Напоминание

Открытый урок литературного чтения для 4-го класса "Лев Кассиль «У классной доски» "


Автор: Фатима Эльбрусовна Асламурзаева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУБ СОШ№7
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок литературного чтения для 4-го класса "Лев Кассиль «У классной доски» "
Раздел: начальное образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

учителя начальных классов МАОУБ СОШ №7 Асламурзаевой Фатимы Эльбрусовны

Предмет Литературное чтение УМК « Школа России» Кубасова О.В. 4 класс 19.02.2021

Тема урока. Лев Кассиль «У классной доски» -продолжение. 2 урок.

Тип урока: Комбинированный (беседа, инсценировка, просмотр отрывка из одноименного фильма, критическая оценки поступков героев.)

Деятельностная цель: создать условия для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения Л Кассиля «У классной доски»

Образовательная цель: формирование навыков работы с текстом художественного произведения

Формирование УУД:

Личностные результаты

:

1. Развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки героев произведения.

3.Проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведения.

4.Терпимое отношение к мнению других.

5. Воспитание патриотизма.

Познавательные УУД

1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД

1.Развивать умение слушать, вступать в диалог, умение рассуждать.

2.Выразительно читать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопрос.

4.Умение работать в группах, принимать участие в

обсуждении проблем.

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) .

3. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности

Дидактический материал и оборудование урока. Оформление .

Проектор, ноутбук

Кубасова О.В. «Литературное чтение» 4кл,часть 2,

Буклет с фотографиями Волгограда.

Портреты Л Кассиля, Чабахан Басиевой, Каниди И К

Выставка книг Кассиля

Звезды трех цветов для рефлексии

п/

п

Этапы

Содержание урока

Деятельность

обучающихся

УУД

1

1. Мотивация к

учебной

деятельности.

Задача:

Мотивировать

обучающихся на

предстоящую

деятельность

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Ты уже проснулся?

-Здравствуй!

Веточка стучит в окно,

Умывайся, одевайся,

Встало солнышко давно.

Все проснулось:

Лес и поле,

Ждет тебя учеба в школе.

Ты готов, мой юный друг,

В царство знаний и наук?

Если « ДА», то собирайся

И в дорогу отправляйся.

-Здравствуйте, мои дорогие ребята, мои любимые ученики.

Сейчас у нас урок чтения. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.

Приветствуют

гостей, друг

друга.

Личностные УУД

Формирование

мотивации к обучению

и целенаправленной

познавательной

деятельности.

Регулятивные УУД

Самоорганизация и

организация своего

рабочего места.

Коммуникативные

УУД

Развитие умения

слушать .

2

2. Актуализация

опорных знаний и

способов действий.

Выявление

проблемы.

Задача.Совместно с

детьми

сформулировать

тему и цели урока,

через проблемную

ситуацию

- Ребята, я не случайно начала наш урок с этого стихотворения.

Действительно, приходя в школу, вы попадаете в другой мир – мир

знаний и стремлений, мир, в котором вы добиваетесь определенных

результатов, получаете новые знания, учитесь общаться между собой,

встречаетесь со своими друзьями и, конечно же, общаетесь с учителями.

А как вы думаете, кто такой учитель?

( ответы детей)

- А какими качествами должен обладать хороший учитель?

( ответы детей)

Учить, трудиться, думать смело,

Постановка

проблемной

Коммуникативные

УУД

Просто и понятно

излагать свои мысли,

формулировать

собственное мнение.

Регулятивные УУД

Шагать – дороги хороши…

Нет в мире радостнее дела,

Чем воспитание души!

Наставникам – стихи и песни,

Сверканье вдохновенных строк.

Мудрейшая из всех профессий.

Величью званья: « ПЕДАГОГ».

ситуации,

беседа,

объяснение

Уметь определять цель

на уроке с помощью

учителя.

Развитие творческих

способностей,

технология

критического

мышления,свободное

творчество,активизируе

тумственную

деятельность через

чтение

3

Введение в тему

урока

Знакомство с

краткой

биографией

автора, его

творчеством.

Физминутка.

Многие поэты и писатели посвятили свои произведения Учителю,

потому что у них были прекрасные, заботливые педагоги, такие как

Ксения Андреевна из рассказа Л.А. Кассиля « У классной доски».

( Учитель обращает внимание на портрет Льва Абрамовича Кассиля.)

-Что вы запомнили из биографии автора?

-Кассиль Лев Абрамович,известный прозаик.

-Родился 10 июля 1905 года, в городе Энгельс ,на Волге ,в семье врача и

учителя.

-Окончив с успехом среднюю школу, получил направление в московский

университет. Там стал писать. Во время войны был на передовой в

качестве журналиста.

-Тематика произведений разнообразна.( Показ его книг).

-Лауреат Сталинской премии.

« Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,

Встрепенулся,потянулся.( Повторяют движения)

Покачался на ветру.

Взвился вверх и полетел.

Краткое

знакомство

с

биографией

и

творчеством

писателя,демонс

трация

книг

автора

Выполняют

упражнения.

4.

Анализ

произведения.

Один из рассказов Кассиля мы изучаем на сегодняшнем уроке.

(Показ книги)

Учитель. -На какую тему это произведение?

- Тема войны.

Учитель. Почему война 1941-1945 годов называется Великой

Отечественной?

-Весь народ поднялся на защиту Отечества.

У Учитель. А как вы понимаете слово «Отечество»?

-Это Родина, это страна, это дом, это город, это семья, это двор, это

улица, школа и первый учитель…

Синквейн « Отечество» ( 1-2 человека)

Учитель.

Также беззаветно любили свое Отечество и герои рассказа Кассиля.

- Назовите их?

-Учительница Ксения Андреевна, Костя Рожков, его одноклассники -

Сеня Пичугин, Шура Капустина.

Вам было задано нарисовать портрет учительницы и подготовить

словесную характеристику героини.

-До урока на доске мы приготовили выставку ваших рисунков по

Формируют

тему урока.

(События

Великой

Отечественной

войны 1941-1945

гг.)

Составляют

синквейн

(пятистрочная

стихотворная

форма,передает

кратко

чувства,эмоции)

Ответы и

рассуждения

учащихся

Коммуникативные

УУД

Уметь формулировать

собственное мнение и

позицию.

Познавательные УУД

прочитанному произведению. Расскажите, кого вы изобразили. Опишите

учительницу Ксению Андреевну. Какой она вам представляется?

Синквейн. Учитель.

(Ответы ребят, выборочное чтение текста)

Те -Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у

нее руки поют.

–Ксении Андреевне не приходилось повышать голос, ей не надо

было прикрикивать.

-Ух, она у нас и строгая! -хвастались ребята. Сразу все замечает.

-Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна.

-Сельские милиционеры отдавали ей честь на улице.

-И председатель колхоза был ее учеником.

-Строгим,но справедливым человеком слыла она…

-Осенью мне посчастливилось с группой учителей нашей школы

посетить легендарный город-герой Волгоград(Сталинград). Эта поездка

надолго останется в моей памяти. Мы посетили самые значимые места

Сталинграда.

(подборка фотографий)

Я вспомнила об этом потому, что произведение Кассиля тоже трогает

сердца.

А еще мы помним подвиг Чабахан Басиевой, учительницы алагирской

школы. Фашисты пытались ее завербовать. Но она не предала свою

Родину. ( Портрет на доске)

Выставка

портретов

героев рассказа.

Озвучивание

словесного

портрета

учительницы

Ксении

Андреевны

Находить и выделять

необходимую

информацию в

учебнике.

Находить ответы на

вопросы, работать с

текстом.

- Я дочь советского народа и на фашистов работать не буду.!

Её пытали и расстреляли, убили мать и брата.

Народ высоко оценил подвиг учительницы.Её наградили орденом

Отечественной войны посмертно.

Ее именем названа алагирская школа№1,улица, на которой жила

Чабахан. Поставлен памятник.

Поставили памятник и Ивану (Яну) Каниди, учителю физкультуры

бесланской школы №1,греку по национальности,который защищал ребят

от озверевших террористов .Был расстрелян.

В память о героях объявляется минута молчания.

-Давайте порассуждаем. Какими качествами должен обладать народ,

победивший врага? Внесите свои мысли в « Корзину идей».

Наши предложения.

Смелость,отвага,бесстрашие.

Любовь к Родине.

Товарищество,дружба.

Патриотизм.

Чувство долга. Самоотверженность.

-Только ли в бою надо обладать такими качествами?

-Где находились герои нашего произведения?

Расскажите,что произошло тогда у классной доски?(краткий пересказ)

Минута

молчания.

Составление

«Корзины идей»

Чтение по ролям с Учитель. Самый яркий отрывок рассказа прочитают по ролям, с

Чтение

по

5

элементами

инсценирования.

(Актуализация

знаний)

элементами инсценирования ,несколько ребят.

Учительница. -Ребята, на школьном дворе немцы!

(Вбегают три немца)

1 фриц.– Стой!– Пионирен?

2 фриц– Шнеллер, шнеллер, бистро!

Ксения Андреевна шагнула вперед прямо на немца и прикрыла собой

ребят.

Учительница.-– Что вы хотите?

1 фриц. Кто такое ви? Отвечать сию минуту… Я кой-чем говорить по-

русски.

Учительница– Я понимаю и по-немецки, но говорить мне с вами не о

чем. Это мои ученики, я учительница местной школы. Вы можете

опустить ваш пистолет. Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей?

1фриц– Не учить меня!

2фриц Сейчас я вам буду давать небольшой экзамен. Сидеть на место!

Учитель.– Здесь слушаются только меня. Пичугин, принеси,

пожалуйста, стул из коридора.– Пичугин, поскорее!

1фриц.– Теперь каждый меня будет слушать! Где партизанен? Теперь я

буду слушать каждый!

2фриц.– Прикажите им, – чтобы они показали мне на карте или на

плане это место. Ну, живо! Только смотрите у меня…– Я вам

предупреждаю, что я понятен русскому языку и что вы будете сказать

детей…

1 фриц– Может быть, вы все-таки подумаете и сами скажете мне все, что

надо? –– Дети не поймут, говорите по-немецки.

ролям

с

элементами

инсценирования.

(музыкальное

оформление)

Учитель.– Я уже сказала вам, что никогда не была там и не знаю, где

это.

(Фашист, схватив своими длинными руками Ксению Андреевну за

плечи, грубо потряс ее)

1 фриц– Смотри, я буду пока очень добрый, но дальше…

(Ксения Андреевна высвободилась, сделала шаг вперед, подошла к

партам, оперлась обеими руками на переднюю и сказала)

Учитель– Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где

находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся. Я там никогда

не была. И вы тоже не знаете. Правда?

1 фриц– Ну, ты, как звать?… Ты тоже не знаешь?

Ученик.-Не знаю,

1 фриц – А это что такое, знаешь?

– Это знаю, Пистолет-автомат системы «вальтер»…

1 фриц – А ты знаешь, сколько он может убивать таких скверных

учащихся?

– Не знаю. Сами считайте…

1 фриц – Кто такое! Ты сказал: сами считать! Очень прекрасно! Я буду

сам считать до трех. И если никто мне не сказать, что я просил, я буду

стрелять сперва вашу упрямую учительницу. А потом – всякий, кто не

скажет. Я начинал считать! Раз!…

Учитель– Молчи, Шура, молчи, – прошептала Ксения Андреевна, и

губы ее почти не двигались. – Пусть все молчат, – медленно проговорила

она, оглядывая класс, – кому страшно, пусть отвернется. Не надо

смотреть, ребята. Прощайте! Учитесь хорошенько. И этот наш урок

запомните…

( Аплодисменты)

6

Стадия

«Осмысление».

Работа по теме

урока.

Учитель: Вспомните разговор немцев с ребятами. Какие события

происходят в отрывке? (Разговор немцев с ребятами) Почему именно к

детям обратились немцы?

Чего же на самом деле хотели от ребят фашисты? Кто такие партизаны?

Как вели себя немцы? ( Жестоко, грубо…);

Дети? (Мужественно, смело…);

Учительница (Отважно, невозмутимо, спокойно);

Костя? (Мужественно и смело, взял весь удар на себя…).

Какой момент вам показался самым напряжённым? (найдите в учебнике)

Предлагаю посмотреть этот отрывок из фильма «Юные партизаны» Льва

Кулешова.

( Просмотр отрывка художественного фильма)

Что вы можете рассказать о ребятах? Дайте краткую характеристику.

По ходу рассуждений учителем заполняется таблица №2

Учительница Ксения Андреевна

Была смелой и отважной

Костя Рожков

Совершил подвиг

Ответы и

рассуждения

учащихся

Сравнивают

качества героев

в тылу и на

фронте

Составляют

таблицу с

качествами

героев

Познавательные УУД

Находить и выделять

необходимую

информацию в

учебнике, словаре.

Находить ответы на

вопросы, работать с

текстом.

Коммуникативные

УУД

Строить понятные

высказывания,

формулировать

собственное мнение.

Умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли.

Одноклассники

(Сеня Пичугин, Шура Капустина)

Ничего не боялись

Сплотились в момент опасности

Давайте посмотрим, обладают ли наши герои теми качествами,

которыми должны обладать победители? (Сравниваем «в тылу» и «на

фронте»)

Физкультминутка

Солдатик.

На одной ноге постой- ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее подними.

Да гляди не упади!

А сейчас постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

А сейчас постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

Выполняют

упражнения

физминутки

Личностные УУД

Умение применять

правила охраны своего

здоровья.

7

Стадия

«Рефлексия».

Закрепление

знаний.

Учитель: Подтвердились ли наши предположения об идее рассказа,

которые мы высказывали на прошлом уроке? Всегда ли по названию

произведения, можно догадаться о его содержании?

1. Приём ТРКМ «Кластер»

Учитель: Обобщим наши знания. Составим кластер. Кто сражался за

победу в ВОВ? ( мужчины,женщины и дети) А какую роль выполняли

дети и женщины? (Помогали партизанам, работали на заводах…)

Как мы одержали победу? (Сообща)

на фронте

Победа

мужчины

в партизанских отрядах

в тылу

дети

женщины

Учитель: Кто победил в этой войне ?(Народ)Итак, вы увидели, что

весь русский народ, от мала до велика, поднялся вслед за призывом

песни на «смертный бой Многие погибли в этой войне. Была ли их

гибель напрасной? Почему?

Ответы и

рассуждения

детей

Составляют

Кластер

«Победа»

Обобщают

знания по теме

урока

ТРКМ-

Личностные УУД

Развиваем умения

высказывать своё

отношение к героям,

выражать эмоции.

Оценивать поступки в

соответствии с

определённой

ситуацией.

Коммуникативные

УУД

Договариваются о

распределение

функций и ролей в

совместной

деятельности, и

оказывают в

сотрудничестве

Учитель: Зачем,с какой целью писатель написал этот рассказ?

2. Приём ТРКМ «Синквейн»

Учитель: Мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной

войне – это победа всего народа. синквейн

Народ

Мужественный, смелый.

Побеждает, защищает, страдает.

Когда мы едины- мы непобедимы.

Народ-победитель.

Технологии

развития

критического

мышления

Составляют

Синквейн

«Народ»

взаимопомощь.

Предметные УУД

Использовать

полученные знания на

основе обобщения при

составлении кластера и

синквейна

8

Итог урока

Самооценка

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня на уроке.

Скажите, понравился ли он вам? Что особенно запомнилось? Что стало

неожиданным? Какое эмоциональное настроение у вас сейчас? Чему

новому научились?

- Пропробуйте оценить свою работу на уроке с помощью «Звездного

салюта» ( красный цвет звезды- работал отлично, синий- работал

хорошо, жёлтый цвет- мог бы работать лучше.

Систематизация

полученных

знаний,

высказывают

свои

впечатления от

урока.

Формулируют

конечный

результат своей

работы на уроке.

Осуществляют

самооценку

собственной

учебной

деятельности,

соотносят цель и

результаты,

степень

их

соответствия.

Личностные УУД

Оценивание разного

вида деятельности на

уроке.

Регулятивные УУД

Формирование умение

адекватно оценивать

свою деятельность.

9

Домашнее

задание

Написать эссе на тему «Что такое подвиг?»

Записывают

домашнее

задание

Личностные УУД

Формировать наличие

мотивации к работе на

результат.



В раздел образования