Автор: Белянинова Анна Геннадьевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО ЦДТ "Прикубанский" Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край Наименование материала: открытое занятие Тема: "Музыкально-ритмические движения" Раздел: дополнительное образование
по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе «Любознательный Вундеркинд»
Предмет «Ритмическая мозаика»
Тема: «Музыкально-ритмические движения»
Группа № 16, 1 года обучения
Составитель: педагог дополнительного образования
Белянинова Анна Геннадьевна
Краснодар, 2015 год.
Содержание:
1.
Аннотация
2.
Открытое занятие «Формирование навыков выразительного
движения»
3.
Приложение (фото материалы)
4.
Опыт реализации
Аннотация:
Данное
открытое
занятие
разработано
в
рамках
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Веселый
Вундеркинд»,
по
предмету
«Ритмическая мозаика», ориентировано на детей возраста 6 лет.
Цель моей работы: развитие музыкально-ритмических движений детей
дошкольного возраста.
Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов
музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников
музыкального творчества и творческих качеств личности.
Формирование
у
дошкольников
музыкально-двигательного,
танцевального
творчества, развитие
музыкальности,
умения
творчески
выразить свое восприятие музыки в движениях являются важными задачами
ритмического воспитания. Но из-за недостаточно развитого чувства ритма не
все
дети
могут
гармонично
сочетать
движение
с
музыкой,
выражать
ее
характер и музыкальный образ. Этим определена актуальность выбора темы
моей работы.
Представленные в работе музыкально-ритмический материал, игры и
танцы вырабатывают необходимые для гармоничного развития детей умения:
владеть своим телом, выражать при помощи пластики жестов, мимики,
различные эмоции, скоординировано двигаться, ориентироваться в
пространстве.
Музыкально-ритмические движения дают возможность
освоить простейшие танцевальные движения, научиться двигаться с пением,
ритмическим произношением слов.
Данный
материа л предложен
в
сюжетно-игровой
форме,
с
использованием
сказочных
образов,
что
служит
отличной
базой
для
успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений, и
постановок. Дети,
попадая
в
такие
условия,
проявляют
активность,
инициативу, находчивость, решительность.
Используя свой опыт работы по развитию музыкально-ритмических
движений у дошкольников, на основе особенностей детей представляю
модель для разучивания танца.
Тема занятия: «Музыкально-ритмические движения»
Цель:
формирование
творческих
способностей
средствами
музыкально-
ритмических движений.
Задачи:
1.
формировать навыки основных танцевальных движений.
2.
развить
двигательные
качества
и
умения,
координацию
движений,
развитие ритма.
3.
развить
творческие
способности,
потребности
в
самовыражении
в
движении под музыку.
4.
обогатить
двигательный
опыт
детей
разнообразными
видами
движений.
Форма занятия:
игровая
Предполагаемый результат:
формируются навыки основных танцевальных движений,
улучшаются двигательные качества и умения, координацию движений,
развитие ритма,
развиваются творческие способности, потребности в самовыражении в
движении под музыку,
повышено
качество
исполнения
двигательного
опыта
детей
разнообразными видами движений.
5.
Дидактические, методические, наглядные пособия:
для учащихся:
Элементы костюмов
для педагога:
фонограммы
Оборудование:
Магнитофон
Флешка
В данном занятии используются технологии:
игровые,
здоровьесберегающие,
развивающие
Структура занятия:
1.
Организационный момент (организованный вход детей в класс и
построение в линии, поклон - приветствие) - 3 минуты
2.
Разминка на середине: (разогрев всех групп мышц) – 5 минут
3.
Прыжки по кругу – 3 минут
4.
Основная
часть:
игроритмика
(танцы
-
игры
упражнения
на
ориентировку в пространстве– 14 минут
5.
Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания,
работы рук, поклон – 3 минут.
6.
Подведение итогов. – 2 минут.
Ход занятия
1.
Организационный этап
Дети входят в зал друг за другом и строятся вдоль зеркала лицом к
педагогу. Приветствие.
Педагог:
Сегодня к
нам
на
занятие
пришли
гости,
они
хотят
посмотреть, чему вы научились. Давайте с ними поздороваемся (дети встают
врассыпную лицом к гостям и делают поклон).
Ну, а мы с вами отправляемся путешествовать на паровозике! Прошу
вас занять места, мы отправляемся в «Сказочную страну».
(Дети строятся друг за другом)
Паровозик (педагог) везёт вагончики (детей) преодолевая на своём пути
препятствия.
Путешествие сопровождают песенкой "Веселые путешественники"
дети идут по кругу и «змейкой»
Педагог:
Стоп!
Приехали!
Первая
станция
«Ритмическая
полянка»
Выходите из вагонов. Ребята, посмотрите, как красиво вокруг, какая красивая
цветочная полянка. Выберете себе понравившийся цветок, подойдите к нему,
и мы сейчас проведем разминку на нашей полянке.
Проводится танцевальная разминка.
Ритмический танец «Антошка» (под песню «Антошка»).
Вступление. Дети становятся врассыпную, ноги на ширине плеч, руки
на поясе, качают головой вправо-влево.
1-й куплет. На счет 1 – небольшой наклон вперед с прямыми
вытянутыми вперед руками; на 2 – выпрямиться, руки на поясе. Повторить 5
раз.
Припев. На 1 – наклон туловища вправо; на 2 – выпрямиться; на 3 –
наклон влево; на 4 – выпрямиться. Повторять движения до конца припева.
2-й куплет. На 1 – протянуть вперед правую руку; на 2 – поставить ее на
пояс; на 3 – протянуть вперед левую руку; на 4 – поставить ее на пояс.
Повторить 2 раза.
Проигрыш. Встать прямо, ноги вместе, руки сжаты в кулачки.
Выполнять полуприседания, имитируя игру на гармошке.
Припев. Повторить движения припева после 1-го куплета.
3-й куплет. Выполнять «присядку», выпрямляясь, выставлять на пятку
то правую ногу, то левую и разводить руки в стороны.
Припев. Шаг на месте, покачивая головой вправо-влево. В конце –
прыжки: ноги в стороны, ноги вместе с хлопками над головой. На последний
звук – сест
ь
на пол.
2.
Основной этап
Педагог:
Ну,
что,
ребята,
нам
пора
отправляться
дальше!
Нас
ждет
«Танцевальная площадка».
Путешествие сопровождают песней "Веселые путешественники",
дети идут по кругу и «змейкой»
Педагог: Ребята, мы с вами приехали на удивительную площадку, где мы
научимся красиво танцевать.
Разучивание танцевальной композиции «Барбарики»
Цель: учить
детей
ритмично
исполнять
основные
шаги,
передвижения
сочетая хлопки и притопы.
Игра «Дискотечный марафон»
Цель
и
задачи: научить
детей активности
и
самостоятельности,
коммуникативных способностей.
Дети становятся на любом месте.
Звучит музыка, дети выполняют свободные танцевальные движения.
Остановка музыки дети становятся в статичную фигуру.
Игра повторяется 3 раза
Самые внимательные награждаются аплодисментами.
Разучивание танцевальной композиции «Бабка – Ежка»
Цель и задачи:добиваться эмоциональности и выразительности исполнения.
Музыкальное сопровождение: песня «Бабка Ежка» сл. и муз. Т. Морозова
Хореография: Т. Суворова
И.П.: ноги в 6 п., руки свободно опущены
На неведомых дорожках,
выпад
в
пр.
сторону
пр.р.
над
бровями
–
«смотрим вдаль»,повторить в лев.сторону
Где растёт дремучий лес.
поднимаем
руки
вверх
и
опускаем
Избушка там на курьих ножках. руки домиком над головой
Да сосны вьются до небес.
поднимаем руки вверх и опускаем
Кто в избушечке живёт?
держать руку «под козырек» (то правую,
то левую)
Песню громкую поёт?
удивляются: вправо - влево
Там бабушка Яга
приседаем: руки как «Чунга-Чанга»
Костяная нога
4 хлопка по пр. н. – 4 раза
Припев:
Бабка Ёжка, выгляни в окошко
показываем Бабку Ежку в окошке
(2 раза)
(показать руками окошко)
Не боимся мы тебя
руки на пояс, поочередно выставлять на
пятку то пр., то л.н. – 4 раза
Тру-ля-ля, тру-ля-ля
Выходи скорей гулять
Будем петь и танцевать
Проигрыш: сложить руки полочкой, поворот вокруг себя в правую сторону,
затем в левую сторону.
Ох, и скучно же старушке
повторяются движения первого куплета
Жить одной в такой глуши.
Когда вокруг одни лягушки
Да густые камыши.
Вот бы было б хорошо,
Кабы в гости кто пришел
к бабушке Яге –
Костяной ноге.
Припев:
повторить движения припева
Педагог: Ребята, какие вы молодцы, как весело нам было на танцевальной
площадке, но нам пора возвращаться!
Путешествие сопровождают песней "Веселые путешественники",
дети идут по кругу и «змейкой».
3.
Заключительный этап.
Подведение итогов занятия.
упражнения для восстановления дыхания
упражнения для рук
игра «Зеркало»
поклон
Педагог отмечает работу каждого ребенка.
Анализ опыта реализации:
Занятие было проведено с детьми 6-ти летнего возраста.
Дети закрепили и повторили пройденный материал, показали свое умение
работать как индивидуально, так и в группе.
Дети
научились
согласовывать
движения
с
характером
музыки,
с
наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмичности и
выразительности: ритмично и выразительно двигаться,
играть
в
музыкальные
игры,
а
также
повышено
качество
исполнения
танцевальных композиции;
У детей формируется чувство ритма, выражающееся в том, что дети
чувствуют в музыке ритмическую выразительность, откликаются на нее и
передать
ее
в
движении;
формируются
художественно-творческие
способности.
У
детей
появилась
уверенность,
они стали
более
общительными,
робкие
и
застенчивые
преодолели
неуверенность,
научились
управлять
собой,
своим
поведением,
телодвижениями,
стали приносить
истинную
радость. У них повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности,
к
совместному
исполнению
движений. Дети внимательнее стали слушать
музыку,
начинать
и
заканчивать
движения
в
соответствии
с
продолжительностью ее звучания. Начали увереннее ходить, легко бегать,
ритмично
двигаться,
а
также
выразительно
передавать
движения
и
музыкально – игровой образ.
Именно это занятие поможет ребенку в дальнейшем успешно осваивать
другие виды художественно-творческой деятельности, т.к. тяга к творчеству
является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом
воспитания. Эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство
педагогического воздействия, в частности, в средство развития личности
дошкольника.
Использованные источники и литература:
1.
Барышникова Т. Азбука хореографии.- М., 1999.
2.
Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках
ритмики и хореографии. Учебно–методическое пособие. – Кемерово, 1998.
3.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – Спб., 1997.
4.
Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по
развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2002. – 120с.
5.
Коренева
Т.Ф.
Музыкально-ритмические
движения
для
детей
дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч.1. – 112 с.
6.
Коренева
Т.Ф.
Музыкально-ритмические
движения
для
детей
дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч.2. – 104 с.
7.
Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2066. – 272 с. + вкл.
8.
Видео: Методика логоритмики и танцевальные этюды для детей 3-6 лет
Л. Богомазова, 2009.