Напоминание

"Искусство воспитания детей"


Автор: Северянина Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Искусство воспитания детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства «Эдельвейс» Приморского

района Санкт-Петербурга

Статья

«Искусство воспитания детей»

Автор:

Северянина Светлана Викторовна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021

Воспитание растущего

человека как формирование развитой личности

составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения

человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в

процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно

требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание

материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию

открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для

духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе

реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей

совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу

формирования

развитой

личности.

Необходима

организация

систематического,

базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности

процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого

развития.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если

отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка

оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия

которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает

присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и

духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но

постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга

способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы

воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм

воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом

выступает

открыто,

делаясь

объектом

специального

обсуждения,

анализа

и

целенаправленной организации.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в

тезисе его активности как полноправного субъекта, а

не

объекта процесса

воспитания.

Собственная активность ребенка

есть

необходимое условие

воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и,

главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны

быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся

образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы

воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное

самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных

поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку

пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-

нравственного и социального развития.

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества

к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В

результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности

происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные

ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условие

2

эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми

содержания и целей деятельности».

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего

человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание

роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через

построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка

находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность,

превращается в действительность.

«Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека», с

одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом,

который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны,

преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого

ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, «учитель с научной точки зрения - только

организатор

социальной

воспитательной

среды,

регулятор

и

контролер

ее

взаимодействия с каждым учеником".

Такой подход к построению процесса

воспитания -

как активного целенаправленного формирования личности

-

согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места

генотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и

психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том,

что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания

происходит действенная выработка программ социального поведения человека,

формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития

личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой

пассивного отражения общественных отношений.

Выступая и субъектом, и

результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные

общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в

процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно

организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его

как развитую личность потребность в благе другого.

«Искусство воспитания», приходит к обоснованному выводу, заключается в

использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание

правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих», а

вместе с тем в

умении вовремя придать более высокое значение успешному

результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу

реальных мотивов, управляющих жизнью личности.

Так, дети подросткового

возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого

члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность

превращает эти «понимаемые» мотивы в реально действующие.

Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком

самого

себя,

своих

способностей

и

возможностей,

возможно

более

полное

самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без участия других

людей, они невозможны путем противопоставления себя людям, они абсолютно

3

невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к

другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.

Таким образом, основными психологическими качествами, лежащими в основании

развитой

личности,

являются

активность,

стремление

к

реализации

себя

и

сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для

данного человека ценности, убеждения, потребности.

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-

мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и

качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в

процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы,

чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим;

честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и

стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не

подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и

дисциплинированность; желание и (умение) понимать

других

людей

и

требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и

воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный

риск и осторожность, избегание ненужного риска.

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован

попарно.

Этим

подчеркивается, что нет качеств «абсолютных». Самое лучшее качество должно

уравновешивать противоположное.

Каждый человек обычно стремится найти

социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих

качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и

сформировавшись как целостностная личность, он способен стать полноценным и

полезным членом общества.

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой личности.

Ядром

личности,

детерминирующим

все

ее

частные

проявления,

служит

мотивационно-потребностная

сфера,

представляющая

собой

сложную

и

взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

Следует сразу отделить два различных понятия – воспитание как процесс и

воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан,

получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат,

полученный в результате воспитательного процесса. Но в воспитании решающее

значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.

Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой

смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в

зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее.

Что же собственно является результатом воспитания? Так как в процессе

воспитания

происходит

формирование

определенных

отношений

индивида

с

окружающим его обществом, допустимо будет сказать, что результатом воспитания

является личность. Под личностью здесь понимается совокупность социально

значимых особенностей конкретного человека. Смысл воспитания, таким образом, это

воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в гуманизацию

воспитания.

Если вернуться к воспитанию детей, то можно говорить много и долго, потому что,

сколько людей, столько и мнений.

4

Основная проблема состоит в том, что если преподавательские кадры, по

крайней мере, проходят специальную подготовку, то, если можно так выразиться,

родительские кадры никакой обязательной подготовки не проходят. А родителей

гораздо больше, чем преподавателей…

Человек, в отличие от животных, не обладает при рождении никакими

способностями.

Все способности человеком усваиваются в

процессе

его

воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех

личностей, которые окружают его в первые годы жизни, в так называемый

сенситивный период.

Пропагандируемый гуманистический подход к воспитанию человека состоит в

том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к

непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности

– устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием

для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир

человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем

внешний

мир

и

внешние

воздействия.

Любое

воздействие

на

личность

(педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое

внушение. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться на

принципе равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность

в процессе становления, например, ребенок). При возникновении проблемы следует

создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как

личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность

самостоятельно.

Если гуманистические идеалы находят своё воплощение в жизнедеятельности

детского

сообщества,

то

идеям

свободы

личности

не

угрожает

его

целенаправленность.

5



В раздел образования