Автор: Бурыгина Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного
образования
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного
образования
является
одной
из
важнейших
задач
государственной
образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой
категории
обучающихся
является
наиболее
продуктивным
фактором
социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают
задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к
данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной
общественной
поддержки
их
творческих
способностей,
развития
их
жизненных и социальных компетенций.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс
образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В нескольких статьях
ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и с
инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья, регламентирующая
организацию получения образования лицами с ОВЗ, - 79. Частью 16 статьи 2
ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено
понятие
"обучающийся
с
ограниченными
возможностями
здоровья",
которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом
и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-
педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273
определяет специальные условия для получения образования обучающимися
с ОВЗ.
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
устанавливаются
требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
в
части
дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и
состояния
здоровья.
Получение
дополнительного
образования
регулируется главой 10 ФЗ № 273. В части 2 статьи 75 ФЗ № 273 определено,
что "дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на
общеразвивающие и предпрофессиональные программы.
В
терминологии
ФЗ
№
273
образовательные
программы
для
обучающихся
с
ОВЗ
относятся
к
адаптированным
образовательным
программам. В соответствии с п. 28 ст. 2
ФЗ N 273 адаптированная
образовательная
программа
-
это
образовательная
программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц. Федеральный закон № 273
выделил особенности реализации этих образовательных программ. В
частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение
по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ТПМПК.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и
инвалидов
могут
быть
увеличены
с
учетом
особенностей
их
психофизического развития в соответствии с заключением территориальной
психолого-медико-педагогической
комиссии
-
для
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
а
также
в
соответствии
с
индивидуальной программой реабилитации - для детей-инвалидов.
Согласно Федеральному закону №273-ФЗ (ст. 12)
образовательные
программы
самостоятельно
разрабатываются
и
утверждаются
образовательными организациями, если иное не установлено данным
Федеральным законом. Указанная позиция в полной мере относится и к
дополнительным
общеобразовательным
программам:
содержание
дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним
определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной
организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 4 ст. 75).
Содержание дополнительного образования детей и условия организации
обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной
образовательной программой (ч.1,ст.79). Отбор содержания дополнительных
общеразвивающих программ относится к компетенции образовательной
организации и законодательством фактически не регламентируется.
Пунктом 22 Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
регламентировано, что обучение по дополнительным общеобразовательным
программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-
инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких
обучающихся.
Образовательная
деятельность
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
может
осуществляться
на
основе
дополнительных
общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для
обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области
коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших
соответствующую программу профессиональной переподготовки.
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
программа
может
разрабатываться
на
основе
общеобразовательной
программы
дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с
учетом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей с
инвалидностью, создаваться:
- специально для определенной категории детей с ОВЗ, объединенных в
одну группу (творческое объединение);
- разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного
ребенка с ОВЗ или с инвалидностью.
Целевая аудитория программы может быть:
- группа детей с ОВЗ и с инвалидностью одной категории с
нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с
расстройствами аутистического спектра;
- группа, состоящая из детей нормативно развивающихся и детей с ОВЗ;
- смешанная группа, состоящая из детей с разными особенностями
развития;
- детско-родительская группа;
- программа дополнительного образования может реализовываться и для
одного ребенка.
При
организационной
работе
по
проектированию,
разработке
и
утверждению
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной
программы
для
ребенка
с
ОВЗ
или
ребенка-инвалида
учитываются
возрастные
и
индивидуальные
особенности
ребенка,
медицинские
рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии,
запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается
необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются
формы получения образования, режим посещения занятий как подгрупповых,
так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического
сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.
Структура дополнительной общеобразовательной программы включает:
комплекс основных характеристик программы и комплекс организационно-
педагогических условий. Данные комплексы в полном объеме представлены
в
методических
рекомендациях
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо
Министерства образования и науки от 29.03.2016 №641-ВК-5641/09).
Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает:
1. Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.
2.
Определение
особенностей
организации
образовательной
деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого
ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ
дополнительной общеобразовательной программы:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных
нагрузок,
вариативные
формы
получения
образования
и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-
медико-педагогической
комиссии
и/или
психолого-педагогического
консилиума;
- составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом
особенностей каждого ребенка;
- обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных
особенностей
ребенка;
коррекционная
направленность
учебно-
воспитательного процесса; соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том
числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной
деятельности, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для
детей с ОВЗ.
4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ОВЗ (обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися
детьми
в
воспитательных,
культурно-развлекательных
мероприятиях,
конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.);
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей с ОВЗ по вопросам развития и обучения
ребенка, вопросам правового обеспечения и иным.
В методических рекомендациях, представлены общие условия получения
образования и адаптации программ дополнительного образования:
- для слепых и слабовидящих детей;
- обучающихся с нарушениями
- опорно-двигательного аппарата (НОДА)
- слабослышащих и позднооглохших;
- с расстройствами аутистического спектра (РАС)
- с задержкой психического развития (ЗПР)
- с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Материально-техническое обеспечение дополнительного образования
детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их особым
образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-
технического обеспечения процесса образования должна быть отражена
специфика требований к:
- организации пространства образовательной организации;
- организации временного режима образовательной деятельности по
программам дополнительного образования;
- организации рабочего места детей с ОВЗ;
- техническим средствам комфортного доступа обучающегося ребенка с
ОВЗ
к
возможности
получения
дополнительного
образования
(ассистирующие средства и технологии), включая специализированные
компьютерные
инструменты
образования,
ориентированные
на
удовлетворение особых образовательных потребностей.
Помимо федеральной, региональной, муниципальной нормативных баз,
фиксирующих
права
ребенка
с
ОВЗ,
необходима
разработка
соответствующих
локальных
актов
организаций,
в
том
числе,
обеспечивающих эффективное образование и нормально развивающихся
детей. В качестве наиболее важного локального нормативного документа
следует рассматривать договор с родителями ребенка с ОВЗ, в котором будут
фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного
пространства,
предусмотрены
правовые
механизмы
изменения
образовательного
маршрута
в
соответствии
с
особенностями
и
возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе
образования.
Напомню, что в соответствии с Указом
Президента Российской
Федерации 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки" к 2020 году доля детей в возрасте
от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным
программам, должна увеличиться до 70 - 75% от общей численности детей
этого
возраста.
Те
же
параметры
определены планом
мероприятий
(«дорожных карт») по повышению значений показателей доступности для
инвалидов объектов и услуг в соответствии с уточненным перечнем
индикаторов, утв. Министерством труда и социальной защиты Российской
Федерации от 06.09.2018 № 13-6/10/В-6833.
Дополнительное образование детей повышает их адаптированность к
жизни в обществе, осуществляет профессиональную ориентацию, а также
выявление способностей и потенциальных возможностей обучающихся.