале были манси

(вогулы). Они

обладают богатым народным творчеством. Впервые к легендам этого народа

обратились в ХIХ веке, позже к мифам. В песенном жанре выделяют

героические; призывные, посвященные духам; клятвы и заклинания; песни

воспевания медведя – хозяину леса; сатирические и юмористические

исполняющиеся только на празднике медведя; лирические, воспевающие

человека, его судьбу. В песнях отражена вся жизнь манси. Существуют

священные и обыденные жанры песен. Священные исполнялись после захода

солнца и в осенний и зимний период. Песни сопровождались ударами в

бубен, а главным праздником был – медвежий. Использовались и гортанное

пение. В обыденных песнях воспевали красоту природы, любовь, быт, труд.

Детские сказки написаны простым и доступным языком и знакомят с

окружающим миром. Много разных мифов и легенд, например «Легенда о

происхождении медведя», «Создание мира» и другие.

Музыкальный фольклор коми (зыряне) относится к древнему финно-

угорскому искусству. Народные причитания, песни-сказки очень мелодичны

и напевны. Разнообразны и народные музыкальные инструменты: чипсан

(свисток), сьэла чипсан (рябчиковый свисток-манок), полян гум (дудка) и

другие.

К

самым

древнейшим

пластам

музыкально-поэтических

импровизаций

относятся

причитания

бэрдэдчанкыы.

Среди

них

выделяются похоронные и свадебные, а также необрядовые (бытовые,

солдатские, при болезни, разлуке и другие). Похоронными причитаниями

сопровождался обряд прощания с покойным, в них звучала горечь по утрате

кормильца, хозяйки дома или детей. С таким же состраданием исполнялись и

бытовые солдатские причитания. В свадебных причитаниях говорилось о

бесправии и тяжелой женской доле, веселой девичьей жизни, выражалась

благодарность

родителям.

Свадебные

причитания

с

их

лирическим

повествованием, в отличие от похоронных, более мелодичны. Каждая

этническая группа имела свои мелодии. Испокон веков существовали и

колыбельные песни. С самого раннего детства, еще находясь в колыбели,

ребенок слышит нежный голос напевающей матери или бабушки. Это песни

о работающих родителях, песни-назидания, песни-уговоры на послушание.

Существуют припевки, считалки, дразнилки, забавы.

Марийский музыкальный фольклор представляет собой исторические

предания, мифологические рассказы, поговорки, пословицы и др. Особенно

выделяют

обрядовые

песни

(свадебные,

семейные,

проводы

солдат).

Музыканты являлись самыми дорогими гостями на праздниках. Марийцы

сохранили свои народные инструменты, такие как тумыр (барабан), пуч

(рог), шушпык (свисток), шыялтыш (свирель) и др. В музыке присутствуют

финно-угорские корни и влияние тюркских и русских мелодий. У восточных

марийцев выделяются песни-коротышки (такмак), имеющие легкий плясовой

характер.

Корни башкирского фольклора - в культуре тюркских скотоводческих

племен, живших на южном Урале с конца IX до нач. XIX в. В фольклоре

башкир соединились отголоски языческих и мусульманских верований.

Основные праздники приходились на весну и лето; канун полевых работ

отмечался сабантуем -праздником плуга. В числе песенных жанров -

эпические,

обрядовые,

протяжные

лирические,

плясовые,

частушки.

Традиционные башкирские инструменты - смычковый кыл кумыз, курай

(тростниковая продольная флейта), кубыз (варган).

Татарские народные песни имеют особую роль в передачи традиции

народа детям. Главное назначение народных песен – привить любовь к

прекрасному. С первых дней жизни мы прививаем любовь к родному языку

через колыбельные песни. Татарские народные игры, как один из жанров

фольклора, развивают детей физически, интеллектуально и эстетически. В

татарских народных играх много юмора, шуток и задора. Они вызывают

активную работу мысли, расширяют представления детей об окружающем

мире. Детский игровой фольклор татарского народа играет важную роль во

всестороннем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. При

помощи народных сказок, песен, игр, пословиц, поговорок и загадок мы

знакомим детей с явлениями окружающей природы, воспитываем любовь к

родному языку и народным обычаям, развиваем физические качества,

обогащаем лексический запас.

Местная русская

народно-музыкальная система включает в себя

жанры песенного и инструментального фольклора. Ранний пласт образуют

приуроченные жанры - обрядовые (календарные, семейно-бытовые) и

необрядовые (хороводные, колыбельные, игровые). Среди календарных

наиболее

древними

являются

песни

святочные,

масленичные,

троицесемицкие. Важную роль в местном календаре играют необрядовые

жанры - хороводные, лирические, частушки, выступающие в значении

сезонно приуроченных.

На формирование удмуртского

музыкального фольклора оказало

влияние искусство соседних финно-угорских, тюркских, позже русских

народов. Основу традиционной жанровой системы удмуртов составляют

обрядовые песни: земледельческие календарные и семейно-обрядовые -

свадебные, гостевые, похоронно-поминальные, рекрутские. В удмуртском

необрядовом фольклоре представлены лирические и плясовые песни. В

удмуртском народном искусстве выделяются две основные локальные

традиции –северная и южная. В жанровой системе северных традиций

преобладают

семейнообрядовые

песни,

в

функции

календарных

используются

русские

песни.

В

системе

жанров

южных

удмуртов

преобладают песни земледельческого календаря. Удмуртские народные

инструменты - крезь, быдзым крезь (гусли, великие гусли), кубыз (скрипка),

домбро (домбра), балалайка, мандолина, чипчирган (труба без мундштука),

узьы гумы (продольная флейта), тутэктон, скал сюр (пастуший рожок),

ымкрезь, ымкубыз (варган), одно- и двухрядная гармонь.

Таким образом, фольклор народов Урала знакомит детей дошкольного

возраста с бытом, окружающим миром каждого народа, обогащает духовный

мир. Учит любви и заботе, добру и злу. Знакомит с праздниками и обычаями

каждого народа, их традицией, культурой. Это неотъемлемая часть в

развитии ребенка.



В раздел образования