Напоминание

Чтение с листа - необходимое условие работы преподавателя фортепиано


Автор: Федотова Наталья Петровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №7
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: методический доклад
Тема: Чтение с листа - необходимое условие работы преподавателя фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Чтение – вот лучшее учение!

А. С. Пушкин

Ч

тение с листа – особый вид музыкальной деятельности. Прочитать с

листа новое произведение – это значит исполнить незнакомое музыкальное со-

чинение по нотам без предварительного проигрывания, в темпе, с осмыслен-

ной фразировкой, выполняя все авторские указания.

Умение свободно читать с листа является одним из основных професси-

ональных качеств современного преподавателя фортепиано. Работая в музы-

кальной школе, он должен умело и грамотно владеть игрой на инструменте.

Однако, успешно справляясь с проведением урока по фортепиано, педагог

иногда испытывает затруднение, столкнувшись с необходимостью прочитать

с листа незнакомое произведение или аккомпанемент.

«Обычно не умеют читать с листа пианисты, воспитанные педагогами,

стремящимися только «отшлифовать» заданную программу и ставящими пре-

выше всего успешность немногих зачетных выступлений», - справедливо за-

мечал А. Готлиб. О том же писал выдающийся музыкант и педагог С. Фейн-

берг: «Современный пианист, столько сил отдающий твердому заучиванию…

не привык культивировать умение непосредственно «читать с листа». В преж-

ние времена эта способность была неотъемлемым качеством пианиста».

Кроме того, развитие техники с интенсивным потоком звуковой инфор-

мации скорее уводит от свободного музицирования за инструментом (следо-

вательно, и от чтения с листа), нежели приобщает к этой исключительно по-

лезной для специалиста деятельности. Трудно не согласиться и с Л. Баренбой-

мом: «Наличие кабинетов звукозаписи, проигрывателей и магнитофонов при-

вело к тому, что музицирование… сейчас захирело. Из-за того, что молодые

люди мало или вовсе не музицируют, они не научаются читать с листа».

Так как музыканты, по словам Л. Баренбойма, своевременно не «науча-

ются» читать с листа, они часто и недолюбливают это занятие, преувеличивая

возникающие в данном случае трудности. Поэтому происходит и снижение

соответствующих интересов. Между тем, умение свободно читать с листа не

перестает быть насущной необходимостью для представителей большинства

музыкальных профессий.

Научиться читать музыку с листа никогда не поздно. Уже сформировав-

шийся музыкант, преподаватель при желании всегда сможет достигнуть ощу-

тимых результатов.

Грамотно читать с листа может и должен каждый музыкант-профессионал.

Ошибочным было бы отрицать возможность проявления особого дарования в

данной области, благодаря которому одни смогут достигнуть больших успе-

хов, другие – меньших. Однако успех гарантирован любому, кто готов прило-

жить максимум настойчивости и усилий. «Совершенства достигают сравни-

тельно немногие, но удовлетворительному чтению с листа может научиться

каждый пианист: это – дело наживное», – писал Г. Коган.

Многие считают, что вопрос о чтении с листа решается просто: главное

- побольше упражняться. Что же касается умения, то со временем оно придет

само собой. Иными словами, не столь важно – «каким образом», важно –

«сколько». Конечно, количество прочитанных с листа пьес играет не послед-

нюю роль, однако продуманная и правильно построенная система самостоя-

тельных занятий ведет к значительному повышению качества исполнения.

Какие же произведения нужно использовать для чтения? Репертуар дол-

жен быть посильным для читающего – не слишком легким, но и не очень труд-

ным по фактуре и техническому воплощению на инструменте, так как попытки

овладеть чересчур сложным текстом приводят к разочарованию в собственных

силах и возможностях.

Самостоятельные занятия преподавателя фортепиано должны прохо-

дить организованно и упорядоченно, с постепенным усложнением материала

и планированием работы на какое-то время вперед. Необходимо, чтобы в ре-

пертуарном списке для чтения были представлены произведения русских, со-

ветских, зарубежных и современных композиторов разных стилистических

направлений. Тогда вместе с развитием нужных умений и навыков попутно

расширяется и общий художественный кругозор, обогащается музыкальный

интеллект. «Сколько читаем – столько знаем» - эта давняя истина не утрачи-

вает своего смысла и применительно к миру музыки. Наряду с фортепианной

литературой также полезно использовать оперные клавиры, аранжировки ка-

мерно-ансамблевых и вокальных произведений. Можно упражняться в чтении

и вдвоем, знакомясь с четырехручными фортепианными переложениями.

Как же правильно читать с листа? Ведь разбор по нотам незнакомого

музыкального произведения и его прочтение с листа – разные, во многом от-

личающиеся друг от друга виды пианистической деятельности.

Под разбором произведения понимается тщательный анализ, всесторон-

нее осмысливание и очень точное воспроизведение всех элементов нотного

текста. Это достижимо при неторопливом и пристальном «всматривании и

вслушивании» во все детали изучаемого материала, при частом возвращении

назад, к ранее сыгранному.

При беглом чтении с листа стоит уже другая цель – получить во время

игры целостное, комплексное, хотя и несколько приблизительное, представле-

ние о главных образах и идеях сочинения, пропуская некоторые текстовые

частности.

«Прежде всего знакомлюсь с тем, что играю, в смысле содержания, об-

щего замысла, ищу черты образа. Следовательно, я не начинаю учить, а просто

играю – с фальшивыми нотами, грязно, чтобы только представить себе, чем

это должно стать» (М. Гринберг).

«…Стараюсь играть как могу, но в настоящем темпе…Я охватываю всю

вещь целиком, хочу как бы надеть на нее обруч… Очень важно ощутить всю

вещь в целом» (Э. Гилельс).

Из этого мы видим, какие характерные условия отличают чтение с листа

от разбора:

– проигрывание произведения в надлежащем темпе (то есть в темпе,

предусмотренным автором), проигрывание безостановочное, целостное, не

нарушаемое попутными исправлениями ошибок и возвратом к ранее сыгран-

ному;

– умение распознать при первой же встрече с незнакомой музыкой то

основное и главное, что определяет ее художественное содержание, и затем в

общих чертах все это воплотить на инструменте.

Что же необходимо преподавателю фортепиано для чтения с листа в

нужном темпе?

Надо достаточно уверенно владеть техникой игры на инструменте, об-

ладать определенным пианистическим мастерством и использовать некоторые

специфические приемы, которые упрощают и облегчают прочитывание нот-

ного текста. Кроме этого он должен уметь мысленно (зрительно) опережать

то, что играет в данный момент, охватывая взглядом определенный отрезок

музыкального текста, т. е. смотреть вперед, одновременно преобразуя внут-

ренним слухом ноты в «звуковую картину», затем нажимать нужные клавиши

инструмента. В результате складывается формула «вижу- слышу- играю». О

великом пианисте Ф. Листе рассказывали, что при исполнении незнакомых

произведений он просматривал нотный текст на восемь тактов вперед. Фено-

менальными способностями в этом отношении обладали также С. Рахманинов,

Ф. Блуменфельд, А. Гольденвейзер и другие.

Совсем иное можно наблюдать, когда музыкант слабо читает с листа.

Расстояние между «видимым» и «играемым» у него сокращается. Формула

«вижу - слышу - играю» выпадает, а зрительное восприятие нотного текста

дает чисто механическое взятие нужной клавиши инструмента.

Можно ли путем специальных упражнений развить в себе способность

видеть и слышать «вперед» в процессе проигрывания незнакомого произведе-

ния? Да, возможно. Если у преподавателя фортепиано найдется партнер в за-

нятиях чтением, то может быть использован следующий метод. Позволив чи-

тающему музыку взглянуть на начало нотной записи и запомнить его, партнер

прикрывает это место листом бумаги, позволяя тому, кто находится за клави-

атурой, смотреть вперед. По ходу дальнейшего исполнения и синхронно с ним

будет продвигаться по нотному тексту и листок, приблизительно на такт обго-

няя то, что звучит в данный момент. Такой способ занятий в значительной

мере способствует формированию правильных навыков чтения с листа. Если

же напарника у преподавателя фортепиано не окажется, то ему остается са-

мому, неторопливо проигрывая новый материал, тренироваться в зрительно-

слуховом опережении, читая текст, заставлять себя предварительно подготав-

ливать «в уме» каждое последующее звуковое звено.

Кроме этого, важно овладение приемом игры «вслепую» – не глядя на

клавиатуру инструмента. Неумение музыканта на ощупь сориентироваться на

клавиатуре фортепиано ведет к тому, что, отыскивая пальцами нужные соче-

тания звуков, читающий вынужден постоянно обращать свой взгляд на руки и

на клавиши. Отрываясь глазами от текста, он тут же теряет то место в нотах,

которое исполняется в данный момент, теряет частично или полностью зри-

тельно-слуховой контроль над музыкальным материалом. Отсюда задержки,

запинки, остановки.

Быстрота чтения с листа во время игры на фортепиано в немалой степени

зависит еще и от способности преподавателя ориентироваться по контурным

очертаниям нотной записи. Схватывая с одного взгляда рисунок и общее

направление движения мелодии, узнавая наиболее распространенные аккор-

довые стереотипы (трезвучия, Д7, их обращения и т.д.) по присущему им

внешнему облику, играющий не нуждается в расшифровке каждого звука по

его местоположению в нотах. Определив нижний звук какой-либо сложной ак-

кордовой вертикали, он быстро воспримет данный аккорд как единую и цель-

ную «нотную картинку». В итоге будет получен нужный результат в скорости

чтения.

Также полезно отмечать для себя в новом материале типовые формулы

фортепианной фактуры: гаммы, арпеджио разных видов, тремоло и др. Это во

многом облегчает задачу играющего: разгружает его внимание, позволяет чи-

тать как бы «сквозь ноты», помогает разрешению аппликатурных проблем.

Из этого следует, что зрительно-слуховой обзор текста, опережающий

непосредственные исполнительские действия, метод игры «вслепую», навык

ориентации на графические контуры нотной записи, умение увидеть в незна-

комом знакомое, опереться на стандартную пианистическую формулу – все

это создает необходимые предпосылки для беглого чтения с листа.

В тех же целях используется и частичное упрощение музыкального мате-

риала. Читая с листа незнакомое и достаточно трудное произведение в темпе,

вряд ли возможно очень точно воспроизводить на инструменте каждый звук

нотного текста. Не случайно, знающий пианист придерживается следующего:

минимум нот – максимум музыки, и чем опытнее в чтении музыкант, тем

меньше допускается им текстовых сокращений. Однако в сложных фортепиа-

нных сочинениях к ним прибегает практически каждый. Важно только пони-

мать и точно знать, где и что можно сокращать и упрощать.

Основой большинства музыкальных произведений является мелодия.

Впервые соприкасаясь с каким-либо сочинением, мы прежде всего пытаемся

понять его мелодическую сущность. Отсюда и совершенно закономерное тре-

бование - безошибочное воспроизведение мелодики при чтении с листа.

Наряду с мелодией самого внимательного отношения при прочитывании

музыки требует бас. Он образует своего рода фундамент и играет важнейшую

роль в любом звукосочетании. Неверные, фальшивые басы способны исказить

музыку. Чаще всего, написанные в тексте выдержанными длительностями (от-

дельными звуками и октавами в низком регистре), либо начальными опор-

ными нотами в различных арпеджиообразных пассажах и гармонических фи-

гурациях, басы ставят перед играющими лишь задачу точного попадания на

них. Читая с листа, пианист обязан помнить, что бас всегда должен звучать

чисто.

«Если тебе предлагают сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала

пробеги его глазами», – советовал молодым музыкантам Р. Шуман.

«Плох тот музыкант, который растеряется и остановится, если ему пере-

вернут страницу на полтакта позже, чем следует, – писал Р. Шуман. – …Ты

музыкален, если в новой вещи приблизительно чувствуешь, что должно быть

дальше». Мысленный просмотр и ознакомление с новым материалом позво-

ляют сосредоточиться на самой музыке, её форме и строении, интонационных,

гармонических и ритмических свойствах. Прочитывание нотного текста «в

уме» (про себя) ведет к образованию внутренних музыкально-слуховых пред-

ставлений, которые впоследствии будут надежной опорой в игре.

Необходимые условия для мысленного чтения – это тишина и полная со-

средоточенность. Нотная запись просматривается медленно и внимательно,

как бы проигрывается «в уме». Музыкант представляет себе все движения на

клавиатуре, подбирает целесообразную аппликатуру. Полезно сделать перед

мысленным чтением короткую ладотональную настройку – сыграть на форте-

пиано соответствующую гамму или арпеджио.

Упражнения в чтении с листа должны проводиться регулярно и система-

тически. Кратковременные занятия с длительными перерывами, как правило,

не эффективны, так как умения и навыки, не успев сформироваться, быстро

исчезают. Только постоянные и хорошо спланированные занятия чтением с

листа могут дать желаемые результаты.

Чтение с листа – искусство, доступное каждому музыканту. Необходимы

только настойчивость и терпение. В практической деятельности преподава-

теля фортепиано умение читать ноты с листа неоценимо: оно расширяет ре-

пертуар, сокращает время подготовки к занятиям, а также способствует росту

профессионального мастерства педагога.

Список литературы

:

1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. М., Советский композитор, 1973.

2. Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития.

М., Музыка, 1976.

3. Гофман И. Чтение с листа. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.,

Госмузиздат, 1961.

4. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М., 1968.

5. Камаева Т. Чтение с листа на уроках фортепиано. М., Классика-XXI,

2006.

6. Коган Г. Работа пианиста. М., Классика-XXI, 2004.

7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1988.

8. Тимакин Е. Воспитание пианиста. М., Советский композитор, 1989.

9. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., Музыка, 1969.

10. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., Музыка, 1959.



В раздел образования