Автор: Фатима Эльбрусовна Асламурзаева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУБ СОШ№7
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок литературного чтения для 4-го класса "Лев Кассиль «У классной доски» "
Раздел: начальное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
учителя начальных классов МАОУБ СОШ №7 Асламурзаевой Фатимы Эльбрусовны
Предмет Литературное чтение УМК « Школа России» Кубасова О.В. 4 класс 19.02.2021
Тема урока. Лев Кассиль «У классной доски» -продолжение. 2 урок.
Тип урока: Комбинированный (беседа, инсценировка, просмотр отрывка из одноименного фильма, критическая оценки поступков героев.)
Деятельностная цель: создать условия для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения Л Кассиля «У классной доски»
Образовательная цель: формирование навыков работы с текстом художественного произведения
Формирование УУД:
Личностные результаты
:
1. Развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки героев произведения.
3.Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведения.
4.Терпимое отношение к мнению других.
5. Воспитание патриотизма.
Познавательные УУД
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Находить ответы на вопросы в тексте.
Коммуникативные УУД
1.Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать.
2.Выразительно читать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.
4.Умение работать в группах, принимать участие в
обсуждении проблем.
5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) .
3. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности
Дидактический материал и оборудование урока. Оформление .
Проектор, ноутбук
Кубасова О.В. «Литературное чтение» 4кл,часть 2,
Буклет с фотографиями Волгограда.
Портреты Л Кассиля, Чабахан Басиевой, Каниди И К
Выставка книг Кассиля
Звезды трех цветов для рефлексии
№
п/
п
Этапы
Содержание урока
Деятельность
обучающихся
УУД
1
1. Мотивация к
учебной
деятельности.
Задача:
Мотивировать
обучающихся на
предстоящую
деятельность
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.
-Ты уже проснулся?
-Здравствуй!
Веточка стучит в окно,
Умывайся, одевайся,
Встало солнышко давно.
Все проснулось:
Лес и поле,
Ждет тебя учеба в школе.
Ты готов, мой юный друг,
В царство знаний и наук?
Если « ДА», то собирайся
И в дорогу отправляйся.
-Здравствуйте, мои дорогие ребята, мои любимые ученики.
Сейчас у нас урок чтения. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.
Приветствуют
гостей, друг
друга.
Личностные УУД
Формирование
мотивации к обучению
и целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
Самоорганизация и
организация своего
рабочего места.
Коммуникативные
УУД
Развитие умения
слушать .
2
2. Актуализация
опорных знаний и
способов действий.
Выявление
проблемы.
Задача.Совместно с
детьми
сформулировать
тему и цели урока,
через проблемную
ситуацию
- Ребята, я не случайно начала наш урок с этого стихотворения.
Действительно, приходя в школу, вы попадаете в другой мир – мир
знаний и стремлений, мир, в котором вы добиваетесь определенных
результатов, получаете новые знания, учитесь общаться между собой,
встречаетесь со своими друзьями и, конечно же, общаетесь с учителями.
А как вы думаете, кто такой учитель?
( ответы детей)
- А какими качествами должен обладать хороший учитель?
( ответы детей)
Учить, трудиться, думать смело,
Постановка
проблемной
Коммуникативные
УУД
Просто и понятно
излагать свои мысли,
формулировать
собственное мнение.
Регулятивные УУД
Шагать – дороги хороши…
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души!
Наставникам – стихи и песни,
Сверканье вдохновенных строк.
Мудрейшая из всех профессий.
Величью званья: « ПЕДАГОГ».
ситуации,
беседа,
объяснение
Уметь определять цель
на уроке с помощью
учителя.
Развитие творческих
способностей,
технология
критического
мышления,свободное
творчество,активизируе
тумственную
деятельность через
чтение
3
Введение в тему
урока
Знакомство с
краткой
биографией
автора, его
творчеством.
Физминутка.
Многие поэты и писатели посвятили свои произведения Учителю,
потому что у них были прекрасные, заботливые педагоги, такие как
Ксения Андреевна из рассказа Л.А. Кассиля « У классной доски».
( Учитель обращает внимание на портрет Льва Абрамовича Кассиля.)
-Что вы запомнили из биографии автора?
-Кассиль Лев Абрамович,известный прозаик.
-Родился 10 июля 1905 года, в городе Энгельс ,на Волге ,в семье врача и
учителя.
-Окончив с успехом среднюю школу, получил направление в московский
университет. Там стал писать. Во время войны был на передовой в
качестве журналиста.
-Тематика произведений разнообразна.( Показ его книг).
-Лауреат Сталинской премии.
« Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Встрепенулся,потянулся.( Повторяют движения)
Покачался на ветру.
Взвился вверх и полетел.
Краткое
знакомство
с
биографией
и
творчеством
писателя,демонс
трация
книг
автора
Выполняют
упражнения.
4.
Анализ
произведения.
Один из рассказов Кассиля мы изучаем на сегодняшнем уроке.
(Показ книги)
Учитель. -На какую тему это произведение?
- Тема войны.
Учитель. Почему война 1941-1945 годов называется Великой
Отечественной?
-Весь народ поднялся на защиту Отечества.
У Учитель. А как вы понимаете слово «Отечество»?
-Это Родина, это страна, это дом, это город, это семья, это двор, это
улица, школа и первый учитель…
Синквейн « Отечество» ( 1-2 человека)
Учитель.
Также беззаветно любили свое Отечество и герои рассказа Кассиля.
- Назовите их?
-Учительница Ксения Андреевна, Костя Рожков, его одноклассники -
Сеня Пичугин, Шура Капустина.
Вам было задано нарисовать портрет учительницы и подготовить
словесную характеристику героини.
-До урока на доске мы приготовили выставку ваших рисунков по
Формируют
тему урока.
(События
Великой
Отечественной
войны 1941-1945
гг.)
Составляют
синквейн
(пятистрочная
стихотворная
форма,передает
кратко
чувства,эмоции)
Ответы и
рассуждения
учащихся
Коммуникативные
УУД
Уметь формулировать
собственное мнение и
позицию.
Познавательные УУД
прочитанному произведению. Расскажите, кого вы изобразили. Опишите
учительницу Ксению Андреевну. Какой она вам представляется?
Синквейн. Учитель.
(Ответы ребят, выборочное чтение текста)
Те -Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у
нее руки поют.
–Ксении Андреевне не приходилось повышать голос, ей не надо
было прикрикивать.
-Ух, она у нас и строгая! -хвастались ребята. Сразу все замечает.
-Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна.
-Сельские милиционеры отдавали ей честь на улице.
-И председатель колхоза был ее учеником.
-Строгим,но справедливым человеком слыла она…
-Осенью мне посчастливилось с группой учителей нашей школы
посетить легендарный город-герой Волгоград(Сталинград). Эта поездка
надолго останется в моей памяти. Мы посетили самые значимые места
Сталинграда.
(подборка фотографий)
Я вспомнила об этом потому, что произведение Кассиля тоже трогает
сердца.
А еще мы помним подвиг Чабахан Басиевой, учительницы алагирской
школы. Фашисты пытались ее завербовать. Но она не предала свою
Родину. ( Портрет на доске)
Выставка
портретов
героев рассказа.
Озвучивание
словесного
портрета
учительницы
Ксении
Андреевны
Находить и выделять
необходимую
информацию в
учебнике.
Находить ответы на
вопросы, работать с
текстом.
- Я дочь советского народа и на фашистов работать не буду.!
Её пытали и расстреляли, убили мать и брата.
Народ высоко оценил подвиг учительницы.Её наградили орденом
Отечественной войны посмертно.
Ее именем названа алагирская школа№1,улица, на которой жила
Чабахан. Поставлен памятник.
Поставили памятник и Ивану (Яну) Каниди, учителю физкультуры
бесланской школы №1,греку по национальности,который защищал ребят
от озверевших террористов .Был расстрелян.
В память о героях объявляется минута молчания.
-Давайте порассуждаем. Какими качествами должен обладать народ,
победивший врага? Внесите свои мысли в « Корзину идей».
Наши предложения.
Смелость,отвага,бесстрашие.
Любовь к Родине.
Товарищество,дружба.
Патриотизм.
Чувство долга. Самоотверженность.
-Только ли в бою надо обладать такими качествами?
-Где находились герои нашего произведения?
Расскажите,что произошло тогда у классной доски?(краткий пересказ)
Минута
молчания.
Составление
«Корзины идей»
Чтение по ролям с Учитель. Самый яркий отрывок рассказа прочитают по ролям, с
Чтение
по
5
элементами
инсценирования.
(Актуализация
знаний)
элементами инсценирования ,несколько ребят.
Учительница. -Ребята, на школьном дворе немцы!
(Вбегают три немца)
1 фриц.– Стой!– Пионирен?
2 фриц– Шнеллер, шнеллер, бистро!
Ксения Андреевна шагнула вперед прямо на немца и прикрыла собой
ребят.
Учительница.-– Что вы хотите?
1 фриц. Кто такое ви? Отвечать сию минуту… Я кой-чем говорить по-
русски.
Учительница– Я понимаю и по-немецки, но говорить мне с вами не о
чем. Это мои ученики, я учительница местной школы. Вы можете
опустить ваш пистолет. Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей?
1фриц– Не учить меня!
2фриц Сейчас я вам буду давать небольшой экзамен. Сидеть на место!
Учитель.– Здесь слушаются только меня. Пичугин, принеси,
пожалуйста, стул из коридора.– Пичугин, поскорее!
1фриц.– Теперь каждый меня будет слушать! Где партизанен? Теперь я
буду слушать каждый!
2фриц.– Прикажите им, – чтобы они показали мне на карте или на
плане это место. Ну, живо! Только смотрите у меня…– Я вам
предупреждаю, что я понятен русскому языку и что вы будете сказать
детей…
1 фриц– Может быть, вы все-таки подумаете и сами скажете мне все, что
надо? –– Дети не поймут, говорите по-немецки.
ролям
с
элементами
инсценирования.
(музыкальное
оформление)
Учитель.– Я уже сказала вам, что никогда не была там и не знаю, где
это.
(Фашист, схватив своими длинными руками Ксению Андреевну за
плечи, грубо потряс ее)
1 фриц– Смотри, я буду пока очень добрый, но дальше…
(Ксения Андреевна высвободилась, сделала шаг вперед, подошла к
партам, оперлась обеими руками на переднюю и сказала)
Учитель– Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где
находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся. Я там никогда
не была. И вы тоже не знаете. Правда?
1 фриц– Ну, ты, как звать?… Ты тоже не знаешь?
Ученик.-Не знаю,
1 фриц – А это что такое, знаешь?
– Это знаю, Пистолет-автомат системы «вальтер»…
1 фриц – А ты знаешь, сколько он может убивать таких скверных
учащихся?
– Не знаю. Сами считайте…
1 фриц – Кто такое! Ты сказал: сами считать! Очень прекрасно! Я буду
сам считать до трех. И если никто мне не сказать, что я просил, я буду
стрелять сперва вашу упрямую учительницу. А потом – всякий, кто не
скажет. Я начинал считать! Раз!…
Учитель– Молчи, Шура, молчи, – прошептала Ксения Андреевна, и
губы ее почти не двигались. – Пусть все молчат, – медленно проговорила
она, оглядывая класс, – кому страшно, пусть отвернется. Не надо
смотреть, ребята. Прощайте! Учитесь хорошенько. И этот наш урок
запомните…
( Аплодисменты)
6
Стадия
«Осмысление».
Работа по теме
урока.
Учитель: Вспомните разговор немцев с ребятами. Какие события
происходят в отрывке? (Разговор немцев с ребятами) Почему именно к
детям обратились немцы?
Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?
Как вели себя немцы? ( Жестоко, грубо…);
Дети? (Мужественно, смело…);
Учительница (Отважно, невозмутимо, спокойно);
Костя? (Мужественно и смело, взял весь удар на себя…).
Какой момент вам показался самым напряжённым? (найдите в учебнике)
Предлагаю посмотреть этот отрывок из фильма «Юные партизаны» Льва
Кулешова.
( Просмотр отрывка художественного фильма)
Что вы можете рассказать о ребятах? Дайте краткую характеристику.
По ходу рассуждений учителем заполняется таблица №2
Учительница Ксения Андреевна
Была смелой и отважной
Костя Рожков
Совершил подвиг
Ответы и
рассуждения
учащихся
Сравнивают
качества героев
в тылу и на
фронте
Составляют
таблицу с
качествами
героев
Познавательные УУД
Находить и выделять
необходимую
информацию в
учебнике, словаре.
Находить ответы на
вопросы, работать с
текстом.
Коммуникативные
УУД
Строить понятные
высказывания,
формулировать
собственное мнение.
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Одноклассники
(Сеня Пичугин, Шура Капустина)
Ничего не боялись
Сплотились в момент опасности
Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами,
которыми должны обладать победители? (Сравниваем «в тылу» и «на
фронте»)
Физкультминутка
Солдатик.
На одной ноге постой- ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади!
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
Выполняют
упражнения
физминутки
Личностные УУД
Умение применять
правила охраны своего
здоровья.
7
Стадия
«Рефлексия».
Закрепление
знаний.
Учитель: Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа,
которые мы высказывали на прошлом уроке? Всегда ли по названию
произведения, можно догадаться о его содержании?
1. Приём ТРКМ «Кластер»
Учитель: Обобщим наши знания. Составим кластер. Кто сражался за
победу в ВОВ? ( мужчины,женщины и дети) А какую роль выполняли
дети и женщины? (Помогали партизанам, работали на заводах…)
Как мы одержали победу? (Сообща)
на фронте
Победа
мужчины
в партизанских отрядах
в тылу
дети
женщины
Учитель: Кто победил в этой войне ?(Народ)Итак, вы увидели, что
весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом
песни на «смертный бой Многие погибли в этой войне. Была ли их
гибель напрасной? Почему?
Ответы и
рассуждения
детей
Составляют
Кластер
«Победа»
Обобщают
знания по теме
урока
ТРКМ-
Личностные УУД
Развиваем умения
высказывать своё
отношение к героям,
выражать эмоции.
Оценивать поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией.
Коммуникативные
УУД
Договариваются о
распределение
функций и ролей в
совместной
деятельности, и
оказывают в
сотрудничестве
Учитель: Зачем,с какой целью писатель написал этот рассказ?
2. Приём ТРКМ «Синквейн»
Учитель: Мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной
войне – это победа всего народа. синквейн
Народ
Мужественный, смелый.
Побеждает, защищает, страдает.
Когда мы едины- мы непобедимы.
Народ-победитель.
Технологии
развития
критического
мышления
Составляют
Синквейн
«Народ»
взаимопомощь.
Предметные УУД
Использовать
полученные знания на
основе обобщения при
составлении кластера и
синквейна
8
Итог урока
Самооценка
Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке.
Скажите, понравился ли он вам? Что особенно запомнилось? Что стало
неожиданным? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас? Чему
новому научились?
- Пропробуйте оценить свою работу на уроке с помощью «Звездного
салюта» ( красный цвет звезды- работал отлично, синий- работал
хорошо, жёлтый цвет- мог бы работать лучше.
Систематизация
полученных
знаний,
высказывают
свои
впечатления от
урока.
Формулируют
конечный
результат своей
работы на уроке.
Осуществляют
самооценку
собственной
учебной
деятельности,
соотносят цель и
результаты,
степень
их
соответствия.
Личностные УУД
Оценивание разного
вида деятельности на
уроке.
Регулятивные УУД
Формирование умение
адекватно оценивать
свою деятельность.
9
Домашнее
задание
Написать эссе на тему «Что такое подвиг?»
Записывают
домашнее
задание
Личностные УУД
Формировать наличие
мотивации к работе на
результат.