Напоминание

Образование без границ в помощь родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями


Автор: Бурыгина Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Образование без границ в помощь родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями
Раздел: дополнительное образование





Назад




Образование без границ в помощь родителям, воспитывающим детей с

особыми образовательными потребностями

Перед системой образования нашего города стоит задача - создать для каждого

ребёнка полноценные условия для получения образования, независимо от

степени состояния его здоровья. Максимально раннее начало комплексной

психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с

особыми

образовательными

потребностями,

способствует

оптимизации

образовательных возможностей,

социально-экономических перспектив, а

также совершенствованию практики защиты прав ребенка,

качественному

улучшению его положения в обществе.

Ввиду увеличения в нашем городе

количества

детей дошкольного

возраста с инвалидностью возникла необходимость создания службы ранней

помощи как альтернативной формы поддержки семей, имеющих детей. Не

нарушая созданную систему ранней помощи, которая включает в себя:

лекотеки

(МБДОУ

«Ручеек»,

«Лукоморье»),

консультационные

пункты

(МБДОУ «Ручеек», «Колокольчик», «Лукоморье», «Снегурочка», «Аленький

цветочек»), предоставление услуг индивидуального обучения на дому по

медицинским показаниям (МБДОУ «Аленький цветочек»), было принято

решение об открытии на базе МАДОУ «Синеглазка» муниципальной службы

ранней помощи (далее – СРП).

Отличительной чертой СРП от других альтернативных форм помощи

семьей, является взаимодействие на межведомственном уровне учреждений

здравоохранения, образования и социальной защиты.

Деятельность всех

структур направлена на раннее выявление детей от рождения до трех лет с

ограничениями жизнедеятельности, в том числе, детей с ограниченными

возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска;

содействие

их

оптимальному

развитию,

формированию

физического

и

психического здоровья и благополучия, включение их в среду сверстников и

жизнь

сообщества;

сопровождение

и

поддержку

семьи,

повышение

компетентности родителей (законных представителей).

Как показывает наш опыт, большая часть родителей, обращающихся за

консультациями, это родители, имеющие детей в возрасте до 3 лет, в том числе

воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятно,

что, с одной стороны, дети именно этого возраста в меньшей степени

социализированы и охвачены дошкольными учреждениями, с другой стороны,

родители детей, в первую очередь, конечно, мамы уже хотели бы «выйти из

дома» для общения, получить помощь в развитии «особых детей». Учитывая

запросы родителей,

в службе ранней помощи оказывается

психолого-

педагогическая, методическая и консультативная помощь семье учителями-

дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами.

Учитель-дефектолог:

- определяет особенности социального и познавательного развития

ребенка (уровень сформированности взаимодействия малыша со взрослыми,

зрительных и слуховых ориентировочных реакций, манипулятивных умений с

игрушками);

- разрабатывает индивидуальную программу коррекционного обучения и

воспитания ребенка и знакомит с ней родителей;

-

проводит

коррекционно-развивающие

занятия

с

ребенком

в

присутствии родителей;

- знакомит и обучает родителей приемам стимуляции познавательного

развития ребенка в разные возрастные периоды.

Учитель-логопед:

- определяет особенности дословесного этапа развития речи ребенка;

-

разрабатывает

индивидуальную

программу

по

активизации

предпосылок к развитию речи и знакомит с ней родителей;

- проводит в присутствии родителей занятия по стимуляции речевого

развития малыша;

- обучает родителей приемам стимуляции речевого развития детей

раннего возраста.

Педагог – психолог:

- изучает

особенности эмоционального развития ребенка раннего

возраста, разрабатывает программу сопровождения семьи и согласовывает все

этапы работы с ребенком с родителями;

- консультирует родителей по вопросам развития, воспитания и обучения

малыша в семье;

- советует способы общения с ребенком исходя из его возрастных и

психофизиологических особенностей;

- оказывает психологическую поддержку родителям, помогает найти выход

из трудной жизненной ситуации, подобрать наиболее оптимальные способы

эмоционально-развивающего общения.

Все дети

посещающие, СРП МБДОУ «Синеглазка»

относятся к

категории

ребенок

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидностью.

Индивидуальные

программы

разработаны

с

учетом

рекомендаций ТПМПК и заболевания ребенка, согласованы с родителями

(законными представителями).

Совместная деятельность с родителями

(законными представителями) в службе ранней помощи направлена на

психолого-педагогическую

поддержку

семей

и

обучение

их

способам

коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком. За каждой семьей

закреплены специалисты, которые и проводят индивидуальное психолого-

педагогическое консультирование по вопросам развития ребенка. Есть и общие

темы для обсуждения с родителями: «Развитие общей и мелкой моторики у

детей раннего возраста», «Как соблюдать режим дня ребенка», «Какие игрушки

покупать малышу», «Нужно ли делать зарядку с ребенком?» и др. Помогают

родителям правильно организовать взаимодействие с ребенком консультации

специалистов, включенные в

коррекционно-развивающие игровые сеансы:

«Семья – это счастье», «Веселая прогулка», «Корзинка со сказкой», «Я – сам»,

«Я в детском саду», «Научи меня общаться».

Интересна

на

наш

взгляд

и

форма

психолого-педагогического

консультирования родителей «Педагогический интерактивный городок». Это

пространство, в котором функционируют интерактивные площадки, в каждой

из которых работает специалист, под руководством которого родители

овладевают способами практической организации разных игровых средств,

методик, оборудования, осознают свою значимость в процессе развития

ребенка

и

приобретают

новый

опыт

семейного

общения.

Тематика

интерактивных

площадок

формируется

по

запросам

родителей

(«Формирование основ сенсорного воспитания у детей раннего возраста с

ограниченными возможностями здоровья», «Психо-моторное развитие ребенка

в раннем возрасте»,

«Эффективные методы развития речи детей раннего

возраста»).

Учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи,

воспитатели, медицинские работники помогают родителям освоить методы

коррекционного

воздействия:

специальные

дидактические

игры,

корригирующие

упражнения,

фитбол-гимнастику,

проприоцептивные

мероприятиям

по

развитию

крупной

и

мелкой

моторики,

элементы

кинезиотерапии, ритмотерапии.

В целях снижения эмоционального стресса, вызванного рождением ребенка с

нарушениями

в

развитии,

нормализации

внутрисемейных

отношений

педагогом-психологом проводятся консультации

и психотерапевтические

тренинги: «Эмоциональная поддержка ребенка в семье», «Особый ребенок»,

«Тропинка родительской любви». В

программу

сопровождения

семьи

и

развития ребенка включены индивидуальные занятия вместе с родителями по

поддержке развития ребенка по основным областям: физическое развитие,

включая

развитие

подвижности,

слухового

и

зрительного

восприятия;

познавательное развитие, общение, социальное взаимодействие, развитие

адаптивных навыков, в том числе самообслуживание. Уделяется большое

внимание

обучению

родителей

формированию

у

ребенка

навыков,

необходимых для игры и других видов деятельности в повседневной жизни, в

том

числе,

самостоятельного

приема

пищи

и

питья,

других

навыков

самообслуживания.

В случае, если семье требуется специализированная помощь тифлопедагога,

сурдопедагога

или

олигофренопедагога,

родители

направляются

в

консультационные пункты МБДОУ «Ручеек» (слепые и слабовидящие дети),

МБДОУ «Снегурочка» (слабослышащие дети), МБДОУ «Аленький цветочек»

(дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, со сложным дефектом,

имеющие сочетание 2-х или более недостатков в физическом и (или)

психическом развитии), МБДОУ «Лукоморье» (дети с нарушением интеллекта).

Семья,

воспитывающая слабослышащих детей,

получает ее на базе

консультационного

пункта

МБДОУ

«Снегурочка».

Консультирование

родителей и совместные практические занятия,

помогают сурдопедагогу

донести до родителей существование особых потребностей детей, убедить в

необходимости

создания

условий

для

успешного

развития

ребёнка

с

нарушениями

слуха,

показать

способы,

приёмы

и

методы

решения

возникающих проблем. Родители учатся на практике взаимодействовать с

ребенком,

учитывая

его

возможности

познания

окружающего

мира.

Взаимодействие родителей с детьми выстраиваются таким образом, чтобы

ребёнку

было

интересно,

а

родителям

полезно

проследить

алгоритмы

зрительного, слухового, осязательного восприятия предметов и явлений.

Используемые сурдопедагогом специальные методы и приемы помогают

обучать родителей проводить в домашних условиях игры,

развивающие

слуховое восприятие: («Поиграем – посчитаем», «Звуки улицы», «Угадай, что

звучит», «Прогулка в зимний лес», «Бывает – не бывает» и др.) . Проводится

работа с родителями по формированию и отработке способностей установления

разных видов контакта (голосового, зрительного, тактильного, чувственного)

мамы и ребенка. Результатом работы является активное участие родителей в

мероприятиях вместе с детьми: «Театр - рядом», «Мамины ладошки», мастер-

классах «Новогодняя игрушка своими руками», «Солнышко для мамы».

Семьи, воспитывающие слепых и слабовидящих детей раннего возраста,

консультативную

психолого-педагогическую

помощь

тифлопедагогов

получают

в лекотеке МБДОУ «Ручеек». Ни мать, ни отец,

в своем

подавляющем большинстве не готовятся опытом всей предыдущей жизни к

адекватному отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья,

не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться. Для них слепой или

слабовидящий ребенок - «сплошной вопросительный знак». Даже те родители,

которые

проявляют

активность

в

получении

необходимой

информации

о

развитии ребенка со зрительным дефектом, иногда не знают, к кому следует

обратиться за помощью, где получить методическую литературу. Поэтому нам

очень важно обеспечить сопровождение семьи сразу после рождения особого

ребенка.

Тифлопедагоги

обучают

родителей

развивающим

формам

взаимодействия

с

ребенком,

направленным

на

стимуляцию

нормально

развивающихся

функций,

конкретным

приемам

коррекционной

работы,

ведению

дневника

наблюдений

за

ребенком.

Родители

получают

индивидуальные консультации:

«Моторное развитие слепого ребенка»,

«Глаза ждут помощи», «Иры и упражнения со слепым малышом», «Наглядные

пособия и тренажёры для слабовидящих детей». Тифлопедагоги доводят до

сознания родителей разносторонние возможности воспитания их слепого

ребенка. Показывают родителям, что влияние внешнего мира, режим дня, ритм

дня, межличностные контакты требуют специально направленных упражнений,

чтобы ребенок заинтересовался окружающим его миром, чтобы вырвать его из

пассивности,

чтобы

способствовать

всестороннему

развитию

личности,

развитию его восприятий, мышления, речи, моторики и поведения. С помощью

консультирования

учат

родителей

применять

в

семейном

воспитании

общепедагогические и специальные тифлопедагогические методы. При этом

обращают внимание, что они должны не только знать, «что» применять, но

также и «как» это делается. Так, например, тифлопедагоги показывают, как

можно помочь слепому ребенку научиться бегать, как можно развивать речь,

каким образом применять осязание и слух, что слепой ребенок должен

самостоятельно

выполнять.

Это

позволило

родителям,

воспитывающим

слепого ребенка, безболезненно перевести ребенка в возрасте до трех лет из

лекотеки в группу полного дня.

Принципиально новый подход используется в работе

родителями,

воспитывающими детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, детей

со сложным дефектом, имеющих сочетание 2-х или более недостатков в

физическом и (или) психическом развитии.

С 01.09.2018 года в МБДОУ

«Аленький цветочек» реализуется инновационный проект «Мобильная служба

инновационных услуг для семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с

ограниченными возможностями здоровья – Территория помощи».

Для

родителей и детей созданы и функционируют консультативно - обучающий

кабинет,

ресурсная

комната,

работает

междисциплинарная

команда

специалистов для организации и проведения тренингов, творческих занятий,

спортивных соревнований, досуговых мероприятий со всеми членами семьи

ребенка-инвалида.

Отдельным

направлением

является

стимуляция

двигательной активности ребенка, обучение и консультирование членов семьи

по вопросам развития подвижности ребенка в естественных ситуациях;

организация доступной среды. Специалисты дают семьям рекомендации по

подбору, оказывают помощь в обеспечении специальным оборудованием и

материалами, в том числе адаптивными вспомогательными устройствами для

детей,

консультируют

членов

семьи

по

вопросам

использования

вспомогательных технологий. В этом году из пункта проката («Ресурсной

комнаты») двум семьям выданы для детей опоры для стояния и ходунки,

позволяющие уменьшить нагрузку на ноги, сохранять равновесие при ходьбе и

стоянии. Востребован прокат инвентаря по развитию общей моторики (мячи,

фитболы, гимнастические палки, мягкие модули).

Предоставление

своевременной

психолого-педагогической

помощи

родителям позволяет создать оптимальные условия для развития и обучения

детей в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и

других членов семьи, для расширения их возможностей по созданию условий

для выстраивания маршрута роста и развития особого ребенка, планирования

жизни ребенка в будущем.

Результатом работы муниципальной службы ранней

помощи

считаем

повышение

социальной

активности

семей,

уровня

родительской компетенции, применение знаний в игровом взаимодействии с

детьми,

налаживание

контактов

с

медицинскими

и

социальными

учреждениями,

общественными организациями, психолого-педагогическую

поддержку семейного воспитания и

положительную

динамика психо-

физического развития детей.



В раздел образования