Напоминание

Урок литературного чтения " Русская народная сказка "Сивка-бурка"


Автор: Токарева Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Академическая гимназия №56"
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения " Русская народная сказка "Сивка-бурка"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Цели:

познакомить обучающихся с русской народной сказкой "Сивка-бурка";

продолжить работу над особенностями волшебных сказок;

развивать умение анализировать сказки;

учить работать с информацией;

развивать речь, внимание, память, логическое мышление, творческое во-

ображение.

обогащать словарный запас обучающихся;

прививать интерес к чтению.

Ход занятия

1. Организационный момент.

-Давайте в начале занятия улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно на-

чинать любое дело.

-Сегодня на занятии вам понадобятся ваши знания, умения и внимание.

II Постановка и формулирование учебной задачи

- Прочитайте буквы, записанные на доске:

А С К З А К

Д Р О Н А

- Какие слова мы можем составить из этих букв? (сказка, народ) — на доске

карточки с этими словами.

- А как эти слова могут быть связаны между собой? (народная сказка)

- Посмотрите на тему занятия. (На доске появляется: Русская народная сказка

«Сивка-бурка»)

- Что хотелось бы узнать о сказках?

III Работа по теме занятия

- Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой - «Сивка —

бурка».

1.Словарная работа

(Во время чтения объясняются непонятные слова.)

Кликать – звать.

Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.

Добрая пшеница – хороший урожай.

Иззяб – замерз.

Гаркни – громко крикни.

Побрезгать – испытать отвращение.

Потчует – угощает.

2. Чтение сказки

Читает сказку педагог и заранее подготовленные обучающиеся.

- Понравилась ли вам сказка?

- Какие чувства вы испытали, слушая её? (страх, радость, удивление, грусть,

обиду, смех — выбрать из перечня нужные).

- В какие моменты вы испытали эти чувства?

- Смысл каких слов был непонятен?

(Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее;

сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый

(коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый).

–Как Сивка-бурка скачет?

IV. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

V.Работа с текстом

1Выборочное чтение

Найдите и прочитайте отрывки в тексте.

а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу

стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)

б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И

он всю ночь проспал на сеновале.)

в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?

г) Найдите описание коня. («Одна шерстинка серебряная, другая золотая;

бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя

пышет.»)

– Заучим наизусть это описание коня.

д) Как Иван мог найти коня? (Надо произнести слова: «Сивка — бурка, вещий

каурка, стань передо мной как лист перед травой»)

— Заучиваем наизусть эти слова.

2.Работа в парах

Соедини героя (героев) произведения и его речь.

«Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь.»

«Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу

службу!»

«Вот вам, хозяюшки, грибков.»

«Перестань, дурак, с огнем баловать!»

«Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана?»

Сивка-бурка.

Старик.

Братья.

Царевна.

Иванушка.

3.Работа по вопросам.

- Назовите главных героев сказки «Сивка — бурка».

- Что мы можем сказать о старшем сыне? (Ленивый, лгун, обманщик, не готов к

трудностям.)

- Что мы можем сказать о среднем сыне? (Такой же.)

-

Что

мы

узнаем

о

младшем

сыне?

(Далекий

от

быта,

простой,

бесхитростный, спокойный, смелый.)

-Почему третьего сына звали Иванушка-дурачок? (Дурак для сказки не

показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. Он другой.)

– Каким образом дурак превращается в добра - молодца?

– Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)

-Как удаётся Сивке-бурке помогать Иванушке? (Волшебный.)

3. Работа над особенностями волшебной сказки

-К какому виду сказок относится сказка «Сивка — бурка»? (Волшебная.)

Докажите.

На доске

Признаки волшебной сказки:

1.Зачин.

2.Волшебные персонажи или предметы.

3.Сказочные слова и выражения.

4.Троекратный повтор.

5.Борьба добра и зла.

6.Победа добра.

7.Концовка.

Обучающиеся доказывают, приводя примеры.

(В сказке есть чудесный помощник, волшебные слова, троекратные повто-

ры, победа добра, зачин, концовка.)

4 Обобщение

-Почему именно Иван-дурак, а не его умные братья получили чудесного

помощника?

(В одном из вариантов сказки конем одарил своего сына отец. Только

Иван выполнил волю отца; он ходил на отцовскую могилу три ночи подряд: и за

старшего, и за среднего брата, и за себя. За это вознаградил отец Ивана.

Подарил ему коня, который был на службе у старика.

Иван не жадничал, не искал богатства только для себя. Он доверчив,

бескорыстен, почтителен к старшим в роду.)

-Чему учит сказка «Сивка-бурка»? (Добро вознаграждается.)

Просмотр видеофрагмента сказки (царский пир).

VI.

Подведение итогов занятия

-Какие особенности волшебных сказок вы запомнили? (.Зачин; волшебные

предметы, персонажи; сказочные слова и выражения; троекратный повтор;

борьба добра и зла; победа добра; концовка.)

- Назовите героев сказки «Сивка — Бурка».

- Давайте вспомним описание коня? («Одна шерстинка серебряная, другая

золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя

пышет.»)

- Вспомните волшебные слова из сказки. («Сивка — бурка, вещий каурка, стань

передо мной как лист перед травой».)

VII.Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение.

Сегодня на занятии я узнал..

На этом занятии я похвалил бы себя за…

VIIIДомашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.



В раздел образования