Напоминание

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования


Автор: Бурыгина Татьяна Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями

здоровья и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного

образования

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного

образования

является

одной

из

важнейших

задач

государственной

образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой

категории

обучающихся

является

наиболее

продуктивным

фактором

социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают

задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к

данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной

общественной

поддержки

их

творческих

способностей,

развития

их

жизненных и социальных компетенций.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс

образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В нескольких статьях

ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и с

инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья, регламентирующая

организацию получения образования лицами с ОВЗ, - 79. Частью 16 статьи 2

ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено

понятие

"обучающийся

с

ограниченными

возможностями

здоровья",

которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом

и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-

педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению

образования без создания специальных условий. Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273

определяет специальные условия для получения образования обучающимися

с ОВЗ.

Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным

общеобразовательным

программам»

устанавливаются

требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность

по

дополнительным

общеобразовательным

программам,

в

части

дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом

особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей

и

состояния

здоровья.

Получение

дополнительного

образования

регулируется главой 10 ФЗ № 273. В части 2 статьи 75 ФЗ № 273 определено,

что "дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на

общеразвивающие и предпрофессиональные программы.

В

терминологии

ФЗ

273

образовательные

программы

для

обучающихся

с

ОВЗ

относятся

к

адаптированным

образовательным

программам. В соответствии с п. 28 ст. 2

ФЗ N 273 адаптированная

образовательная

программа

-

это

образовательная

программа,

адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных

возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений

развития и социальную адаптацию указанных лиц. Федеральный закон № 273

выделил особенности реализации этих образовательных программ. В

частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение

по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных

представителей) и на основании рекомендаций ТПМПК.

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для

учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и

инвалидов

могут

быть

увеличены

с

учетом

особенностей

их

психофизического развития в соответствии с заключением территориальной

психолого-медико-педагогической

комиссии

-

для

учащихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

а

также

в

соответствии

с

индивидуальной программой реабилитации - для детей-инвалидов.

Согласно Федеральному закону №273-ФЗ (ст. 12)

образовательные

программы

самостоятельно

разрабатываются

и

утверждаются

образовательными организациями, если иное не установлено данным

Федеральным законом. Указанная позиция в полной мере относится и к

дополнительным

общеобразовательным

программам:

содержание

дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним

определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной

организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 4 ст. 75).

Содержание дополнительного образования детей и условия организации

обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной

образовательной программой (ч.1,ст.79). Отбор содержания дополнительных

общеразвивающих программ относится к компетенции образовательной

организации и законодательством фактически не регламентируется.

Пунктом 22 Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»

регламентировано, что обучение по дополнительным общеобразовательным

программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-

инвалидов и инвалидов осуществляется организацией, осуществляющей

образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического

развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких

обучающихся.

Образовательная

деятельность

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

по

дополнительным

общеобразовательным

программам

может

осуществляться

на

основе

дополнительных

общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для

обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области

коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших

соответствующую программу профессиональной переподготовки.

Адаптированная

дополнительная

общеобразовательная

программа

может

разрабатываться

на

основе

общеобразовательной

программы

дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с

учетом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей с

инвалидностью, создаваться:

- специально для определенной категории детей с ОВЗ, объединенных в

одну группу (творческое объединение);

- разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного

ребенка с ОВЗ или с инвалидностью.

Целевая аудитория программы может быть:

- группа детей с ОВЗ и с инвалидностью одной категории с

нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с

расстройствами аутистического спектра;

- группа, состоящая из детей нормативно развивающихся и детей с ОВЗ;

- смешанная группа, состоящая из детей с разными особенностями

развития;

- детско-родительская группа;

- программа дополнительного образования может реализовываться и для

одного ребенка.

При

организационной

работе

по

проектированию,

разработке

и

утверждению

адаптированной

дополнительной

общеобразовательной

программы

для

ребенка

с

ОВЗ

или

ребенка-инвалида

учитываются

возрастные

и

индивидуальные

особенности

ребенка,

медицинские

рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии,

запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается

необходимость в дополнении или изменении учебного плана, определяются

формы получения образования, режим посещения занятий как подгрупповых,

так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического

сопровождения, промежуточные и итоговые результаты и т.д.

Структура дополнительной общеобразовательной программы включает:

комплекс основных характеристик программы и комплекс организационно-

педагогических условий. Данные комплексы в полном объеме представлены

в

методических

рекомендациях

по

реализации

адаптированных

дополнительных

общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая

детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо

Министерства образования и науки от 29.03.2016 №641-ВК-5641/09).

Адаптация дополнительной общеобразовательной программы включает:

1. Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.

2.

Определение

особенностей

организации

образовательной

деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого

ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ

дополнительной общеобразовательной программы:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим

учебных

нагрузок,

вариативные

формы

получения

образования

и

специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-

медико-педагогической

комиссии

и/или

психолого-педагогического

консилиума;

- составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом

особенностей каждого ребенка;

- обеспечение психолого-педагогических условий (учет индивидуальных

особенностей

ребенка;

коррекционная

направленность

учебно-

воспитательного процесса; соблюдение комфортного психоэмоционального

режима; использование современных педагогических технологий, в том

числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной

деятельности, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и

охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,

профилактика физических, умственных и психологических перегрузок

обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для

детей с ОВЗ.

4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с

ОВЗ (обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени

выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися

детьми

в

воспитательных,

культурно-развлекательных

мероприятиях,

конкурсах, выступлениях, концертах, фестивалях и т.п.);

5. Оказание консультативной и методической помощи родителям

(законным представителям) детей с ОВЗ по вопросам развития и обучения

ребенка, вопросам правового обеспечения и иным.

В методических рекомендациях, представлены общие условия получения

образования и адаптации программ дополнительного образования:

- для слепых и слабовидящих детей;

- обучающихся с нарушениями

- опорно-двигательного аппарата (НОДА)

- слабослышащих и позднооглохших;

- с расстройствами аутистического спектра (РАС)

- с задержкой психического развития (ЗПР)

- с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Материально-техническое обеспечение дополнительного образования

детей с ОВЗ должно отвечать не только общим, но и их особым

образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-

технического обеспечения процесса образования должна быть отражена

специфика требований к:

- организации пространства образовательной организации;

- организации временного режима образовательной деятельности по

программам дополнительного образования;

- организации рабочего места детей с ОВЗ;

- техническим средствам комфортного доступа обучающегося ребенка с

ОВЗ

к

возможности

получения

дополнительного

образования

(ассистирующие средства и технологии), включая специализированные

компьютерные

инструменты

образования,

ориентированные

на

удовлетворение особых образовательных потребностей.

Помимо федеральной, региональной, муниципальной нормативных баз,

фиксирующих

права

ребенка

с

ОВЗ,

необходима

разработка

соответствующих

локальных

актов

организаций,

в

том

числе,

обеспечивающих эффективное образование и нормально развивающихся

детей. В качестве наиболее важного локального нормативного документа

следует рассматривать договор с родителями ребенка с ОВЗ, в котором будут

фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного

пространства,

предусмотрены

правовые

механизмы

изменения

образовательного

маршрута

в

соответствии

с

особенностями

и

возможностями ребенка, в том числе новыми, возникающими в процессе

образования.

Напомню, что в соответствии с Указом

Президента Российской

Федерации 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной

политики в области образования и науки" к 2020 году доля детей в возрасте

от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным

программам, должна увеличиться до 70 - 75% от общей численности детей

этого

возраста.

Те

же

параметры

определены планом

мероприятий

(«дорожных карт») по повышению значений показателей доступности для

инвалидов объектов и услуг в соответствии с уточненным перечнем

индикаторов, утв. Министерством труда и социальной защиты Российской

Федерации от 06.09.2018 № 13-6/10/В-6833.

Дополнительное образование детей повышает их адаптированность к

жизни в обществе, осуществляет профессиональную ориентацию, а также

выявление способностей и потенциальных возможностей обучающихся.



В раздел образования