Напоминание

"Дорожные знаки"


Автор: Кудря Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко"
Населённый пункт: Красногвардейский район
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: "Дорожные знаки"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема «Дорожные знаки»

Цель: ознакомление с новой классификацией дорожных знаков.

Задачи:

сформировать у учащихся четкое представление условий

распределения дорожных знаков по группам на основе их

отличительных признаков;

развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое

мышление учащихся, а также зрительную память и внимание;

совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;

актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах,

воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного

движения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point,

дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной

работы.

Ход занятия

Организационный момент, сообщение темы и целей занятия

-Ребята, сегодня наше занятие – изучение нового материала, а узнавать

новое – это всегда очень трудно. Поэтому сейчас давайте пожелаем друг

другу успехов на уроке.

Чтоб по улицам шагать,

Надо очень много знать.

Как таблицу умножения,

Помнить правила движения.

- Ребята, а вы помните правила дорожного движения, которые мы с вами

изучали на прошлом уроке? Давайте их вместе вспомним. Приложение 4)

1.

- Как нужно ходить по тротуару?

2.

- Какие правила нужно соблюдать, когда ждешь автобус или

троллейбус?

3.

-Как можно пересекать проезжую часть с велосипедом?

4.

-С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?

Где можно кататься на велосипеде?

5.

-Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль? Почему

нельзя никого катать на раме или на багажнике?

6.

- Почему нельзя отвлекать водителя во время движения?

7.

-Почему нельзя высовывать в окно руку или голову?

8.

- Что нужно делать, если уронишь что-нибудь на рельсы в метро?

3. Сообщение темы и целей урока.

- Послушайте стихотворение.

Город, в котором с тобою мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Вот она, азбука, - над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

- О какой азбуке идет речь в стихах?

- Что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения?

- Давайте отгадаем, кто поможет нам провести урок. Слайд №2

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

И машинам помогаю,

И тебе хочу помочь. (светофор)

- Какие три глаза у светофора есть и что же они обозначают?

- Нашего героя-помощника мы назовем Светофор Светофорович. Светофор

Светофорович торжественно объявляет, что сегодня любой может сдать

экзамен и стать Юным водителем. Хотите стать водителем? Вам интересно,

как это можно сделать? А как вы думаете, что для этого нужно сделать?

(Для этого надо познакомиться с основами теории ПДД, т.е. знанием и

пониманием дорожных знаков, разметки и жестов постового)

2. Актуализация знаний.

- Для чего нужно знать ПДД?

- В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили, кому

где захочется. А улицы современных больших городов заполнены легковыми

и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Слайд

№3. Как вы думаете, если бы не было дорожных знаков и правил движения,

что бы произошло на наших улицах? (Беспорядок на улицах сделал бы жизнь

трудной и опасной; машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов,

сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и

газеты в наши дома, врачи не поспевали бы к больным, пожарные – на

пожар)

- Светофор Светофорович приготовил нам загадку: “Сами не видят, а другим

указывают”. ( - знаки) – загадка на слайде.(слайд №2)

- Ребята, где вы встречаете дорожные знаки? (на пути в школу, в магазин, ..)

- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки

выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать

движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет

водителя на дороге.

- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)

Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не

похожие один на другой, без лишних деталей и украшений. Как вы думаете,

почему знаки сделаны в виде простых рисунков? (чтобы их можно было

различить издалека и чтобы они были понятны и русскому, и таджику, и

иностранному туристу)

- Какие дорожные знаки вы знаете? Что они обозначают?

3. Изучение новой темы.

- Сегодня на занятии мы не только познакомимся с новыми знаками, но и

узнаем, на какие группы они делятся, и будем учиться относить дорожные

знаки к той или иной группе.

- А сейчас я буду читать загадки про дорожные знаки. Тот ученик, про чей

дорожный знак я прочту, выходит к доске с этим знаком (у учеников на

партах лежат макеты дорожных знаков)

1) Знак «Велосипедное движение запрещено».

Запомни этот знак, дружок:

Велосипед здесь и кружок

С большою красною каймой.

Ты перед этим знаком стой!

Вези в руках велосипед,

Здесь для тебя проезда нет!

- Как называется этот знак? - Движение на велосипедах запрещено.

-Что обозначает этот знак?

Эти знаки – запрещающие. (По мере группировки, дорожные знаки и

название их группы вывешиваются на доске.) Это первая группа дорожных

знаков, с которой мы познакомились.

2) - Почему проезда нет?

Землю роет человек.

Может быть, он ищет клад,

И старинные монеты

В сундуке большом лежат.

Их, наверно, спрятал встарь,

Под землёю жадный царь. (знак «Дорожные работы»)

- У кого еще похожие знаки? – Ребята, посмотрите, чем все эти знаки похожи

друг на друга? (периметр треугольника красного цвета) Такие знаки

называют предупреждающие. Значит, что они делают, для чего служат?

« Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

- Вот так знак,

Глазам не верю!

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью паровое

отопленье?

- Это очень нужный знак!

Говорит шоферу так:

«Здесь шлагбаум – переезд,

Подожди, пройдет экспресс!»

3)

- Пешеход! Решил дорогу

Безопасно перейти?

В этом я тебе подмога!

Поспеши меня найти! (знак «Пешеходный переход»)

- У кого из вас знаки похожи на этот, выйдите к доске.

- Что означают ваши знаки? ( место остановки автобуса и (или) троллейбуса,

место стоянки, подземный пешеходный переход)

- Чем они похожи? ( Это синие квадраты или прямоугольники с различными

рисунками.) Они нам сообщают информацию и называются

информационно-указательные знаки.

4) Выйдите к доске те из вас, у кого на столах остались лежать дорожные

знаки. Попытайтесь их самостоятельно разделить на две группы.

Чем похожа первая группа знаков? ( Это синие круги с белым рисунком.)

Что они подсказывают водителям? К какой группе относятся? Давайте

сверим свои предположения с учебником. (Это предписывающие знаки)

5) –Перечислите, что обозначают оставшиеся знаки. (Телефон, пункт

питания, медицинская помощь)

- Посмотрите внимательно в учебник. Как называется другая группа знаков?

Это знаки сервиса.

- Прочитайте, зачем необходимы эти знаки.

- Ну вот, теперь все дорожные знаки перед вами. Прочитаем хором, на какие

группы они делятся. (Дети читают по слайду №4)

5. Сообщение подготовленного ученика об истории появления и роли

дорожных знаков.

Учёные были удивлены, когда во время раскопок недалеко от итальянского

города Ливорно они обнаружили «дорожный знак» времён Древнего Рима.

Латинская надпись предупреждала «Это место – опасное!». Уже в те далёкие

времена люди так же, как и мы сегодня, задумывались о безопасности

движения. О дорогах заботились наши предки, ещё когда ездили на лошадях

и ходили пешком. В лесу делали затёсы на деревьях, в степи укладывали

камни и ставили столбы. При Петре Ι столбы стали полосатыми, хорошо

просматривались на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на

перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога».

Дорожные надписи, особенно из нескольких слов, требовали времени для

прочтения. Не каждый водитель успевал их прочитать, особенно в тёмное

время суток. Возник и другой вопрос. Если по дороге едет иностранец,

который не знает английского языка, как он сможет узнать об опасности?

Поэтому вскоре стало понятно, что знаки и символы –лучший вариант для

всех.

В России дорожные знаки начали устанавливать в 20-х годах прошлого

столетия. Их изготавливали на основе светоотражающей цветной краски для

лучшей видимости в темноте. Дорожные знаки имеют большое значение для

безопасности дорожного движения. Поэтому запрещается их снимать,

повреждать, загораживать. Умышленная порча дорожных знаков влечёт за

собой штраф.

Физкультминутка. (проводит один из учеников)

Закрепление.

Игра в группах «Дорожные знаки»

Дети разбиваются на группы (их три). Каждой группе выдается конверт с

заготовленными дорожными знаками и их «парами» (карточки, где написано,

что данный знак означает), перемешанные между собой. Каждая группа

получает определенную группу знаков: предупреждающие, запрещающие,

предписывающие, информационно-указательные или знаки сервиса. Задача

каждой группы – подобрать к знакам их «пары». Например, к рисунку

«красный круг с белой полосой» («кирпич») прикладывают текст «Въезд

запрещен». Подобранные пары скалываются канцелярской скрепкой так,

чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой – текст. Можно добавить

загадку – из «физкультминутки»

По окончании работы играющие снимают скрепки, перемешивают их, а на

следующем уроке группы меняются конвертами – таким образом будет

организована проверка домашнего задания на следующем уроке.

_В начале урока мы поставили еще одну цель: повторить правила

дорожного движения. Это мы сделаем при выполнении следующего

задания, которое вам приготовил Светофор Светофорович. «Дорожная

ситуация». Представьте, что вы – инспектор дорожного движения, вам

пришлось выехать на ДТП и разобраться в сложившейся ситуации. Вам

необходимо принять правильное, грамотное решение. (командам раздаются

конверты с заданиями)

- Задания для индивидуальной работы «Рассуждалки»

Правила игры: отвечать подробно, не спеша, хорошо продумывать

ситуацию.

1.

Ты переходишь улицу в положенном месте на зеленый сигнал

светофора, но когда ты оказался на середине, загорелся желтый свет.

Что ты будешь делать? Покажи и расскажи.(продолжить движение,

т.к. для машин горит тоже желтый свет и они еще только

готовятся к движению)

2.

Ты переходишь улицу на зеленый свет, но слышишь сигнальные знаки

спецмашины. Что это может быть за машина и как ты поступишь?

Покажи и объясни.(уступить дорогу, перейти к той части дороги,

которая ближе к тротуару)

3.

Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на

горку, которая находится рядом с дорогой, по которой ездят машины.

Как ты поступишь?

4. Во время перехода улицы у тебя из рук вырвался воздушный шар. Как ты

поступишь

- Давайте подведем итог урока: посмотрите на слайд №5. Найдите среди

знаков на экране два знака, имеющих одинаковое название, но выполняющих

разную функцию. Объясните их значение. Про какой из знаков эта загадка,

послушайте:

Всем знакомые полоски

Знают дети, знают взрослые:

На ту сторону ведет

Пешеходный переход. (это знак для пешеходов)

- Можно ли переходить дорогу там, где установлен предупреждающий знак

«Пешеходный переход»? - Нет, т.к. этот знак для водителей. Он

предупреждает, что впереди будет пешеходный переход.

- А к какой группе относится знак, указывающий место пешеходного

перехода? - К информационно-указательным.

- А что нужно делать пешеходу, увидев предупреждающий знак

«Пешеходный переход»?

- Переходить дорогу в этом месте нельзя. Нужно пройти до

информационно-указательного знака «Пешеходный переход» и по зебре

перейти дорогу.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы

узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп:

запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие,

информационно-указательные.)

- Кто запомнил, знаки какой группы вы собирали в задании по группам?

- Что ещё нового узнали на уроке? ( Мы узнали, что дорожные знаки

появились очень давно. Во многих странах мира установлены дорожные

знаки одного образца. Знаки нужны людям и водителям, чтобы сделать их

путь безопасным.)

- Что больше всего понравилось на уроке?

- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

- А для самых любопытных (капитанов команд) ещё одно, очень трудное

задание. На уроке мы узнали только о 5-ти группах дорожных знаков. На

самом деле их чуть больше. Попробуйте узнать у взрослых, о каких группах

дорожных знаков в учебнике не сказано, и нарисовать такие знаки.-

А закончим мы урок весёлой песней о дорожных знаках. Слайд №7

Дети исполняют первый куплет «Песни о дорожных знаках» (на мотив

«Голубой вагон»)

Время пробежало и уплыло вдаль Но без вас нельзя.

Встречи с нами ты уже не жди. Знаки дорожные,

Рассказали мало, не успели, жаль, Важные, сложные,

Но ещё минута впереди! С вами дружить

должны

Припев: Знаки дорожные, Все – и ты, и я!

Важные, сложные,

Трудно вас выучить,



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники