Напоминание

Воспитание у детей мотивации


Автор: Костромина Галина Георгиевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание у детей мотивации
Раздел: начальное образование





Назад





Положительная двигательная мотивация учащихся

сегодня - залог здорового образа жизни завтра.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении. Жан Жак Руссо В современной школе все прекрасно понимают, что нельзя принуждать учащегося заниматься какой-либо деятельностью, а тем более заставить его заботиться о своем здоровье, нужны определенные мотивы и стимулы. Ребенок должен сам захотеть изменить отношение к самому себе, но как это сделать? Младший школьный возраст – важный этап в процессе формирования личности, когда интенсивно развиваются все системы организма. Поэтому необходимо внимательно следить за физическим состоянием и влияющими на него факторами. Особенно актуально это сейчас, когда здоровье детей постоянно ухудшается, а их двигательная активность на сегодня сократилась почти вдвое. Одним из аспектов физического воспитания школьного возраста – поиск рациональной организации двигательной деятельности Наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению, также необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению отношения учащихся к физической культуре, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитыми. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Затем интересы становятся
более дифференцированным: одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим - вольная борьба. Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: те кто доволен уроками ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), посещают их ради отметки и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов. Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов: • Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья). • Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать красивым и т.д.) • Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.) Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить к учению самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которых они не могут разрешить при позиции, имеющегося у них запаса знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий
умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Даваемые задания должны быть конкретными. Часто назначение школьника физоргом в классе носит формальный характер. Учитель должен разъяснять, в чем конкретно состоят функции физорга. Школьникам должна предоставляться определенная самостоятельность в выполнении общественной работы. Например, ребята сами могут разработать программу спортивного вечера, подготовить стенную газету на спортивную тему и т.д. При распределении общественных поручений важно учитывать психологические особенности школьников разного возраста: их интересы, способности, социальный статус в группе и в спортивном коллективе. Например, школьнику с низким социальным статусом в классе вначале не следует давать задания, требующие руководства товарищами. Срочные задания не следует поручать школьникам с высокой тревожностью, инертностью: они привыкли заранее планировать свою деятельность и в неожиданно возникшей ситуации чувствуют себя неуверенно, нервозно. Им нужно время, чтобы свыкнуться со своей ролью, с полученным заданием. Учитывая склонность учащихся к перемене деятельно сти, целесообразнее давать им разовые и временные поручения, а не постоянные. Особенно это касается школьников с сильной нервной системой, которые часто бывают пассивными в общественных делах только потому, что даваемые им поручения однообразны и не заставляют их преодолевать трудности. Групповые и коллективные поручения должны превалировать над индивидуальностью. Цель, поставленная учителем должна стать целью ученика, между мотивами и целями существует весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотивов к цели, то есть когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели. Эти размышления навели меня на мысль, что школьник должен посмотреть на себя как бы со стороны, разобраться, что он представляет из себя сейчас
и каким бы хотел стать. Правильно выбранная позиция ученика определяет его дальнейшее продвижение к цели, и роль учителя состоит в том, чтобы показать ребенку выгодную активную позицию поведения по отношению к себе. Моя задача помочь ребенку, преодолевая страх, тревожность перед решением своих внутренних проблем, обрести уверенность в том, что он сам сможет стать успешным. А его двигательная активность, любое ее проявление всегда найдут поддержку и одобрение со стороны учителя. Передо мной часто встает вопрос: чему учить ребенка? Только правильной технике спортивных упражнений или также умению управлять состоянием своего здоровья? И то, и другое очень важно. Хорошая техника – основа двигательной культуры человека, а оптимальная двигательная активность – это основа здоровья, которая определяет будущее ребенка. В мире нет ни одного лекарства, которое бы заменило движение, а движение может заменить все лекарства мира. Верю и вижу, что ученик сам может стать творцом своего телесного здоровья и физического совершенства. Растить детей здоровыми, жизнерадостными, сильными – первоочередная задача в моей работе. Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия. В Конвенции о правах ребенка прописано законное право детей на рост и развитие. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья школьников. Забота о нем во всем мире занимает, приоритетные позиции. Диагностика физической подготовленности школьников, проводимая дважды в год, дает возможность отслеживать состояние физического здоровья школьников, своевременно вносить коррективы для каждого индивидуально. Результативность проявляется в желании заниматься и в стойком повышении уровня физического здоровья учащихся во всех классах. В положительном изменении психической сферы школьников. Приобретённые ими в процессе деятельности уверенность, оптимизм, целеустремлённость, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию позволяют детям организовать себя и стать успешными.
Основной компонент здорового воспитания школьников – это движение. Поэтому важна организация в школе двигательная внеурочная деятельность в форме гимнастики, ОФП и подвижных игр. Для стимулирования самостоятельной деятельности на спортивной площадке необходимо создавать полосы препятствий с использованием турников, разновысоких и параллельных брусьев, рукоходов и площадок для игр с мячом. Создана картотека разнообразных игр и физической подготовки, которой пользуются учащиеся 3-4-ых классов. Для того чтобы заинтересовать детей, используется необычный спортивный инвентарь, нетрадиционное оборудование, которые обеспечивают комфорт и безопасность. Красочные мягкие спортивные модули снижают напряжение, чувство страха, учат уверенности в исполнении гимнастических упражнений. Основная задача педагога сделать так, чтобы каждый ребенок эффективно использовал пространство и спортивный инвентарь с мягким покрытием для эмоционального и физического развития и психологической разгрузки, а также комфортно чувствовал себя в зале после занятий. Образование – процесс, направленный в будущее двигательной деятельности, относится к здоровьесберегающим технологиям. Умение заниматься гимнастикой, подвижными играми, несомненно, исправляет недостатки осанки, способствует росту ребенка, закаливает организм, положительно влияет на ОС систему. Занятия помогут детям стать сильными, ловкими, смелыми и в дальнейшем вести здоровый образ жизни. Особенности становления маленьких спортсменов заключаются не только в улучшении функционального состояния органов и систем организма, но оптимизации психоэмоционального состояния ребенка, оказывающего положительное влияние на организм, развивают потребность школьников в дальнейших тренировках. При разработке методики гимнастики необходимо акцентировать внимание на развитие опорно-двигательного аппарата, т.к. многие учащиеся
нуждаются в индивидуальном подходе. Детям составляю комплексы лечебной гимнастики для коррекции осанки и обучаю приемам классического массажа при нарушениях опорно- двигательного аппарата. Стараюсь сделать так, чтобы дети тянулись к лучшему, впитывали, как губка, всю позитивную информацию и вместе с родителями, развивали в себе потребность в здоровом образе жизни. Учитель физкультуры должен формировать у учащихся положительную мотивацию, развивать потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитыми. Костромина Г.Г., учитель физической культуры

Литература
1. Быков В.С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников ФК 2000г. №1 2. Габышев А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры. Сборник тезисов, докладов на республиканской научно-практической конференции 1999г. 3. Ильин Е.П. Мотив и мотивация С-П. 2000г. 4. Леонтьев В.Г. Исследование мотивационной сферы личности 1984г. 5. Леонтьев В.Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся 1985г. 6. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.


В раздел образования