Автор: Костромина Галина Георгиевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край Наименование материала: статья Тема: Воспитание у детей мотивации Раздел: начальное образование
сегодня - залог здорового образа жизни завтра.
Чтобы сделать
ребенка умным
и
рассудительным,
сделайте
его
крепким
и
здоровым:
пусть
он
работает,
действует,
бегает,
кричит,
пусть
он
находится
в
постоянном движении.
Жан Жак Руссо
В
современной
школе
все
прекрасно
понимают,
что
нельзя
принуждать учащегося заниматься какой-либо деятельностью, а тем более
заставить его заботиться о своем здоровье, нужны определенные мотивы и
стимулы. Ребенок должен сам захотеть изменить отношение к самому себе,
но как это сделать?
Младший школьный возраст – важный этап в процессе формирования
личности, когда интенсивно развиваются все системы организма. Поэтому
необходимо внимательно следить за физическим состоянием и влияющими
на него факторами. Особенно актуально это сейчас, когда здоровье детей
постоянно ухудшается, а их двигательная активность на сегодня сократилась
почти вдвое. Одним из аспектов физического воспитания школьного возраста
– поиск рациональной организации двигательной деятельности
Наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению,
также
необходимо
решать
вопросы
формирования
потребности
к
самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе
создания представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных
знаний
способствует
изменению
отношения
учащихся
к
физической
культуре, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитыми.
В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм:
мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Затем интересы становятся
более
дифференцированным:
одним
нравится
гимнастика,
другим
легкая
атлетика, третьим - вольная борьба.
Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: те
кто доволен уроками ходят на них ради своего физического развития и
укрепления здоровья, а те кто не удовлетворен уроками физкультуры (в
основном
девочки),
посещают
их
ради
отметки
и
чтобы
избежать
неприятностей из-за прогулов.
Мотивы
занятий
физической
культурой
могут
быть
связаны
с
процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник
удовлетворяет
потребность
в
двигательной
активности,
в
получении
впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором
случае он может стремиться к получению следующих результатов:
•
Самосовершенствование
(улучшение
телосложения,
развитие
физических и психических качеств, укрепление здоровья).
•
Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать
красивым и т.д.)
•
Удовлетворение
духовных
потребностей
(через
общение
с
товарищами,
через
чувство
принадлежности
к
коллективу
и т.д.)
Необходимое
условие
для
создания
у
учащихся
интереса
к
содержанию
обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить к учению
самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем
легче
заинтересовать
ими
учащихся.
Основное
средство
воспитания
устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий,
решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание
проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которых они не
могут
разрешить
при
позиции,
имеющегося
у
них
запаса
знаний
или
применение старых в новой ситуации. Интересна только работа, которая
требует
постоянного
напряжения.
Легкий
материал,
не
требующий
умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в
учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней.
Даваемые задания должны быть конкретными. Часто назначение школьника
физоргом в классе носит формальный характер. Учитель должен разъяснять,
в
чем
конкретно
состоят
функции
физорга.
Школьникам
должна
предоставляться
определенная
самостоятельность
в
выполнении
общественной работы. Например, ребята сами могут разработать программу
спортивного вечера, подготовить стенную газету на спортивную тему и т.д.
При
распределении
общественных
поручений
важно
учитывать
психологические особенности школьников разного возраста: их интересы,
способности,
социальный
статус
в
группе
и
в
спортивном
коллективе.
Например, школьнику с низким социальным статусом в классе вначале не
следует
давать
задания,
требующие
руководства
товарищами.
Срочные
задания
не
следует
поручать
школьникам
с
высокой
тревожностью,
инертностью: они привыкли заранее планировать свою деятельность и в
неожиданно возникшей ситуации чувствуют себя неуверенно, нервозно. Им
нужно время, чтобы свыкнуться со своей ролью, с полученным заданием.
Учитывая
склонность
учащихся
к
перемене
деятельно сти,
целесообразнее давать им разовые и временные поручения, а не постоянные.
Особенно это касается школьников с сильной нервной системой, которые
часто
бывают
пассивными
в
общественных
делах
только
потому,
что
даваемые
им
поручения
однообразны
и
не
заставляют
их
преодолевать
трудности. Групповые и коллективные поручения должны превалировать над
индивидуальностью.
Цель,
поставленная
учителем
должна
стать
целью
ученика,
между
мотивами и целями существует весьма сложные отношения. Наилучший путь
движения - от мотивов к цели, то есть когда ученик уже имеет мотив,
побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.
Эти размышления навели меня на мысль, что школьник должен посмотреть
на себя как бы со стороны, разобраться, что он представляет из себя сейчас
и каким бы хотел стать. Правильно выбранная позиция ученика определяет
его дальнейшее продвижение к цели, и роль учителя состоит в том, чтобы
показать ребенку выгодную активную позицию поведения по отношению к
себе. Моя задача помочь ребенку, преодолевая страх, тревожность перед
решением своих внутренних проблем, обрести уверенность в том, что он сам
сможет
стать
успешным.
А
его
двигательная
активность,
любое
ее
проявление всегда найдут поддержку и одобрение со стороны учителя.
Передо
мной
часто
встает
вопрос:
чему
учить
ребенка?
Только
правильной технике спортивных упражнений или также умению управлять
состоянием своего здоровья? И то, и другое очень важно. Хорошая техника –
основа
двигательной
культуры
человека,
а
оптимальная
двигательная
активность – это основа здоровья, которая определяет будущее ребенка. В
мире нет ни одного лекарства, которое бы заменило движение, а движение
может заменить все лекарства мира. Верю и вижу, что ученик сам может
стать творцом своего телесного здоровья и физического совершенства.
Растить
детей
здоровыми,
жизнерадостными,
сильными
–
первоочередная
задача
в
моей
работе.
Здоровье
–
один
из
важнейших
компонентов человеческого благополучия. В Конвенции о правах ребенка
прописано законное право детей на рост и развитие. Современные условия
жизни
предъявляют
повышенные
требования
к
состоянию
здоровья
школьников. Забота о нем во всем мире занимает, приоритетные позиции.
Диагностика физической подготовленности школьников, проводимая дважды
в
год,
дает
возможность
отслеживать
состояние
физического
здоровья
школьников, своевременно вносить коррективы для каждого индивидуально.
Результативность
проявляется
в
желании
заниматься
и
в
стойком
повышении
уровня
физического
здоровья
учащихся
во
всех
классах.
В
положительном изменении психической сферы школьников. Приобретённые
ими в процессе деятельности уверенность, оптимизм, целеустремлённость,
стремление
к
саморазвитию,
самосовершенствованию
позволяют
детям
организовать себя и стать успешными.
Основной
компонент
здорового
воспитания
школьников
–
это
движение. Поэтому важна организация в школе двигательная внеурочная
деятельность
в
форме
гимнастики,
ОФП
и
подвижных
игр.
Для
стимулирования
самостоятельной
деятельности
на
спортивной
площадке
необходимо
создавать
полосы
препятствий
с
использованием
турников,
разновысоких и параллельных брусьев, рукоходов и площадок для игр с
мячом.
Создана
картотека
разнообразных
игр
и
физической
подготовки,
которой пользуются учащиеся 3-4-ых классов.
Для
того
чтобы
заинтересовать
детей,
используется
необычный
спортивный
инвентарь,
нетрадиционное
оборудование,
которые
обеспечивают
комфорт
и
безопасность.
Красочные
мягкие
спортивные
модули снижают напряжение, чувство страха, учат уверенности в исполнении
гимнастических упражнений. Основная задача педагога сделать так, чтобы
каждый
ребенок
эффективно
использовал
пространство
и
спортивный
инвентарь с мягким покрытием для эмоционального и физического развития
и психологической разгрузки, а также комфортно чувствовал себя в зале
после занятий.
Образование
–
процесс,
направленный
в
будущее
двигательной
деятельности,
относится
к
здоровьесберегающим
технологиям.
Умение
заниматься
гимнастикой,
подвижными
играми,
несомненно,
исправляет
недостатки
осанки,
способствует
росту
ребенка,
закаливает
организм,
положительно влияет на ОС систему. Занятия помогут детям стать сильными,
ловкими, смелыми и в дальнейшем вести здоровый образ жизни.
Особенности
становления маленьких спортсменов заключаются не
только в улучшении функционального состояния органов и систем организма,
но
оптимизации
психоэмоционального
состояния
ребенка,
оказывающего
положительное влияние на организм, развивают потребность школьников в
дальнейших тренировках.
При
разработке
методики
гимнастики
необходимо
акцентировать
внимание на развитие опорно-двигательного аппарата, т.к. многие учащиеся
нуждаются
в
индивидуальном
подходе.
Детям
составляю
комплексы
лечебной гимнастики для коррекции осанки и обучаю приемам классического
массажа при нарушениях опорно- двигательного аппарата. Стараюсь сделать
так, чтобы дети тянулись к лучшему, впитывали, как губка, всю позитивную
информацию
и вместе с родителями, развивали в себе потребность
в
здоровом образе жизни.
Учитель
физкультуры
должен
формировать
у
учащихся
положительную
мотивацию,
развивать
потребность
самостоятельно
заниматься физической культурой на базе создания у них представления о
здоровом
образе
жизни.
Приобретение
этих
знаний
меняет
отношение
учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными,
хорошо физически развитыми.
Костромина Г.Г., учитель физической культуры
Литература
1.
Быков
В.С.
Теория
и
практика
формирование
потребностей
в
физическом воспитании у школьников ФК 2000г. №1
2.
Габышев
А.П.
Формирование
мотивов
физической
активности
у
школьников на уроках физической культуры. Сборник тезисов, докладов на
республиканской научно-практической конференции 1999г.
3. Ильин Е.П. Мотив и мотивация С-П. 2000г.
4. Леонтьев В.Г. Исследование мотивационной сферы личности 1984г.
5.
Леонтьев
В.Г.
Формирование
мотивации
учебной
деятельности
учащихся 1985г.
6. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.
– М.: Просвещение, 2011. – 400 с.