Напоминание

Семейные дуэты братьев и сестер в классе баяна-аккордеона,как развитие творческих способностей баянистов и аккордеонистов в детской школе искусств.


Автор: Пригорская Наталья Юрьевна
Должность: Преподаватель по классу баян-аккордеон
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Ясный,Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Семейные дуэты братьев и сестер в классе баяна-аккордеона,как развитие творческих способностей баянистов и аккордеонистов в детской школе искусств.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного

Образования Детская школа искусств города Ясного, Ясненский

городской округ, Оренбургская область

Методическая разработка открытого урока на тему:

«Семейные дуэты братьев и сестер в классе баяна-

аккордеона, как развитие творческих способностей баянистов

и аккордеонистов в детской школе искусств».

преподаватель по классу баян-аккордеон,

заведующая

отделом народных

инструментов

Пригорская Наталья Юрьевна

Январь 2022г.

Для игры в ансамбле человеческие качества важнее музыкальных. Да-да. Если прекрасный

музыкант не обладает скромностью, гибкостью, терпением, не хочет слышать партнера,

он не добьется хороших результатов в ансамбле. Необходимо довериться интонации

партнёра, только тогда усилия каждого превратятся в музыку“.

Рудольф Борисович Баршай 1924 - 2010

Методическая разработка открытого урока на тему:

«Семейные дуэты братьев и сестер в классе баяна - аккордеона ,как

развитие творческих способностей баянистов и аккордеонистов в

детской школе искусств»

Формирование интереса к ансамблю в ДШИ, а особенно к ансамблю,

состоящему из братьев или сестер одной – одна из важнейших задач нашего

времени.

Современный педагог должен хорошо знать не только базу

методики обучения игре по специальности, но и владеть методиками и

знанием технологий в работе с ансамблем и применять их в учебном

процессе. Ансамбль (фр. ensemble, – вместе)- означает стройное сочетание

различных элементов, встречается во всех областях искусства. В музыке

ансамблем называют группу из двух и более музыкантов, совместно

исполняющих

музыкальное

произведение.

Определение

«ансамбль»

характеризуется

слаженностью

исполнения

и

единством

творческих

устремлений участников художественного коллектива; выражение «чувство

ансамбля» подразумевает способность музыканта к совместной игре и

особые, специфические навыки ансамблевой игры.

Игра в ансамбле воспитывает у обучающихся ряд профессиональных

качеств: дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа,

способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического и

тембрального слуха, вырабатывает уверенность, способствует стабильности в

исполнении, а в семейных ансамблях духовно и родственно сближает

участников.

Цель

урока:

развитие

творческих

способностей

в

ансамблевом

исполнительстве братьев и сестер.

Задачи урока:

Образовательные:

- отработка синхронности при взятии и снятии звука.

- отработка слаженности приемов звукоизвлечения, соблюдение единства

ритмического пульса, устойчивость темпа.

- закрепление выразительных средств музыки (мелодия, ритм, динамика,

темп, лад, регистр, тембр)

Воспитательные:

- воспитание коллективных отношений в ансамблевой игре.

- воспитание эмоциональности исполняемых произведений.

- воспитание интереса игры на инструменте.

Развивающие:

- развитие культуры звука и исполнения.

- развитие навыков полноценного художественного восприятия, раскрытия

музыкальных образов, содержания произведений.

- развитие навыков умения слушать свою партию и партию партнера.

Форма учебного занятия: мелкогрупповая.

Материально-техническое

оснащение

урока:

классная

комната

для

занятий, аккордеоны, баяны, пюпитры, нотные пособия, музыкальный центр.

Методические

приемы:

объяснение,

наглядный

метод,

сравнение,

самоконтроль, практическая работа.

Используемые современные технологии обучения:

Технология проблемного обучения;

Технология личностно-ориентированного обучения;

Здоровье сберегающие технологии;

Компьютерные технологии.

Мой урок я разделила на две части:

1часть - работа с начинающими аккордеонистами 5 класса, братьями

Емцовыми Артемом и Антоном. Артем и Антон - двойняшки. В дуэт

мальчики объединились во 2 классе. Ансамбль братьев неоднократно

становился лауреатом международных, всероссийских, региональных и

областных конкурсов, принимает активное участие в концертах школы и

города.

Первоначальные навыки игры в ансамбле ученики приобретают с первых

шагов обучения. Сначала игра в ансамбле «учитель – ученик» помогает

ребёнку

уже

на

первых

уроках

почувствовать

себя

равноправным

музыкантом, даже исполняя несколько звуков, затем игра в дуэте с братом.

Дети познают мелодию с азов (характер, настроение, теорию, штрихи,

динамику). В процессе работы приобретаются ансамблевые навыки:

«солирования» - когда нужно показать свою партию, и «аккомпанирования» -

умения отойти на второй план. На уроке изучаем простые песенки, когда

аккомпанемент поручается одному брату, для того, чтобы научить его гибко

сопровождать мелодию, исполняемую другим братом, затем закрепляем

дома. Ансамбли братьев и сестер имеют преимущества, перед обычными

ансамблями, в том, что можно дуэтом заниматься дома.

С большим интересом дети играют пьесы из сборника Р. Бажилина

(каждое произведение дает возможность познавать новое в музыкальном

плане, помимо игры друг с другом, прививает навыки исполнения под

фонограмму). Занятия ансамблем нравятся всем учащимся без исключения.

Родители, посещающие уроки и концерты, отзываются с благодарностью.

Ансамбли

братьев

и

сестер

очень

эффектно

смотрятся

на

сцене.

Ход урока

1.Организационный этап

Приветствие, знакомство с участниками открытого урока, подготовка

дидактических материалов.

Задача преподавателя – подготовить учеников психологически к

открытому уроку. Создать дружелюбную, располагающую к творчеству

обстановку, настроить детей на активную работу.

2.Проверка домашнего задания

В качестве подготовки к открытому уроку ученикам предлагалось дома

закрепить теоретические знания и исполнение ансамблевых партий.

Вопрос:

- что означает «ансамбль»? Как назвать ансамбль из двух

исполнителей?

Ответ:

-

«Ансамбль»

-

группа

исполнителей.

Когда

играют

одно

произведение два музыканта - дуэт.

3.Основной этап

На этом этапе моя цель, как преподавателя – вызвать заинтересованность

учеников

в

ансамблевом исполнительстве. Открыть новые грани

исполнения музыки.

Начать вместе играть, синхронно взять два звука – не так легко, это

требует тренировки и взаимопонимания. Нужно объяснить, что в оркестре

дирижер показывает вступление дирижерским замахом, а в дуэте

аккордеонистов удобным показом начала игры является легкий кивок

головы (ауфтакт). Пробуем разные варианты – показ сначала Артема

(ауфтакт), затем Антон сам показывает начало исполнения. Дети выполняют

задание с интересом и удовольствием. Нужно очень строго отмечать

малейшую неточность при неполном совпадении звуков. Не меньшее

значение имеет и синхронное окончание и «снятие» звука, что достигается

легким кивком головы или с помощью показа взглядом. Пауза в ансамблевой

игре имеет большое выразительное значение – время паузы одного

исполнителя дает возможность «высказаться» другому участнику ансамбля.

«

Всегда помнить о паузах, вздохах, хотя бы мгновенных молчаниях: без

этого музыка превращается в хаотический шум

»

. Метнер Н. К.

«Пауза является предельной формой внутреннего действия, когда

внешние средства выразительности исчезают и сила излучения

возрастает». Чехов М.

Исполнение пьес дуэтом : Н.Дмитриева «Веселые трубачи»,

Е.

Дербенко «Задоринка», Р. Бажилин «Серпантин», «Молнии».

Н.Дмитриева «Веселые трубачи»

Вопрос: В каком стиле написано произведение?

Ответ: - В эстрадном стиле.

Вопрос: Какой ритм характерен для эстрадного стиля?

Ответ: - Пунктирный ритм, синкопы.

Для того, чтобы произведение зазвучало, необходимо тщательно

прорабатывать каждую партию участника ансамбля. Идет проработка

приемов

единого

звукоизвлечения

и

штрихов

в

аккомпанементе.

Определяется

форма

произведения,

главная

мелодия,

подголоски,

динамическое развитие и др. Очень важен слуховой контроль, умение дать

возможность высказаться партнеру. В процессе игры музыканты должны

найти тот темп, который точно выражает характер произведения. Чтобы

играть синхронно, нужно слышать в музыке мерное чередование сильных и

слабых долей, ощущать единый метро - ритмический пульс. Это придает

звучанию устойчивость, стройность, внутреннюю упругость.

При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы,

необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения

мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. Необходимо

определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения.

Совместная игра отличается от сольной тем, что и общий план и все

детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазией не

одного, а двух исполнителей.

Е. Дербенко «Задоринка»

Вопрос: В какой форме написано произведение?

Ответ: - В форме вариаций.

Пьеса находится в стадии разбора. Идет детальная проработка текста.

Определяется характер каждой вариации, выразительные средства музыки

для полного раскрытия образа.

Р. Бажилин «Серпантин» и «Молнии» -игра под фонограмму, правой

рукой.

Пьесы выучены и готовы к публичному показу. Предлагается исполнить

пьесы,

имитируя

концертное

выступление,

с

выходом,

поклоном

и

аплодисментами «публики». Задача преподавателя выделить наиболее

удачные

моменты

выступления.

Также

предлагаю

и

ученикам

самостоятельно

проанализировать

собственное

исполнение.

Такие

проигрывания воспитывают выдержку, чувство «локтя», духовное сближение

братьев, не позволяя останавливаться ради общего дела – удачного

концертного исполнения.

2 часть урока.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо

заниматься на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе.

Следующий показ работы ансамблевого исполнительства

-

дуэт баянистов,

учениц 8 класса, сестер: Кдырбаевой Ании и Кдырбаевой Линары. Ания

старше Линары на два года, на протяжении всего обучения, неоднократно

участвовала в международных, региональных, всероссийских и областных

конкурсах в номинации «соло», становясь лауреатом различных степеней.

Линара—посредственная,

но

прилежная

ученица.

В

дуэт

девочки

объединились в старших классах

Ученицы исполняют Р.Н.П. «Во поле береза стояла»,обр. Ю. Грибкова.

Вопрос: В какой форме написано произведение?

Ответ: - В форме вариаций.

Пьеса выучена и готова к зачету. Предлагается исполнить пьесы, имитируя

выступление на зачете, с выходом, поклоном. Предлагаю и ученицам

самостоятельно проанализировать собственное исполнение. Выделяю

наиболее удачные моменты и корректирую динамические оттенки.

Проигрывания воспитывает выдержку, духовное сближение сестер, не

позволяя останавливаться ради общего дела – удачного исполнения на

зачете.

Заключение.

Таким образом, подводя итог проделанной работе можно

сделать вывод, что ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями

особые требования. Главная трудность – это умение слушать не только то,

что

играешь

сам,

а

одновременно

общее

звучание

обеих

партий,

сливающихся в органически единое целое. В процессе работы над ансамблем

дети приучаются слышать партию партнера, подхватывать партнера, если

произошел срыв, следить за изменениями темпов и подстраиваться.

Игра в ансамблях братьев и сестер предусматривает не только умение

играть вместе, здесь важно другое - чувствовать и творить вместе. Ансамбль

обязательно предполагает художественную согласованность и общность

эстетических намерений его участников.

Ансамбль братьев и сестер

формируется из учащихся, родственных друг к другу, уровню развития и,

конечно, по степени владения инструментом. При отборе учащихся для

ансамбля преподавателю необходимо выявить у его будущих участников

общие черты, которые станут предпосылкой формирования творческого лица

художественного

коллектива

как

единого

целого.

Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор

учащегося;

активизирует фантазию и творческое начало; заостряет

ощущение звукового колорита; воспитывает

ответственность за знание

своей партии, ибо совместное исполнительство требует свободного владения

текстом.

Очень важна в успешной работе ансамбля творческая атмосфера. Она

немыслима без участия всех участников коллектива. Одно из важнейших

условий успешной работы ансамбля - способность каждого его участника

критически относиться к себе и к своему брату или сестре, быть глубоко

принципиальным как в оценке своей деятельности, так и всего ансамбля.

Никогда не упускай возможности участвовать

в совместной игре в дуэтах, трио и т.п.

Это сделает твою игру полной

жизни, осмысленной» Р.Шуман

Важную роль в ансамблевом исполнении играет визуальный контакт

между

исполнителями.

Визуальные

контакты

при

игре

в

ансамбле

обусловлены

самой

музыкой,

в

которой

обычно

много

«диалогов»,

«перекличек». В ансамбле баянистов (аккордеонистов) можно считать

оптимальным

принцип

посадки,

благодаря

которому

достигается

стабильность упомянутого контакта, обеспечивается возможность наблюдать

за действиями правой и левой рук любого исполнителя.

Большая роль в ансамблевом исполнительстве отводится динамике.

Динамические оттенки помогают полнее раскрыть общий характер музыки,

эмоциональное содержание. Очень важно научить детей совместному

исполнению динамических оттенков. Для многих начинающих участников

ансамбля это является большой трудностью. Одним хочется играть громче

всех, другим, наоборот, «спрятаться за спину». Поэтому необходимо

воспитывать сознательно творческое отношение к делу, понимание роли

каждой партии в данном произведении. Важно разъяснить детям, что

некоторые партии звучат мягко и служат фоном, другие звучат ярче, являясь

средним планом, а третьи выделяются на первом плане.

Каждый участник ансамблей братьев и сестер должен:

- систематически работать над повышением своего исполнительского

мастерства;

- проявлять инициативу в решении различных вопросов, возникающих в

процессе работы;

- тщательно готовиться к репетициям, учтя все замечания, полученные ранее;

- старательно прорабатывать ансамблевую партию;

- во время выступления быть предельно внимательным, слушая не только

себя и каждого из партнеров, но и звучание всего ансамбля.

Итогом проделанной работы будут выступления на родительском

собрании, классном, школьном концерте, конкурсах. При всей тщательности

подготовки ансамблей братьев или сестер, концерт всегда приносит

учащимся нечто новое, неожиданное. Необычная обстановка эстрады, зала,

скопление публики и то, что исполнители становятся центром всеобщего

внимания, настолько действуют на членов коллектива, что исполнение

ансамбля братьев или сестер становится в этих условиях качественно

отличным от игры в классе и от игры обычного ансамбля.

Игра в ансамблях братьев или сестер и в обычных ансамблях,

предоставляет юному музыканту возможность творческого общения с

широкими массами слушателей. Ансамблевая игра является не только одной

из важных форм развития профессиональных навыков у исполнителей, она

также формирует

характер,

прививает

детям чувство коллективизма,

товарищества, причастности к большому делу пропаганды музыкальной

культуры, а ансамблевая игра братьев или сестер духовно и родственно

сближает.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

В. Ушенин

«Школа ансамблевого музицирования баянистов и

аккордеонистов»

2.

В. Мотов, Г. Шахов «Аккордеон – ансамбли»

3.

И.Алексеев «Методика преподавания игры на баяне»

4.

В.Крюкова «Музыкальная педагогика»

5.

И.Старостина «Играем вместе»

6.

Н. Ризоль «Очерки о работе в ансамбле баянистов»

7.

Интернет материалы.



В раздел образования