Напоминание

Практическое применение театральных систем В.Мейерхольда, М.Чехова и Е.Гратовски в работе над созданием образа


Автор: Грушун-Шурыгина Юлия Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Практическое применение театральных систем В.Мейерхольда, М.Чехова и Е.Гратовски в работе над созданием образа
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства

«Эдельвейс» Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка мастер-класса

Тема мастер-класса «Практическое применение театральных систем

В.Мейерхольда, М.Чехова и Е.Гратовски в работе над созданием образа»

Автор: Грушун-Шурыгина Ю.А,

ПДО высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализуемая Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая

программа- «Актёрское мастерство», срок реализации программы- 5 лет.

Мастер-класс «Практическое применение театральных систем

В.Мейерхольда, М.Чехова и Е.Гратовски в работе над созданием образа»

была разработан в рамках раздела программы «Работа над образом».

Целью мастер- класса является погружение юных артистов в глубинные

недра своего организма, выстраивание внутренней психологии жизни своего

персонажа, преодоление внутренних трансформаций, происходящих с ним и

проявление этих явлений в пластической выразительности героя на высоком

энергетическом уровне.

Задачами мастер- класса являются:

- научиться глубокому погружению в предлагаемые обстоятельства и

погружению в образ;

- научиться слышать и слушать свой организм в работе над созданием

образа;

- научиться координировать внутреннюю и внешнюю жизнь персонажа;

- научиться координировать пластическую и мимическую выразительность;

- научиться находить эффективную, гратесковую форму пластической

выразительности своего персонажа;

- научиться работать на высоком энергетическом уровне;

- научиться единению тела и мысли;

- научиться создавать на сцене глубокую многогранную личность;

- научиться создавать команду, работающую в единой энергетическом

пространстве;

Мастер-класс является авторской методикой, основанной на изучении и

практическом применении театральных систем известных театральных

деятелей: Всеволода Мейерхольда, Михаила Чехова и Ежи Гратовски.

Рассчитан на подготовленных детей, 4-5 годов обучения. Рекомендуемый

возраст 12-17 лет.

Для проведения тренинга необходим просторный кабинет с нескользящим

покрытием, чтобы учащиеся могли свободно по нему передвигаться, удобная

эластичная форма, не сковывающая движения, музыкальный проигрыватель

для воспроизведения музыкального оформления тренинга. Реквизит для

проведения мастер-класса не требуется.

В рамках мастер-класса проводятся тренинги, основанные на изучении и

практическом применении театральных систем В.Мейерхольда, М.Чехова и

Е.Гратовски. Основные элементы, происходящие в тренинговом материале-

эмоциональное погружение в определённые обстоятельства, умение

переключаться от состояние к состоянию, грамотно руководить

происходящими внутри человека трансформациями, глубокая работа над

телом в пластической выразительности, обмен энергиями между

участниками тренинга.

Музыкальное оформление к тренингам помогает его участникам глубже

погрузиться в происходящее, создать неповторимую атмосферу. Дети во

время мастер- класса не разговаривают, они могут только выражать

определённые звуки (звучать).

Основой и фундаментом при создании сценического образа актёра являются

его собственные эмоции, чувства. Если юный артист черпает силы и эмоции

в своей собственной натуре, это позволяет правдоподобно демонстрировать

зрителю того или иного персонажа. Данный мастер- класс позволяет

научиться раскрывать свою внутреннюю индивидуальность и на высоком

энергетическом уровне взаимодействовать со зрителем.

Так как сценический образ должен быть полностью соткан из личных эмоций

и переживаний артиста, его опыта и наработок, то регулярное прохождение

данного мастер- класса поможет раскрыть в себе данные составляющие, с

каждым разом открывать в себе новые грани.

Для выполнения разных по уровню сложности актёрских задач, артист

должен иметь подготовленную физическую форму, уметь грамотно работать

со своим телом, не бояться проявляться пластически, владеть свободой

движений. Данный мастер- класс также помогает юным артистам развить эти

навыки, стать более гибкими при выполнении актёрских задач.

Таким образом, данный мастер- класс позволяет работать юному актёру, как

единому организму, чувствующему своё проявление во внешнем

пространстве от внутренних трансформаций, гармонично существуя на

сцене.

Представленная авторская методика позволяет вывести юных артистов на

более высокий исполнительский уровень, повысить мастерство

перевоплощения, открыть внутри себя абсолютно новые грани, расширить

свои горизонты, а также вызвать у учеников более глубокий интерес с

театральному искусству.

Я считаю данную авторскую методику нестандартной, так как в ней

отсутствуют классические базовые актёрские упражнения по основным

разделам программы, а затрагивается глубокая психология личности, на

основе тренингов по уникальным театральным системам В.Мейерхольда,

М.Чехова и Ежи Гратовски.

Я рекомендую использовать данную методику в сформировавшихся

коллективах, для подготовленных детей и считаю, что это будет

способствовать дальнейшему развитию команды на новом энергетическом и

профессиональном уровне.

Структура и ход мастер- класса.

1.

Разминка.

Разминка направлена на переключение разных состояний тела:

- Упражнение «Смешной человек» (мелкие движения в быстром темпе

с абсолютно свободным телом);

- Упражнение «Камень» (стоп- кадр с полностью напряжённым телом);

- Упражнение «Желе» (растяжение тела в разных направлениях);

- Упражение «Космонавт» (движение в невесомости, двигаемся

непрерывно без единого резкого движения, пытается ощутить данное

состояние тела).

Упражения повторяем в разной последовательности несколько раз

подряд.

2.

Тренинг первый «Космическое пространство».

Дети лежат на полу, абсолютно расслаблены, пытаются ощутить так

называемое «нулевое состояние», забыв о том, кем они являются в

настоящей жизни. Постепенно они понимают, что оказались на

неизведанной планете и начинают зарождать в себе новую жизнь,

абсолютно новую жизнь. Они начинают изучать себя, окружающую

действительность. Постепенно у них начинает формироваться

характер, определённая пластическая выразительность, мимическая

выразительность. Они находятся в состоянии поиска. Затем, обретая

состояние уверенности, у них возникает потребность во

взаимодействии с другими жителями данной планеты. Начинается

процесс взаимодействия между обитателями. Когда жизнь на планете

приходит в обычное русло, её жители объединяются, создают единое

энергетическое пространство и начинают «взлетать». На едином

энергетическом уровне происходит общий взлёт.

3.

Тренинг второй «Полёт».

Созданный в предыдущем тренинге персонаж продолжает свой путь в

состоянии полёта. Каждый находит пластическую выразительность в

полёте именно своего персонажа.

Далее мы меняем состояние тела (одна рука полностью расслабляется,

другая работает в активе; далее меняем руки; далее расслабляем ноги,

верхняя часть тела в активе; далее наоборот ноги в тонусе, верхнюю

часть расслабляем; далее всё тело в активе, расслабляем голову). Все

эти состояния тела можно менять в любой последовательности.

Выходим в первоначальное состояние полёта.

Добавляем состояние страха (+ звук), затем состояние отчаяния

(+звук), состояние протеста (+звук), состояние счастья (+звук).

Постепенно персонаж приземляется.

4.

Тренинг третий «Дикая кошка».

Наш персонаж начинает ощущать звериное проявление, становится

дикой кошкой, ищет яркую пластическую выразительность, повадки,

инстинкты, полностью ощущает себя зверем. Продолжает свою жизнь

только уже в образе дикой кошки.

Затем мы начинаем двигаться «стаккато», резкими быстрыми

движениям. «Стаккато» сменяется «легатто». Таким образом мы

чередуем данные состояния «стаккато»- «легатто».

5.

Тренинг четвёртый «Пластический выплеск».

Под музыку Антонио Вивальди «Зима» персонаж начинает двигаться в

импровизационной пластической форме, выражая в данном свободном

танце, всю пройденную внутреннюю трансформацию своего

персонажа. Добивается в процессе высокого энергетического уровня.

6.

Тренинг пятый «Первобытное общество».

Созданный персонаж продолжает свою жизнь в первобытном

обществе, пытается погрузиться в то время, когда человек произошёл

от обезьяны, найти пластическую и звуковую выразительность,

выполнить определённые актёрские задачи. В конце тренинга

персонаж должен войти в спокойное состояние и ощущать

приближение ночи.

7.

Тренинг шестой «Мизансцена по мотивам известного произведения

живописи».

Учащиеся должны выстроить мизансцену по мотивам картины

Винсента Ван Гога «Звёздная ночь». Мизансцена выстраивается

абсолютно без слов. Сначала изображается в статике, затем в

динамике, чередуем эти состояния.

8.

Тренинг седьмой «Марионетки».

Персонаж ощущает себя марионеткой. Двигается, как марионетка,

работает только тело, мимика отсутствует. Работа происходит в одной

точке.

9.

Тренинг восьмой «Энергетический остров».

Учащиеся работают в парах. Садятся друг напротив друга,

соприкасаются руками, ладонь в ладонь, закрывают глаза. И на

энергетическом уровне, без слов, рассказывают друг другу, что с ними

произошло, какой путь они прошли, что чувствовали, где были,

передают партнёру всю свою трансформацию.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники