Автор: Кудря Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Засосенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко"
Населённый пункт: Красногвардейский район
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема: "Дорожные знаки"
Раздел: начальное образование
Тема «Дорожные знаки»
Цель: ознакомление с новой классификацией дорожных знаков.
Задачи:
сформировать у учащихся четкое представление условий
распределения дорожных знаков по группам на основе их
отличительных признаков;
развивать познавательный интерес, абстрактное и логическое
мышление учащихся, а также зрительную память и внимание;
совершенствовать у учащихся умение сотрудничать в группах;
актуализировать знание правил безопасного поведения на дорогах,
воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного
движения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point,
дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной
работы.
Ход занятия
Организационный момент, сообщение темы и целей занятия
-Ребята, сегодня наше занятие – изучение нового материала, а узнавать
новое – это всегда очень трудно. Поэтому сейчас давайте пожелаем друг
другу успехов на уроке.
Чтоб по улицам шагать,
Надо очень много знать.
Как таблицу умножения,
Помнить правила движения.
- Ребята, а вы помните правила дорожного движения, которые мы с вами
изучали на прошлом уроке? Давайте их вместе вспомним. Приложение 4)
1.
- Как нужно ходить по тротуару?
2.
- Какие правила нужно соблюдать, когда ждешь автобус или
троллейбус?
3.
-Как можно пересекать проезжую часть с велосипедом?
4.
-С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?
Где можно кататься на велосипеде?
5.
-Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль? Почему
нельзя никого катать на раме или на багажнике?
6.
- Почему нельзя отвлекать водителя во время движения?
7.
-Почему нельзя высовывать в окно руку или голову?
8.
- Что нужно делать, если уронишь что-нибудь на рельсы в метро?
3. Сообщение темы и целей урока.
- Послушайте стихотворение.
Город, в котором с тобою мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
- О какой азбуке идет речь в стихах?
- Что помогает нам соблюдать на улицах правила дорожного движения?
- Давайте отгадаем, кто поможет нам провести урок. Слайд №2
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь. (светофор)
- Какие три глаза у светофора есть и что же они обозначают?
- Нашего героя-помощника мы назовем Светофор Светофорович. Светофор
Светофорович торжественно объявляет, что сегодня любой может сдать
экзамен и стать Юным водителем. Хотите стать водителем? Вам интересно,
как это можно сделать? А как вы думаете, что для этого нужно сделать?
(Для этого надо познакомиться с основами теории ПДД, т.е. знанием и
пониманием дорожных знаков, разметки и жестов постового)
2. Актуализация знаний.
- Для чего нужно знать ПДД?
- В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили, кому
где захочется. А улицы современных больших городов заполнены легковыми
и грузовыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Слайд
№3. Как вы думаете, если бы не было дорожных знаков и правил движения,
что бы произошло на наших улицах? (Беспорядок на улицах сделал бы жизнь
трудной и опасной; машины создавали бы заторы, наезжали на пешеходов,
сталкивались. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и
газеты в наши дома, врачи не поспевали бы к больным, пожарные – на
пожар)
- Светофор Светофорович приготовил нам загадку: “Сами не видят, а другим
указывают”. ( - знаки) – загадка на слайде.(слайд №2)
- Ребята, где вы встречаете дорожные знаки? (на пути в школу, в магазин, ..)
- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки? Дорожные знаки
выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать
движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет
водителя на дороге.
- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители? (и пешеходы тоже)
Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не
похожие один на другой, без лишних деталей и украшений. Как вы думаете,
почему знаки сделаны в виде простых рисунков? (чтобы их можно было
различить издалека и чтобы они были понятны и русскому, и таджику, и
иностранному туристу)
- Какие дорожные знаки вы знаете? Что они обозначают?
3. Изучение новой темы.
- Сегодня на занятии мы не только познакомимся с новыми знаками, но и
узнаем, на какие группы они делятся, и будем учиться относить дорожные
знаки к той или иной группе.
- А сейчас я буду читать загадки про дорожные знаки. Тот ученик, про чей
дорожный знак я прочту, выходит к доске с этим знаком (у учеников на
партах лежат макеты дорожных знаков)
1) Знак «Велосипедное движение запрещено».
Запомни этот знак, дружок:
Велосипед здесь и кружок
С большою красною каймой.
Ты перед этим знаком стой!
Вези в руках велосипед,
Здесь для тебя проезда нет!
- Как называется этот знак? - Движение на велосипедах запрещено.
-Что обозначает этот знак?
Эти знаки – запрещающие. (По мере группировки, дорожные знаки и
название их группы вывешиваются на доске.) Это первая группа дорожных
знаков, с которой мы познакомились.
2) - Почему проезда нет?
Землю роет человек.
Может быть, он ищет клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат.
Их, наверно, спрятал встарь,
Под землёю жадный царь. (знак «Дорожные работы»)
- У кого еще похожие знаки? – Ребята, посмотрите, чем все эти знаки похожи
друг на друга? (периметр треугольника красного цвета) Такие знаки
называют предупреждающие. Значит, что они делают, для чего служат?
« Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
- Вот так знак,
Глазам не верю!
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью паровое
отопленье?
- Это очень нужный знак!
Говорит шоферу так:
«Здесь шлагбаум – переезд,
Подожди, пройдет экспресс!»
3)
- Пешеход! Решил дорогу
Безопасно перейти?
В этом я тебе подмога!
Поспеши меня найти! (знак «Пешеходный переход»)
- У кого из вас знаки похожи на этот, выйдите к доске.
- Что означают ваши знаки? ( место остановки автобуса и (или) троллейбуса,
место стоянки, подземный пешеходный переход)
- Чем они похожи? ( Это синие квадраты или прямоугольники с различными
рисунками.) Они нам сообщают информацию и называются
информационно-указательные знаки.
4) Выйдите к доске те из вас, у кого на столах остались лежать дорожные
знаки. Попытайтесь их самостоятельно разделить на две группы.
Чем похожа первая группа знаков? ( Это синие круги с белым рисунком.)
Что они подсказывают водителям? К какой группе относятся? Давайте
сверим свои предположения с учебником. (Это предписывающие знаки)
5) –Перечислите, что обозначают оставшиеся знаки. (Телефон, пункт
питания, медицинская помощь)
- Посмотрите внимательно в учебник. Как называется другая группа знаков?
– Это знаки сервиса.
- Прочитайте, зачем необходимы эти знаки.
- Ну вот, теперь все дорожные знаки перед вами. Прочитаем хором, на какие
группы они делятся. (Дети читают по слайду №4)
5. Сообщение подготовленного ученика об истории появления и роли
дорожных знаков.
Учёные были удивлены, когда во время раскопок недалеко от итальянского
города Ливорно они обнаружили «дорожный знак» времён Древнего Рима.
Латинская надпись предупреждала «Это место – опасное!». Уже в те далёкие
времена люди так же, как и мы сегодня, задумывались о безопасности
движения. О дорогах заботились наши предки, ещё когда ездили на лошадях
и ходили пешком. В лесу делали затёсы на деревьях, в степи укладывали
камни и ставили столбы. При Петре Ι столбы стали полосатыми, хорошо
просматривались на расстоянии. Позже на столбах, расположенных на
перекрёстках, стали делать надписи о том, куда ведёт «путь-дорога».
Дорожные надписи, особенно из нескольких слов, требовали времени для
прочтения. Не каждый водитель успевал их прочитать, особенно в тёмное
время суток. Возник и другой вопрос. Если по дороге едет иностранец,
который не знает английского языка, как он сможет узнать об опасности?
Поэтому вскоре стало понятно, что знаки и символы –лучший вариант для
всех.
В России дорожные знаки начали устанавливать в 20-х годах прошлого
столетия. Их изготавливали на основе светоотражающей цветной краски для
лучшей видимости в темноте. Дорожные знаки имеют большое значение для
безопасности дорожного движения. Поэтому запрещается их снимать,
повреждать, загораживать. Умышленная порча дорожных знаков влечёт за
собой штраф.
Физкультминутка. (проводит один из учеников)
Закрепление.
Игра в группах «Дорожные знаки»
Дети разбиваются на группы (их три). Каждой группе выдается конверт с
заготовленными дорожными знаками и их «парами» (карточки, где написано,
что данный знак означает), перемешанные между собой. Каждая группа
получает определенную группу знаков: предупреждающие, запрещающие,
предписывающие, информационно-указательные или знаки сервиса. Задача
каждой группы – подобрать к знакам их «пары». Например, к рисунку
«красный круг с белой полосой» («кирпич») прикладывают текст «Въезд
запрещен». Подобранные пары скалываются канцелярской скрепкой так,
чтобы с одной стороны был рисунок, а с другой – текст. Можно добавить
загадку – из «физкультминутки»
По окончании работы играющие снимают скрепки, перемешивают их, а на
следующем уроке группы меняются конвертами – таким образом будет
организована проверка домашнего задания на следующем уроке.
_В начале урока мы поставили еще одну цель: повторить правила
дорожного движения. Это мы сделаем при выполнении следующего
задания, которое вам приготовил Светофор Светофорович. «Дорожная
ситуация». Представьте, что вы – инспектор дорожного движения, вам
пришлось выехать на ДТП и разобраться в сложившейся ситуации. Вам
необходимо принять правильное, грамотное решение. (командам раздаются
конверты с заданиями)
- Задания для индивидуальной работы «Рассуждалки»
Правила игры: отвечать подробно, не спеша, хорошо продумывать
ситуацию.
1.
Ты переходишь улицу в положенном месте на зеленый сигнал
светофора, но когда ты оказался на середине, загорелся желтый свет.
Что ты будешь делать? Покажи и расскажи.(продолжить движение,
т.к. для машин горит тоже желтый свет и они еще только
готовятся к движению)
2.
Ты переходишь улицу на зеленый свет, но слышишь сигнальные знаки
спецмашины. Что это может быть за машина и как ты поступишь?
Покажи и объясни.(уступить дорогу, перейти к той части дороги,
которая ближе к тротуару)
3.
Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на
горку, которая находится рядом с дорогой, по которой ездят машины.
Как ты поступишь?
4. Во время перехода улицы у тебя из рук вырвался воздушный шар. Как ты
поступишь
- Давайте подведем итог урока: посмотрите на слайд №5. Найдите среди
знаков на экране два знака, имеющих одинаковое название, но выполняющих
разную функцию. Объясните их значение. Про какой из знаков эта загадка,
послушайте:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знают взрослые:
На ту сторону ведет
Пешеходный переход. (это знак для пешеходов)
- Можно ли переходить дорогу там, где установлен предупреждающий знак
«Пешеходный переход»? - Нет, т.к. этот знак для водителей. Он
предупреждает, что впереди будет пешеходный переход.
- А к какой группе относится знак, указывающий место пешеходного
перехода? - К информационно-указательным.
- А что нужно делать пешеходу, увидев предупреждающий знак
«Пешеходный переход»?
- Переходить дорогу в этом месте нельзя. Нужно пройти до
информационно-указательного знака «Пешеходный переход» и по зебре
перейти дорогу.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали? ( Мы
узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп:
запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие,
информационно-указательные.)
- Кто запомнил, знаки какой группы вы собирали в задании по группам?
- Что ещё нового узнали на уроке? ( Мы узнали, что дорожные знаки
появились очень давно. Во многих странах мира установлены дорожные
знаки одного образца. Знаки нужны людям и водителям, чтобы сделать их
путь безопасным.)
- Что больше всего понравилось на уроке?
- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
- А для самых любопытных (капитанов команд) ещё одно, очень трудное
задание. На уроке мы узнали только о 5-ти группах дорожных знаков. На
самом деле их чуть больше. Попробуйте узнать у взрослых, о каких группах
дорожных знаков в учебнике не сказано, и нарисовать такие знаки.-
А закончим мы урок весёлой песней о дорожных знаках. Слайд №7
Дети исполняют первый куплет «Песни о дорожных знаках» (на мотив
«Голубой вагон»)
Время пробежало и уплыло вдаль Но без вас нельзя.
Встречи с нами ты уже не жди. Знаки дорожные,
Рассказали мало, не успели, жаль, Важные, сложные,
Но ещё минута впереди! С вами дружить
должны
Припев: Знаки дорожные, Все – и ты, и я!
Важные, сложные,
Трудно вас выучить,