Автор: Дзебисова Алла Тотровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО Республиканский дворец детского творчества им.Б.Е.Кабалоева, структукрное подразделение "Центр "Заря"
Населённый пункт: Владикавказ
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Ансамбль народных инструментов "Уадындз"
Раздел: дополнительное образование
Паспорт программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ансамбля
народных инструментов «Уадындз»
Автор - Дзебисова Алла Тотровна, народная артистка РСО-Алания, педагог
дополнительного образования высшей квалификационной категории;
Организация - исполнитель: структурное подразделение «Центр Заря» ГБУДО
«Республиканского дворца детского творчества им. Б.Е. Кабалоева»;
Адрес: РСО - Алания, г. Владикавказ, ул. К.Маркса,75,
тел. 7 (8672) 25-10-68,
, centrzarya
@
edu
15.
ru
Программа реализуется в структурном подразделении «Центр Заря» ГБУДО
«Республиканского дворца детского творчества им. Б.Е. Кабалоева»;
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации программы: 3 года
Год разработки программы: 2012 год
Год модернизации программы: 2021 год
Социальный статус: обучающиеся общеобразовательных школ республики.
Цель программы: развитие познавательного интереса к фольклору через обучение
игре на народных инструментах, раскрытие индивидуальных возможностей
ребенка.
Уровень реализации: дополнительное образование.
Уровень освоения программы: общеразвивающий.
Направленность программы: художественная.
Вид программы: авторская.
2
Содержание
I.Пояснительная записка……………………………………………………………...4
Направленность программы………………………………………………………….....5
Новизна программы……………………………………………………………………..5
Актуальность программы……………………………………………………………….5
Педагогическая целесообразность…………………………………………………......6
Цель программы………………………………………………………………………....6
Задачи программы……………………………………………………………………….6
Отличительные особенности…………………………………………………………....6
II.Содержание программы
Сроки реализации программы………………………………………………………….7
Учебно-тематический план 1 года обучения………………………………………….8
Содержание учебно-тематического плана…………………………………………….9
Учебно-тематический план 2 года обучения………………………………………....19
Содержание учебно-тематического плана…………………………………………....20
Учебно-тематический план 3 года обучения…………………………………………22
Содержание учебно-тематического плана…………………………………………....23
Работа с родителями……………………………………………………………………24
III.Планируемые результаты. Форма аттестации
Ожидаемые результаты реализации программы по годам обучения……………....24
Виды аттестации………………………………………………………………………..25
IV.Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение……………………………………………………………26
Используемые формы работы…………………………………………………………27
Условия реализации программы………………………………………………………29
Список используемой литературы…………………………………………….............30
Литература для детей и родителей………………………………………………….....30
Приложение №1Беседы с обучающимися…………………………………………….31
Приложение №2 Форма фиксации результатов…………………………………........32
Приложение№3 Календарно-тематический график на 2021-2022 уч.год……….....33
3
I. Пояснительная записка
История
музыкальной культуры осетинского народа уходит своими
корнями
в
глубину
веков.
Наряду с
древнейшим памятником устного
поэтического творчества – героическим эпосом, музыка занимает одно из
ведущих мест в арсенале осетинского искусства.
Музыкальный фольклор осетин включает в себя развернутые формы
вокального творчества, глубокие корни древнейшей инструментальной музыки,
но продолжает оставаться малоизученной областью национальной культуры.
Этап формирования современного осетинского народного музыкального
инструмента начался в XIX
веке. Именно в этот период происходило
проникновение и утверждение в осетинском музыкальном инструментарии двух
основных музыкальных инструментов – гармоники и балалайки, которые по
своему значению и по степени распространения в самых широких слоях
осетинского народа считались осетинскими народными инструментами. Вот
почему
многие
годы
в
ансамблях
народных
инструментов
старинный
музыкальный
инструмент
дала-фандыр
заменялся
русской
классической
балалайкой.
На
сегодняшний
день
в
«Центре
Заря»
имеется
ансамбль
народных
инструментов «Уадындз», где успешно соседствует классическая русская
балалайка и дала-фандыр.
Ансамбль народных инструментов «Уадындз» создан для приобщения учащихся
школ
и
профтехучилищ
к
основам
музыкальной
культуры,
развития
музыкально-эстетического вкуса, расширения общего кругозора на основе
исполнения народно-песенного и инструментального материала.
Учебный план разработан с учетом поэтапного обучения игре на балалайке и
дала-фандыре, выработке навыков ансамблевой игры, развития музыкальных
данных детей.
Особое внимание обращено на репертуар ансамбля, который включает в себя
народную музыку и музыку популярных осетинских композиторов.
При
разработке
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
Ансамбля народных инструментов «Уадындз»
была использована
следующая нормативная документация:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 29.12.2012г. № 273-
ФЗ;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014
№
41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
4
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки
России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Устав
и
локальные
акты
Государственного
бюджетного
учреждения
дополнительного образования «Республиканский дворец детского творчества им.
Б.Е. Кабалоева» РСО-А.
Направленность
программы Ансамбля народных инструментов «Уадындз»
-
художественная.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней используется принцип
интеграции, введение различных видов музыкальных инструментов в состав
ансамбля. К участию в ансамбле привлекаются обучающиеся 1, 2 и 3 года
обучения. Подбор материала и адаптирование его ведется с учетом уровня
подготовки
и
возрастных
особенностей
детей.
Ансамбль
народных
инструментов – это школа эстетического и нравственного воспитания культуры
на народных традициях,
коллективного творческого труда и дисциплины.
Детский ансамбль
народных инструментов – это оптимальная форма
сотрудничества детей и взрослых, пример хорошего партнерства, которое
способствует решению самых сложных педагогических задач. Данная программа
имеет четкую структуру, ясно изложенную объединяющую идею: ансамблевая
игра есть надежный способ самовыражения каждого участника, приводящий к
взаимному духовному обогащению в коллективной деятельности. Занятия на
музыкальных инструментах развивают художественные способности детей,
формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие.
Актуальность программы.
В последнее время в мире значительно возрос
интерес
к
этническому
самосознанию
и
самоопределению,
усилилось
стремление
к
изучению
и
развитию
традиций
национальных
культур.
Предпосылками
этого
глубоко
гуманистического
явления
послужили
политические,
экономические,
духовно-нравственные
преобразования,
затронувшие современное мировое сообщество. Кардинальные перемены в
России пробудили интерес к национальному искусству, обычаям, праздникам,
идеям православия, существенным образом затронули область исполнительства
на
народных
музыкальных
инструментах.
5
Сегодня особенно важно, чтобы ребёнок осознавал и чувствовал себя частицей
своего народа. Занятия в объединении помогают почувствовать радость
совместного музицирования через традиции инструментального творчества в
мир мыслей и чувств своего народа. Фольклор - коллективное творчество
народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Обращение к
фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством
эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.
Педагогическая целесообразность
Программы связана с направлением
образовательного процесса на развитие эстетического вкуса обучающихся, на
практическое
применение
навыков
игры
на
инструменте,
а
так
же
с
обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося в
составе ансамбля, что имеет большое воспитательное значение.
Программа является авторской, рассчитана на пять лет обучения. Большое
место в ансамбле занимает концертная деятельность.
Цели программы:
- развитие познавательного интереса к фольклору через обучение игре на
народных инструментах;
- на основах преподавания музыкального искусства раскрытие индивидуальных
возможностей ребенка.
Задачи программы:
1. Обучающие:
- развитие музыкального слуха и музыкально-ритмических навыков;
- формирование навыков правильного и выразительного исполнения народного
фольклора, авторских музыкальных произведений;
- расширение интеллектуального уровня знаний (знакомство с жизнью и
творчеством осетинских композиторов, национальным эпосом);
2. Воспитательные:
- гармоничное развитие и формирование общей культуры личности ребенка.
3. Развивающие:
- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация поиска новых познавательных ориентиров (организация
творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний).
Отличительной особенностью
авторской программы Дзебисовой
Аллы
Тотровны является то, что в основу обучения игре на дала-фандыр легла
написанная педагогом книга «Школа обучения игры на старинном осетинском
народном инструменте дала-фандыр», в которой собрано большое количество
методического материала по осетинскому фольклору и которая является
пособием как для музыкальных школ, так и для самодеятельных коллективов.
II.Содержание программы
6
Программа рассчитана на обучающихся от 7 до 18 лет.
Срок реализации программы 3 года
Сроки реализации программы
1 год обучения
2 раза в неделю
по 2 часа
2 год обучения
3 раза в неделю
по 2 часа
3 год обучения
3 раза в неделю
по 2 часа
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
Система обучения выстраивается по принципу «от простого к сложному» с
учетом всех необходимых приобретенных навыков при условии многократного
повторения, что способствует успешному выполнению требований Программы.
5. Возможна корректировка программы с учетом изменившихся условий и
требований к уровню образованности личности, возможности адаптации
обучающихся к современной социокультурной среде.
Учебно-тематический план
I год обучения
7
№
Наименование раздела, темы.
теория
практика
ансамбль
всего
1
Вводное занятие.
1
1
-
2
2
Знакомство с инструментом.
1
1
-
2
3
Положение правой и левой рук.
2
2
-
4
4
Цифровая система обучения игре на народных
инструментах.
2
4
-
6
5
Приемы звукоизвлечения: триоли, дуоли, удары.
бряцание.
2
4
-
6
6
Аккорды в инструментальной музыке.
2
4
-
6
7
Аккорды триолями, дуолями, бряцанием.
2
4
-
6
8
Основы
музыкальной
грамоты
(музыкальная
терминология).
2
2
-
4
9
Скрипичный ключ. Размер 2/4.
1
3
-
4
10
Диез, бемоль, бекар.
1
3
-
4
11
Строение музыкального произведения.
Музыкальная фраза. Реприза.
1
3
-
4
12
Пауза. Виды пауз.
1
1
-
2
13
Изучение простейших народных мелодий:
-
-
-
-
- «Ногирская Хонга», муз. народная.
1
5
-
6
- «Ольгинская Хонга», муз. народная.
1
5
-
6
- «Кима», муз. народная.
1
5
-
6
- «Круговой танец», муз. народная.
1
5
-
6
- «Нӕ арфӕтӕ», муз.Б.Газданова
1
5
-
6
- «Детская песенка», муз. народная
1
5
-
6
- «Катюша», муз.Блантер
1
5
-
6
- «Симд» муз. Б.Газданова.
1
5
-
6
- «Дигорская хонга», муз.народна
1
5
-
6
- «Зарина», муз. народная.
1
5
-
6
- «Старинная хонга», муз.народная
1
5
-
6
8
14
Индивидуальная работа.
-
15
Ансамбль.
28
28
Итого:
29
87
28
144
1 год обучения
1. Вводное занятие
Перед тем, как ребенок начнет обучаться игре на народном инструменте, он
должен знать, что занятия учат понимать и создавать прекрасное, музыка
развивает образное мышление и фантазию ребенка, дает гармоничное духовно-
физическое развитие и это он должен прочувствовать. Музыка, как никакое
другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного
эстетического и интеллектуального совершенствования ребенка.
2. Знакомство с инструментом
Первая тема включает общие сведения об устройстве дала-фандыра, основные
правила посадки, положение инструмента и рук, первоначальные навыки игры
на инструменте.
Посадка.
Посадка, положение инструмента и постановка рук тесно связаны
между собой и влияют на качество звука. На дала-фандыре играют сидя,
положив правую ногу на левую. Сидеть следует на ровном стуле, занимая
половину сиденья. Высоту стула нужно подбирать с учетом роста исполнителя
(ребенка).
Голова играющего слегка наклонена вперед, чтобы видно было лады.
Положение инструмента и его устройство. Дала-фандыр следует держать в
наклонном положении, гриф поддерживается основанием указательного и
большого пальцев левой руки.
3. Положение правой и левой рук
Постановка левой руки
Работая над постановкой левой руки нужно обязательно постоянно следить за
запястьем, большим пальцем и положением пальцев на струне. Запястье должно
быть свободно и не прижато к грифу, который лежит на подушечки ладони под
9
указательным пальцем. Большой палец лежит на грифе и ни в коем случае не
зажимает гриф, следить нужно за тем, чтобы большой палец был прямой и не
был зажат.
Постановка правой руки
Игра медиатором
Первое, чему нужно научить обучающегося, это правильно складывать пальчики
правой руки, три из которых всегда вместе, а мизинец выдвигается чуть вперед и
служит подвижной опорой для кисти. В запястье должен быть изгиб, который
10
необходим на начальном этапе, так как он освобождает руку. Обучающимся
нужно научиться складывать пальцы правой руки быстро и без помощи левой
руки. Игру медиатором лучше начинать с ударов. Следует обращать внимание
на мизинец правой руки, который должен постоянно скользить по панцирю.
Тремоло на одной струне
Тремоло-быстрое чередование ударов вниз и вверх. Начинать освоение тремоло
надо с медленных ударов. Поначалу совершайте движение только кистью.
Хорошее тремоло отличается абсолютной ровностью при движении медиатора
вниз-вверх.
Упражнение на тремоло
11
Посадка
Объясняя ребенку, как он должен сидеть, надо обратить внимание, прежде всего
на то, чтобы он не был зажат, а сидел свободно. Лучше всего эти занятия
проводить в подражательной манере (смотри, как делаю я, а теперь сделай и ты
так же). Спинку нужно держать прямо, ноги должны стоять ровно. Плечи
ученика должны быть расслаблены. При неправильной посадке правое плечо
поднимается, а левое опускается, что в последствии приводит к искривлению
позвоночника. Локоть левой руки свободен, не прижимается к туловищу (это
очень частая ошибка). Гриф дала-фандыра должен находиться немного ниже
уровня плеча, а корпус не должен убираться под мышку. Главное, на что следует
обратить внимание, - свобода. Все части тела обучающегося должны находиться
в спокойном, расслабленном состоянии. Стоит обратить внимание на первые
упражнения и пьесы, при исполнении которых рука должна находиться в первой
позиции. И еще, главная задача педагога - постоянный контроль за посадкой,
звуком и постановкой рук.
12
4. Цифровая система обучения игре на народных инструментах
Лады на грифе балалайки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Запись инструментальной музыки в цифровой системе
Запись инструментальной музыки в цифровой системе осуществляется на трех
линиях (по числу струн у народных инструментов).
В инструментальной музыке различают 3 основных вида ритмических рисунков.
- триоль сокращено
- дуоль сокращено
- удар
При записи инструментальной мелодии аккордовые и тактовые повторения
имеют свое обозначение:
__________________________________________
- аккордовое повторение
__________________________________________
- тактовое повторение
__________________________________________
При повторении музыкального отрывка применяется – ( ) сенио.
Аппликатура в цифровой системе
5. Приемы звукоизвлечения: триоли, дуоли, удары. Бряцание
Триоль – ритмическая фигура из трех нот, вместо обычной группы из двух нот,
обозначается цифрой 3 над или под нотами.
Триоль получается делением длительности на 3 равные части, вместо обычного
деления на две.
Триоль – это удары по струнам указательным пальцем правой руки.
1-ая триоль - на счет 1, 2, 3
сверху вверх вниз
вниз
2-ая триоль на счет 1 2 3
вверх вниз вверх
Удар – это удар по струнам указательным пальцем правой руки.
на счет «раз» - играется всегда вниз.
Дуоль – это удары по струнам указательным пальцем правой руки.
- вниз, вверх (всегда!)
13
Бряцание – это перебор струн указательным (1) и среднем (2) пальцами.
Первым пальцем вниз-вверх-вниз и поочередно вверх 2-ым и 1-ым пальцами.
удар вверх
удар вниз
6. Аккорды в инструментальной музыке
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
7. Аккорды триолями, дуолями
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
8. Основы музыкальной грамоты
Музыкальные термины
Полное
обозначение
Сокращенное
обозначение
Произношение
Значение
Forte
F
форте
громко
Piano
P
пиано
тихо
Mezzo forte
Mf
меццо-форте
не очень громко
Fortissimo
Ff
фортиссимо
очень громко
Партитура
П а р т и т у р а – нотная запись всех голосов музыкального произведения (для
оркестра, хора или ансамбля), где для каждого голоса или инструмента отведена
отдельная нотная строка.
Размер такта
Р а з м е р т а к т а – цифры в виде дроби, которые выставлены в начале нотной
записи. Численность дроби указывает на количество долей в такте, а
знаменатель на длительность этих моделей.
Пауза
14
П а у з а – знак молчания.
Ритм
Р и т м
–
организованная
последовательность
длительности
звуков
в
музыкальном произведении.
Финал
Ф и н а л
–
название
последней,
заключительной
части
музыкального
произведения.
Соло
С о л о
– исполнение произведения (или его части) одним певцом или
музыкантом.
Такт
Т а к т
– отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до
следующей.
Тактовая черта
Т а к т о в а я ч е р т а – вертикальная черта, отделяющая такты друг от друга.
Тактовая черта ставится перед сильной долей.
Тембр
Т е м б р – характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту.
Темп
Т е м п – скорость исполнения музыки.
Название и длительность нот. Размещение нот на нотоносце.
Нотное обозначение длительности звуков.
Продолжительность звука обозначается различными видами нот.
Белая без палочки, или целая нота:
Белая нота с палочкой, или половинная:
или
Черная нота с палочкой, или четвертая нота:
или
Черная нота с палочкой и хвостиком, или восьмая нота:
или
Основное деление длительности звуков:
15
Размещение нот на нотоносце.
Размещение нот на нотоносце
Направление палочек нот на нотоносце до третьей линии:
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Направление палочек нот на нотоносце выше третьей линии:
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Продолжительность звука обозначается различными видами нот.
Белая нота без палочки - целая нота.
9. Скрипичный ключ. Размер 2/4
Скрипичный ключ
С к р и п и ч н ы й к л ю ч – это знак, который указывает, что звук соль
первой октавы записывается на второй линии нотоносца.
Скрипичный ключ, или ключ соль, на нотоносце:
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Нота соль первой октавы в скрипичном ключе:
____________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
________________________________________
Запись звуков первой октавы в скрипичном ключе:
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
до ре ми фа соль ля си до
П е р в а я о к т а в а
16
Размер 2/4
Размер 2/4 - это двухдольный такт, в котором каждая доля длится
четверть.
Доля такта на 2/4:
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
два
Схема дирижирования
:
раз
10. Диез, бемоль, бекар
Знаки
повышения и
понижения
отдельных
звуков
называются знаками
альтерации, или хроматическими знаками.
Диез – знак повышения звука на полтона:
- диез
Бемоль – знак понижения звука на полтона:
- бемоль
Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля:
- бекар (отказ)
11. Строение музыкального произведения. Музыкальная фраза. Реприза
Фразы - это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки или
паузы в мелодии (они называются цезурами) указывают на окончание
музыкальных фраз. Всякая повторность в мелодии – точная или с некоторыми
изменениями – создает ощущения начала новой музыкальной фразы.
Реприза
Репризой называется знак повторения.
Знак репризы для повторения всей песни или ее какой-либо части.
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
12. Пауза. Виды пауз.
17
Паузой называется перерыв в звучании (знак молчания).
Виды пауз
Целая пауза равная по длительности целой ноте
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Половинная пауза равная по длительности половинной ноте
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
_______________________________________
___
Четвертая пауза равная по длительности четвертной ноте
______________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Восьмая пауза равная по длительности восьмой ноте
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
13. Изучение простейших народных мелодий
(См. Раздел IV Основные способы, формы и методы работы)
14. Индивидуальная работа с обучающимися
15. Ансамбл
2 год обучения
18
№
Наименование раздела, темы.
теори
я
практика
ансамбль
всего
1
Основы
музыкальной
грамоты
(тональность,
тон,
полутон,
тактовый
размер, синкопа, унисон, лига, тремоло).
5
3
-
8
2
Знаки альтерации.
1
1
-
2
3
Динамические
оттенки
(крещендо,
диминуэндо).
6
-
-
6
4
Изучение музыкальных произведений:
-
-
-
-
- «Сюита симдов», муз. Народная
обработка О.Дзеранова
2
12
-
14
- «Батакаюртская Хонга» муз. народная.
2
12
-
14
- «Праздник молодежи» муз. народная.
2
12
-
14
- «Старинная хонга» муз. народная.
2
12
-
14
- «Цзӕй дон»
2
12
-
14
- «Веселые куплеты» муз. народная.
2
12
-
14
-«Состязание молодежи» муз.Б.Газданова.
2
12
-
14
- «Хонга» к спектаклю «Сӕдти и Бӕдти».
2
12
-
14
- «Молодежный танец» (2 части)
Муз.народная, обработка З.Агнаевой
2
12
-
14
- «Осетинский праздник» муз.Б.Газданова
2
12
-
14
5
Работа
над
техникой
исполнения
музыкальных произведений.
2
20
-
22
6
Жизнь
и
творчество
осетинских
композиторов (Х.Плиев, Д.Хаханов).
1
5
6
7
Праздничный мир осетин.
1
5
6
8
Ансамбль. Ансамблевая игра.
-
-
26
26
Итого:
36
154
26
216
19
2 год обучения
Основы музыкальной грамоты (тональность, тон, полутон, сложные
размеры, лига, синкопа, тремоло)
Тональность
Т о н а л ь н о с т ь
–
высота
лада.
Каждая
тональность
отличатся
своими
ключевыми знаками альтерации, определяющими состав звуков.
Полутон
П о л у т о н – наименьшее расстояние на высоте между двумя звуками в
двенадцати звуковом темперированном строе.
Сложные размеры
С л о ж н ы е
р а з м е р ы
– образующиеся от слияния двух или нескольких
простых одинаковых размеров.
Синкопа
С и н к о п о й называется перенесение ударения с более сильной доли такта на
предшествующую ей слабую:
Унисон
У н и с о н – точное совпадение двух звуков по высоте.
Тремоло
Т р е м о л о – быстрое повторение одного и того же звука или последования из
нескольких звуков.
Лига
Если лига (дуга) стоит над или под двумя соседними нотами одинаковой
высоты, то она связывает эти ноты в один непрерывно тянущийся звук,
увеличивая его длительность.
Если же лига стоит над нотами различной высоты, то она обозначает
необходимость, связного, или плавного, их исполнения, называемого легато.
Лига – знак увеличения длительности звука.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
2. Знаки альтерации (диез, бемоль, бекар)
Знаки повышения и понижения отдельных звуков называются знаками альтерации,
или хроматическими знаками.
Диез – знак повышения звука на полтона:
- диез
Бемоль – знак понижения звука на полтона:
- бемоль
Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля:
- бекар (отказ)
20
3. Динамические оттенки
Полное
обозначение
Произношение
Значение
Crescendo
крещендо
усиливая
Diminuendo
диминуэндо
ослабляя
4.Изучение музыкальных произведений
См. раздел IV. Методическое обеспечение, п. IV.1. Основные способы, формы и
методы работы.
5. Соло. Ансамблевая игра
С о л о – исполнение музыкального произведения (или его части) одним певцом
или музыкантом.
А н с а м б л ь – исполнение музыкального произведения группой музыкантов (от
7 до 15 человек).
6. Работа над техникой исполнения музыкальных произведений
См. раздел IV. Методическое обеспечение, п. IV.1. Основные способы, формы и
методы работы.
7. Жизнь и творчество осетинских композиторов
1. Х.Плиев – Первооткрыватель и классик национального музыкального театра.
- Опера «Коста», балет «Лесная девушка», оперетты «Уалдзыгон зараг», «Æртœ
хœлœры» и д.р.
- Любовные, лирические арии, романсы дуэты, музыка к спектаклям и
кинофильмам.
2. Д. Хаханов.. Изучение и творческое осмысление музыкального фольклора –
тема научных изысканий композитора.
- Оперы «Ханты цагъд», «Огни в городах», «Кавказская горлинка» и др.
- Балеты «Ацамаз и Агунда», «Хетаг».
- Оперетты «Хандзериффа» и др.
- Симфонии, концерты для скрипки с оркестром, хоровые произведения, музыка
к спектаклям и кинофильмам.
8. Праздничный мир осетин
Обычаи и традиции осетинского народа: обряд рождения ребенка, свадьба, кувд.
9.Ансамбль. Ансамблевая игра
21
3 год обучения
№
Наименование раздела, темы.
теори
я
практика
ансамбль
всего
1
Повторение программы 2-го года обучения.
2
2
-
4
2
Изучение музыкальных произведений:
-
-
-
-
- «Молодежный танец» муз.народная
2
12
-
14
- «Праздник молодежи» муз.народная
2
12
-
14
- «Состязания молодежи» муз. Б.Газданова
2
12
-
14
- «Весенние мечты» муз. В.Цобпоева.
2
12
-
14
- «Нӕ арфӕтӕ», муз.Б.Газданова»
2
12
-
14
- «Симд» муз.Б.Газданова
2
12
-
14
- «Старинные наигрыши» муз.народная
Обр. З.Сапиевой
2
12
-
14
- «Осетинский праздник» муз. Б.Газданова
2
12
-
14
- «Тотыры цагад» (Бирагзангская хонга)
Муз.Т.Агнаева
2
12
-
14
- «Прощальный танец»
2
12
-
14
- «Лирическая» Т.Лекова
2
12
-
14
3
Соло. Ансамблевая игра.
2
4
-
6
4
Работа
над
техникой
исполнения
музыкальных произведений.
2
12
-
14
5
Жизнь
и
творчество
осетинских
композиторов (И.Габараев, Т.Кокойти).
2
-
-
2
6
Обычаи и традиции осетин.
2
-
-
2
7
Ансамбль.
-
-
20
20
Итого:
34
162
20
216
22
3 год обучения
Повторение пройденной программы обучения
Работа
над
техникой
исполнения
музыкальных
произведений.
Музыкальная
грамота.
Знаки
альтерации.
Динамические
оттенки.
Соло.
Ансамблевая игра.
Изучение музыкальных произведений
На 2 и 3 ступенях обучения усложняется репертуар ансамбля. Изучение
музыкальных произведений по репертуарному плану, свободное чтение партии
музыкальных произведений с листа.
(Методика обучения описана в Разделе IV. Методическое обеспечение,
п. IV.1. Основные способы, формы и методы работы).
3. Соло. Ансамблевая игра
4. Работа над техникой исполнения музыкальных произведений
Раздел IV. Методическое обеспечение, п. IV.1. Основные способы, формы
и методы работы.
5. Жизнь и творчество осетинских композиторов
И.Габараев – композитор, общественный деятель культуры.
- Оперы: «Азау», «Оллана», «Бонварнон», музыкальная комедия – «Свирель
пастуха», музыка к спектаклям и кинофильмам.
Т.Кокойты – композитор, фольклорист, дирижер, музыкально-общественный
деятель.
Опера
- «Нарт Сослан», музыкальные комедии, инструментальные пьесы,
вокально-хоровые произведения, музыка к спектаклям.
Б.Кокаев – композитор, художник, общественный деятель, автор популярных
осетинских песен.
А.Макоев – председатель Союза композиторов Осетии, Лауреат премии им.
К.Хетагурова,
заслуженный
деятель
искусств
РСО-Алания,
член
Республиканского президентского совета по культуре. Автор множества
произведений - симфоний, оперы, балета, других крупных форм классической
музыки.
6.Обычаи и традиции осетин, осетинский этикет
Феномен народной культуры. Игрище. Состязание джигитов
7. Ансамбль
Работа с родителями
23
Наиболее распространенной и эффективной формой взаимодействия с
родителями учащихся является родительское собрание.
В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание,
на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и
согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели
встретиться,
получить
консультацию).
Это
можно
выяснить
с
помощью
анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно
презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и
расписание занятий.
В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель –
представление
родителям
образовательных
результатов
по
программе,
демонстрация достижений учащихся, а также планирование деятельности детского
объединения на следующий учебный год.
Активными и популярными формами работы у родителей являются:
- совместные воспитательные и праздничные мероприятия;
- консультации педагога-психолога;
- посещение занятий родителями;
- индивидуальные беседы.
III. Планируемые результаты. Форма аттестации.
Ожидаемые результаты реализации программы по годам обучения
За период обучения дети приобретают определенные знания, умения и навыки:
1 ступень (1 год обучения):
- развитие музыкальных данных;
- устройство инструмента (строение корпуса);
- правила посадки и постановки рук;
- способы звукоизвлечения и приемы игры на народных инструментах;
- усвоение музыкальных терминов;
- изучение творчество осетинских композиторов;
- навыки игры простейших народных мелодий;
- развитие организованности, самостоятельности.
2 ступень (2 год обучения):
- развитие творческих способностей;
- отработка правильности и чистоты исполнения музыкальных произведений;
- изучение творчество осетинских композиторов;
- осмысление и выразительная игра на музыкальных инструментах;
- развитие творческого потенциала;
3 ступень (3 год обучения):
24
- привитие чувства ансамблевой игры;
- освоение навыка чтения с листа;
- изучение творчества осетинских композиторов;
- развитие творческого потенциала в процессе обучения игре на народных
инструментах.
Работа по предлагаемой программе дает возможность выпускникам ансамбля
свободно играть на народных инструментах, без дополнительной подготовки
поступать в музыкальные образовательные учреждения.
Виды аттестации:
-Входной контроль – обучающихся проводится в начале учебного года с целью
установления фактического уровня теоретических знаний по направлению.
-Текущий контроль
– оценка качества освоения обучающимися содержания
конкретной образовательной программы в течение учебного года.
-Промежуточная аттестация - обучающихся проводится с целью повышения
ответственности педагога и обучающихся за результаты образовательно -
воспитательного процесса, определения уровня освоения обучающимися ДООП в
рамках учебного года.
-Итоговая аттестация
обучающихся проводится с целью выявления уровня
развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым результатам ДООП (Приложение №1).
IV.Организационно-педагогические условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
Существующие методы обучения в классах народных инструментов (включая
балалайку) могут и должны быть классифицированы по следующим основаниям:
-
универсальные
методы,
синтезирующие
характерные
черты
и
свойства
педагогических методов, релевантных природе и особенностям преподавания
музыкально-исполнительских дисциплин;
- адаптированные методы, то есть методы, которые достаточно широко и успешно
используются в различных музыкально-исполнительских классах и могут - при
соответствующей коррекции - быть взяты на вооружение педагогами, ведущими
занятия в классах обучения игре на балалайке;
- специфические методы, выработанные применительно к особым условиям и
требованиям исполнительства на балалайке, детерминированные природой и
индивидуальными свойствами данного музыкального инструмента.
К числу последних методов должны быть отнесены:
а) методы работы, связанные с постановкой и организацией игрового «аппарата»
обучающегося;
б) методы освоения обучающимся основных приёмов звукоизвлечения на
инструменте;
25
в) методы овладения различными техническими приемами и способами игры.
Указанные методы должны быть систематизированы, скоординированы друг с
другом, сведены в единую, четко организованную методическую структуру.
Только в этом случае можно говорить о наличии современной методологической
платформы обучения игре на музыкальном инструменте, в данном случае на дала-
фандыр. Между тем, такой платформы не существует, как не существует единой и
цельной структуры методов обучения. Используемые на практике приемы и
способы учебной работы - при всем том, что среди них есть достаточно
эффективные, апробированные и успешно применяемые в классах ведущих
преподавателей - носят в то же время разрозненный, фрагментарный характер, что,
и
не
дает
оснований
говорить
о
реально
существующей
теоретико-
методологической системе обучения.
Проведенное исследование подтвердило, что актуальной задачей сегодняшнего дня
является разработка системно организованной, внутренне структурированной,
интегративной по своему характеру методики обучения, которая могла бы поднять
это обучение на более высокий качественный уровень.
Подходя к данной проблеме с теоретических позиций, можно утверждать, что
методика, о которой шла речь выше, должна органично сочетать универсальные,
адаптированные и предметно-ориентированные (специфические) методы обучения,
являть собой их иерархически соподчиненную целостность. В то же время,
учитывая
многомерность,
многослойность
методики
обучения
на
любом
музыкальном инструменте, следует принимать как должное взаимодействие и
взаимопроникновение всех основных компонентов, входящих в структуру данной
методики. Так, к примеру, при использовании какого-либо специфического метода
обучения игре на дала-фандыр (балалайке), целесообразным бывает применение
одного из универсальных методов. Эффект достигается при органичном сочетании
и синергическом взаимодействии обоих методов, подтверждая тезис, согласно
которому «чистые», одномерные методы в процессе обучения музыкальному
исполнительству практически исключены.
Не отрицая определенной ценности традиционных методов обучения игре на дала-
фандыр (балалайке), сложившихся в музыкальной этнопеда-гогике («игра по
слуху», показы-иллюстрации педагога и репродуктивно-подражательные действия
обучающегося, так называемая игра «с рук» и т.п.), следует, что интересы
всестороннего и гармоничного развития обучающегося требуют активного и
целенаправленного использования методов, сориентированных на формирование
комплекса музыкальных способностей: музыкального слуха, музыкального ритма,
музыкальной памяти, а также художественно-образного мышления.
Это особенно важно на начальной стадии обучения, когда закладываются основы
последующей
эволюции обучающегося. Эффективно использование метода
пропевания обучающимися народно-песенных мелодий (адекватных детскому
восприятию), пропевания в сопровождении балалайки. Этот метод инициирует
эмоциональные
реакции
обучающегося
и,
одновременно,
способствует
26
формированию
музыкально-слуховых
(звуковысотных)
представлений.
Музыкально-ритмическое чувство активизируется и вовлекается «в действие» при
использовании метода «простукивания» или «прохлопывания» обучающимся тех
или иных метро-ритмических комбинаций, на которых основываются изучаемые в
классе музыкальные произведения.
Используемая форма работы в обучении роли сольного исполнительства на
дала-фандыр
(балалайке),
повышение
профессиональных
качественных
характеристик этого жанра, с учетом того, что эти инструменты уверенно
утверждают себя в качестве солирующих на современной концертной сцене -
приоритет должен отдаваться индивидуальной форме обучения.
Данная форма должна рассматриваться сегодня как основополагающая, базовая в
обучении. Сказанным не отрицается необходимость обращения к групповым,
коллективным формам обучения. Речь в данном случае идет об иерархии
организационных форм обучения в соответствии с их ролью и значением в русле
современной методологии преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.
Наряду
с
занятием
(индивидуальным
занятием
в
системе
«педагог
-
обучающийся») из поля зрения педагога не должны выпадать и такие структурные
компоненты единого учебно-образовательного процесса как домашняя работа
обучающегося, самостоятельное приобретение им профессионально-значимых
знаний, умений и навыков (с использованием грамотно составленных пособий и
методических руководств), участие в музыкальных коллективах и др.
Одновременно с вышеперечисленным, важную культурно-просветительскую и
музыкально-воспитательную
функцию
выполняют
вспомогательные
формы
занятий. К ним относятся посещения концертов, художественных выставок,
музеев, театральных постановок и т.п. Передовая музыкально-педагогическая
практика свидетельствует, что мероприятия такого рода, будучи относительно
регулярными и умело организованными, дают вполне заметные позитивные
результаты.
Групповая работа с обучающимися
Обучение
игре
на
народных
инструментах
происходит
путем
практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять
баланс в сочетании этих двух методов. При изучении нового и повторении
пройденного материала, следует вспомнить ранее выученные музыкальные
произведения.
Принципиальный подход к усвоению музыкальных произведений – это
исполненная многократно мелодия со всеми штрихами и нюансами.
Умение – первая ступень овладения инструментом, а навык – его более
совершенная форма.
Индивидуальная работа с одаренными детьми.
27
В группе ведется индивидуальная работа с обучающимися. Для них
предусмотрены специальные занятия индивидуальной полготовки - 3 раза в
неделю по 1 часу.
Цель
этих
занятий
–
повышение
исполнительского
мастерства,
корректировка индивидуальных сложностей в исполнении.
Задачи:
- выработка в процессе индивидуального обучения специальной системы
музыкальной подготовки в зависимости от особенностей данного ребенка;
- формирование творческого потенциала детей;
- профессиональная подготовка обучающихся для участия их в конкурсах и
фестивалях музыкального народного искусства.
Для решения поставленных задач работа с детьми ведётся по трем основным
направлениям:
музыкальная грамотность;
технические сложности игры на народных инструментах;
ансамблевая игра.
Методика обучения игре простейших мелодий имеет несколько
этапов:
Прослушивание музыкального произведения (аудио, видео запись, показ
педагог).
Определение:
- жанра, характера музыки, темпа, ритма музыкального размера.
- строение музыкального произведения, музыкальной речи, определение
музыкальных фраз, предложений.
Разучивание партитуры;
Работа над техническими сложностями (динамические оттенки, штрихи);
Исполнительское
мастерство
(характер
исполнения,
эмоциональная
выразительность).
2.Творческая деятельность
Вся
учебно-воспитательная работа ансамбля народного инструмента
«Уадындз» представляет собой непрерывный творческий процесс и является
основой деятельности педагога, обучающихся и родителей.
Организация творческой деятельности обучающихся позволяет
педагогу
увидеть характер в ребенке, выявить движения души и найти индивидуальный
подход к нему с учетом интересов и потребностей в данного рода
деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
Условная реализация Программы
28
Для успешной реализации Программы необходимы следующие условия
обучения:
- необходимое количество часов;
- светлый и просторный кабинет;
- балалайки, дала-фандыр;
- осетинская гармонь, доули, флейта, трещотка;
- аудио и видеоаппаратура (кассеты, диски);
- сценические костюмы;
- методическая, художественная литература;
- нотный материал.
Список используемой литературы
Абаев В.И. «Религия. Фольклор. Литература». 1990г.
29
Вопросы осетинского искусства 1987г.
Алборов Ф. «Современный инструментарий осетинского народа» 1992г.
6 Плиева Ж. «Старинные танцевальные мелодии» 1996г.
Цхурбаева К. «Некоторые особенности осетинской народной музыки» 1959г.
Уарзиаты В. «Праздничный мир осетин»
Теория и практика педагогического эксперимента / под ред. А.И.Пискунова,
Г.В.Воробьева М.,: Педагогика 1979г.
Пономарев Я. «Психология творчества и педагогика».
Литература для детей и родителей
Газданов Б. «Старинные осетинские мелодии».
Галаев Б. «Осетинская народная музыка» 1964г.
Песьяков С. «Национальное и интернациональное в осетинской музыкальной
культуре».
Приложение №1
Беседы с обучающимися:
30
1.История
создания
и
устройство
некоторых
осетинских
народных
инструментов.
2.Музыкальная грамота.
Приложение №2
Форма фиксации результатов
Протокол результатов аттестации обучающихся творческого объединения
20____/20____учебный год
31
Название творческого объединения____________________________________
ФИО педагога _____________________________________________________
Общеобразовательная программа и срок ее реализации___________________
__________________________________________________________________
№ группы_______
Год обучения_________
Кол-во обучающихся в группе ____________
Дата проведения аттестации__________________________________________
Форма проведения __________________________________________________
Форма оценки результатов уровень (высокий, средний, низкий)
Карта личностного роста обучающихся
(динамика знаний, умений и навыков)
№ ФИ
обучаю
щегося
вид аттестации
(входная,
промежуточная,
итоговая)
Параметры оценки
Средня
я
оценка
Композиция
Живопись
Рисуно
к
Худ.
творчес
кое
развити
е
1
2
3
Сроки контроля __________________________________
Степень овладения _______________________________
1.Вводный – сентябрь _______________________ 10 Б
2. Промежуточный – январь ___________________ 8 Б
3. Итоговый - май ____________________________ 5 Б
Всего аттестовано _________ обучающихся.
Из них по результатам аттестации:
высокий уровень______чел.
средний уровень ______чел.
низкий уровень_____чел.
Результаты аттестации __________________
Дата: «___» ________________ 20__ г.
Подпись руководителя _____________________
Приложение №3
«Утверждаю»
32
Заведующий отделом
И.О. Фамилия ____________________
«____» __________________________
Календарный учебный график на 2021 – 2022 учебный год.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«
Ансамбль народных инструментов «Уадындз»
»
Возраст обучающихся 7 - 23 лет.
Срок реализации программы - 3 года
Наименован
ие (номер)
группы
Срок
реализации
Кол-во
академ.
часов в
год
Кол-во
ч/нед
Кол-во
занятий в
неделю,
продолж-сть
занятия
(мин)
Форма контроля
1 год
обучения
9
01.09.2021-
31.05.2022
144
4
2 раза в
неделю
по 90 мин
Входной,
текущий,
промежуточный
2 год
обучения
9
01.09.2021-
31.05.2022
216
6
3 раза в
неделю
по 90 мин
Входной,
текущий,
промежуточный
3 год
обучения
9
01.09.2021-
31.05.2022
216
6
3 раза в
неделю
по 90 мин
Входной,
текущий,
итоговый
33