Напоминание

Музицирование


Автор: Татьяна Владимировна Ломтева
Должность: Преподаватель по классу синтезатора
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №2
Населённый пункт: город Саров Нижегородской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Музицирование
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 2» города Сарова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

в области музыкального искусства

«Инструментальное (вокальное) исполнительство»

Учебный предмет

Музицирование

(

Клавишный синтезатор

)

г. Саров 2020

год

1

«Утверждаю»

Директор МБУДО ДШИ № 2

___________А.А. Клочков

Разработчик:

Ломтева Татьяна Владимировна,

преподаватель МБУДО ДШИ № 2

Рецензент:

Фидельман Ирина Евгеньевна,

преподаватель высшей квалификационной

категории МБУДО ДШИ № 2

2

Структура программы учебного предмета

1.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

Срок реализации учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени

Форма проведения учебных занятий

Цель и задачи учебного предмета

Методы и приемы обучения

2.

Содержание учебного предмета

Годовые требования по классам

Примерные репертуарные списки

3.

Требования к уровню подготовки учащихся

4.

Формы и методы контроля

5.

Методическое обеспечение учебного процесса

6.

Списки учебной и методической литературы

I.

Пояснительная записка

Представленная программа «Музицирование» предполагает знакомство с предметом

и

освоение

различных

видов

музыкального

творчества

(подбор

по

слуху

и

транспонирование,

гармонизация

мелодий,

элементарное

сочинение,

умение

аккомпанировать и петь под собственный аккомпанемент, игра в ансамбле) с 1 по 3

классы.

В предмете «Музицирование» применяются и развиваются базовые навыки,

полученные на занятиях в классе специальности.

Развитие

навыков

музицирования

базируется

на

основе

разнообразного

репертуара, состоящего из лучших образцов народного песенного творчества, популярной

современной детской вокальной и инструментальной музыки, музыки из кинофильмов,

мультфильмов, мюзиклов и т.д.

Учебный предмет «Музицирование» способствует развитию у учащихся навыков

самостоятельной творческой деятельности.

Педагогическая

целесообразность

программы

заключается

в

создании

необходимых

условий

для

реализации

индивидуального

подхода

в

обучении,

формировании умений и навыков, необходимых для художественно – эстетического

воспитания.

Новизна и отличительные особенности этой программы заключается в опоре на

методику комплексного интенсивного музыкального воспитания, обеспечивающего

разностороннее музыкальное развитие ученика в тесной взаимосвязи со специальностью и

сольфеджио.

Возраст

обучающихся

определяется дополнительной

образовательной

программой «Клавишный синтезатор», то есть с 7 до 12 лет.

Срок реализации учебного предмета составляет три года (с 1 по 3 класс).

Сведения о затратах учебного времени.

3

Объём времени на самостоятельную работу определяется с учётом сложившихся

педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

выполнение домашнего задания;

посещение концертов и спектаклей;

участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно

– просветительской деятельности.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная или мелко-групповая

(по 2человека в группе), продолжительность урока – 20 минут в неделю.

Цели и задачи учебного предмета

Цель: развитие музыкально – творческих способностей учащегося, углубление

музыкального опыта через освоение приобретённых им знаний, умений и навыков,

развитие устойчивой положительной мотивации к обучению в ДШИ.

Задачи обучения:

Формирование у обучающегося комплекса исполнительских навыков,

необходимых для музицирования;

Образовательные:

формирование ладогармонического мышления;

обучение навыкам самостоятельной творческой работы;

расширение

музыкального

кругозора,

знакомство

с

музыкальными

произведениями различных стилей и жанров.

Развивающие:

развитие

музыкальных

способностей

и

технических

навыков

исполнительства, аналитического мышления;

развитие

памяти,

воображения,

артистизма,

музыкальности,

индивидуальности, творческого самовыражения, уверенности в своих силах.

Воспитательные:

воспитание таких личностных качеств, как активность, увлечённость,

трудолюбие и самостоятельность;

осознание

учащимися

ценности

своей

музыкально

творческой

деятельности;

решение коммуникативных задач (умение общаться в процессе совместного

музицирования);

воспитание

целеустремлённости,

организованности

в

занятиях,

самодисциплины и самоконтроля;

Методы и приёмы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

методы обучения:

4

1курс

2курс

3ккурс

Продолжительность

учебных

занятий

неделях)

17

17

17

Количество часов на аудиторные занятия (в

неделю)

0,5

0,5

0,5

Количество часов на внеаудиторные занятия

(самостоятельная работа) (в неделю)

0,5

0,5

0,5

словесный

(объяснение,

разбор,

анализ

и

сравнение

музыкального

материала);

наглядный

(показ,

демонстрация

отдельных

фрагментов

и

всего

произведения в целом);

практический

(воспроизводящие

и

творческие

упражнения,

деление

произведения на более мелкие части для подробной проработки с последующим

объединением в целое);

прослушивание изучаемых произведений в записи, посещении концертов

для повышения общего уровня развития обучающегося;

осуществление индивидуального подхода к каждому учащемуся с учётом

возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

II. Содержание учебного предмета

Требования по годам обучения

В течение каждого учебного года преподаватель работает с учеником над

освоением комплекса различных видов деятельности, которые

включает предмет

«Музицирование»

1.

Игра (подбор) по слуху и транспонирование мелодий;

2.

Гармонизация мелодий;

3.

Игра несложных гармонических сеток, построенных на основных функциях

лада с использованием обращений аккордов.

4.

Игра в ансамбле обработок детских песен, пьес популярной современной и

классической музыки.

1 год обучения

Теоретический материал.

Понятие

музицирования.

Строение

музыкальной

речи.

Мотив,

фраза,

предложение.

Понятие

мелодии

и

аккомпанемента.

Принципы

повторности

и

квадратности в музыке. Главные ступени лада. Правила гармонизации мелодии. Бурдон,

терции и квинты главных ступеней, сексты I и VII ступеней (изменение тонической

квинты).

Практическая работа

Подбор по слуху попевок и детских песен в пределах пятипальцевой

позиции, в том числе в ансамбле с преподавателем (4 – 6);

Транспонирование детских попевок в 1 – 2 тональности, например: До,

Соль, Фа - мажор;

Гармонизация подобранных по слуху мелодий (в левой руке – остинатный

бас или квинты на главных ступенях, сексты I и VII степеней);

Требования к контрольному уроку (май)

Исполнение подобранных по слуху песни или попевки с простейшим

аккомпанементом на основе бурдонного баса или квинты;

Транспортирование несложной мелодии, попевки в 1 тональность с

простейшим аккомпанементом.

Примерный репертуарный список

«Ах ты, совушка – сова» детская песня.

«Белочка» детская песенка.

«Белка пела и плясала» словенская народная песня.

5

«Василёк» детская песня.

«Во поле берёза стояла» русская народная песня.

«Два весёлых гуся» украинская народная песня.

«Два кота» польская песня.

«Как у наших у ворот» русская народная песня.

Кочурбина М. «Мишка с куклой».

«Колокольчики» американская песня.

Красев М. «Елочка».

«Куры, гуси до индюшки» детская считалка.

«Скок – поскок» русская народная песня.

Филиппенко А. «Про лягушек и комара», «Цыплята».

Эрнесакс Г. «Паровоз».

2 год обучения

Теоретический материал.

Повторение пройденного. Правила гармонизации мелодий. Главные трезвучия

лада. Гармонические обороты:T

53

–S

46

–T

53

, T

35

-D

6

-T

53

. Обращение трезвучий, плавное

соединение аккордов. Буквенно – цифровые обозначение звуков и аккордов.

Практическая работа.

Подбор по слуху и гармонизация детских песен на основе главных трезвучий

лада (2-4).

- транспонирование в 1-2 тональности;

- проработка гармонических оборотов в тональностях До, Соль, Фа мажор

ля, ми, ре минор;

игра трезвучий от всех ступеней пройденных гамм (До, Соль, Фа мажор, ля,

ми, ре минор;

игра в ансамбле с преподавателем легких переложений детских, народных

песен, песен из мультфильмов;

гармонизация мелодий по буквенно – цифровым обозначениям.

Требования к контрольному уроку (май)

1.

Исполнение подобранной по слуху песни с аккомпанементом на основе

главных трезвучий лада;

2.

Исполнение выученных гармонических оборотов.

Примерный репертуарный список

«Ах вы, сени мои, сени» русская народная песня.

Блантер М. «Катюша».

Гладков Г. «Песенка львёнка и Черепахи» (м/ф «Как Львёнок и Черепаха пели песенку»

«Живёт моя отрада» русская народная песня.

«Как под горкой» русская народная песня.

«Мой костёр в тумане светит» русская народная песня.

«По Дону гуляет казак молодой» русская народная песня.

«Пряха» русская народная песня.

3 год обучения

Теоретический материал.

Повторение пройденного. Гармонические обороты: T

6

-S

53

-T

6

, T

6

-D

64

-T

6

, T

64

-S

6

-

T

64

, T

64

-D

53

-T

64

. Неполный D

7

и его обращения.

Практическая работа.

- подбор по слуху аккомпанемента к выученным мелодиям;

6

- игра гармонических оборотов в пройденных тональностях в различных

фактурных вариантах.

- игра в ансамбле с преподавателем лёгких переложений популярной музыки.

Требования к контрольному уроку (май)

1.

Исполнение накопленного репертуара(1-2 подобранные песни)

2.

Исполнение гармонических оборотов с использованием D7 и его обращений.

Примерный репертуарный список

«Я на горку шла» Русская народная песня.

Николаев И. «Маленькая страна».

Савельев Б. «На крутом бережку».

Чичков Ю. «Самая счастливая».

Шаинский В. «Когда мои друзья со мной».

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы

учебного предмета «Музицирование», который предполагает формирование следующих

знаний, умений, навыков:

подбирать по слуху понравившиеся мелодии с аккомпанементом;

играть гармонические схемы в различных тональностях;

уметь

самостоятельно

гармонизовать

мелодию,

применяя

навыки

и

полученные в процессе обучения теоретические сведения, транспонировать её в удобную

для пения тональность;

играть в ансамбле с преподавателем понравившуюся мелодию;

гармонизовать любую мелодию по буквенно – цифровому обозначению;

IV. Формы и методы контроля

Оценка качества реализации учебного предмета «Музицирование» включает в себя

текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце

каждого учебного года.

В качестве средств текущего контроля могут использоваться прослушивания,

классные вечера, концерты, творческие конкурсы.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного

времени, предусмотренного на учебный предмет.

Формой проведения промежуточной аттестации в конце года (май) по предмету

«Музицирование» является контрольный урок.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Основная форма учебной и воспитательной работы – урок в классе. В работе с

учащимися

необходимо

следовать

дидактическим

принципам

последовательности,

постепенности, доступности и наглядности в освоении учебного материала.

Весь процесс обучения строится с учётом принципа: от простого к сложному,

опирается на индивидуальные особенности ученика, уровень его подготовки.

Необходимо

привлекать

учащихся

к

прослушиванию

лучших

примеров

исполнения популярной музыки.

Особая роль отводится теоретической подготовке и проработке гармонических

схем в различных тональностях.

7

Главной задачей преподавателя в классе музицирования является обучение

учеников самостоятельной работе, умению отработать проблемные фрагменты, правильно

подбирать фактуру аккомпанемента, грамотно гармонизовать мелодию.

Самостоятельная работа должна бать регулярной и продуктивной.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для

учащегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать склонности

ученика

и

степень

его

подготовки.

В

репертуар

необходимо

включать

высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам произведения

песенного репертуара и инструментальной музыки разных стран, народов, лучшие

образцы отечественной песенной культуры.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна

строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя.

Ученик должен уйти с урока с ясным и чётким представлением над чем ему

работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно формулированы в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Рекомендуемые репертуарные сборники

«В музыку с радостью» О.Геталова, И.Визная «Композитор» С-Пб 20006.

«Встреча с песней» выпуски разных лет М.Советский композитор, 1977.

Геталова О. «Обученье без мученья» Композитор С-Пб 2008.

«За праздничным столом» сост. Б.М.Павленко Ростов на Дону «Феникс» 2011.

«За праздничным столом» М «Музыка» 1976.

«Наши любимые песни» сост. Лукьянов П. с 1 по 9 выпуски изд. Зайцева В.Н. Москва

2009.

«Обученье с увлеченьем» выпуски с 1по 14 изд. Зайцева В.Н, Москва 2007.

«Подбираю на рояле» сост. О.Артемьева С-Пб «Композитор» 2009.

Подвала В. «Давайте сочинять музыку» Вып. 1,2 Киев «Музична Украина», 1989.

«Популярная музыка кино» выпуски разных лет М. «Советский композитор» 1985 г.

«Первые шаги музыканта», сост. Т.П.Владимирова «Окарина» Новосибирск 2010.

«Популярные мелодии» изд. «Музыка» Ленинград 1978.

Смирнова Т. «Аллегро» тетради II. III. VI. IX. XVIII.XIX изд. ЦСДК, Москва, 1994.

Сиротина Т. «Подбираем аккомпанемент» М. Музыка 2004.

Список методической литературы

Баренбойм Л «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л 1969.

Баренбойм Л, Брянская Ф. «Путь к музицированию» Л. Советский композитор. 1981.

Булаева О., Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять», творческие тетради I. II.

II. IV. V «Композитор» С-Пб. 2002.

Кузнецов В., Артемьева О. «Подбираю на рояле». Практический курс гармонии для

младших классов ДМШ, учебное пособие «Композитор» С-Пб. 2009 г.

Ляховицкая С. «Задания для развития самостоятельных навыков» при обучении

фортепианной игре в младших классах ДМШ». М., «Музыка» 1975.

Сиротина Т. «Подбираем аккомпанемент М., «Музыка» 2004.

Смирнова Т. «Фортепиано. Интенсивный курс» Методическое пособие, М. ЦСДК», 1997.

Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования»,

Москва 1986.

8



В раздел образования