Автор: Каримова Альмира Гаязовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ БГИ №2 им. Ахметзаки Валиди
Населённый пункт: г. Ишимбай, республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект урока обучения грамоте, 1 класс
Тема: Буква Цц. Твердый звук [ц]
Раздел: начальное образование
Конспект урока обучения грамоте. 1 класс
УМК «Школа России»
Тема: Буква Ц ц. Твердый согласный звук [ц].
Задачи:
– закрепить знания о непарных твердых и мягких согласных, об особенности
написания гласных и, ы после ц;
– развивать внимание, связанную речь, мышление, совершенствовать
навыки чтения;
– воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к природе.
Оборудование:
- учебник «Азбука»;
- компьютер, проектор;
- презентация к уроку;
- карточки для групповой работы и для работы в парах.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Создание психологического комфорта на урок
– Здравствуйте, ребята! Начинаем урок азбуки. Повернулись друг к другу,
улыбнулись. Повернулись к гостям, улыбнулись. Я желаю вам удачи!
Садитесь.
2. Актуализация знаний
а)
– Отгадайте загадки.
1) И зимой ей не сидится:
Над мои окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку… (синица)
2) Маленький, беленький,
По лесочку прыг– прыг!
По снежочку тык– тык! (заяц)
3) Желтый одуванчик
По двору идет.
Желтый одуванчик
Зернышко клюет. (цыпленок)
- Какие слова у нас получились?
- Синица, заяц, цыпленок.
– Что общего в этих словах?
– В этих словах есть буква ц.
– Дайте характеристику звуку [ц]. Что мы знаем?
– Звук [ц] – согласный, непарный, глухой, всегда твердый.
– Молодцы!
б) Работа в парах.
-Ставьте в словах пропущенные буквы.
Лиси…а, зая…, сини…а, …иркуль, коль…о, …ифра, коне…
-Какая буква пропущена?
- Во всех словах пропущена буква ц.
- Давайте еще раз повторим характеристику звука [ц].
- Звук [ц] – согласный, непарный, глухой, всегда твердый.
3. Постановка учебной задачи.
– О чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите сегодняшнюю
тему.
– Буква Ц ц и звук[ц].
– Чему мы должны научиться?
– Узнавать его, правильно читать, научиться правильно писать.
– Хорошо, ребята!
4. Работа по теме.
1) – Послушайте отрывки из стихотворений.
1. Муха, муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла (Муха Цокотуха)
2.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица! (Доктор Айболит)
3.
У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда. (Телефон)
– Кто написал эти стихи?
– Корей Иванович Чуковский (1882– 1969)
2) Краткое знакомство с биографией К. И. Чуковского.
Родился в 1882 году в Петербурге. Интересовался поэзией с ранних лет.
Работал корреспондентом. Писал для детей.
– Сегодня мы прочитаем отрывок из стихотворения «Мойдодыр».
– Почему автор так назвал стихотворение?
– Из каких слов состоит слово Мойдодыр?
- Мой до дыр
– Что это значит?
– Хорошо мыть руки, лицо.
- Чему учит нас Мойдодыр? Что советует делать детям? Что говорит о тех,
кто не любит мыться?
3) Работа по учебнику
а) Чтение учителем
– О чем прочитали?
– О том, что надо ходить чистыми.
– Какие слова непонятны?
б) Словарная работа
Трубочист – раньше была такая профессия, человек, который чистил
печные трубы от сажи.
Гребешок – расческа.
Ушат кадка с двумя ушами; большая деревянная кадка.
Корыто – большая продолговатая посуда для стирки белья, для других
надобностей.
Лоханка – круглая, овальная посудина для стирки белья, мытья посуды
и для других хозяйственных надобностей.
в) Чтение по цепочке.
– Прочтите последние две строчки.
– Почему надо бережно относиться к воде?
4. Закрепление
1) Работа в группах.
– Соедините части, чтобы получились слова:
Цап - ля, си - ница, гусе - ница, ко - нец, цве – ты,
цып – ленок, коль – цо, пти – ца.
2) Проверка.
3) Какие слова не понятны? Кто такая цапля? Птица. Как она выглядит? Чем
питается? Она перелетная или зимующая птица?
4) Чтение стихотворения «Цапля».
- Найдите слова, в которых буква Ы стоит в конце слова
- Птенцы, борцы, кузнецы
- Почему в этих словах пишем Ы?
– Эти слова во множественном числе.
- Хорошо. Сделайте вывод, в каких случаях пишется после буквы ц буква ы?
- Когда слова во множественном числе.
5. Рефлексия.
Молодцы, ребята. Закончите предложения.
- Мне было трудно …
- Я узнал …
- Мне понравилось …
- Я доволен …
Спасибо за урок!