Напоминание

Конспект урока "«Растения и животные пресного водоёма"


Автор: Алла Викторовна Переверзева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОКУ "Спасская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д. Спасское Курская область Медвенский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока "«Растения и животные пресного водоёма"
Раздел: начальное образование





Назад




Окружающий мир

4 класс

Тема:

«Растения и животные

пресного водоёма»

Тема: «Растения и животные пресного водоёма»

Цели: сформировать представления учащихся о жизни водоёма; познакомить с

растительным и животным миром пресных водоёмов, выявить связи между

обитателями пресного водоёма; показать необходимость бережного отношения к

обитателям водоёма и их охраны.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные результаты: самостоятельно определять и высказывать правила

поведения в природе, на воде.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; учить

отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на

вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт; делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свою мысль в устной речи; слушать и

понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты: уметь объяснять мир: приводить примеры «природного

сообщества» в водоеме; моделировать значение водных богатств в жизни людей.

Оборудование: компьютер, картинки, карточки для индивидуальной работы с

заданием, атлас-определитель, дополнительный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно

видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок

подарит нам радость общения друг с другом.

Прежде, чем начнём наш урок, скажите

мне, пожалуйста, чтобы что–то узнать новое, интересное, каким нужно быть на

уроке?(внимательным, активным, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей,

доказывать свою точку зрения, убеждать и т. д.)

II. Актуализация знаний

Но сначала я хотела бы узнать, что вы запомнили из предыдущей темы.

Почему луг называют природным сообществом?

Луг- это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и

микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собою.

Приведите примеры такой связи:

Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий

перегнивают, а на них вырастают новые.

Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

мятлик - мыши – совы

клевер- цветочная муха- трясогузка

зеленая трава – саранча – ящерица – пустельга.

Игра «Узнай меня»

Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими

колосками, образующими метелку. (Мятлик.)

Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.

(Пастушья сумка.)

Какая

птица

свое

присутствие

выдает

песенкой

«пить-полоть»?

(Перепел.)

Как называется птица, которая издает скрипучий крик «дерг-дерг»?

(Коростель.)

Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю

мертвых животных. (Жук-могильщик.)

Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое

животное. (Махаон.)

На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик.)

Это растение чутко реагирует на изменения погоды и время суток. Перед ненастьем и

на ночь растение сжимает лепестки цветков своей яркой корзиночки и опускает

головку. Семена разлетаются по всему свету на белых парашютах.

(Одуванчик)

Какие

природные

сообщества

представлены

следующими

растениями

и

животными?

Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель. (Луг.)

Ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось. (Лес.)

Пшеница, кукуруза, рожь, картофель. (Поле.)

ІІІ. Постановка учебной задачи

Послушайте стихотворение.

Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит.

Что это?

Это пресный водоём.

О чём будем говорить на уроке? ( о водоёме)

Что бы вам хотелось узнать по этой теме?( ответы детей)

Давайте сформулируем тему нашего урока (Различные варианты названия темы

урока.)

Тема:

«Растения и животные пресного водоёма».

Какова же цель нашего урока? (Узнать о разнообразии животного и растительного

мира, доказать, что водоём – природное сообщество.)

Что мы будем делать для реализации нашей цели? (Работать по учебнику, в тетради, с

атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы,

доказывать свою точку зрения.)

Мы сегодня узнаем: Что растёт и кто живёт в водоёме?

Выясним: Можно ли назвать водоём природным сообществом?

Узнаем: Если вмешается человек, что произойдёт?

ІV.

«Открытие нового знания»

Давайте вспомним, что такое водоём?

Водоём – место скопления или хранения воды.

Вспомните, какие виды водоёмов вы знаете?

Приведите примеры.

Работа в парах

Откройте учебник на стр. 178. Внимательно рассмотрите фотографию. Опишите

водоём по фотографии.

(Заслушать рассказы 2—3 пар.)

Тема урока содержит массу новых знаний. Поэтому мы будем работать по группам.

Каждая группа будет выполнять своё задание. Сегодня вы исследователи, будете

изучать растительный и животный мир пресных водоёмов. Итак, познакомимся с

группами наших учёных.

Группа ботаников – «Растения водоёма»

А кто такой ботаник, ребята? (Специалист, изучающий растения.)

Группа зоологов – «Животные водоёма»

Кто такой зоолог? (Специалист, изучающий животный мир.)

водоём

искусственный

естественный

Как вы думаете, в какое время года лучше всего изучать жизнь пресного водоема?

(

Летом.)

Почему?( лучше всего летом изучать жизнь пресного водоема. В это время года

растения цветут, а животные наиболее активны.)

Дети работают с источниками: учебник, план рассказа, дополнительный материал,

атлас-определитель

1 группа – готовит сообщение по плану о растениях водоёма.

Группа ботаников

План работы:

-названия растений.

-особенности роста

-роль растений для жизни животных

Учебник стр. 178-179

Дополнительный материал: Таблица с видами растений, атлас-определитель

В пресном водоёме несколько зон для растений.

- Некоторые растения прячутся под водой, только кое-где над водой видны цветки.

Корни этих растений уходят в ил.

Ряска может затянуть всю поверхность пруда, у неё нет корней. Элодея растёт так

быстро, что иногда мешает другим растениям.

-Некоторые растения свободно плавают, их корни не закреплены. У кувшинки на

поверхности воды плавают листья и цветки. Ночью цветки закрываются и

погружаются в воду. У этого растения ползучие корни.

- Некоторые растения имеют корни, которые уходят глубоко в ил, а листья находятся

над водой.( осока, ситник и др.)

Растения, которые находятся на:

(на поверхности воды)

Ряска, водокрас, кубышка, кувшинка

(Ряска - очень маленькое растение, часто образует на поверхности светло- зеленый

ковер. Листочки похожи на плоские лепешечки овальной формы, размером меньше

ногтя. От нижней части лепешечки отходит в воду тонкий маленький корешок.

Занесено в книгу Рекордов Гиннеса (как самое маленькое цветковое растение в мире).

Водокрас – листья овальные, собраны в розетку. От каждой розетки отходит в воду

пучок коротких корней. Летом у водокраса появляются небольшие белые цветки с

тремя лепестками.

Кубышка желтая, кувшинка белая – растения, которые имеют плавающие листья,

но при этом их корневища прикреплены ко дну. Цветки кувшинки вечером

закрываются и погружаются в воду, а рано утром всплывают на поверхность и

раскрываются.

(под водой)

Элодея, роголистник, рдест, зеленые водоросли (Кислород, нужный для дыхания,

углекислый газ и питательные вещества они получают из воды, а не из почвы.)

(под водой только нижняя часть)

Камыш, рогоз, стрелолист

Группа ботаников познакомит нас с жизнью растений водоёма (отчёт группы)

Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоеме?

Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают

воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем

для некоторых животных.

О каких растениях водоёма вы узнали, ребята? Какие растения запомнили?

Какие самые красивые растения водоемов?

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – водой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

2 группа - сообщение о животных водоёма.

Группа зоологов

План работы

-названия обитателей, живущих в воде.

-питание

- особенности строения

Учебник стр.179-182

Дополнительный материал: таблица с разнообразием обитателей водоёма.

-Есть насекомые, которые живут под водой ( водяной скорпион, личинка стрекозы),

на поверхности воды(клоп- водомерка, вертячка, гребляк) и над водой (стрекоза,

комары).

На поверхности воды плавают клопы- водомерки. У этих животных ножки покрыты

жиром, поэтому они не тонут.

Некоторые животные питаются растениями, есть хищники. Раки кормятся останками

животных, они являются санитарами водоёмов. Моллюски всасывают и пропускают

через своё тело водоросли и другие мелкие живые существа. Они играют очень

важную роль в водоёмах, очищают воду.

- Все улитки (прудовик, катушка) несут на себе раковину. Она защищает их от

врагов. Питаются они водными растениями, соскребая пищу шершавым языком.

-Моллюски- беззубка и перловица, также пропускают через своё тело воду, питаясь

тем, что осталось , тем самым очищают воду в водоёмах.

Беззубка-это ракушка, у которой нет головы, а есть нога, похожая на острый клин.

Высунет беззубка ногу, воткнет ее в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с

места. Переместится беззубка на два-три см, отдохнет и снова в путь. Она –тихоход:

за 1 час может проползти 30-40 см. Через одну трубочку беззубка втягивает воду, а

через другую выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды

много крошечных животных и растений

.

За сутки беззубка очищает до 40-50 л воды.

Улитка-прудовик, беззубка, катушка –моллюски, их называют «фильтрами».

Рыбы- карп, карась, питаются водными растениями и червями, которых выбирают из

ила. Другие рыбы –хищники. Они питаются мелкой рыбой, головастиками, червями,

моллюсками.

Жизнь многих млекопитающих связана с водоёмами. Живут в нём бобр, выдра,

ондатра.

Выдра, является хищником и питается рыбой и другими мелкими животными. А

бобр, ондатра и водяная крыса – грызуны. Они питаются растениями, водорослями,

кореньями, ветками деревьев.

Для многих животных (пиявки, водные насекомые, моллюски, рыбы и др.) пресные

водоёмы – это среда обитания, где они живут. Для других (водоплавающие птицы,

некоторые звери) водоёмы и побережья – места, в которых они находят обильный

корм и надёжные убежища. А некоторые животные (лягушки, тритоны и др.)

используют водоёмы в основном как места размножения.

Почти во всех водоёмах повсеместно водятся щука, карась, окунь и многие другие

виды рыб

Ёрш. Наружность ерша, конечно, знакома каждому. Вид у него, прямо скажем,

угрожающей, особенно когда он расправляет свои колючие плавники и вытягивает

щёки с острыми шипами. Эти колючки составляют единственное средство защиты от

хищных рыб. Рыбёшка мелкая, неповоротливая. Вот природа и дала ей защиту от

врагов. А за то, что взъерошивается, и назвали ершом.

Карась. Караси обладают большой жизнестойкостью.

Окунь. Окуня легко отличить от других рыб. Он красиво и ярко окрашен. Спина

тёмно- зелёная, бока зеленовато - желтоватые, брюшные плавники ярко- красные,

грудные – жёлтые. Первый спинной плавник сизый, второй – зеленовато- жёлтый.

Глаза оранжевые.

Щука – одна из крупных рыб; размеры её достигают полутора метров, масса – 24 кг

и более кг. Тело удлинённое, стреловидное, голова большая, рыло вытянутое; рот

также большой с многочисленными острыми зубами. Спинной плавник отодвинут

назад. Окраска спины серо- зеленоватая, бока более светлые и покрыты буроватыми

или оливковыми пятнами, брюхо беловатое с серыми крапинками. Щука питается

разнообразной пищей: мелкими ракообразными, насекомыми, икрой и мальками

других видов рыб. Взрослые щуки тоже хищники, они поедают рыб, птенцов,

крупных насекомых.

Какой же вывод вы сделали, изучая животный мир водоёма?

Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на

водных растениях. Их большое разнообразие.

Ребята, а жизнь птиц связана с водоемами? Жизнь каких птиц связана с водоёмами?

(Цапли, журавли, аисты, утки, гуси.)

Чем питаются аисты, цапли? (Рыбами, головастиками, лягушками.)

О каких животных пресного водоёма вы узнали? Перечислите.

Ребята, а почему нельзя уничтожать раков, моллюсков, стрекоз?

Итак, мы выяснили, что в пресных водоёмах обитают разнообразные живые

организмы.

Как же живут обитатели водоема? (сообща)

Является ли пресный водоём - сообществом?

(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются

растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

V.

Первичное закрепление

1. Работа с загадками

Ползает наоборот —

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука.)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек. (Утка.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Выполните задание 4 на с. 75.(Ученики исправляют ошибки в тексте. Коллективная

проверка.)

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки.

Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По

поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям

медленно ползают растительноядные улитки — прудовики и катушки.

VI.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Мы продолжаем работу в группах самостоятельно.

Карточка

Подчеркнуть только обитателей водоёма.

Животные: ящерица, стрекоза, кузнечик, щука, волк, бобр, водомерка, пчела, сазан,

крот, рак, заяц.

Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая,

купальница, василёк, рогоз, рдест.

VII. Включение нового знания в систему знаний

Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано.

Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под

воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют

растения. Растениями, в свою очередь питаются животные. Обитатели водоема живут

сообща. В водоемах для жизни хватает места и пищи всем : и растениям и животным,

птицам, рыбам, пресмыкающимся, зверям. Все они помогают друг другу выжить. Это

как одна цепочка. Порвется звено, исчезнет один из видов, постепенно будут исчезать

и остальные.

В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Покажите на примерах,

что они связаны между собой.

(Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются

растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука - мелкой рыбой,

клоп-водомерка-комарами.)

1.

Моделирование

Работа в парах

Ученики в парах строят модель цепи питания

1.Водоросли – головастики- личинка стрекозы- щука

2.Водоросли - карась – щука- выдра

3.Водоросли-черви - краснопёрка –чайка

4.Водоросли – головастики – карп – цапля

5.Ряска – комар – водомерка – лягушка

6.Рогоз – карась – щука – выдра

7. Стрелолист – карась – окунь – выдра

8. Ряска – карась – щука;

9. Рогоз – карась – цапля;

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Выполните задание 6 на с. 76. Покажите на примерах, что в пресноводном

сообществе все связаны между собой. (Например, растения (водоросли) выделяют в

воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные.

Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля —рыбой.)

Экологическая проблема

Какую проблему мы не рассмотрели? (Если вмешается человек.)

Какую роль играют водоёмы в жизни человека?

Человек использует воду для :

-хозяйственных нужд

-питья

-перевозки грузов

- полива и орошения

-для отдыха

Много человеку пользы приносит вода, а вот как он к ней относится.

1) Сценка.

Автор: - Сидели на пустынном берегу озера 3 рыбака и ловили рыбу. (Сидят 3

ребёнка с удочками) - Задёргался поплавок у одного, дёрнул он удочку и выловил

старый башмак

1 рыбак: Вот так - так!.

- Задёргался поплавок у второго – выловил он бутылку из-под сока.

2 рыбак: Вот это – да-а!

- Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку.

3 рыбак: Ух, ты!

- Жалко стало ему рыбку, решил отпустить её. Но тут рыбка взмолилась

человеческим голосом.

Рыбка: Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой.

Моченьки больше нет жить в озере!

Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – её родной дом!

Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого

сообщества? ( Люди.)

Каким образом? ( Люди бросают мусор в водоемы, моют машины, ловят раков, дети-

моллюсков. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду.)

К чему это может привести? ( Вода в водоёмах станет мутной и грязной, так как

некому будет её очищать и фильтровать, а значит погибнут и остальные растения и

животные из за недостатка кислорода и питания. Отлов раков, приведет к

загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям.)

Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось? (Сохранять редкие

растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет

много комаров. Охранять и беречь природу.)

Чем это грозит человеку?

Не будет чистой воды, рыбы, птиц, животных, исчезнет прекрасный мир живой

природы водоёмов. Нужно беречь и охранять жизнь водоёма.

Практическая работа:

Высказывания. Какие из них вы бы отнесли к знаку «МИНУС», а какие – «ПЛЮС»?

1.Бросай мусор в высокий тростник, чтобы не было видно.

2.Не бросай бытовой мусор в водоёмы.

3.Береги и охраняй только растения, занесённые в Красную книгу.

4.Береги все растения водоёмов.

5.Не рви кубышку и кувшинку- они занесены в Красную книгу.

6. Собирай стрекоз для коллекции.

7.Не лови раков и двустворчатых моллюсков.

8.Если головастиков много, можно некоторых выбросить на берег.

9.Не лови для развлечения катушек и прудовиков.

10.Береги лягушек и головастиков.

11.Зимой не разбивай лёд на пруду, чтобы рыбы не замёрзли.

12.Не разрушай жилища бобров и ондатр.

13.Если увидел нору бобров, можно посмотреть, как они живут.

14.Зимой делай лунки во льду , чтобы рыбы могли дышать.

15.Во время весеннего разлива помогай сохранять потомство рыб.

Моделирование природоохранных знаков

VIII. Рефлексия деятельности.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Знания, полученные на уроке, пригодятся мне…

С каким настроение вы уходите с урока?

IX. Итог урока

Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

Какая цель стояла перед вами? Удалось ли решить ее?

Что нового, интересного узнали о растениях водоема? О животных водоема?

Почему водоемы называют сообществом?

Как нужно охранять водоемы?

Выставление оценок.

Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно

связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём – это

природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого.

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 178—184 учебника.

2. Выполнить задания 5, 8 на с. 76 рабочей тетради.

3. Подготовить сообщения

«Мой шар земной»

Смотрю на глобус-шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!».

Спасибо за работу на уроке.



В раздел образования